Я, ОБРАЗ
ОБРАЗ "Я"
представление человека о самом себе, о том, какими качествами он обладает, как выглядит со стороны.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Я образ
представление собственного Я в сознании индивида, часто не соответствующее тому, каков он есть на самом деле.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Образ Я
здесь: обобщенное субъективное представление о своих собственных личностных, в том числе профессиональных качествах.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Я-образ
совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Я-образ
(Представление о себе). Восприятие и оценка собственных взглядов о себе, собственных установок, оценок, ценностных ориентаций, способностей и умений, а также их предпосылок. Изменения Я-о. наблюдаются при ряде психических расстройств (маниакальная и депрессивная фазы, шизофрения и др.).
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Я, ОБРАЗ
Образ (или, возможно, лучше сказать, представление о) Я; то Я, которым, как предполагает человек, он является. Многие модели невроза, особенно модель Карен Хорни, построены на часто наблюдаемых ситуациях, когда реальное Я человека довольно резко не соответствует его образу Я. См. воспринимаемое я, теория самовосприятия.
Я ОБРАЗ
представляемое Я (точнее, воображаемое Я), т. е. такое Я, которым человек, по его предположению, на самом деле является. Я о.-это устойчивое представление человека о себе, о том, какими психологическими, физическими и иными свойствами он обладает, как выглядит со стороны, как ведет себя. Я о. складывается на основе познания человеком самого себя в процессе его общения и совместной деятельности с другими людьми. Многие модели неврозов, особенно та, которая предложена К. Хорни, основаны на часто наблюдаемых случаях, в которых реальное Я человека драматически не соответствует его образу Я. См. восприятие человека человеком, невроз, Я-реальное.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Я-образ
понятие, используемое в зарубежной психологии для характеристики самосознания человека. Обычно под ним подразумевают знания и представления человека о своем внешнем виде, своей фигуре, лице и физических возможностях. Многие авторы включают также самооценку на том основании, что по содержанию Я-о. — это эмоционально заряженные, характеризующиеся отношением к себе знания о своем телесном облике. Появление Я-о. следует за формированием самооценки.
Самооценка ребенка отражает оценки близких и значимых взрослых, прежде всего — матери, касающиеся его внешности, характера и поступков. На основании этих суждений и высказываний и с развитием мышления ребенка в раннем детстве формируется представление о своем Я, или Я-концепция. Тогда же складывается начальное представление о своем телесном и эмоциональном образе как важнейшем компоненте Я-концепции, который часто называют Я-о. Система представлений о себе выступает важнейшим фактором психической жизни и поведения ребенка. Действительно, осознание им своего Я — решающий момент в становлении его личности. Раннее детство — исток Я человека. Именно поэтому педагоги и родители уделяют внимание тому, как оно формируется и, главное, тем факторам, которые влияют на этот сложный и противоречивый процесс.
Если исходить из теории психического развития ребенка Э. Эриксона, то можно говорить о стадиях формирования Я-концепции человека, завершение которого порой отодвигается далеко в зрелые годы.
Именно в первые 3—5 лет формируется база личности, т. е. основных личностных образований, но в этот период ребенок особенно уязвим и несамостоятелен, полностью зависит от семейного окружения. У него еще сужен круг социальных связей, и он мало общается вне семьи, поэтому той отводится особая роль в формировании личности, Я-о. и самосознания в целом.
Итак, можно заключить, что Я-о. и самооценка как его эмоциональный компонент — это результат семейных отношений и эмоционального климата в семье.
Я-о. продолжает развиваться в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте, он обогащается более точными знаниями ребенка о себе и своих возможностях. Дети в начальной школе благодаря расширенному кругу общения и занятиям спортом способны довольно точно оценить свои физические возможности. Усложняется представление о своем телесном облике, поскольку становится известна информация о своем теле. Это важная линия развития начинается еще в дошкольном возрасте. К 6—7 годам дети не только безошибочно говорят о том, кто они есть, но могут аргументированно это доказать. На основании представлений о своей половой принадлежности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте стабилизируются полоролевые отношения как важнейший компонент личностного становления. Поведение ребенка на основании такой полоролевой специализации приобретает гендерные особенности (см. Гендер, Гендерная психология).
Литература
Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2000.
Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1982. № 3.
Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983
Самооценка ребенка отражает оценки близких и значимых взрослых, прежде всего — матери, касающиеся его внешности, характера и поступков. На основании этих суждений и высказываний и с развитием мышления ребенка в раннем детстве формируется представление о своем Я, или Я-концепция. Тогда же складывается начальное представление о своем телесном и эмоциональном образе как важнейшем компоненте Я-концепции, который часто называют Я-о. Система представлений о себе выступает важнейшим фактором психической жизни и поведения ребенка. Действительно, осознание им своего Я — решающий момент в становлении его личности. Раннее детство — исток Я человека. Именно поэтому педагоги и родители уделяют внимание тому, как оно формируется и, главное, тем факторам, которые влияют на этот сложный и противоречивый процесс.
Если исходить из теории психического развития ребенка Э. Эриксона, то можно говорить о стадиях формирования Я-концепции человека, завершение которого порой отодвигается далеко в зрелые годы.
Именно в первые 3—5 лет формируется база личности, т. е. основных личностных образований, но в этот период ребенок особенно уязвим и несамостоятелен, полностью зависит от семейного окружения. У него еще сужен круг социальных связей, и он мало общается вне семьи, поэтому той отводится особая роль в формировании личности, Я-о. и самосознания в целом.
Итак, можно заключить, что Я-о. и самооценка как его эмоциональный компонент — это результат семейных отношений и эмоционального климата в семье.
Я-о. продолжает развиваться в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте, он обогащается более точными знаниями ребенка о себе и своих возможностях. Дети в начальной школе благодаря расширенному кругу общения и занятиям спортом способны довольно точно оценить свои физические возможности. Усложняется представление о своем телесном облике, поскольку становится известна информация о своем теле. Это важная линия развития начинается еще в дошкольном возрасте. К 6—7 годам дети не только безошибочно говорят о том, кто они есть, но могут аргументированно это доказать. На основании представлений о своей половой принадлежности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте стабилизируются полоролевые отношения как важнейший компонент личностного становления. Поведение ребенка на основании такой полоролевой специализации приобретает гендерные особенности (см. Гендер, Гендерная психология).
Литература
Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2000.
Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1982. № 3.
Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983