Колберг Лоренц

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Колберг Лоренц | Kohlberg, Lawrence (1927-1987)

Колберг наиболее известен своими исследованиями развития морали у детей. Разделяя точку зрения Пиаже, Колберг утверждает, что дети проходят в моральном развитии три стадии.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Колберг (Kohlberg) Лоренц

(1927, Бронксвилл, Нью-Йорк - 1987, Бостон) - американский психолог.
Биография. В 1958 г. в Чикагском университете защитил докторскую диссертацию по теме "Развитие образа моральных суждений и выбора в 10-16 лет". С 1959 г. - адьюнкт-профессор Йельского университета. С 1962 г. руководитель кафедры психологии Чикагского университета. Покончил жизнь самоубийством.
Исследования. Автор концепции морального развития. На ее основе выдели ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы.
Сочинения. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // (Ed.) Goslin D.A. Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969;
From Is to Ought: how to commit the naturalistic falleci and get away with it in the study of moral development // (Ed.) Mischell T. Cognitive Development and Epistemology. N.Y., 1971

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Колберг, Лоренц

Наибольшую известность Кольбергу принесла его теория нравственного развития, предполагающая существование универсальных этапов нравственного становления, и неразрывно связывающая понимание нравственности с когнитивным развитием человека. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению. Кольберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделен на два этапа. Он полагал, что люди последовательно проходят через эти этапы, независимо от своей культурной принадлежности или образования, хотя многие могут и не достичь наиболее высокой стадии развития. Вот два главных фактора, влияющие на переход от одного этапа к другому: 1. Неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней. В этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей. 2. Расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы из перспективы других людей. Ребенок, который находится на доконвенционном уровне развития рассматривает проблему из перспективы ее последствий лично для себя, в то время как ребенок, достигший конвенционного уровня, способен рассматривать проблему из перспективы других людей. Кольберг выделяет следующие уровни нравственного развития: а. Доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людей. Если поступок ведет к наказанию, то он плохой. Если поступок вознаграждается, то он должен быть хорошим. Кроме того, выбор между «плохим» и «хорошим» часто делается в контексте личной выгоды. б. Конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Общественная система, основанная на принципах взаимной общности и социального порядка, считается наиболее желательной, и, следовательно, определяет наши взгляды о «правильном» и «неправильном». в. Постконвенционный уровень. На этом уровне понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов. То, что считается морально приемлемым в любой данной ситуации, должно соответствовать этим принципам. Они часто бывают абстрактными и неопределенными, но включают в себя сохранение жизни любой ценой и важность значения человеческого достоинства.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

КОЛБЕРГ Лоренц

Kohlberg) Лоренс (1927-1987) — американский психолог, специалист в области психологии развития. Один из основателей теории когнитивиз-ма, в том числе теории развития нравственности. Образование получил в Чикагском ун-те (бакалавр, 1949; д-р философии, 1958). В 1958-59 гг. работал в Бостонском детском медицинском центре. В 1959—61 гг. — адъюнкт-профессор Йельского ун-та, в 1961—62 — заведовал кафедрой психологии Чикагского ун-та, 1968—87 — профессор Гарвардского унта. К. исходил из того, что в психическом развитии детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Вслед за Ж. Пиаже исследовал развитие нравственности у детей, расширив и углубив его идеи. В своих экспериментах, поставив перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем заведомо неоднозначного), анализировал систему их рассуждений. Это дало возможность выделить три уровня развития нравственных суждений, состоящих из двух стадий каждый — доусловный уровень, при котором дети оценивают действие исходя из его последствий; уровень традиционной нравственности, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка и постради-ционный уровень, на котором люди обосновывают нравственные суждения на принципах, которые сами создали и приняли. К., как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с де-центрацией и формированием логических операций. При этом К. исходил из того, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно этот последний фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную К. Влияние когнитивного развития проявляется и в том, что дети (в русле общей тенденции к формированию категорий) достаточно рано и почти независимо от семейного окружения узнают о половых стереотипах. Это приводит их к поиску дополнительной информации о том, чем отличается поведение и ценности мальчиков и девочек друг от друга. Получив понятия о мужественности и женственности, дети, в силу их категоричности, получают негибкие стереотипы, определяющие их деятельность. Эти стереотипы учитываются и при интерпретации событий внешнего мира, в том числе и при развитии нравственности. Теория развития нравственности является одним из основных открытий К. (The Philosophy of Moral Development, Harperand Row, 1981). Она получила подтверждения в экспериментальных исследованиях многочисленных последователей К. в разных странах, а также в кросс-культурных исследованиях. Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005