Коффка Курт

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Коффка Курт
(Koffka, Kurt, 1886-1941) – один из основателей гештальтпсихологии, подчеркивал взаимодействие врожденных способностей и условий окружающей среды, поддерживая штерновскую «теорию конвергенции». Известен своим классическим трудом Principles of Gestalt Psychology.

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

Коффка Курт
18.03.1886, Берлин – 22.11.1941) — немецкий психолог. В 1908 г. подготовил докторскую диссертацию у К. Штумпфа. Работал ассистентом у О. Кюльпе и К. Марбе в Вюрцбурге, с 1910 г. — у Ф. Шумана во Франкфурте. В 1911–1924 гг. работал в качестве приват–доцента в университете Гессена, с 1927 г. — профессор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Вместе с М. Вертгеймером и В. Келером является основателем гештальпсихологии. Исследовал практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Автор книги „Принципы гештальпсихологии“ (1935). Издатель журнала „Psychologische Forschung“. Занимался проблемами психического развития ребенка.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

КОФФКА КУРТ
(Koffka Kurt) (1886—1941)-немецкий психолог, один из основателей гештальт-психологии. К.К. с позиций гештальт-психологии рассматривал проблемы восприятия, памяти, мышления, а также психическое развитие ребенка. К.К. показал, что от того, как ребенок воспринимает мир, зависят его поведение и понимание им ситуации. По мнению К.К., процесс развития восприятия ребенка есть процесс роста и дифференциации гештальтов. С именем К.К. связано открытие закона восприятия, который связан с соотношением фигуры и фона и получил название закона транспозиции.
Соч.:Principles of gestalt psychology. N. Y., 1950; Основы психического развития. М.-Л., 1934. См. Вертгеймер Макс, гештальт-психология, Келер Вольфганг, транспозиции закон, фигура и фон, Штумпф Карл.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Коффка (Koffka) Курт
(18.03.1886, Берлин - 22.11.1941, Массачусетс) - немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии.
Биография. В 1908 г. подготовил докторскую диссертацию у К.Штумпфа. Работал ассистентом у О.Кюльпе и К.Марбе в Вюрцбурге, с 1910 г. - у Ф.Шумана во Франкфурте. В 1911-1924 гг. - приват-доцент в университете Гессена, с 1927 г. - профессор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Совместно с М.Ветргеймером и В.Келером основал журнал "Psychologische Forschung". В 1932 г. был приглашен в СССР для этнопсихологических исследований в Узбекистане, которые был вынужден прервать из-за лихорадки.
Исследования. Занимался практическими аспектами использования принципов гештальтпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Мышление рассматривал как преобразование структуры наглядной ситуации. Занимался проблемами психического развития ребенка.
Сочинения. Zur Analyse der Vorstellung und ihrer Gesetze. Lpz., 1912;
Perception: an introduction tothe Gestalt-Theorie // Psychol. Bull. 1922, N 19, p. 531-85;
Principles of Gestaltpsycholoy. N.Y., 1935;
Основы психического развития. М.-Л., 1934

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КОФФКА (Koffka) Курт

(1886-1941) -немецко-американский психолог, специалист в области психологии развития, экспериментальной психологии, философии психологии, теоретической и общей психологии. Профессор ун-та Гессена (1911 — 1927); соучредитель и ред. журнала Psychologische Forschung (1921-1935), профессор Смит-Колледжа (1927—1941). Образование получил в Берлинском унте (д-р философии, 1909), один год провел в Эдинбурге, что подтолкнуло его заняться более реалистической наукой — психологией. Под руководством К. Штум-пфа в Берлинском ун-те написал дис. о восприятии музыкального ритма. Интерес Штумпфа к феноменологии восприятия подготовили К. к принятию идей Макса Вертгеймера о психологии гештальта. На К. так же оказал влияние Эренфельс, сформулировавший концепцию Gestaltqualitat. Смысл этой концепции в том, что звуки отличаются от изолированных тонов и что одиночный тон сам по себе не обладает свойством формы, но передает эту форму другому тону — таким образом возникает мелодия. К. всерьез занялся гештальтпсихологией после встречи с В. Келером в 1911 г., когда они оба были испытуемыми в эксперименте Вер-тгеймера, демонстрировавшего мнимое движение — фи-феномен. Вертгеймер, Келер и К., разрабатывая гештальтпсихо-логию, старались оградить психологию от элементаризма, сенсуализма и ассоциа-тивизма. Во время Первой мировой войны К. работал с больными афазией в Гес-сене, чтобы оценить потери слуха и слуховую локализацию. Свои исследования по гештальтпсихологии публиковал в ведущих психологических журналах того времени (1921 — 1922), утверждая, что гештальттеория — это больше, чем просто теория восприятия, это всеобъемлющий путь к пониманию психологии, если не всех вообще человеческих стремлений. Он изложил гипотезу узла Верт-геймера, чтобы связать ощущение со степенью сознательности.Он также связывал ощущение с воображением, различая моментальные впечатления и остаточные, т.е. те ощущения, которые сохраняются после воздействия и формируют часть нашей памяти. В 1921 г. К. публикует на немецком языке книгу (в 1924 г. вышла на английском: Growth of the Human Mind, была переведена на многие другие языки; репринтное издание в 1980 г.), в которой объединяет геш-тальтпсихологию и психологию развития и воспитания ребенка. Особое внимание в ней уделяется опыту и научению на ошибках. В целом К. подчеркивал взаимодействие врожденных способностей и условий окружающей среды, опираясь на теорию конвергенции В. Штерна. Книга содержит много практических примеров, иллюстрирующих физическое развитие детей, их моторное обучение и развитие способностей к формированию и восприятию идей, мыслительные процессы и память. В нескольких главах критикует бихевиоризм Уотсона, коннекционизм Торндайка и стадии развития Карла Бюлера. К. предполагал, что не существует ассоциаций, а есть только конфигурации. В 1932 г. был приглашен в СССР для проведения этнопсихологических исследований в Узбекистане (с А.Р. Лурия и др. советскими психологами). Однако, заболев, не смог закончить работу. Вернувшись в США, начал работать над книгой Принципы гештальтпсихологии (Principles of Gestalt Psychology, 1935), в которой представил теоретическую систему поведения человека. В книге обсуждается множество феноменов перцепции, которые относятся к 24 различным законам. Некоторые из них используются как основа при обсуждении рефлексов, эмоции Эго, общества и личности. Эта книга стала классикой психологической науки. В рус. пер. изданы: Основы психического развития , М.-Л., 1934; Восприятие: введение в гештальтпсихологию, в кн. Хрестоматия по ощущению и восприятию, М., 1975; О внимании, в кн.: Хрестоматия по вниманию, М., 1976. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005