индивидуально-своеобразные формы организации личностью своего интеллектуального (ментального) опыта, лежащие в основе его упорядочивания и регулирующие познавательную активность личности.
Когнитивные структуры
Когнитивные структуры
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ
относительно стабильные психологические системы репрезентации знаний, которые вместе с тем являются системами извлечения и анализа текущей информации. Это своего рода кристаллизованные матрицы получения знаний о мире. Информация из окружающего мира извлекается, используется и запоминается субъектом в той мере и в такой форме, как это позволяют имеющиеся К. с. К. с. – это складывающаяся в процессе жизни относительно стабильная основа динамических процессов: анализа, синтеза, абстракции и обобщения. К. с. обладают возможностью извлекать, анализировать, синтезировать и обобщать сложные свойства и отношения действительности, в том числе и такие, которые не даны чувственно, а доступны только опосредованному познанию.
КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ
(КОГНИТИВНЫЕ СИСТЕМЫ) / КАГНІТЫЎНЫЯ СТРУКТУРЫ / COGNITIVE STRUCTURES (от лат. cognitiо– познание)– системы познания у человека, сложившиеся в результате развития, воспитания, обучения, наблюдения и размышления об окружающем мире. Относительно стабильные психологические системы– репрезентации знаний, которые вместе с тем являются системами извлечения и анализа текущей информации. Информация из окружающего мира извлекается, используется и запоминается субъектом в той мере и в такой форме, как это позволяют имеющиеся К. с. На основе К. с. ставятся цели и принимаются решения о том, как надо действовать в той или иной ситуации, К. с. действуют на основе принипа равновесия, избегая когнитивного диссонанса, который, в свою очередь, провоцирует дальнейшее когнтивное развитие. В основе К. с. лежит взаимодействие мышления, сознания, памяти и языка; носителем такой системы является мозг (человека). К. с. складываются в процессе жизни и являются относительно стабильной основой динамических процессов: анализа, синтеза, абстракции и обобщения. К. с. обладают возможностью извлекать, анализировать, синтезировать и обобщать сложные свойства и отношения действительности, в том числе и такие, которые не даны чувственно, а доступны только опосредованному познанию.
Признаки К. с.: выразительность– вербализуемость средствами системы языка; эффективность– нацеленность на быстрое и эффективное решение практических задач; алгоритмичность– четкий порядок действий; усваиваемость– система усваивается в результате научения; адаптируемость. Формирование целей и принятие решений зависит не только от содержания К. с. и вновь поступившей информации, но и от физического и психического состояния человека и других факторов, в том числе от формы представления вновь поступившей информации. На сегодняшний день когнитивный подход, предполагающий изучение К. с., широко распространен и показывает высокую эффективность во многих отраслях психологической практики, а также в смежных научных отраслях, в первую очередь в лингвистике. При обучении иностранных учащихся чтению на русском языке (и наоборот) используется прием анализа текста на основе К. с., заданной преподавателем, на базе которой студенты строят когнитивный граф. К. с. помогает усвоить содержание текста и некоторые морфологические и синтаксические правила языка, также дает возможность выйти за пределы текста в область грамматики языка.
К. с. широко используются в массовой коммуникации, в рекламе, в информационных войнах. Также К. с. исследуются как базовые основы жизнедеятельности и мироощущеня человека. В частности, существует предположение о том, что психологическое благополучие является определенной К. с., формирующейся у человека , изучается влияние искаженных К. с. на формирование иррациональных убеждений и установок, лежащих в основе неадаптивного поведения. Иррациональное поведение имеет социально-психологическую природу и в большинстве случаев обус ловлено попыткой преодоления чувства субъективного эмоционального неблагополучия в рзультате сложившихся у личности искаженных когнитивных схем. С. Л. Кандыбович
Признаки К. с.: выразительность– вербализуемость средствами системы языка; эффективность– нацеленность на быстрое и эффективное решение практических задач; алгоритмичность– четкий порядок действий; усваиваемость– система усваивается в результате научения; адаптируемость. Формирование целей и принятие решений зависит не только от содержания К. с. и вновь поступившей информации, но и от физического и психического состояния человека и других факторов, в том числе от формы представления вновь поступившей информации. На сегодняшний день когнитивный подход, предполагающий изучение К. с., широко распространен и показывает высокую эффективность во многих отраслях психологической практики, а также в смежных научных отраслях, в первую очередь в лингвистике. При обучении иностранных учащихся чтению на русском языке (и наоборот) используется прием анализа текста на основе К. с., заданной преподавателем, на базе которой студенты строят когнитивный граф. К. с. помогает усвоить содержание текста и некоторые морфологические и синтаксические правила языка, также дает возможность выйти за пределы текста в область грамматики языка.
К. с. широко используются в массовой коммуникации, в рекламе, в информационных войнах. Также К. с. исследуются как базовые основы жизнедеятельности и мироощущеня человека. В частности, существует предположение о том, что психологическое благополучие является определенной К. с., формирующейся у человека , изучается влияние искаженных К. с. на формирование иррациональных убеждений и установок, лежащих в основе неадаптивного поведения. Иррациональное поведение имеет социально-психологическую природу и в большинстве случаев обус ловлено попыткой преодоления чувства субъективного эмоционального неблагополучия в рзультате сложившихся у личности искаженных когнитивных схем. С. Л. Кандыбович