клятва, принимаемая врачами, в которой они обязуются всегда следовать определенным правилам поведения и лечить людей так, как завещал делать это греческий врач Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), за выдающиеся достижения в области медицины названный "Отцом медицины". Эта клятва впервые была принята его учениками на греческом острове Кос.
КЛЯТВА ГИППОКРАТА
КЛЯТВА ГИППОКРАТА
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Клятва Гиппократа
свод морально-этических норм поведения врача по отношению к больным и коллегам, предусматривающий уважительное отношение к учителям, обучившим искусству врачевания; соблюдение принципа "Не навреди"; признание святости жизни; готовность воздерживаться от злодеяний и коррупции, сохранять врачебную тайну; отдать все силы и знания укреплению здоровья больных; делиться знаниями с коллегами, совершать врачевание, не рассчитывая на вознаграждение и не имея его в виду, но возможность принять вознаграждение с благодарностью, если таковое будет предложено. Клятва отражает основы античной этики в части построения каждым гражданином гармоничного (космического) мира, роль врача в гармонизации мира путем исцеления больных (т.е. негармоничных).
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
КЛЯТВА ГИППОКРАТА
(истор.; син.: клятва асклепиадов) — этическое обязательство, которое давал врач в Древней Греции по окончании обучения и нерушимо следовал в течение всей жизни (см. врачебная этика). Когда впервые была составлена «Клятва» не известно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа (не имея ввиду его авторства). В Древней Греции считалось, что тот, «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». Текст «Клятвы»: «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора. Наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла. Точно также я не вручу никакой женщине абортивного материала. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Чтобы при лечении, — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступившему же и дающему ложную клятву, да будет обратное этому».