КОЛЛЕКТИВНОЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОЛЛЕКТИВНОЕ
(Collective; Kollektiv). Многое в противоположность единичному. На базе различения между сознанием и бессознательным, отмеченного еще предшественниками психоаналитического движения, Юнг развил свои собственные идеи коллективного бессознательного как хранилища психического наследства и потенциальных возможностей человека (см. АРХЕТИП). Он рассматривал К. как противоположность индивидуальному, как то, из чего индивид должен вычленить себя, а также как вместилище всего того, что однажды может быть индивидуально выражено, адаптировано или подвержено воздействию, влиянию. Чем больше человек становится самим собой, т.е. чем больше он склонен к индивидуации, тем более отчетливо он будет отходить от коллективных норм, стандартов, правил, нравов и ценностей. Хотя он принимает участие в К. как член общества и специфической культуры, человек представляет собой уникальную комбинацию потенций, свойственных К. как целому. И дифференциацию и развитие Юнг считал инстинктивными и сущностно неотъемлемыми. Подтвердив свои утверждения эмпирически, он пришел к принятию телеологической точки зрения по данному вопросу. Когда К. воспринимается как резервуар психических возможностей, то оно оказывается колоссальной силой, способной вызвать грандиозные иллюзии и массовые психозы. Противоположностью индивидуальности Юнг считал идентификацию с К. идеалом, ведущую к инфляции и в конце концов к мании величия. Он был убежден, что реальным носителем изменений остается индивид, поскольку масса как целое не способна сознавать себя.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Коллективное
Коллективными я называю все те психические содержания, которые свойственны не одному, а одновременно многим индивидам, стало быть обществу, народу или человечеству. Такими содержаниями являются описанные Леви-Брюлем "коллективные мистические представления" /106/ первобытных людей, а также распространенные среди культурных людей общие понятия о праве, государстве, религии, науке и т. д. Но коллективными можно называть не только понятия и воззрения, а и чувства. Леви-Брюль показывает, что у первобытных людей их коллективные представления суть одновременно и коллективные чувства. Именно ввиду такой коллективности чувства он характеризует эти "коллективные представления" как "mystiques", потому что эти представления не только интеллектуальны, но и эмоциональны. У культурного человека с известными коллективными понятиями связываются и коллективные чувства, например с коллективной идеей Бога, или права, или отечества и т. д. Коллективный характер присущ не только единичным психическим элементам или содержаниям, но и целым функциям (см.). Так, например, мышление вообще, в качестве целой функции, может иметь коллективный характер, поскольку оно является общезначимым, согласным, например, с законами логики. Точно так же и чувство, как целостная функция, может быть коллективным, поскольку оно, например, тождественно с общим чувством, иными словами, поскольку оно соответствует общим ожиданиям, например общему моральному сознанию и т. д. Точно так же коллективным является то ощущение или способ и та интуиция, которые свойственны одновременно большой группе людей. Противоположностью "коллективному" является индивидуальное (см.).

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

КОЛЛЕКТИВНОЕ
Collective; Kollektive) - психические содержания, принадлежащие не отдельному индивиду, а обществу, людям или человечеству вообще (см. также коллективное бессознательное, индивидуация и персона].
"Такими содержаниями являются описанные Леви-Брюлем "коллективные мистические представления" первобытных людей, а также распространенные среди культурных людей общие понятия о праве, государстве, религии, науке и т. д. Но коллективными можно называть не только понятия и воззрения, а и чувства. Леви-Брюль показывает, что у первобытных людей их коллективные представления суть одновременно и коллективные чувства <...> У культурного человека с известными коллективными понятиями связываются и коллективные чувства, например с коллективной идеей Бога или права, или отечества и т. д. Коллективный характер присущ не только единичным психическим элементам или содержаниям, но и целым функциям. Так, например, мышление вообще, в качестве целой функции, может иметь коллективный характер, поскольку оно является общезначимым, согласным, например, с законами логики. Точно так же и чувство, как целостная функция, может быть коллективным, поскольку оно, например, тождественно с общим чувством, иными словами, поскольку оно соответствует общим ожиданиям, например общему моральному сознанию и т. д. Точно так же коллективным является то ощущение или способ и та интуиция, которые свойственны одновременно большой группе людей. Противоположностью "коллективному" является индивидуальное" (ПТ, пар. 741).
Чем больше человек делается самим собой, т. е. чем более он нацелен на индивидуацию, тем более отчетливо отходит он от коллективных норм, стандартов, правил, нравов и ценностей. Оставаясь участником коллективного, как член общества и специфической культуры, человек представляет уникальную комбинацию потенциалов, присущих коллективному как целому.
Когда коллективное воспринимается как резервуар психических возможностей, то оно оказывается колоссальной силой, способной вызвать грандиозные иллюзии и массовые психозы. Идентификация с коллективным ведет к инфляции и, в конце концов, к мании величия.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
280.13 кб

Трансформация тени (коллективное бессознательное как сфера диалектики добра и зла)

Вавилова Елена Юрьевна
В статье исследованы взгляды представителей аналитической психологии и на их основе выявлена диалектика добра и зла в образах коллективного бессознательного.
Читать PDF
132.19 кб

Коллективное и индивидуальное в русской вербализации эмоций

Колпащикова Ф. К.
Читать PDF
910.02 кб

Коллективное определение понятия «Компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого

Базаров Тахир Юсупович, Ерофеев Александр Константинович, Шмелев Александр Георгиевич
В статье освещаются и обсуждаются результаты экспертной оценки 16 определений понятия «компетенции».
Читать PDF
131.25 кб

Коллективное бессознательное и общественное сознание в структурной модели социального поведения

Мяконьков В.Б.
Now, when the present-day civilization is moving to the era of globalization, the social behaviorist model of individuals and society needs updating. The author gives a theoretical explanation (based on Z.
Читать PDF
217.66 кб

Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальн

Давыдов Д. Г.
Читать PDF
356.86 кб

Коллективное списывание: модель поведения игроков в команде

Кулабухова Мария Владимировна, Соколова Ольга Андреевна
В течение жизни человек постоянно сталкивается с дилеммой: достичь поставленной цели самостоятельно или прибегнуть к помощи группы для облегчения выполнения задачи.
Читать PDF
9.81 мб

Тоталитарная преступность и коллективное бессознательное

Антонян Ю.М.
Впервые в криминологии представлена тоталитарная преступность в качестве самостоятельного вида преступности.
Читать PDF
188.50 кб

2008. 02. 022. Блумер г. Социальные проблемы как коллективное поведение. Blumer H. Social problems a

Николаева В. Г.
Читать PDF
105.64 кб

Коллективное научное руководство в процессе подготовки квалификационных работ

Эрштейн Л. Б.
В статье рассматриваются принципы организации коллективного научного руководства различными видами работ.
Читать PDF
268.59 кб

Андрей Здравомыслов: «Меня никогда не интересовало коллективное производство идей»

Здравомыслов Андрей Григорьевич
Читать PDF
274.54 кб

Коллективное творческое дело как форма развития толе- рантности подростков в детском доме

Изюрова Ольга Сергеевна
В статье показана возможность развития толерантности у воспитанников детских домов в процессе занятия коллективным творческим делом во время занятий в вокальном эстрадном ансамбле.
Читать PDF
160.32 кб

Коллективное проектирование образовательного продукта старшеклассниками в целях развития регулятивно

Маркина Анна Анатольевна
Рассмотрено успешное осуществление развития регулятивно-коммуникативных умений старшеклассников в процессе коллективного проектирования образовательных продуктов при условии перевода обучающихся из состояния пассивных потребителей
Читать PDF
322.92 кб

Коллективное творческое дело как форма развития толерантности подростков в детском доме

Изюрова Ольга Сергеевна
В статье показана возможность развития толерантности у воспитанников детских домов в процессе занятия коллективным творческим делом во время занятий в вокальном эстрадном ансамбле.
Читать PDF
13.36 мб

Коллективное исполнительство в детских музыкальных школах и школах искусств как социокультурная проб

Смирнов Борис Федорович
Статья посвящена доминирующей художественно-воспитательной роли и фактическому положению коллективного исполнительства в структуре учебно-образовательного процесса в детских музыкальных школах (ДМШ) и школах искусств (ДШИ).
Читать PDF
248.25 кб

Коллективное творческое дело

Гусева Галина Борисовна
В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся путем реализации коллективного творческого дела в виде проекта музыкальных гостиных «Встречи с прекрасным».

Похожие термины:

  • КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    collective unconscious) См. АРХЕТИП .
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

    См. групповое сознание.
  • коллективное мнение

    разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ

    термин, предложенный французским социологом Э. Дюркгеймом для обозначения компонент системы знаний, мнений и норм поведения сложившихся в социальном опыте. Использовался, для объяснения социаль
  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ

    Особая форма самоопределения, направленная на избирательное отношение, взаимодействие с членами конкретной социальной группы, степени принятия групповых норм, ценностей, смыслов и др.
  • Самоубийство коллективное

    уничтожение социальной группы ее членами путем одномоментного или поочередного самоубийства каждого из них. Обычно бывает однотипным (самосожжение, отравление и др.). Самими суицидентами не расс
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ ДУМАНЬЕ

    термину введенный в научную практику И. П. Павловым применительно к обсуждению различных вопросов на его «средах» как Синоним коллективного мышления.
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

    социально-психологическое явление как обмен мыслями в группе, решающей задачу в процессе совместной деятельности. При К. м. взаимно проявляется целеустремленность в решении задачи, появляются бо
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ

    это совместное переживание, длительное эмоциональное состояние, влияющее на проявление личности, качество общей и индивидуальной работы. В К. н. на первый план выступает общая эмоциональная реакц
  • Коллективное неведение

    (Pluralistic ignorance) – ошибочное впечатление отсутствия причин для беспокойства, складывающееся у членов группы ввиду того что никто не предпринимает никаких действий.
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО

    род совместной деятельности и высшая форма руководства, наиболее свойственная социалистическому обществу, когда руководитель как индивидуальный субъект руководства учитывает мнение коллектив
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ (КОЛЛЕКТИВНОЕ) МНЕНИЕ

    совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным явлениям, событиям в жизни общества, к поведению и деятельности членов коллектива.
  • КОЛЛЕКТИВ: ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНО-ЦЕННОСТНОЕ

    характеристика совокупности ценностных ориентаций членов коллектива, принимащих цель совместной деятельности, близкую их ценностным ориентациям, установкам, и проявляющих на этой основе единс
  • КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

    исследовательская программа научного коллектива} основание и способ организации индивидуальной и коллективной научной деятельности, одно из ключевых понятий психологии социальной коллектива н
  • КОЛЛЕКТИВ

    лат. collectivus – собирательный) – совокупность людей, объединенных общей работой, общими интересами и убеждениями, групповым сознанием.
  • Коллектив научный

    группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются следующие роли: 1) научно-когнитивные ("генера
  • КОЛЛЕКТИВНАЯ ВИНА

    См. групповое суперэго.
  • КОЛЛЕКТИВ ДЕТСКИЙ

    объединение детей, сплоченных совместной полезной деятельностью ( напр., общественной работой, трудом, учением, спортом, туризмом и т. п.). Основные признаки, присущие любому коллективу – единство,
  • ПЕРВИЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

    понятие и термин, введенные А. С. Макаренко и лежащие в основе его учения о К.: «Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловог
  • УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    группа учеников, объединенная общей социально- значимой целью, деятельностью, имеющая общие выборные органы.