ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Изобразительные способности
форма способностей, включающая систему врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественно–изобразительное творчество. Могут проявляться в раннем возрасте (Рафаэль — 8 лет, Ван Дейк — в 10, Микельанджело — в 13, И. Репин — в 5). В структуре И.с. выделяют ведущие (художественное мышление, творческое воображение, способность к ярким зрительным образам, эмоциональность и эстетическое чувство, целеустремленность), опорные (сформированность сенсомоторных операций) и системные свойства (дивергентное мышление, быстрота научения, волевые и эстетические качества).

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Изобразительные способности
Категория. Форма способностей.
Специфика. Система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в раннем возрасте. Так, художественные способности у Рафаэля провялились в 8 лет, ван Дейка - в 10, Микеланджело - в 13.
Структура. В структуре изобразительных способностей выделяют ведущие, опорные и системные свойства:
- "ведущие свойства": художественное мышление и творческое воображение; способность к ярким зрительным образам; эмоциональность и эстетическое чувство; целеустремленность;
- "опорные свойства": сформированность сенсомоторных операций;
- "системные свойства": способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие эстетического чувства, волевые качества личности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

(англ. artistic ability) - вид специальных способностей, свойства личности, обеспечивающие успешную изобразительную деятельность, художественное творчество. Исторически И. с. развиваются в процессе труда и обусловливаются условиями жизни человека, практической потребностью общества в результатах изобразительной деятельности; в онтогенезе большое значение для проявления И. с. имеют наследственность и обучение. И. с. могут обнаруживаться достаточно рано (у Рафаэля - в 8, ван Дейка и Джотто - в 10, Микеланджело - в 13, Дюрера - в 15 лет). Существенное значение для успешного формирования И. с. имеет своевременное их выявление и дальнейшее развитие.
Структуру И. с. составляют ведущие (основные) и опорные (вспомогательные) свойства способностей. Ведущими свойствами являются:
а) свойства художественного мышления и творческого воображения, обеспечивающие отбор главного и наиболее характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; б) свойства зрительной памяти, обеспечивающие яркие зрительные образы в сознании художника, и на этой основе успешную трансформацию художественного образа на холст, бумагу; в) развитое эмоциональное отношение (особенно эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; г) наличие целенаправленности и волевых свойств у художника. К опорным свойствам И. с. относятся: а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения;
б) сенсомоторные качества художника.
Важнейшими показателями И. с. являются умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков, наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное, умение образно мыслить, легкость изображения к.-л. сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельность изображения, большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью. См. также Рисунок детский, Художественные представления.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
170.93 кб

К вопросу формирования способностей в изобразительной деятельности

Зябкина Лидия Вячеславовна
Для повышения уровня знаний студентов применения их на практике и активизации учебного процесса проведен анализ литературных данных по вопросу формирования способностей к изобразительной деятельности на основе эстетического отноше
Читать PDF
3.35 мб

Развитие изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании

Телегина Ия Степановна
В статье на основе психолого-педагогических исследований раскрываются вопросы развития изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании, определены показатели и уровни их развития у детей дошкольного возраста
Читать PDF
276.85 кб

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности

Нестерова Жанна Рудольфовна
Статья посвящена исследованию развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности. Автор раскрывает педагогические технологии, обеспечивающие успешность решения данной задачи.
Читать PDF
180.24 кб

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности

Антилогова Лариса Николаевна
В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством изобразительной деятельности, в рамках специально разработанной прог
Читать PDF
15.71 мб

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Лю Сяоин, Катханова Юлия Федоровна
В статье раскрывается значимость обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста изобразительному искусству, которое играет особую роль в процессе их взросления.
Читать PDF
107.84 кб

Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на занятиях по изобразительному искусству

Мочалова Светлана Александровна
В статье рассматриваются педагогические условия развития творческих способностей детей 5-10 лет в системе дополнительного образования.
Читать PDF
403.54 кб

Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности

Василенко Павел Геннадиевич
В статье раскрываются понятия «педагогические условия», «способность», «изобразительная деятельность», дается определение творческим способностям к изобразительной деятельности, предлагаются необходимые педагогические условия разв
Читать PDF
232.39 кб

Индивидуально-типологические особенности подростков с художественно-изобразительными способностями

Арцишевская Е. В.
В статье описаны результаты комплексного лонгитюдного исследования учащихся специализированного художественного лицея.
Читать PDF
372.95 кб

Экспериментальное исследование развития способностей к изобразительной деятельности у детей старшего

Сафроненко Елена Викторовна
Раскрывается сущность и значение изобразительной деятельности в воспитании и образовании дошкольников, отношение к ней педагогов ДОУ, исследуются условия развития способностей к изобразительной деятельности.
Читать PDF
372.17 кб

Значимость уроков изобразительного искусства в развитии коммуникативных способностей учащихся началь

Решетникова Елена Сергеевна
В данной статье рассматривается актуальная проблема формирования коммуникативных способностей учащихся начальных классов.
Читать PDF
381.58 кб

Значимость уроков изобразительного искусства в развитии коммуникативных способностей учащихся началь

Решетникова Елена Сергеевна
В данной статье рассматривается актуальная проблема формирования коммуникативных способностей учащихся начальных классов.
Читать PDF
111.82 кб

Развитие изобразительных способностей школьников в условиях взаимодействия учреждений общего и допол

Бутина Ольга Владимировна
Статья посвящена исследованию проблемы развития изобразительных способностей школьников в условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.
Читать PDF
495.25 кб

Становление импровизационной способности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительн

Родионова Валерия Олеговна
В статье рассматривается актуальность развития импровизационной способности в детском возрасте, особенно в период начального обучения, отмечаются возможности учебно-изобразительной деятельности учащихся на уроках ИЗО для проведени
Читать PDF
764.32 кб

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятель

Нестерова Жанна Рудольфовна
Статья посвящена исследованию и обоснованию педагогических условий, обеспечивающих структурную целостность развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности в условиях перехода на Федеральные госуд
Читать PDF
174.67 кб

Развитие художественной наблюдательности как средство активизации изобразительных способностей студе

Дроздов А.П.
В статье рассматривается процесс художественной наблюдательности, который способствует уровню подготовки будущих учителей изобразительного искусства.