ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Изобразительные способности
форма способностей, включающая систему врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественно–изобразительное творчество. Могут проявляться в раннем возрасте (Рафаэль — 8 лет, Ван Дейк — в 10, Микельанджело — в 13, И. Репин — в 5). В структуре И.с. выделяют ведущие (художественное мышление, творческое воображение, способность к ярким зрительным образам, эмоциональность и эстетическое чувство, целеустремленность), опорные (сформированность сенсомоторных операций) и системные свойства (дивергентное мышление, быстрота научения, волевые и эстетические качества).
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Изобразительные способности
Категория. Форма способностей.
Специфика. Система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в раннем возрасте. Так, художественные способности у Рафаэля провялились в 8 лет, ван Дейка - в 10, Микеланджело - в 13.
Структура. В структуре изобразительных способностей выделяют ведущие, опорные и системные свойства:
- "ведущие свойства": художественное мышление и творческое воображение; способность к ярким зрительным образам; эмоциональность и эстетическое чувство; целеустремленность;
- "опорные свойства": сформированность сенсомоторных операций;
- "системные свойства": способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие эстетического чувства, волевые качества личности.
Специфика. Система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в раннем возрасте. Так, художественные способности у Рафаэля провялились в 8 лет, ван Дейка - в 10, Микеланджело - в 13.
Структура. В структуре изобразительных способностей выделяют ведущие, опорные и системные свойства:
- "ведущие свойства": художественное мышление и творческое воображение; способность к ярким зрительным образам; эмоциональность и эстетическое чувство; целеустремленность;
- "опорные свойства": сформированность сенсомоторных операций;
- "системные свойства": способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие эстетического чувства, волевые качества личности.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
(англ. artistic ability) - вид специальных способностей, свойства личности, обеспечивающие успешную изобразительную деятельность, художественное творчество. Исторически И. с. развиваются в процессе труда и обусловливаются условиями жизни человека, практической потребностью общества в результатах изобразительной деятельности; в онтогенезе большое значение для проявления И. с. имеют наследственность и обучение. И. с. могут обнаруживаться достаточно рано (у Рафаэля - в 8, ван Дейка и Джотто - в 10, Микеланджело - в 13, Дюрера - в 15 лет). Существенное значение для успешного формирования И. с. имеет своевременное их выявление и дальнейшее развитие.
Структуру И. с. составляют ведущие (основные) и опорные (вспомогательные) свойства способностей. Ведущими свойствами являются:
а) свойства художественного мышления и творческого воображения, обеспечивающие отбор главного и наиболее характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; б) свойства зрительной памяти, обеспечивающие яркие зрительные образы в сознании художника, и на этой основе успешную трансформацию художественного образа на холст, бумагу; в) развитое эмоциональное отношение (особенно эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; г) наличие целенаправленности и волевых свойств у художника. К опорным свойствам И. с. относятся: а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения;
б) сенсомоторные качества художника.
Важнейшими показателями И. с. являются умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков, наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное, умение образно мыслить, легкость изображения к.-л. сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельность изображения, большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью. См. также Рисунок детский, Художественные представления.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004