Классическое формирование условных рефлексов

Найдено 1 определение
Классическое формирование условных рефлексов
Известно также как выработка условных рефлексов по Павлову, в честь Ивана Павлова, первооткрывателя условных рефлексов, экспериментально доказавшего свою теорию. В общем и целом, это объяснение процесса научения, при котором один стимул или событие предопределяет появление другого стимула или события. В действительности, при классическом формировании условных рефлексов создается новая ассоциация между первоначально нейтральным стимулом (НС) и существующей реакцией. Если пользоваться языком парадигмы классического формирования условных рефлексов, нейтральный стимул сочетается с безусловным стимулом (БС), который уже производит желаемую реакцию (безусловную реакцию, или БР). При многократном повторении сочетания безусловного и нейтрального стимулов нейтральный стимул (теперь ставший условным стимулом, или УС) воспринимает качества безусловного стимула и может вызывать ту же самую реакцию, хотя теперь она называется условной реакцией, или УР. Ассоциация БС-БР является естественной, в то время как ассоциация УС-УР является усвоенной в результате связи между новым и старым стимулом. К примеру, когда мы пережевываем пищу, во рту обычно выделяется слюна. Это рефлекторное (см. Рефлекс) действие, способствующее пищеварению. Если некое событие (например, звонок к обеду) предшествует получению пищи, то через некоторое время у нас начинает выделяться слюна при одном звуке звонка. В данном примере звонок является нейтральным стимулом, пища — безусловным стимулом, а выделение слюны — безусловной реакцией. Порядок сочетания НС и БС является важным фактором. Наиболее эффективное научение происходит, если НС предшествует БС; при одновременной стимуляции эффективность резко снижается. В некоторых случаях формирование условного рефлекса может иметь место, если НС следует за БС (отставленное обусловливание), но этот феномен обычно быстро исчезает. Наиболее важным аспектом условного стимула является то, что он помогает организму предсказывать появление безусловного стимула. Поскольку ассоциация УС-УР является усвоенной, она может быть утрачена, если УС больше не предшествует появлению БС. Если звонок продолжает звонить, а пища не подается, связь между стимулами постепенно ослабевает, а затем исчезает. Если звонок опять зазвонит через некоторое время, может произойти слабое слюноотделение (спонтанное восстановление), но когда вся процедура (УС+БС и т. д.) повторяется, научение происходит гораздо быстрее, чем раньше. Когда организм научен реагировать на один УС, он может выказывать сходную реакцию на сходные стимулы (обобщение стимулов). Это можно рассматривать как фактор надежности при научении. Чем больше сходства между двумя стимулами, тем больше вероятность одинаковой реакции на них. Если это не входит в задачу эксперимента, организмы можно научить реагировать лишь на одну категорию сходных стимулов (разделение стимулов).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г