КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, КОЛЛЕКТИВНОЕ
unconscious, collective) ЮНГИАНСКИЙ термин для той части бессознательного, которая содержит АРХЕТИПЫ и, следовательно, является общей для всех людей.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Коллективное бессознательное
термин, введенный К. Юнгом для обозначения филогенетического опыта человечества, передающегося по наследству через архетипы, малоосознанный социальный опыт.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Коллективное бессознательное
Collective unconscious). Самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Коллективное бессознательное (collective unconscious)
предопределенная генетически часть бессознательного, которая, согласно Карлу Юнгу, является общей для всех людей; основано на тысячах (возможно, миллионах) лет опыта предков.

Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens

Коллективное бессознательное
Collective unconscious). Средоточие всего психологического материала, который, не являясь нашим личным опытом, проходит через культуры и эпохи. Врожденное психологическое бытие, структурирующее индивидуальное развитие, коллективное бессознательное содержит наследие духовной эволюции человечества.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Термин Юнга для обозначениятех аспектов бессознательного, которые являются общими для всех. Юнг считал, что это расовое бессознательное (как оно еще называется) является передаваемым по наследству, межличностным и возникло в результате эволюции человека. Его составляющие элементы были названы архетипами.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Коллективное бессознательное
Термин, введенный Карлом Юнгом и означающий, что часть бессознательного опыта каждого человека является общей для всех представителей рода человеческого. Коллективное бессознательное является генетически унаследованным опытом и определяет глубинные особенности поведения, мышления и чувствования, запечатленные в процессе филогенетического развития человечества. См. также Юнгианский.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

коллективное бессознательное

термин концепции бессознательного К. Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипов, всеобщих, априорных схем поведения, которые как бы хранятся в к.б., бессознательно усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием. (См.: "Аналитическая психология").

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Коллективное бессознательное
понятие аналитической психологии К. Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно К. Юнгу, основное содержание К. б. составляют инстинкты и архетипы.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Коллективное бессознательное
термин, введенный К. Г. Юнгом для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного. К.б. являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием К.б. выступают архетипы — всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
термин из концепции бессознательного К. Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипов, т. е. всеобщих, априорных схем поведения, которые как бы хранятся в К.б., воспроизводятся, усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием. В теории глубинной психологии национальные особенности нередко рассматриваются как проявление коллективного бессознательного.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Коллективное бессознательное
термин индивидуальной психологии К.Юнга, означает возникший в ходе эволюции и передаваемый по наследству гипотетический перцептивный, умственный и межличностный опыт предков современного человека, являющийся общим для всех людей. Составляющие систему коллективного бессознательного элементы К.Юнг называет архетипами (греч. arche - начало, typos – отпечаток, форма, образец). К.Юнг не уточняет, каких именно предков он имеет в виду (кроманьонцев, неандертальцев, умелого человека и т.д. - о них известно не настолько много, чтобы уверенно судить об их ментальном опыте). Сам автор использует также термин «расовое бессознательное».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ
Согласно К. Г. Юнгу - особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. Особый класс явлений психических, кои в отличие от бессознательного индивидуального (личного) являются носителями опыта филогенетического развития человечества. Бессознательное коллективное запечатлевает опыт человечества. Каждый является его носителем в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного есть то глубинное, сокровенное, что определяет особенности поведения, мышления и чувствования. Содержание бессознательного коллективного составляют архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, кои в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. Оно существует в душевной жизни наряду с сознанием и бессознательным личным. Учение о бессознательном коллективном - основа теории Юнга (-> психология аналитическая).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
сoвокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур и механизмов: архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Одно из основных понятий аналитической пcиxoлoгии К. Юнга. Основное содержание К. б. составляют архетипы. Понятие «К.» б. является важным в конфликтологии. Без изучения роли К. б. в возникновении и развитии конфликтов вряд ли возможно построение удовлетворительных описательной и объяснительной моделей конфликтного противодействия. Именно через К. б. от поколения к поколению передается информация о способах поведения в различных ситуациях социальных противоречий. Исследование К. б. как одного из ключевых факторов в генезисе конфликтов – важная и интересная задача конфликтологии. Воздействие на К. б. через школу и СМИ в будущем станет эффективным способом профилактики конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Как и Фрейд, Юнг использовал термин 'бессознательное' двояким образом: для обозначения недоступных Я психических процессов и для обозначения психической системы с собственными законами, характером и функциями. Однако Юнг рассматривал бессознательное не только как вместилище вытесненных, как правило детских, переживаний и полагал, что бессознательное представляет еще и форму психической активности, выходящей за пределы личного опыта и непосредственно соотносимой с филогенетической, инстинктивной основой человечества. По Юнгу, содержание коллективного бессознательного никогда не было сознательным; оно отражает лишь влияние архетипических процессов. Выражаясь метафорически, Юнг говорил о коллективном бессознательном как о форме знания, доже мышления. На языке философии это можно выразить понятием 'первопричина' психологических тенденций и направлений развития - 'то, ради чего' все происходит и осуществляется. Хотя Юнг не говорил, что бессознательное является действительной причиной происходящего, человек может переживать первопричины, действующие в сфере бессознательного, как то, что способствует возникновению паттернов и смыслов жизни индивида. Этот аспект бессознательного рассматривается как телеологический (от греч. telos- конец или цель).

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ
коллективный опыт человечества, передаваемый по наследству, от поколений к поколениям людей, и имеющийся с момента рождения каждого человека в его психике (по К. Юнгу). Б.к., по Юнгу, проявляется в актуальной психологии и поведении данного человека. Б.к. (его название, встречающееся в работах других авторов – трансперсональное бессознательное) – наиболее сильная и влиятельная с точки зрения воздействия на психику и поведение человека часть его личности. Б.к. способно доминировать над личным бессознательным, особенно в патопсихологических случаях. Внутри Б.к. имеются архетипы. В сознании человека архетипы обнаруживают себя в виде потребностей и эмоций, связанных с главными, ключевыми моментами его жизни: с рождением, смертью и рядом других. В Б.к. хранятся воспоминания далеких предков человека, включая практически всю историю человеческого рода, а также, как полагал Юнг, и опыт доисторической, животной жизни людей. В Б.к. запечатлено то, что неоднократно повторялось в истории развития человеческого рода. Механизм действия Б.к. предрасполагает человека к определенным автоматическим и бессознательным реакциям на происходящее. Б.к. определяет становление и развитие личного бессознательного. Под влиянием Б.к. отбирается информация, которая составляет личный, прижизненно формирующийся опыт данного человека. Б.к., в отличие от личного бессознательного, одинаково для всех людей. См. аналитическая психология (личности) К. Юнга, архетип, бессознательное, бессознательное личное, психология глубинная, Юнг Карл.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Коллективное бессознательное
понятие, разработанное в психоанализе (К. Г. Юнг); структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы. 3. Фрейдом при анализе сновидений было замечено, что в них присутствуют элементы, которые оказываются не индивидуальными и не выводимыми из личного опыта сновидца. Фрейд назвал их «архаическими остатками» — ментальными формами, присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных, врожденных и унаследованных источников человеческого разума.
Концепция К. б. стала итогом многолетнего изучения Юнгом проявлений бессознательного в фантазии, видениях и галлюцинациях — как в норме, так и в патологии. Этот опыт позволил ему выделить регулярно повторяющиеся типы ситуаций и типы фигур, которые имеют соответствующее значение. Подобные повторения он назвал «мотивом».
«Архаические остатки» Юнг обозначил «архетипами», или «первобытными образами». Существует, например, множество представлений о враждебном существе, но сам по себе мотив всегда остается неизменным. В сущности, архетипы — это инстинктивный вектор, точно такой же, как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев — строить муравейники. Эти инстинктивные векторы проявляют себя в фантазиях и часто обнаруживают свое присутствие только посредством символических образов.
К. б. состоит из мифологических мотивов, или первобытных образов, поэтому их реальными выразителями выступают мифы всех народов. Вся мифология может рассматриваться как некоторая проекция К. б. Его можно исследовать двумя путями: обращаясь к мифологии или анализируя индивида. Чем больше осознается содержание личностного бессознательного, тем более обнаруживается богатейший слой образов и мотивов, составляющих К. б.
Юнг утверждал, что существуют не только типичные сны, но и типичные сновидческие мотивы. Их можно разложить на архетипические серии, главенствующими в которых будут: Тень, Мудрый старец, Дитя (включая героическое дитя), Мать («Изначальная [Всея] Мать» и «Мать-3емля»), Сверхординарная личность («демоническая», поскольку сверхъестественная) и ее двойник — Дева, и наконец, Анима у мужчины и Анимус у женщины.
Литература
Зеленский В. В. Аналитическая психология: Словарь (с английскими и немецкими эквивалентами). СПб., 1996.
Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М., 1994.
Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes) - структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы. Следует отличать от личностного бессознательного (см. также архетип и архетипический образ).
"Коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человеческой эволюции, рождаемое каждый раз заново в мозговой структуре отдельного человека" (CW 8, par. 342).
Юнг пришел к своей теории коллективного бессознательного из-за постоянного присутствия психологических явлений, которые никак нельзя было объяснить на основе личного опыта; деятельность бессознательной фантазии, например, распадается на две категории.
"Фантазии одного рода (включая сновидения), составляющие личностную природу, несомненно восходят к личным переживаниям, вещам забытым или подавленным, и, таким образом, могут быть вполне объяснены индивидуальным воспоминанием. Фантазии другого рода безличностной природы (включая сновидения) невозможно свести к индивидуальному прошлому опыту и, таким образом, их невозможно объяснить как нечто приобретенное индивидуально. Такие фантазии-образы несомненно имеют свои ближайшие аналогии в мифологических типах <...> Подобные случаи настолько многочисленны, что мы вынуждены допустить существование коллективного психического субстрата. Я называю его коллективным бессознательным (CW 9i, par. 262).
Коллективное бессознательное - в той степени, в какой мы вообще можем о нем говорить, - представляется как состоящее из мифологических мотивов или первичных образов по причине чего их реальными выразителями являются мифы всех народов. Фактически, вся мифология может рассматриваться как некоторая проекция коллективного бессознательного <...> Поэтому коллективное бессознательное можно исследовать двумя путями: в мифологии или путем анализа индивида" (CW 8, par. 325).
Чем больше осознаются содержания личностного бессознательного, тем более обнаруживается богатейший слой образов и мотивов, составляющих коллективное бессознательное.
"На этом пути разрастается сознание, которое больше не затворено в незначительный, сверхчувствительный личный мир это, а свободно участвует в гораздо более обширном мире объективных интересов. Такое расширенное сознание уже не тот обидчивый, эгоистичный клубок личных желаний, страхов, надежд и амбиций, которые вечно должны компенсироваться или корректироваться бессознательными контртенденциями - вместо этого оно представляет функцию отношения с миром объектов, приводя индивида в абсолютную, связующую и нерасторжимую общность с миром в целом" (CW 7, par. 275; см. также ПБ, с. 241).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
универсальные, всеобщие образы и идеи, имеющие психически унаследованный характер, передающиеся из поколения в поколение и лежащие в основе деятельности людей.
   Термин «коллективное бессознательное» был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом (1875–1961), который в работе «Психология бессознательного процесса» (1916) уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им «Архетипы коллективного бессознательного», он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Поясняя свою точку зрения, К.Г. Юнг отметил, что «коллективное бессознательное – нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как некая его априорность». В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты или архетипы. В другом разделе данного труда, озаглавленном «Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное», он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.
   В понимании К.Г. Юнга содержание коллективного бессознательного – это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.
   В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном К.Г. Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936 г., и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом: оно развивается не индивидуально, а получено по наследству; состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения; включает в себя продукты архаической природы, те содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же; идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого; имеет мифологические по своему характеру содержания; состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом; является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом; представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность; вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и неподвластны контролю со стороны воли; может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство – духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.
   К.Г. Юнг исходил из того, что при лечении психических заболеваний необходимо раскрывать содержание не только индивидуального, но и коллективного бессознательного. Выявление последнего предполагает анализ сновидений и использование метода активного воображения, что в конечном счете может послужить пробуждением внутренней активности человека в направлении осуществления индивидуации и обретения Самости, целостности его существования в природном, духовном и социальном мире.
   Вводя в концептуальный остов понятие коллективного бессознательного, К.Г. Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их «пра-фантазиями», «архаическими остатками», тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане, выходящем за рамки сновидений, в работе «Тотем и табу» (1913) З. Фрейд говорил об «унаследовании психических предрасположений», а позднее – об «архаическом наследии прошлого» и «унаследованных схемах». В частности, в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) он обращал внимание на то, что «в душевной жизни индивида могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы филогенетического происхождения, архаическое наследие». По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и «следы памяти о переживаниях прежних поколений».
   Вместе с тем, в отличие от К.Г. Юнга, основатель психоанализа не использовал в своих работах понятие коллективного бессознательного, считая, что подобное выражение является не чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию коллективного бессознательного, З. Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.41 мб

Происхождение архетипов коллективного бессознательного

Найдыш Вячеслав Михайлович
В статье анализируется проблема происхождения архетипов, представление о которых было сформулировано К.Г.Юнгом в учении о коллективном бессознательном.
Читать PDF
79.59 кб

Представления о медицине в коллективном бессознательном

Долганов М. В.
Обсуждается роль символов коллективного бессознательного, в частности, символа медицины. Проводится его теоретическое моделирование и прогнозирование результатов воздействия на пациента.
Читать PDF
9.81 мб

Тоталитарная преступность и коллективное бессознательное

Антонян Ю.М.
Впервые в криминологии представлена тоталитарная преступность в качестве самостоятельного вида преступности.
Читать PDF
471.26 кб

Коллективное бессознательное в массовой политической культуре

Бенина Л. И.
В статье рассматривается роль политических настроений, мифов и архетипов коллективного бессознательного в развитии массовой политической культуры российского общества. Опираясь на положения теории К. Г.
Читать PDF
1.07 мб

Структурно-функциональный анализ архетипов коллективного бессознательного

Давыдов Иван Павлович
Гипотеза автора состоит в пресуппозиции фундаментальных функций архетипичных образов коллективного бессознательного.
Читать PDF
349.67 кб

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНО-БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО КАК ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

Коваленко С. В.
Читать PDF
175.50 кб

Перспективы использование в киноискусстве архетипов коллективного бессознательного

Малышев В. С., Геращенко Л. Л.
Архетипы и их использование способны стать как позитивным способом создания высокохудожественных образов, так и таят в себе опасность негативного воздействия на психику зрителя.
Читать PDF
175.50 кб

Перспективы использование в киноискусстве архетипов коллективного бессознательного

Малышев В. С., Геращенко Л. Л.
Архетипы и их использование способны стать как позитивным способом создания высокохудожественных образов, так и таят в себе опасность негативного воздействия на психику зрителя.
Читать PDF
280.13 кб

Трансформация тени (коллективное бессознательное как сфера диалектики добра и зла)

Вавилова Елена Юрьевна
В статье исследованы взгляды представителей аналитической психологии и на их основе выявлена диалектика добра и зла в образах коллективного бессознательного.
Читать PDF
219.96 кб

Архетипические принципы образования пространства коллективных, бессознательных представлений

Маленко Сергей Анатольевич
Дан анализ властных сценариев геометризации бессознательных представлений индивидов, которые выступают, с одной стороны, фундаментом для создания архитектурных стереотипов современной цивилизации, с другой одним из ведущих способо
Читать PDF
1.67 мб

Иррационально-мистическое проявление коллективного бессознательного в структуре духовного опыта

Девдариани Наталья Валерьевна
Рассматривается иррационально-мистическое проявление коллективного бессознательного в структуре духовного опыта Запада и Востока.
Читать PDF
131.25 кб

Коллективное бессознательное и общественное сознание в структурной модели социального поведения

Мяконьков В.Б.
Now, when the present-day civilization is moving to the era of globalization, the social behaviorist model of individuals and society needs updating. The author gives a theoretical explanation (based on Z.
Читать PDF
227.97 кб

Структуры коллективного бессознательного в контексте универсальных гиперболических распределений

Данилевский Игорь Владимирович
В статье дается объяснение механизма функционирования так называемых гиперболических распределений в экономике, политике, культуре и других сферах, среди которых наиболее известны законы Ципфа, Парето, Лотки.
Читать PDF
236.77 кб

Роль архетипов индивидуального и коллективного бессознательного в процессе социальной адаптации личн

Терещенко А. Г.
Читать PDF
226.92 кб

Идентичность и коллективное когнитивное бессознательное (к социологическому портрету студентов Калмы

Бадмаев Валерий Николаевич, Кальдинова Галина Павловна
Статья посвящена анализу результатов социологического опроса студентов Калмыцкого государственного университета, проведенного в рамках проекта «Роль традиций в современной культуре монголоязычных народов».