Языковая личность

Найдено 1 определение
Языковая личность
англ. linguistic personality) - когнитивно-коммуникативный инвариант, обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и форм поведения. Предпосылки понятия Я. л. заложены идеями Л. Вайсгербера и др. неогумбольдтианцев о решающей роли языка в формировании картины мира - понимании языка как «промежуточного мира» (Zwischenwelt) между человеком и внеш. миром, когда человек видит мир сквозь призму родного языка. При этом своеобразие личности, к-рое проявляется в процессе усвоения и применения человеком родного языка, всегда ограничено национ. спецификой языковой картины мира. В настоящее время понятие Я. л. активно используется не только в лингвистике, но и в философии, лингвокультурологии, психои социолингвистике, лингводидактике, психологии и др. областях гуманитарного знания. В самом общем виде оно указывает на «национально-специфический тип коммуникатора», на личность, взятую в ее отношении к языку и речи (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов), и, следовательно, соотносимую с опр. этнонацион. культурным контекстом. В нашей стране понятие Я. л. было введено в науч. оборот лингвистом Ю. Н. Карауловым в 1980-е гг. Согласно разработанной им концепции «русской Я. л.», выделяются 3 уровня в структуре Я. л.: вербально-семантический (нулевой) уровень, предполагающий для носителя норм. владение естеств. языком; когнитивный (первый) уровень, связанный с построением «картины мира», переходом от «значения к знанию»; прагматический (высший) уровень, ориентированный на «цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. При этом о Я. л., по мнению Ю. Н. Караулова, можно говорить, начиная с лингвокогнитивного уровня, где появляются возможности проявления индивидуальных предпочтений при выборе и иерархизации концептов, понятий, дескрипторов. На высшем уровне - уровне речевой прагматики Я. л. «…сливается с личностью в самом общем, глобальном социально-психол. смысле…». Т. о., Я. л. трактуется «…как вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психич., и социальный, и этический компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс». В пользу этой позиции свидетельствует появление в связи с понятием Я. л. таких заимствованных из сферы психологии понятий, как «коммуникативная потребность» «коммуникативное (речевое) поведение», «коммуникативная (языковая) компетенция» и др. Можно предположить, что человек как Я. л. обладает коммуникативной потребностью, реализующейся в мотивах и целях речевой коммуникации, строит с помощью языка опр. картину мира и осуществляет коммуникативное поведение, создавая и воспринимая разл. тексты - дискурсы, в соответствии с условиями и обстоятельствами О. (Ср. близкие понятия: коммуникативная личность, речевая личность, дискурсивная личность.) В лингвокультурологических исследованиях (В. И. Карасик) выделяется 3 аспекта изучения Я. л., соответствующие трехуровневой модели Я. л. по Ю. Н. Караулову. Ценностный аспект Я. л. содержит общечеловеческие и национально-специфические нормы и ценности, отражающие историю и мировосприятие людей, объединенных культурой и языком. Они выражены в «прецедентных текстах», коммуникативных стратегиях вежливости, оценочных значениях слов, представленных в данном культурном контексте и пр. Когнитивный аспект Я. л. связан с языковой категоризацией действительности, проявляющейся в национально-специфической картине мира, что предполагает применение номинативных стратегий. Поведенческий аспект Я. л. определяется специфическим набором речевых характеристик и паралингвистических средств О., указывающих на возрастные, половые, социально-ролевые и др. особенности дискурса в статусном, или бытовом, ситуативном О., к-рые реализуются в соответствующих дискурсивных стратегиях. Понятие «вторичная Я. л.», введенное И. И. Халеевой, представляет собой опр. конкретизацию общего понятия Я. л. применительно к сфере межкультурной коммуникации, а также лингводидактики. Понятие вторичной Я. л. построено на том, что в основе иноязычной коммуникации, характерной для соответствующей лингвокультурной общности, лежит др. картина мира, раскрытие к-рой при обучении иностр. языкам, обеспечивает проявление у учащихся особенностей вторичной Я. л., а следовательно, успешность овладения др. языком и стоящей за ним культурой. Лит.: Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа. М., 1993; Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997; Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004; Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М., 1989. Г. И. Резницкая

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
242.50 кб

О языковой личности Владимира Набокова

Фатеев А. Е.
Читать PDF
313.21 кб

Языковое образование и языковая личность

Козырев Владимир Алексеевич, Черняк Валентина Данииловна
Читать PDF
287.95 кб

Воспитание языковой личности преподавателя

Григорьева-голубева Виктория Аркадьевна
В статье анализируются современные представления о воспитании языковой личности преподавателя как о субъекте, рассматриваемом с точки зрения его способности совершать речевые действия порождения и понимания высказываний.
Читать PDF
764.96 кб

Роль школы в формировании языковой личности

Божко Елена Николаевна
Современное образовательное пространство отличается высокой информационной насыщенностью и большим разнообразием предоставляемых путей достижения образовательных целей.
Читать PDF
111.03 кб

Личностные функции в структуре языковой личности

Милованова Л. А.
Создание условий для становления и развития языковой личности школьника во всем спектре ее проявлений и есть цель профильноориентированного обучения иностранному языку.
Читать PDF
117.21 кб

Педагогический смысл воспитания языковой личности

Роботова Алевтина Сергеевна, Капустина Е. В.
Наличие в названии статьи ключевого понятия «языковая личность», наверное, может вызвать возражения со стороны коллег, занимающихся педагогикой и лингвистикой.
Читать PDF
165.73 кб

Языковая личность: факторы становления и развития

Милованова Л. А.
Читать PDF
1.48 мб

"языковая личность" в изучении иностранного языка

Борисова С.В.
В данной статье автором рассматриваются факторы формирования вторичной языковой личности. Также в статье рассматриваются разные подходы в обучении иностранному языку.
Читать PDF
667.21 кб

Значимость языковых навыков для развития личности

Новик Ксения Павловна, Ли Светлана Павловна
В статье показана роль навыков в изучении иностранного языка. Они влияют на развитие личности студента.
Читать PDF
1.37 мб

Синтетическая языковая личность: проблема онтологии

Иванов Дмитрий Игоревич, Калинин Павел Евгеньевич
В статье исследуется возможность построения онтологии синтетической языковой личности на основе междисциплинарного подхода.
Читать PDF
222.77 кб

Языковая личность: лингводидактические характеристики

Милованова Л. А.
Читать PDF
201.02 кб

Саморазвитие языковой личности в условиях многоязычия

Пивкин С. Д., Валеева Н. Ш., Шакуров Р. Х.
Рассматривается развитие языковой личности в условиях многоязычия. Самореализация языковой личности описывается как постижение смысла бытия и своего существования, выраженного в слове и текстах.
Читать PDF
3.74 мб

Практики власти в языковом поле пространства личности

Эмирбекова Элена Эмирбековна
В статье в процессе социально-философского анализа выявляются практики власти в языковом поле пространства личности. Определяется главное назначение практик власти в языковом поле пространства личности.
Читать PDF
168.53 кб

Проблема формирования поликультурной языковой личности

Фомин М. М.
Уделено внимание многоязычному мультикультурному образованию, в контексте которого формируется поликультурная языковая личность.
Читать PDF
145.77 кб

Языковая культура личности как социокультурный феномен

Акатова Т. И.
Рассматриваются вопросы соотношения языка, личности и культуры, анализируются способы использования языка как инструмента построения культурной среды и базы для социокультурного развития личности.