Когнитивные карты

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Когнитивные карты
Термин, описывающий образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта с миром. Это представление противоположно бихевиористскому убеждению, что животные (например, крысы) способны пройти через лабиринт лишь потому, что они получают положительный стимул за правильные реакции. Экспериментальные свидетельства теории латентного научения поддерживают первую точку зрения.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Когнитивные карты
динамически подвижный образ знакомого пространственного окружения. Благодаря процессу создания К. к. организм приобретает некое подобие топологической карты местности, в которой он обитает. К. к. видоизменяется и уточняется на основании информации об изменении среды либо при изменении местонахождения в ней самого субъекта. В результате наблюдений за поведением животных в сложном лабиринте были установлены определенные закономерности, которые получили название стратегий поведения, или гипотез. Концепция К. к. противостоит идее о случайном переборе различных реакций (метод проб и ошибок). Наиболее обосновано представление о существовании трех основных стратегий решения задач пространственной ориентации. Первая — использование К. к. местности; вторая — поиск опорных внешних ориентиров; третья — поиск на основе последовательности собственных двигательных реакций. Первые две стратегии — аллоцентрические (стратегии места). Третья получила название эгоцентрической (стратегия ответа), она базируется на соотношении между элементами пространства и перемещением тела организма в нем. Эти стратегии постоянно сменяют друг друга даже в процессе реализации одной поведенческой задачи.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Когнитивные карты
cognitive maps) К. к. отображает относительное расположение точек в пространстве, позволяя тем самым животному ориентироваться в направлении точки, не имеющей явных отличительных признаков. Существованием этого термина мы обязаны Толмену, к-рый использовал его для объяснения эффектов научения при прохождении крысами лабиринта. Выдвинутая Толменом гипотеза К. к. получила предварительное подтверждение в его лабораторных исслед., когда были обнаружены резкое снижение совершаемых крысой ошибок при введении пищевого вознаграждения в ранее изученный сложный лабиринт и адекватное реагирование в исслед. т. н. инсайта и альтернативных путей. Сходным образом, успешное решение проблемной задачи о трех площадках Майера тж предполагало знание крысой положения каждой площадки в отношении к двум др. В дальнейшем Олтон представил более убедительные свидетельства в поддержку гипотезы К. к. Используя восьмилучевой радиальный лабиринт, Олтон и др. изучали пространственную память у крысы путем перемещения шарика нищи после каждой успешной попытки крысы в конец др. коридора. Крысы быстро научались практически безошибочно входить только в тот коридор, к-рый они не посещали ранее. Крысы прекрасно ориентировались по контролируемым ключевым запахам или запаху следов, идентифицируя соотв. пространственное расположение даже после того, как лабиринт поворачивали, и не усваивали фиксированных последовательностей, к-рые могли функционировать независимо от их пространственных образов. Моррис провел прямую проверку гипотезы К. к., побуждая крыс отыскивать в резервуаре с непрозрачной (закрашенной молоком) водой чуть выступающую из нее целевую площадку лабиринта. Как только путь к площадке с одной стартовой позиции лабиринта оказывался заученным, крысу можно было опустить в воду в любой точке резервуара, и она выбирала б. или м. прямой путь в направлении площадки, что согласуется с гипотезой К. к. Животное, к-рое несомненно обладает К. к. и, вероятно, даже может превосходить в этом отношении людей, - шимпанзе. Это впервые обнаружилось в исслед. Тинклпо, изучавшего отсроченную реакцию множественного выбора с использованием для этого 16 различных контейнеров, расположенных попарно на равном удалении друг от друга в круговом порядке. В один из контейнеров каждой пары, левый или правый, на глазах у испытуемого (шимпанзе, взрослого человека или ребенка) клался к.-л. предмет. После короткой задержки испытуемому предоставлялась свобода в поиске спрятанного в каждой паре объекта. Дети плохо справлялись с этой задачей, а шимпанзе несколько превзошли в этом взрослых, показав коэффициент успешности свыше 70%, даже когда контейнеры наполнялись случайным образом, что позволяло исключить невольные подсказки со стороны экспериментаторов, ибо они не помнили, в к-ром из двух контейнеров находились предметы. По-видимому, птицы тж имеют К. к. Напр., болотные синицы обнаруживают хорошую пространственную память при нахождении корма, спрятанного ими в разных укромных местах. Они тж избегают ранее использовавшихся, но теперь пустых тайников. Сохранение в памяти этой информ., вероятно, отражает видоспецифичные формы адапт. Птицы демонстрируют слабую способность в нахождении корма, спрятанного экспериментатором в дуплах, что исключает возможность использования запаха как основы для обнаружения местонахождения корма. Считается, что пчелы используют характеристики ландшафта вокруг источников нектара, однако недавние исслед. свидетельствуют о том, что эта локальная карта состоит скорее из мнемических образов маршрута, нежели является К. к. знакомой местности, как у людей и др. позвоночных животных. Проведенное Уишоу исслед. латентного научения в условиях затопленных лабиринтов поднимает целый ряд вопросов об использовании крысами К. к., поскольку были получены убедительные доказательства в пользу ассоциативной обработки информ. Денни предоставляет информ. о том, как формируются К. к. Зрительное узнавание и способность перемещаться с места на место в пространственном плане (in spatial layout) проверялись вслед за обучением одному маршруту или множеству маршрутов перемещения в пространстве исключительно на кинестетической основе (посредством движений руки вслепую вдоль пунктов маршрута на плане). При обучении движению по одному маршруту, несмотря на гораздо большую тренировку прохождения целевого маршрута, достигались худшие результаты, чем при обучении движению по множеству маршрутов, и формировалась гораздо более бедная К. к., о чем можно судить по выполнению испытуемыми задач на кинестетический и зрительный перенос. Это исслед., по-видимому, дает основание для следующих выводов: а) чем более разнообразен первоначальный опыт, тем более абстрактной и менее эгоцентричной (индивидуально привязанной) становится репрезентация пространства, и б) активное исслед. пространства приводит к репрезентации этого пространства как скоординированного целого, к-рое выходит за пределы отдельных связей (путей) между локальными участками. Это целое заведомо больше своих частей. См. также Абстрактный интеллект, Когнитивные (познавательные) способности, Эффект Креспи, Экспериментальные исследования памяти, Поведение приматов, Подкрепление М. Р. Денни

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
377.98 кб

Когнитивные карты человека

Васина Л. В.
Объектом исследования современной когнитивной науки является сознание с гносеологической, методологической, аксиологической, этической точек зрения.
Читать PDF
207.66 кб

Нейросетевая модель когнитивной карты анализа психологической защиты

Божич Владимир Иванович, Савченко Маргарита Борисовна
Противодействие современному консциентальному оружию требует разработки сложных информационно-психологических комплексов для выявления фактов и средств поражения или уничтожения определенных типов сознания.
Читать PDF
316.48 кб

Современные средства реализации системно - деятельностного подхода в обучении : когнитивные карты дл

Заславская О. В., Сальникова О. Е.
Рассматриваются актуальная проблема внедрения ФГОСов общего среднего образования при разработке современных путей реализации системно деятельностной парадигмы образования, а также проблемы целеполагания в обучении, разработки и ис