ЯПОНЦЫ

Найдено 1 определение
ЯПОНЦЫ
жители островного государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Японии. Вплоть до середины XIX века Япония представляла собой замкнутое и деспотическое по своей природе общество, в котором, с одной стороны, присутствовала диктатура феодальных правителей-сегунов, по своему усмотрению решавших все вопросы жизни и деятельности людей, а с другой - налицо была императорская власть, сохраняющаяся и поныне, слабая и практически символичная. В результате это породило у японцев своеобразные особенности национальной психологии - подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в группах принадлежности, жестокость по отношению к слабому, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности. Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания, которые к тому же усугублялись регулярно постигавшими Японию громадными стихийными бедствиями. Недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, рост населения и его эксплуатации заставляли японцев напряженно трудиться, выискивать формы и средства деятельности, обеспечивающие хотя бы минимальные возможности для существования. В результате в национальном характере народа сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство, педантизм в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям. "Невозможно понять поведение народа, не уяснив своеобразия его мышления", - гласит японская пословица. Многие исследователи отмечают в мышлении японцев единство, казалось бы, несоединимых сторон: приверженности к абстракциям, проницательности, изобретательности, рационализма и одновременно медлительности мыслительных операций, неуверенности в себе, малоинициативности. В различных видах деятельности данные качества интеллекта проявляются по-разному, что позволяет человеку достичь подчас значительных результатов. Так, например, не следует относить японца-коммерсанта к числу малоинициативных людей. В торговле он, как известно, во многом преуспевает. Но в общении с другими лицами, не имеющими отношения к торговле, он может и не проявлять активности. Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей "божественное" происхождение японской нации и императорской власти, "превосходство" японцев над другими народами. Под влиянием господствующих классов религиозные учения синтоизм и буддизм, а также конфуцианство формировали наиболее устойчивые стороны национального самосознания населения страны, широко проявлявшиеся в прошлом и имеющие место и сегодня: приверженность к "культу предков", чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство по отношению к другим народам. Веками в Японии утверждалась психология подчинения индивидуума коллективу. Столетия он был полностью подвластен сначала феодалу, потом императору, сегодня - главе фирмы, в которой служит. Японец привык надрываться "во имя..." И неудивительно - никто не бунтует ни против чего! Его покорность и дисциплинированность достигают одиозных размеров. Японец не соотносит себя с такими характеристиками, как профессия, должность, место жительства и т. п., а связывает свое существование с той группой, в которую включен. Он не может воспринимать себя вне последней (при знакомстве обычно указывая организацию, в которой работает), членом которой он является. Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы вписаться в действие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самыми ценными качествами членов группы являются умение во главу угла ставить интересы коллектива, желание и стремление быть ему полезным. Нет для японца более жестокой кары, чем оказаться выброшенным из группы в чужой мир, простирающийся за ее пределами. И такое наказание может последовать не за кражу или хулиганство, а за поступок, который представляет собой измену интересам группы. В Японии человек, общаясь с людьми, включенными в ту же группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень. Может создаться впечатление, что у него нет гордости и чувства собственного достоинства, но это не так. Гордость у японцев связана с их назначением, чувством долга и социальной позицией, преувеличение позиции партнера - это принятая форма общения, выражающая вежливость и уважение. Японцы - люди другой культуры. Все, что вы делаете, имеет для них значение. Не садитесь, если вас не пригласили. Не смотрите по сторонам, т. к. нельзя, по их представлениям, казаться рассеянным. Каждый штрих вашей внешности и поведения повлияет на отношение к вам. С другой стороны, сами они могут общаться без слов. И в этом нет ничего мистического. Японцы так обременены правилами и условностями, что подчас просто не способны сказать что-либо. Из учтивости гостю в Японии часто приходится догадываться о событии по контексту, по жестам, по своим ощущениям, потому что хозяин не может своими словами выразить свое чувство. Любая речь в этом случае неприлична. Японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они с вами вежливы, понимая, что вы не виноваты в том, что не родились их соплеменником, но все равно думают о вас как о совершенно чужих и абсолютно не равных им людях. У большинства живущих в Японии иностранцев возникает смешанное чувство. Японцы во многом чудесный народ: работящие, умные, с юмором. Но они также самые отчаянные расисты, причем настолько, что считают расистами всех прочих. Они буквально напичканы предрассудками и считают, что все такие. После того как иностранец прожил в Японии какое-то время, у него не хватает сил смотреть на то, что происходит вокруг. Ему трудно понять, почему женщина вечером переходит на другую сторону улицы, завидев иностранца; почему стюардесса, не зная, что вы пон

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

2002. 02. 036. Мэтьюз г. Что делает жизнь достойной жизни? Как японцы и американцы осмысливают свои

Корнилов М. Н.
Читать PDF
1.02 мб

ЯПОНИЯ И ЯПОНЦЫ В ТРУДАХ МИССИОНЕРА НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО: «ЧУЖИЕ» И «СВОИ»

Яблонская Ольга Васильевна
Статья посвящена проповеднической деятельности Николая Японского и основанию им Российской Духовной Миссии в Японии.
Читать PDF
98.70 кб

2002. 03. 041-042. Японцы как рыночные потребители 2002. 03. 041. Synodinos N. E. understanding Japa

Лось Б. В.
Читать PDF
0.00 байт

Цветочная символика в повседневной жизни японца: поэзия обыденности

Толмачева Ульяна Константиновна
Цветы употребляются и во многих других японских пословицах и поговорках. Пословица, дословно переводящаяся с японского как «у других цветы краснее» соотносится с русской «у соседей и трава зеленее».
Читать PDF
0.00 байт

Приобщение к красоте как средство передачи поколением современным японцам традиционных ценностей

Курганская Юлия Владимировна
Статья посвящена роли таких японских традиций, как любование цветущей вишней («ханами»), осенней листвой («момидзигари»), полной луной («цукими»), чайная церемония («тядо»), искусство аранжировки цветов («икэбана»), традиционное т
Читать PDF
101.14 кб

Архиепископ николай Касаткин о мотивах принятия православия японцами

Яблонская Ольга Васильевна, Горькова Ольга Сергеевна
Статья посвящена распространению православия в Японии. Основное внимание уделяется анализу мотивов принятия восточного варианта христианства. Первым миссионером из России был Николай Касаткин, основавший там Духовную миссию.
Читать PDF
162.51 кб

Новое об известном. Часть II. Некоторые особенности эстетического сознания японцев

Герасимова Майя Петровна
Читать PDF
105.15 кб

Синтоизм и традиционные ценности японцев

Аракава Д.
Рассказывается об особенностях Синтоизма как религии, и ее влиянии на образ жизни японцев.
Читать PDF
94.60 кб

Специфика морального сознания японцев

Сосновская Елена Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы культурной идентификации японцев в эпоху Мэйдзи (1868-1912) глазами европейцев

Васильева Е. Б.
The article is devoted to the problems of perception of Western civilization and cultural borrowings by the Japanese during the Meiji period (1868-1912).
Читать PDF
865.25 кб

Изменение общественного сознания японцев во второй половине XX в

Чертушкина Евгения Владимировна
В феврале 1972 г. после инцидента с захватом заложницы в пансионате г. Каруидзава телевидение Японии было признано самым реалистичным СМИ в стране.
Читать PDF
0.00 байт

Воображение японцев

Герасимова Майя Петровна
В самой Японии еще недавно было распространено мнение о том, что японцам не хватает силы воображения, в частности творческого.
Читать PDF
0.00 байт

Культура подарков как отражение этнокультурной самобытности японцев

Изотова Надежда Николаевна, Лихолетова Ольга Романовна
В статье рассматривается культура подарков в Японии как исторически сложившееся ритуальное действие.
Читать PDF
96.47 кб

Этнические стереотипы гендерного поведения японцев с этологической точки зрения

Марина Вячеславовна Щепетунина
Читать PDF
225.41 кб

Одежда в мировоззрении японцев

Ольга Хованчук