КАЛМЫКИ

Найдено 1 определение
КАЛМЫКИ
народ, проживающий в степном пространстве юго-востока европейской части России и ведущий свое происхождение от племени ойратов, пришедшего к нам из Монголии. Исторические хроники свидетельствуют, что с древних времен ойраты по своему национальному характеру были по сравнению с монголами более независимыми, сплоченными, самостоятельными, настойчивыми и старательными. Впоследствии мигрировав в Южную Россию, калмыки освоили огромное степное пространство, крайне редко заселенное. Сухая и безводная степь стала местом выпаса рогатого скота, овец, лошадей и многочисленного поголовья верблюдов. В их хозяйстве были новые для России породы сельскохозяйственных животных, наиболее приспособленных к нелегким условиям Нижнего Поволжья и предгорий Кавказа. Калмыки разработали свою оригинальную систему использования обширных степных пастбищ. Академик И. И. Лепехин в конце XIX века писал о калмыках: "От них польза есть. Они занимают пустые степи ни к какому обитанию не пригодные. В них мы должны видеть не только представителей военной службы, защищающих наши пределы от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев, но хороших и многочисленных обитателей, получающих от скотоводства наилучший убойный и рабочий скот". Многие исследователи поэтому считают, что такие национально-психологические особенности калмыков, как выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым обеспечивали успешность жизни калмыков в достаточно трудных природно-климатических условиях. Во главе калмыцкой семьи стоял отец, и все остальные члены семьи должны были беспрекословно подчиняться ему и выполнять все его распоряжения. Домашним же хозяйством руководила мать; несмотря на то что калмычка находилась в полном подчинении мужчины и под его контролем, она пользовалась свободой и самостоятельностью в ведении хозяйства и в быту. Известный исследователь обычаев и традиций этого народа П. Небольсин писал: "Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщины имеют человеческое, а не рабское значение. У многих мусульман они исключены из общения с мужским полом не только в забавах, но даже и в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том, и в другом случае с правами мужчины. Мужчина, хотя бы это был сам владелец (улуса или аила), заметив,что встретившаяся ему женщина хочет сойти с лошади, должен сам спешиться и помочь ей сойти с седла. Женщина, жена или дочь, сама угощает гостей". В результате в психологии калмыков в целом сформировались такие черты, как ровное и равное отношение практически ко всем другим людям, независимо от их пола и социального положения, стремление мирно решать спорные проблемы в общении и взаимодействии с партнерами и даже оппонентами, ориентация на бесконфликтное поведение, достижение согласия ненасильственными средствами. Кроме того, оказывал серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности калмыков буддизм, в качестве религии перешедший к ним по наследству от монголов, что не могло не найти отражения в их психологии. По этой причине в ней закреплялись проповедуемые им такие социальные ценности, как довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в желаниях и мечтах, стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, безразличие к чужим страданиям. У калмыков формировались и такие качества, как трезвость мысли и рационализм, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, настойчивость при достижении реально существующих целей. К. - достаточно своеобразный народ, знание психологии которого позволяет строить с его представителями устойчивые взаимовыгодные и равноправные отношения.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.31 мб

Новые социально - экономические реалии и этнодемографические процессы (на примере республики Калмыки

Намруева Л.В.
Читать PDF
249.65 кб

Физические упражнения национальных видов спорта в процессе подготовки обучающихся Республики Калмыки

Калдариков Эдуард Николаевич
Нами анализировалась физкультурно-спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся общеобразовательных организаций Республики Калмыкия в процессе урочных и внеурочных форм занятий.
Читать PDF
102.22 кб

Толерантность и интолерантность, светское и религиозное в духовном пространстве Юга России и Калмыки

Наднеева Кермен Анджукаевна
Данная статья посвящена анализу взаимодействия толерантного и интолерантного, светского и религиозного в духовном пространстве Юга России, Республики Калмыкия. Автор раскрывает противоречивость и нестандартность этого процесса.
Читать PDF
310.78 кб

Университет как драйвер экономического и социального развития региона (на примере республики Калмыки

Уланова Галина Владимировна
В статье на примере Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова рассматривается роль региональных вузов в социально-эконо-мическом развитии регионов.
Читать PDF
213.25 кб

Информационные технологии в преподавании курса «Региональная геология» (на примере республики Калмык

Сангаджиев Мерген Максимович, Эрдниева Эрвена Владимировна, Сангаджиева Саглара Александровна
В работе рассмотрены вопросы использования информационных ресурсов в преподавании курса «Геология и гидрогеология Республики Калмыкия». Проведен краткий анализ существующего геолого-географического и картографического материала.
Читать PDF
282.76 кб

Сравнительный анализ генетико-демографической структуры сельских популяций Калмыкии (полевой материа

Балинова Н. В.
Читать PDF
284.49 кб

Реформа общеобразовательной школы в Калмыкии в 80-е гг. Хх в

Сартикова Е. В.
Читать PDF
8.59 мб

Моделирование продолжительности возвратной трудовой миграции населения региона на примере Калмыкии

Кованова Екатерина Сергеевна, Эльдяева Нина Александровна
Рассмотрен процесс внутренней трудовой миграции населения Республики Калмыкия и показано его эконометрическое моделирование. Республика характеризуется значительной долей выезжающего населения за ее пределы.
Читать PDF
10.23 мб

Этническое предпринимательство без миграции (на примерах из Тувы и Калмыкии)

Тюхтенева Светлана Петровна
В статье анализируются два примера современного этнического предпринимательства без миграции, которые наблюдаются в регионах России. Представлены деятельность Кимы и Вячеслава Донгак из Тувы, Баирты Тостаевой из Калмыкии.
Читать PDF
221.09 кб

Детское движение Калмыкии на страже экологии

Тарбаева А.А.
Читать PDF
283.22 кб

Диалог религий и культур в Калмыкии сегодня

Лиджи-горяева Б. В.
Читать PDF
292.23 кб

«Красношапочный» буддизм в современной Калмыкии

Марзаева М. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые современные ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Калмыкии

Бичеев Б. А.
Читать PDF
236.88 кб

Влияние репродуктивных установок молодежи на демографический потенциал региона (на примере Калмыкии)

Бадмаева Н. В., Иджаева Б. В.
Читать PDF
0.00 байт

Историография печати Калмыкии: этапы и особенности изучения

Дякиева Балджя Батнасуновна
Рассматривается степень научной разработки вопросов изучения истории периодической печати Калмыкии, выделяются основные этапы историографии по данной теме.

Похожие термины:

  • КАЛМЫКОВА Зинаида Ильинична

    (1913-1993)-психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Основные темы научных исследований: индивидуальные особенности детей, их обучаемость, диагностика умственного разви