Когнитивные структуры

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Когнитивные структуры
индивидуально-своеобразные формы организации личностью своего интеллектуального (ментального) опыта, лежащие в основе его упорядочивания и регулирующие познавательную активность личности.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ
относительно стабильные психологические системы репрезентации знаний, которые вместе с тем являются системами извлечения и анализа текущей информации. Это своего рода кристаллизованные матрицы получения знаний о мире. Информация из окружающего мира извлекается, используется и запоминается субъектом в той мере и в такой форме, как это позволяют имеющиеся К. с. К. с. – это складывающаяся в процессе жизни относительно стабильная основа динамических процессов: анализа, синтеза, абстракции и обобщения. К. с. обладают возможностью извлекать, анализировать, синтезировать и обобщать сложные свойства и отношения действительности, в том числе и такие, которые не даны чувственно, а доступны только опосредованному познанию.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ
(КОГНИТИВНЫЕ СИСТЕМЫ) / КАГНІТЫЎНЫЯ СТРУКТУРЫ / COGNITIVE STRUCTURES (от лат. cognitiо– познание)– системы познания у человека, сложившиеся в результате развития, воспитания, обучения, наблюдения и размышления об окружающем мире. Относительно стабильные психологические системы– репрезентации знаний, которые вместе с тем являются системами извлечения и анализа текущей информации. Информация из окружающего мира извлекается, используется и запоминается субъектом в той мере и в такой форме, как это позволяют имеющиеся К. с. На основе К. с. ставятся цели и принимаются решения о том, как надо действовать в той или иной ситуации, К. с. действуют на основе принипа равновесия, избегая когнитивного диссонанса, который, в свою очередь, провоцирует дальнейшее когнтивное развитие. В основе К. с. лежит взаимодействие мышления, сознания, памяти и языка; носителем такой системы является мозг (человека). К. с. складываются в процессе жизни и являются относительно стабильной основой динамических процессов: анализа, синтеза, абстракции и обобщения. К. с. обладают возможностью извлекать, анализировать, синтезировать и обобщать сложные свойства и отношения действительности, в том числе и такие, которые не даны чувственно, а доступны только опосредованному познанию.
Признаки К. с.: выразительность– вербализуемость средствами системы языка; эффективность– нацеленность на быстрое и эффективное решение практических задач; алгоритмичность– четкий порядок действий; усваиваемость– система усваивается в результате научения; адаптируемость. Формирование целей и принятие решений зависит не только от содержания К. с. и вновь поступившей информации, но и от физического и психического состояния человека и других факторов, в том числе от формы представления вновь поступившей информации. На сегодняшний день когнитивный подход, предполагающий изучение К. с., широко распространен и показывает высокую эффективность во многих отраслях психологической практики, а также в смежных научных отраслях, в первую очередь в лингвистике. При обучении иностранных учащихся чтению на русском языке (и наоборот) используется прием анализа текста на основе К. с., заданной преподавателем, на базе которой студенты строят когнитивный граф. К. с. помогает усвоить содержание текста и некоторые морфологические и синтаксические правила языка, также дает возможность выйти за пределы текста в область грамматики языка.
К. с. широко используются в массовой коммуникации, в рекламе, в информационных войнах. Также К. с. исследуются как базовые основы жизнедеятельности и мироощущеня человека. В частности, существует предположение о том, что психологическое благополучие является определенной К. с., формирующейся у человека , изучается влияние искаженных К. с. на формирование иррациональных убеждений и установок, лежащих в основе неадаптивного поведения. Иррациональное поведение имеет социально-психологическую природу и в большинстве случаев обус ловлено попыткой преодоления чувства субъективного эмоционального неблагополучия в рзультате сложившихся у личности искаженных когнитивных схем. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
242.65 кб

Когнитивная структура PR-дискурса

Казиева Д.А.
Статья посвящена рассмотрению когнитивной структуры PR-дискурса в контексте функционирующих с ней процессов символизации и мифологизации.
Читать PDF
182.86 кб

Структура кластера когнитивных компетенций

Гилев А. А.
В работе рассмотрена структура когнитивного кластера в компетентностной модели специалиста.
Читать PDF
235.74 кб

Структура когнитивного дефицита при шизофрении

Тараканова Е. А.
Отражением меняющихся воззрений на природу психических нарушений стало растущее внимание к нейробиологическим основам шизофрении когнитивному функционированию.
Читать PDF
1.13 мб

Понятийные структуры знаний и когнитивный стиль

Гаврилова Татьяна Альбертовна, Лещева Ирина Анатольевна
Структурирование знаний — один из малоизученных когнитивных процессов, который существенно влияет как на процессы обучения, так и на эффективность процессов передачи знаний в рамках профессиональной деятельности.
Читать PDF
467.09 кб

Общественный идеал в когнитивной структуре проекта

Горюнов Алексей Владимирович
В статье рассматривается вопрос о соотношении представлений о должном и представлений о сущем в когнитивной структуре проекта.
Читать PDF
245.43 кб

Модель структуры и видов когнитивных стилей Эрман-Ливер

Жирнова И. Л.
В статье рассматривается модель когнитивных стилей Эрман-Ливер, состоящая из конструкта высшего порядка синопсис-эктазия и десяти параметров когнитивных стилей.
Читать PDF
482.90 кб

Когнитивные нарушения в структуре депрессивного синдрома

Шмуклер Александр Борисович
Данная публикация представляет собой расширенный реферат статьи G.I.Papakostas и L.
Читать PDF
81.68 кб

Принципы метода Лейбница: структура и когнитивные ресурсы

Куров Игорь Геннадьевич
В статье рассматриваются методологические принципы философской системы Лейбница.
Читать PDF
217.85 кб

Когнитивная зрелость субъекта деятельности: структурный анализ

Портнова Алла Георгиевна, Морозова Ирина Станиславовна
В статье осуществлен структурный анализ понятия «когнитивная зрелость». Данное понятие представляет результативный аспект процесса развития человека как субъекта деятельности.
Читать PDF
236.47 кб

Особенности структурной организации когнитивных стилей личности

Жбанкова Н. В., Лукьянченко Н. В.
В статье выделяются три уровня в структуре когнитивных стилей личности: сенсорно-перцептивный, мыслительный и рефлексивный (метапознавательный), представленных соответственно определенным набором компонентов: аудиальным, визуальны
Читать PDF
391.25 кб

Легкое когнитивное расстройство в структуре психоорганического синдрома

Самедова Эмилия Фархадовна
Легкое когнитивное расстройство (MCI) является часто встречающимся состоянием в клинике нарушений, связанных с диффузным поражением головного мозга.
Читать PDF
605.99 кб

Рефлексия в структуре когнитивной организации процессов принятия решения

Карпов Анатопий Викторович
Рефлексия и принятие решений сложные и уникальные психические процессы, что закономерно предполагает их взаимосвязь, существование системы отношений и взаимодействий между ними.
Читать PDF
369.47 кб

Исследование семиотической системы в структуре когнитивной сферы личности

Ахметова Людмила Владимировна
Описаны результаты исследования семиотической системы, содержанием которой являются буквенные знаки русского алфавита.
Читать PDF
151.03 кб

Развитие когнитивных структур личности в условиях различного образа жизни

Кумейкина Ольга Викторовна
Статья посвящена анализу когнитивных структур личности в общественно-историческом контексте их развития. Рассматриваются особенности организации когнитивных структур городских и сельских жителей.
Читать PDF
147.92 кб

Когнитивная компетенция будущего инженера: сущность, структура, содержание

Потанина О. В.
В статье представлен анализ подходов к определению понятий компетентность/компетенция в западной и отечественной литературе.

Похожие термины:

  • Когнитивные структуры в общении

    Когнитивные (от лат. cognitio - знание, познание) структуры (К. с.) инварианты человеческого восприятия, к-рые отражают содержание и структуру знаний человека о действительном и возможном мирах и опреде
  • Когнитивные структуры в межкультурном общении

    от когнитивные (от лат. cognitio - знание, познание) и структуры - инварианты человеческого восприятия, к-рые отражают содержание и структуру знаний человека о действительном и возможном мирах и опреде