ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Яворский Болеслав Леопольдович
(1877—1942) — музыковед, композитор, пианист, педагог, создатель оригинальной теории музыкального мышления (теория ладового ритма), в основе которой лежало понимание музыки как своеобразного вида речи, средства общения. Активно исследовал психологию процессов образования «творчески обусловленной слуховой настройки». При разграничении исторических стилей в музыке использовал психологический метод. Принцип организации творческого мышления в разные исторические эпохи, по мнению Яворского, выступает то или иное психологическое свойство, приобретающее художественно–эстетический смысл.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович

(1877—1942) — музыковед, композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, создатель оригинальной теории музыкального мышления, пытавшейся найти место субъективно-психологическим факторам в объективных законах музыкальной речи. Д-р искусствоведения (1941), профессор Киевской (1916) и Московской консерваторий (1938). В 1895-1897 гг. учился на математическом отделении Киевского ун-та. В 1889 г. окончил Киевское музыкальное училище по классу фортепиано В.В. Пухальского. В 1903 г. — Московскую консерваторию по классу фортепиано Н.Е. Шишкина. По теоретическим дисциплинам учился в классе СИ. Танеева, М.М. Ипполитова-Иванова. Преподавал в музыкальных училищах Москвы (1903—1907), участвовал в организации Народной консерватории и преподавал в ней (1906—1916). В 1912— 1916 гг. — профессор Киевской консерватории по классу фортепиано и теории композиции. С 1921 г. в Москве занимался преподавательской деятельностью, вел музыкально-общественную и организационно-педагогическую работу. В 1921 — 1931 гг. -чл. ГАХН (позднее ГАНС). В 1938-1942 гг. — профессор Московской консерватории. В основе теории музыкального мышления или ладового ритма, созданной Я., лежало понимание музыки как своеобразного вида речи, средства общения. Я. впервые выделил лад как самостоятельную и наиболее специфическую для музыки категорию. Огромное значение теория ладового ритма придавала музыкально-психологическим факторам. Согласно Я., лад есть организация музыкального мышления и речи на основе внутренней слуховой настройки, разнообразие типов которой определяется социально-историческими факторами. Я. активно искал такое психологическое обоснование процессов образования творчески обусловленной слуховой настройки , которое позволило бы объяснить и логику истории музыкального мышления. В противовес сложившейся в то время традиции обоснования психологических явлений музыкального слышания законами акустики, Я., по существу, исходил из собственно музыкальных феноменов слуха. Он предположил, что явления ладовой устойчивости и неустойчивости не должны смешиваться с акустическими качествами консонирования и диссонирования. Устойчивость-неустойчивость — прежде всего эстетические и психологические качества звучания. При этом чувство неустойчивости тритона Я. полагал врожденным для человеческого слуха. Он пытался обосновать связь ладового развития с закономерностями организации внимания, ритмом дыхания и непрерывного сознания. Для Я. только музыкальная психология, данные непосредственного восприятия и их последующая систематизация могут лечь в основу как теории, так и истории музыки. Иными словами, Я. здесь был близок психологизму , как одному из ведущих умонастроений рубежа XIX—XX вв., утверждавшему приоритет психологии в познании объективной действительности как таковой. В этом смысле понятен метод, использованный Я. при разграничении исторических стилей в музыке, где критерием или принципом организации творческого мышления в разные исторические эпохи выступает то или иное личностно-харак-терологическое свойство, приобретающее художественно-эстетический смысл (темпераментность, истовость и т.п.). Я. также ставил задачу (оставшуюся невыполненной) всесторонне исследовать и научно обосновать исполнительский процесс, создать теорию музыкального исполнительства. Теория ладового ритма Я. была в результате широких дискуссий отвергнута, многие его идеи так и не получили дальнейшего развития и обоснования. Тем не менее влияние личности Я., оригинальности его мышления на отечественную музыкальную культуру, на художественно-эстетические взгляды многих выдающихся музыкантов, исследователей, педагогов было исключительно велико. Основные труды: Восприятие ладовых мелодических построений / Экспериментально-психологические исследования, Л., 1926, вып.1; Конструкция мелодического процесса / Структура мелодии /совм. с С. Н. Беляевой-Экземплярской, М., 1929; Избранные труды, т.1, М., 1964,1972; т.2,М., 1987. М.С. Старчеус

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005