КАТЕГОРИЗАЦИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Категоризация
процесс, посредством которого группируются вместе психологические понятия.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

КАТЕГОРИЗАЦИЯ
психический процесс отнесения того или иного объекта, явления к определенному классу.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Категоризация
выделение наиболее широких понятий, которые отражают существенные свойства предметов или явлений объективного мира, и объединение их во взаимосвязанную систему.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

КАТЕГОРИЗАЦИЯ
1. Логическая операция разделения некоторой совокупности объектов по тем или признакам на группы (категории). 2. Отнесение какого-либо объекта к той или иной группе по одному или нескольких признакам, общим у данного объекта и других объектов, входящих в состав соответствующей группы.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КАТЕГОРИЗАЦИЯ
процесс психический отнесения единичного объекта, события, переживания к некоему классу, - как вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и пр. Непосредственно включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект коих воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса, причем на объект переносятся особенности данного класса явлений. Содержание понятия категоризации в психологии когнитивной соответствует принятому в рамках теории деятельности положению об опосредовании процессов психических социально выработанными эталонами - обобщениями, несущими совокупный общественный опыт. Носители этого опыта - это прежде всего семантические структуры естественного языка - значения вербальные; форма фиксации опыта - символы, движения выразительные, ритуалы, а также формулы, схемы, чертежи и пр. В индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочения через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания; ее индивидуальные аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом. Будучи средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания могут и не осознаваться. Формы категоризации имеют сложную иерархическую организацию, построение и функционирование коей изучают психология генетическая и общая.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Категоризация
(греч. kategoria — высказывание, признак) психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные стереотипы, стереотипы поведения и т. п. Выделение наиболее широких понятий, которые отражают существенные свойства предметов или явлений мира, и объединение их во взаимосвязанную систему. К. выступает основой как восприятия (предметность восприятия), так и мышления (подведение под понятие). Процесс К. непосредственно включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект которых воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, а как представитель некоторого обобщенного класса. Содержание понятия К. в когнитивной психологии соответствует принятому в рамках теории деятельности положению об опосредствовании психических процессов социально выработанными эталонами — обобщениями, несущими в себе совокупный общественный опыт. Носителями этого опыта являются, прежде всего, семантические структуры естественного языка (вербальные значения); формой фиксации опыта могут выступать и символы, выразительные движения, ритуалы, формулы, схемы, чертежи и т. п. В индивидуальном опыте К. выступает формой его упорядочивания через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания, ее дифференциально–психологические аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом.
(Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

КАТЕГОРИЗАЦИЯ
КАТЭГАРЫЗАЦЫЯ / CATEGORIZATION (от греч. țĮIJȘȖȠȡȓĮ– высказывание, свидетельство, показание, объяснение, признак)– это метод отнесения познаваемого объекта к некоторому классу, в качестве которого выступают категории, выражающие наиболее существенные отношения тех или иных областей действительности, знания и деятельности. К. может охватывать не только материальные предметы, но и сенсорные и перцептивные образцы, социальные стереотипы, эталоны поведения, обобщения в целом, несущие в себе совокупный общественный опыт. Носители этого опыта– это прежде всего семантические структуры естественного языка– значения вербальные; форма фиксации опыта– символы, выразительные движения, ритуалы, а также формулы, схемы, чертежи и пр. В контексте теории восприятия (Дж. Брунер) К. рассматривается как базовый акт, тесно связанный с языком, сохраняющий социокультурный опыт и позволяющий расширять пределы непосредственно получаемой информации. Здесь К. является свойством познания вообще, поскольку воспринимаемый объект как единичное обретает предметный смысл только через соотнесение с некоторыми общими категориями. Верность сенсорной оценки зависит от предварительного усвоения категорий и процесса К. Чем адекватнее системы категорий, построенные для кодирования среды, тем больше возможностей предсказания новых свойств и объектов. Формы К. имеют сложную иерархическую организацию. Будучи средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания могут и не осознаваться. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

КАТЕГОРИЗАЦИЯ
греч. kategoreo — порицаю, упрекаю) — психологическая операция по переработке информации, которая приводит к разбиению некоторого множества сигналов на отдельные подмножества — категории или классы. Различают два основных вида К.: бинарная (разбиение на два класса) и многоальтернативная. Зависимость времени выполнения операции К. от длины алфавита сигналов п и общего числа представляемых сигналов D аппроксимируется (от аппроксимация — приблизительная оценка) уравнением: где константа С — характеризует время актуализации одной энграммы в памяти; Е — время сопоставления одного воспринятого сигнала с одной энграммой; А — время классификации при одном сигнале, a F — коэффициент, отражающий тип процесса сопоставления (параллельный, последовательный, самозаканчивающий или исчерпывающий); для положительных ответов F = 0, для отрицательных— положительная величина. Т— суммарная оценка переработки структурных действий информации. В процессе повторения задачи происходит уменьшение Т. Объясняется это тем, что процесс сопоставления сигнала с разными энграммами может идти не только последовательно, но и параллельно, причем в результате обучения доля параллельных сопоставлений возрастает. В результате этого процесс К. может превратиться в действие прямого замыкания. Т. о., задача К. по своей психологической сущности может быть разной в зависимости от опыта человека. При этом не исключено, что и другие факторы могут определять параметры К. В частности, обнаружено, что вид логических связей (конъюнкция или дизъюнкция) в задаче К. также влияет на психологическую структуру действия и его количественные показатели (Т. М. Зараковский).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

КАТЕГОРИЗАЦИЯ
психофункция-психопроцесс отнесения-трансфероизации спорадическо-единичного объекта, феномена, события, явления, переживания к определенному классу-подклассу, субъекту в предикате-качестве кот. могут проявляться вербальные и невербальные знаки-символы-сигналы, сенсорно-перцептивные парадигмы-модели, социостереотипы-онтосостереотипы, стереотипические акты поведения субъекта; функции-процессы К. включены к актопроцессам перцепции, ментальным актам, к актам воображения, механизмам памяти, объекты-модели коих перцептируются-воспринимаются-мыслятся-созерцаются не как автономная единица, а как,—например, если соотнести эти феномены к индивиду, — субъект-представитель определенного статуса, того или иного класса, а уже на самого субъекта трансфероизируются-индукцируются-переносятся специфическо-предикативные свойства данного класса, феноменов-явлений; термин-понятие К. в когнитивной психологии адекватизируется-соответствует тезису об опосредствовании психопроцессов-психофункций социально-выработанными парадигмами-эталонами, кот. явл. носителями эмпирическо-специфическо-социального опыта; моделями-носителями этого социоопыта явл. семантические модели языка, вербальные модели, а формой фиксации-моделеинтроспективности могут выступать-продуцироваться символы, знаки, экспрессивные кинетики, ритуалы, традиции, формулы, чертежи, схемы, голограммы; сам индивидуальный опыт субъекта, через модели К., предстает-репродуцируется, как формы трансформированные самим субъектом, принципов-эталонов-категорий-парадигм-предписаний социально-этической модификации, а уже сами модификации и их психодифференциальные аспекты и характеризуют модельноизированную специфику созерцания-отражения-отзеркаливания мира-социума-онтоса других индивидов самим субъектом; т.о., феномены категоризации могут явл. средством-инструментом-модусом в гностических актах сынтенционированных на познание мира, социума, субъектов, а также самооценочных актов, связанных со структуризацией-категоризацией индивидуальных форм сознания, самосознания, в целях рационально-дискурслогического осмысления субъектом самого себя в социуме, мире, различных обществах.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

КАТЕГОРИЗАЦИЯ
categorization; Kategorisation) – одно из ключевых понятий в описании познавательной деятельности человека, связанное едва ли не со всеми когнитивными способностями и системами в его когнитивном аппарате, а также с совершаемыми в процессах мышления операциями – сравнением, отождествлением, установлением сходства и подобия и т.п. В узком смысле категоризация – это подведение явления, объекта, процесса и т.п. под определенную рубрику опыта, категорию и признание его членом этой категории, но в более широком смысле – процесс образования и выделения самих категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека, упорядоченное представление разнообразных явлений через сведение их к меньшему числу разрядов или объединений, а также - результат классификационной (таксономической) деятельности. Иногда утверждают, что явление категоризации – это лингвистическое явление, и о нем следует говорить как о лингвистической категоризации. Ее результаты отражены в полнозначной лексике, а каждое полнозначное слово можно рассматривать как отражающее отдельно взятую категорию со стоящими за ней многочисленными ее представителями. Не будь имен, как знали бы мы, к какому классу или категории относит человек, говорящий на естественном языке, какой-либо объект, процесс, признак или явление. Но такое утверждение не следует понимать чересчур буквально: ведь и животные различают стимулы разной природы и по-разному на них реагируют [Jackendoff 1993]. Те же способности ярко проявляются и в экспериментах с маленькими детьми: не зная общих терминов для называния категории (например, номинации «фрукты» или «овощи»), они тем не менее раскладывают по просьбе экспериментатора предъявляемые им предметы по разным кучкам. С развитием когнитивного подхода взгляды на сущность процесса категоризации были подвергнуты радикальному пересмотру. Истоки ее нового понимания нередко связывают с Л. фон Витгенштейном, который в своем блестящем анализе значений слова «игра» пытался показать, что все подобные значения связаны лишь «фамильным сходством», т.е. наличием у попарно сравниваемых значений какого-нибудь общего признака. Это равносильно тому, что один родственник может быть похожим на другого в силу сходства их темпераментов, а другой – из-за внешнего сходства и т.п. Думается, что именно эти идеи были плодотворно развиты затем Дж.Лакоффом и нашли свое отражение в так называемом прототипическом подходе и прототипической семантике. Прототипический подход к исследованию принципов естественной категоризации начинается с работ Э.Рош, которой принадлежат наблюдения о прототипах как лучших образцах категории, и, главное, об уровнях категоризации с выделением базового уровня категоризации как центрального для многих видов когнитивной деятельности. Огромная специальная литература посвящена и в психологии и в лингвистике категоризации цвета, привлекающей к себе внимание ученых благодаря объективной возможности соотнести цветовые обозначения со спектром цвета, который, как известно, сам организован как некий диффузный континуум, границы в котором можно установить лишь условно. Нередко утверждают, впрочем, что по- добно цветовой шкале организован и весь окружающий нас мир: мы членим его только потому, что выделение в нем отдельных фрагментов подсказано языком.  

Источник: Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова и соавт. 1997

Категоризация
англ. categorize - классифицировать, устанавливать категорию) - базисное понятие психол. науки (Дж. Брунер), как и более распространенный в отеч. психологии (в первую очередь, в школе Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии) термин «означивание» или «опосредованность значением». Восприятие и осознание объектов и событий окружающей физич. и социальной действительности, др. людей и даже самого себя является, с т. зр. психол. науки, обобщенным и опосредованным. Воспринимая единичный объект, человек сознательно или на неосознаваемом уровне его категоризует, т. е. относит этот единичный объект к нек-рому классу объектов, представителем или носителем к-рого может выступать некий перцептивный эталон, вербальное значение, социальный стереотип, типажный образ и т. п., и категоризовав, т. е. соотнеся это единично воспринятое с категорией или неким значением, субъект проецирует свое знание об этой категории на единичный объект. Во времена В. Вундта это обозначалось как перцепция (непосредственное восприятие) и апперцепция (проекция на воспринимаемое опыта воспринимающего субъекта), обеспечивающая, в частности, константность восприятия (относительная независимость восприятия от внеш. условий). Так, напр., в результате неосознанных перцептивных операций, связанных с поправками на удаленность, высокий человек на далеком расстоянии воспринимается высоким человеком, а не маленькой «букашкой», несмотря на ничтожно малую величину его проекции на сетчатку глаза. Имея эталонный образ человека и делая поправку на удаленность, наше восприятие создает адекватный истинным размерам человека перцептивный образ. Относительно социальной перцепции (т. е. восприятия человека человеком), процесс К. заключается в том, что, воспринимая некоего человека, о к-ром мы предварительно ничего не знаем, мы, тем не менее, по внеш. признакам его облика, выражению лица, одежде, манере движения его категоризуем, т. е. относим к тому или иному социальному типажу, возрастной группе, социальному статусу и т. п., и исходя из знания этого типажа (не только лично приобретенного, но и полученного из книг и газет, просмотра художественных и документальных фильмов, рассказов близких людей и дальних), мы проецируем на него (приписываем ему) некие личностные характеристики и поведенческие ожидания. Т. е. в результате процесса К. субъект имеет дополнительную информацию о воспринимаемом, почерпнутую из перцептивных эталонов, естеств. языка, поведенческих сюжетов. Т. о., восприятие и осознание единично воспринимаемого оказывается опосредованным (значениями или категориями) и обобщенным. Все вышесказанное относительно процесса К. справедливо не только применительно к процессам восприятия, но и осознания, памяти, воображения. Наше восприятие мира вооружено и вместе с тем ограничено средствами К. Как писал Л. Витгенштейн, «Границы моего языка определяют границы моего мира» (2003). С этой т. зр. выделено из потока ощущений или извлечено из памяти и затем осознано может быть только то, для чего имеется соответствующее значение, эталоны, стереотипы, типажи. Представляет интерес феномен возможного искажения воспринимаемого в сторону большего соответствия эталонной форме. Т. е. видение и интерпретация воспринимаемого подстраивается под некие эталонные, стереотипные формы, подчас принося в жертву точность восприятия. Так, применительно к житейским историям очевидец неосознанно категоризует их, подводя к эталонным житейским или литературным сюжетам. Дж. Брунер исследовал проблематику описания человеком своего жизненного пути, своей жизненной ситуации в рамках т. наз. нарративной психологии (нарратив - рассказ). Рассказывая психотерапевту события своей жизни, человек неизбежно использует уже имеющиеся сюжеты, как бы подгоняя собственное бытие под культурно-исторически сложившиеся сценарии и сюжеты нарратива. Т. е. и жизненные сценарии, и сюжеты можно рассматривать как объемные и емкие единицы категоризации. В обл. психологии личности исследование содержания и функционирования индивидуальных форм К. представлено в теории личностных конструктов Дж. Келли. Он рассматривал обычного человека как познающего мир и себя исследователя, к-рый проверяет гипотезы, касающиеся мироустройства с помощью личностных конструктов иерархически организованных биполярных оппозиций, на языке к-рых осуществляется описание мира. Им же разработан методический аппарат - «репертуарные решетки», позволяющие с помощью факторного анализа выделять разного уровня обобщения индивидуальные категории субъекта познания. Областью психологии, исследующей структуру, содержание, генезис и функционирование категорий в процессе миропознания, является психосемантика (В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев), где многие методические принципы Келли также распространены на исследование К. не только в сфере межличностного познания, но и применительно к психологии искусства и массовых коммуникаций, в области полит. и этнопсихологии, исследований экологического сознания и представлений в области права, этики, юриспруденции и т. п., т. е. исследований имплицитных моделей мира субъекта в самых разных сферах бытия. В области социальной психологии К. тесно связана с проблемой социальной идентичности. А. Тэшфел и Дж. Тернер в эксперим. исследованиях показали, что даже простое разбиение однородной группы испытуемых на 2 класса (напр., А и Б) способно вызвать у них чувство групповой сплоченности, фаворитизма и конкуренции. Любые формы дифференциации при К. по социальному, национальному, религиозному, возрастному принципу способны мобилизовать групповое единство, но одновр. вызвать и чувство противостояния и агрессии. И наоборот, К. по общему основанию ведет к интеграции вначале на уровне социальных представлений (С. Московичи), а затем и на уровне социального поведения. Лит.: Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентативности в обыденном сознании. М., 1983; Он же. Основы психосемантики. М.-Смоленск, 1997. В. Ф. Петренко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
160.42 кб

Предрассудки, категоризация и дискриминации

Кубякин Евгений Олегович
Я-концепция это осознание того, что мы собой представляем, а групповое определение того, кем вы являетесь, подразумевает параллельное определение того, кем вы не являетесь.
Читать PDF
294.43 кб

Социальная категоризация: представления об объекте и специфике процесса

Агадуллина Елена Рафиковна
Статья посвящена обзору особенностей процесса социальной категоризации, его объекту и функциям. Освещается специфика использования данного процесса в центральных теориях психологии социального познания.
Читать PDF
218.83 кб

Категоризация социальных групп

Агадуллина Елена Рафиковна
Статья посвящена рассмотрению вопроса категоризации социальных групп. Ключевой вопрос данной статьи заключается в том, существуют ли различия между категоризацией одного человека и группы людей.
Читать PDF
705.36 кб

Категоризация психолого-акмеологических понятий развития, совершенствования, коррекции и реорганизац

Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н.
В статье рассматривается категоризация психолого-акмеологических понятий.
Читать PDF
592.28 кб

Оценочная категоризация интеллектуальных способностей человека посредством абстрактных имен существи

Кравцова Надежда Михайловна
В статье исследуется роль абстрактных имен существительных со значением интеллектуальной оценки в процессе оценочной категоризации интеллектуальных способностей человека в современном английском языке.
Читать PDF
279.46 кб

Категоризация духовной культуры в "Дхаммападе"

Даниленко Валерий Петрович
Статья посвящена систематизации афоризмов Будды по базовым категориям духовной культуры, которые связаны с религией, наукой, искусством, нравственностью, политикой и языком.
Читать PDF
347.33 кб

Возрастная категоризация в процессе формирования первого впечатления студентов о преподавателе

Микляева Анастасия Владимировна
Представлены результаты эксперимента, направленного на изучение роли возрастных категоризаций в формировании первого впечатления студентов о преподавателе.
Читать PDF
131.50 кб

Категоризация личности педагога: социально-коммуникативные предпосылки

Гребенникова Вероника Михайловна
Основная задача, реализуемая в данной в статье, охарактеризовать предпосылки категоризации личности педагога. Разграничиваются два основных вида предпосылок категоризации личности педагога: основные и дополняющие.
Читать PDF
3.45 мб

Категоризация и интерпретация культуры межнационального общения

Матис Владимир Иванович
Автор определяет качества личности, которые предполагает культура межнационального общения; выделяет компоненты культуры, рассматривает направления формирования культуры.
Читать PDF
159.52 кб

Категоризация интегративно-целевых компонентов деятельности педагогов профессиональных лицеев как за

Мищенко Александр Сергеевич
Читать PDF
1.08 мб

Категоризация, восприятие и политика (3)

Мюррей Эдельман, Поляков Сергей Михайлович, Пирожкова Ирина Сергеевна
Продолжение перевода разделов из книги «Политический язык: успех слова и провал политики» («Political Language: Words that succeed and policies that fail», 1977).
Читать PDF
276.50 кб

Категоризация профессиональной карьеры в контексте феноменологической трактовки социальной реальност

Посухова Оксана Юрьевна
Феноменологическая трактовка социальной реальности как интерсубъективного мира, созданного индивидами в процессе общения, задает особый ракурс научного изучения профессиональной карьеры.
Читать PDF
1.76 мб

Категоризация понятия «Инклюзивный потенциал»

Афонькина Юлия Александровна
Статья посвящена актуальной проблеме социальной инклюзии, развитие которой в современном общества выступает приоритетом государственной политики и ведущей общественной тенденцией, значительно активизирующейся в текущее десятилетие
Читать PDF
477.00 кб

Категоризация зрелых рынков и стратегии развития категории

Матюшкин Вадим Сергеевич
Цель статьи показать роль психологического анализа процесса категоризации в принятии маркетинговых решений.
Читать PDF
331.42 кб

Марксова категоризация понятий «Культура» и «Цивилизация»

Рагозин Н.П.
Различие понятий «цивилизация» и «культура» в научной литературе не приобрело необходимой научной определенности.

Похожие термины:

  • КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ

    а) когнитивная организация и систематизация восприятий людей других этнических общностей, обусловленная социально-психологическими закономерностями ценностного восприятия действительности; б
  • Категоризация понятий общение и коммуникация

    Аналитическое исследование развития понятий О. и коммуникация (К.) показало, что в отеч. психологии по-прежнему нет однозначной всеми разделяемой трактовки этих понятий. Начавшееся в 1970-1980-х гг. стр
  • Социальная категоризация

    процесс упорядочивания окружающей среды в терминах социальных категорий через группировку событий, людей (А.Тэшфел, Дж.Брунер).