Когнитивные терапии

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Когнитивные терапии
Ряд терапий, основанных на предпосылке, что человеческие эмоции и поведение во многом обусловлены рассуждениями людей о своих переживаниях. Когда человек осознает ошибочность своего образа мыслей, он может изменить его и таким образом устранить проблему. Рационально-эмотивная терапия, разработанная Альбертом Эллисом, основана на идее о том, что эмоциональные расстройства и анормальное поведение являются следствием иррациональных убеждений. Терапевт расспрашивает пациента об этих убеждениях по мере их выявления в процессе лечения и направляет его к более эффективному образу мыслей и действий. Когнитивная терапия Аарона Бека широко используется при лечении депрессии и тревожных расстройств. Предполагается, что эти психологические расстройства развиваются из-за иррационального мышления, которое Бек называет «когнитивным искажением». Терапевт помогает пациенту осознать причины своего искаженного и иррационального мышления, а затем показывает ему, как заменить их более конструктивными схемами мышления и поведения.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Когнитивные терапии
cognitive therapies) К. т. - группа слабосвязанных между собой подходов, придающих особое значение когнитивным процессам как детерминантам поведения. Они базируются на утверждении, что поведение и эмоции являются гл. обр. следствием оценки индивидуумом ситуации, и поскольку на эту оценку влияют представления, предположения, образы и внутренний диалог, все эти когниции (т. е. когнитивные процессы и их продукты) становятся мишенями терапии. Хотя эти терапии различаются конкретными методиками, у них имеются общие предпосылки. М. Махони выделил три общие для К. т. предпосылки: а) поведение и эмоции формируются и развиваются через когнитивные процессы; б) процедуры, осн. на теории научения, эффективно воздействуют на когнитивные процессы, и в) терапевт должен выступать в роли "диагноста-педагога", раскрывая дезадаптивные когнитивные процессы и организуя клиентам приобретение опыта их изменения. Сравнение с другими видами терапии Хотя традиционные виды психотер., такие как психоан. и клиентоцентрированная терапия, признают важность представлений и др. психич. феноменов в том, что касается их влияния на поведение, К. т. отличаются от них в неск. важных отношениях. Во-первых, они подчеркивают примат когниций над эмоциями и поведением. Т. к. когниций побуждают людей к поведению и дают начало их эмоциям, главной заботой терапии должно быть изменение дисфункциональных мыслей, предположений и представлений. Большинство терапий являются когнитивными, поскольку они стремятся вызвать изменение взглядов и суждений клиента. В большинстве традиционных подходов, однако, эти изменения рассматриваются как побочные эффекты достижения др. терапевтических целей. К. т. отличается от этих терапий более прямым воздействием на ошибочные предположения, представления или мысли и специальным обучением навыкам совладания (копинга), отсутствующим в репертуаре клиента. Разновидности К. т. отличаются от методов поведенческой терапии тем, что придают большее значение психич. феноменам. Ортодоксальные бихевиористы пренебрегают когнициями в пользу открытого поведения. Они концентрируются на измеримом поведении, и их процедуры ограничены усилиями спроектировать среду т. о., чтобы угашалось нежелательное поведение и подкреплялось желательное. Мн. когнитивные терапевты были в прошлом бихевиористами, со временем разочаровавшимися в поведенческом подходе вследствие его узости. Опыт научил их тому, что мн. проблемы человека не м. б. решены без учета таких психич. феноменов, как представления и внутренний диалог. Историческое развитие когнитивных терапий На рубеже XIX-XX вв. швейцарский психолог П. Дюбуа писал в своей работе "Психическое лечение нервных расстройств" (The psychic treatment of nervous disorders), что эмоциональный дистресс вызывается ошибочными мыслями и что задачей терапии яв-ся разубеждение больного в таких мыслях с помощью доказательств, логической индукции и здравого смысла. Работы А. Адлера, появившиеся неск. позднее, оказали более прямое воздействие на развитие когнитивной терапии. В своей работе "Что должна значить для вас жизнь" (What life should mean to you) Адлер выразил свое убеждение в том, что в основе пораженческого поведения невротиков лежат несостоятельные представления вроде необходимости превосходства над окружающими. Он считал, что терапия должна иметь целью изменение таких представлений. Пациентов надо учить, что соц. интерес и сотрудничество являются более конструктивными ориентирами поведения, чем невротические потребности к превосходству и господству. А. Эллис и А. Бек, получившие традиционную психотерапевтическую подготовку, разработали типично К. т., в к-рой сделан сильный акцент на когнитивных факторах. Поведенческие терапевты, скованные ограничениями методики проектирования среды в том, что касается осуществления изменений у клиентов, начали переходить на когнитивные позиции в начале 70-х гг. Их скептицизм в отношении адекватности обусловливания как основы терапии неск. уменьшился благодаря переменам в теории научения и психологии развития. Типичные когнитивные терапии Навыки совладения (копинга) Когнитивные терапевты бихевиористского толка часто проводят обучение навыкам совладающего поведения, к-рые требуют манипулирования когнициями. Один из таких копинговых подходов - скрытое моделирование (covert modeling), к-рое описал Дж. Котела. Скрытое моделирование представляет собой мысленную репетицию трудных действий перед их выполнением в реальной жизни. Спортивные психологи обозначают эту процедуру как "психич. тренировку". А. Каздин замечает, что, несмотря на эксперим. подтверждения результативности скрытого моделирования в работе с отдельными клиническими проблемами, эта методика уступает в эффективности реальной практике. В этом смысле использование скрытого моделирования в особенности показано там, где реальная практика невозможна. Для обучения навыкам совладания использовались модификации метода систематической десенсибилизации Дж. Вольпе. Одна из таких модификаций описана М. Голдфридом. Тогда как метод Вольпе имеет целью достижение контроля над патогенными раздражителями, методика Голдфрида использует патогенные раздражители для обучения клиента снижению физиолог. возбуждения. В то время как при систематической десенсибилизации клиенты получают задание устранять образы, вызывающие тревогу, клиентам Голдфрида предлагается достигать мышечной релаксации при продолжающейся экспозиции этих образов. Голдфрид считает, что этот навык совладания переносится на широкий набор стрессовых ситуаций, не включавшихся в программу терапии. Решение задач Нек-рые когнитивно-поведенческие терапевты считают, что неадекватность навыков решения задач (problem-solving) яв-ся причиной таких дисфорических эмоций, как разочарование, враждебность, тревога и депрессия. Они утверждают, что к этим патологическим состояниям приводят неудачи в решении значимых жизненных проблем. Ряд когнитивных бихевиористов разработали модели решения задач для использования в терапии. Невозможно оспаривать важность мыслей, предположений, образов, внутреннего диалога и др. когниций в детерминации поведения и эмоциональных состояний. Сложности в К. т. вызваны не столько недооценкой важности этих когнитивных факторов, сколько вопросом эффективности усилий, направленных на их изменение. Научные исслед. этого вопроса пока еще не дали убедительного подтверждения их достаточной успешности. См. также Когнитивно-поведенческая терапия, Когнитивная сложность, Новаторские психотерапии, Психотерапия К. Б. Мэтини, Р. М. Керн

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
367.21 кб

Современная терапия когнитивных нарушений

Вахнина Наталья Васильевна
Когнитивные расстройства (КР) являются весьма распространенным видом неврологических нарушений особенно у пожилых пациентов. Выбор терапевтической стратегии при КР определяется как этиологией нарушений, так и их выраженностью.
Читать PDF
79.01 кб

Когнитивная терапия депрессивных состояний

Мартынюк Ю.О.
В статье рассмотрена структура депрессивного мышления, тактика и стратегия когнитивной терапии для изменения дезадаптивных программ и личностных ригидных схем.
Читать PDF
178.84 кб

Терапия постинсультных когнитивных нарушений

Емелин А.Ю.
В статье рассмотрены основные вопросы этиологии и патогенеза постинсультных сосудистых когнитивных нарушений. Представлены исторические этапы формирования концепции постинсультной деменции.
Читать PDF
72.14 кб

7-ой международный конгресс когнитивной терапии

Кочетков Яков Анатольевич
Читать PDF
102.04 кб

Нарушения сна и когнитивных функций, подходы к терапии

Полуэктов М. Г., Преображенская Ирина Сергеевна
Обзор литературы посвящен возможным механизмам развития расстройств сна у пациентов с когнитивными нарушениями (КН) разной степени выраженности.
Читать PDF
383.15 кб

Постинсультные когнитивные нарушения и их терапия цераксоном

Шахпаронова Н. В., Кадыко А. С., Кашина Е. М.
Цель исследования оценка влияния цитиколина (цераксон) на восстановление когнитивных функций у пациентов после ишемического инсульта. Пациенты и методы.
Читать PDF
420.54 кб

Когнитивно-поведенческая терапия в лечении пациентов с мигренью

Головачева Вероника Александровна, Парфенов Владимир Анатольевич
Среди пациентов с частой эпизодической и хронической мигренью распространены так называемые резистентные формы, не отвечающие на стандартную профилактическую фармакотерапию.
Читать PDF
464.57 кб

Алгоритм выбора терапии при сосудистых когнитивных расстройствах

Преображенская И.С., Громова Д.О.
В статье представлены современные подходы к диагностике и лечению сосудистых когнитивных расстройств. Особое внимание уделено применению нейрометаболических препаратов.
Читать PDF
118.88 кб

Гетерогенность сосудистых когнитивных нарушений и вопросы терапии

Катунина Е.А.
Сосудистые когнитивные нарушения (КН) гетерогенны по механизму возникновения и могут развиваться при различном объеме поражения головного мозга, различной локализации и количестве очагов.
Читать PDF
221.45 кб

Философско-антропологические основания когнитивной терапии А.Бека

Франова И. В.
Статья содержит историко-психологический анализ становления когнитивной терапии американского психотерапевта А. Бека эксплицируются философско-антропологические основания этой концепции.
Читать PDF
485.26 кб

Алгоритм терапии расстройств сна у пациентов с когнитивными нарушениями

Преображенская И.С.
Отдельные когнитивные симптомы, которые не вызывают затруднений в повседневной жизни, в т. ч.
Читать PDF
532.47 кб

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕРАПИИ: НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКУ

Риллаэр Жак Ван
Читать PDF
527.21 кб

Антигипертензивная терапия в профилактике инсульта и когнитивных нарушений

Старчина Ю. А.
Рассмотрены основные аспекты артериальной гипертензии как важнейшего фактора риска развития ишемического инсульта и когнитивных нарушений.
Читать PDF
1.15 мб

Комплексная терапия когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии

Мамин Г.В., Колесниченко Т.Н., Мануйлов Г.В.
Цель работы: разработка новых методов комплексной терапии сосудистой деменции. Методы исследования: обследовано 78 пациентов. Средний возраст: 64±0,5 года.
Читать PDF
1.16 мб

Когнитивная эпилептиформная дезинтеграция: дефиниция, диагностика, терапия

Мухин К.Ю.
Когнитивная эпилептиформная дезинтеграция — симптомокомплекс приобретенных нарушений высших психических функций у детей, ассоциированный с выраженной эпилептиформной активностью на ЭЭГ при отсутствии у них эпилептических приступов