ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Измерения в психологии
Категория. Методологическая установка.
Специфика. Диагностические процедуры, направленные на определение количественной выраженности тех или иных психологических феноменов. В данных процедурах используются шкалы, представляющие собой некоторое множество символов, прежде всего математических, которые ставятся в определенное соответствие с психологическими элементами.
Виды. В классификации шкал, предложенной в l946 г. американским психологом и психофизиком С.Стивенсом, выделяются шкалы:
- номинальная; элементы группируются в отдельные классы, которые получают номера или названия, не имеющие количественного выражения (например, номера автомашин);
- порядковая, элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, но при этом не используется единица измерения (например, призовые места на спортивном соревновании);
- интервальная; элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения, но точка отсчета выбирается достаточно произвольно (шкала Цельсия);
- отношений; здесь элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения (например, измерение расстояний в километрах).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
это процедуры, связ. с выявлением кол. характеристик тех психоявлений, психофеноменов, кот. изучает ис-ся., к примеру, вербальных реакций, ощущений, способностей, социоустановок, действий индивида и т.д.; термин И. был введен в широкую практику в XX веке, для изучения экспериментальных методов в связке с математическими методами; само измерение — это специфическая процедура, посредством кот. числа-параметры-единицы приписываются-подсоединяются-конвергируются определенным предметам-вещам, согласно тем или иным установленным максимам-правилам, сами же правила апеллируют к некой конгруэнтности-соответствию между предикатами чисел и предикатами предметов, а уже сама потенциальность-значимость такой конгруэнтности и эксплицируется как значимые феномены для измерений в психологии; согласно теории нек. иссл. все что существует в онтосе-среде всегда проявляется и определенным образом действует-воздействует на другое, а мультиобразие психофеноменов эволюции в психологии необходимо денотатировать как переменные единицы, потому что они и отличаются различными модальностями-параметрами-компонентами у тех или иных субъектов; базальная задача стор. этой теории состоит в том, чтобы и определить мощности одного показателя параметра с мощностями другого, измеряя т.о. его вес и другие модальности, а в этом случае необходимо дифференцировать три формы измерения: 1) само количество или индикатор-диапазон переменной единицы, т.е. число правильных ответов, бальные оценки, диапазон интересов, диапазон модальности, диапазон количественности-оценочности; 2) интенсивность, частота самого феномена, чем он является, как часто-нечасто проявляются его свойства и предикаты; 3) мощность-величина-сила самого проявления психофеномена; стор. психофизической психологии пытаются соединить в экспериментальных условиях конкретные физ. стимулы, такие как интенсивность световых квантов, объекты с разным весом, дифференциально-акустические объекты с самими ощущениями кот. продуцируются в психике человека, в связи с сигналами, поступающими от этих физстимулов; стор. психометрической психологии апеллируют к психологическим тестам, кои представляют собой мультиситуационные модели с помощью коих можно получить готовые парадигмы поведения субъекта или мод ели его переживаний, психосостояний, а сами тесты, по их мнению, должны измеряться-отличаться-модальноизироваться дискурснвностью-точностью-конкретностью-эквивалентностью-достоверностью с помощью математических исчислений, математически-индикаторного моделирования.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
англ. measurements in psychology) - процедуры получения числовых характеристик для величин свойств изучаемых в психологии явлений и объектов, напр., моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов, установок и поступков личности, ее статуса в группе. В послесловии к книге амер. психолога Джеймса Кеттела (Cattell J. Mental Test and Measurements, 1890) основатель биометрии Ф. Гальтон (1822-1911) уверенно предрек: "Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет основываться на эксперименте и измерении". Сам Гальтон со страстной одержимостью внедрял измерения и в др. науки, буквально следуя афоризму Г. Галилея: "Измеряй все, поддающееся измерению, и сделай таким все, не поддающееся измерению".
Разнообразные виды измерения в теоретическом плане формализуются с помощью понятий числового представления и шкалы. Числовое представление - это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую систему с отношениями в числовую систему с отношениями. Шкала - это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. В частности, шкалой можно назвать результаты измерения, полученные определенной системой вопросов, заданных испытуемому, а также сам инструмент измерения (т. е. систему вопросов, опросник, тест). Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. Широко известна простая типология шкал, предложенная амер. психологом-психофизиком Стэнли Стивенсом (1946): шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.
Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и м. б. заменен названием, шифром и т. д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.
Порядковая (или ранговая) шкала отображает, кроме отношения эквивалентности, еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).
Интервальная шкала, помимо отношений, указанных для шкал наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым является положительное линейное преобразование (изометрическое преобразование). Шкалы Цельсия и Фаренгейта, с помощью которых измеряется физическая температура, представляют примеры интервальных шкал. В психологии к таким шкалам относят шкалы измерения различных субъективных феноменов, полученные методом парных сравнений. См. также Аддитивная шкала.
Шкала отношений (пропорциональная шкала) допускает лишь умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия). В физике этому типу шкалы удовлетворяют многие процедуры измерения, напр., массы в кг, длины в м, температуры в град. Кельвина. Иногда в качестве синонима "шкалы отношений" используется термин "абсолютная шкала*, поскольку нулевая точка здесь не является произвольной и называется "абсолютным нулем". Однако термин "абсолютная шкала" имеет и более узкое значение, когда он применяется для обозначения шкалы, допускающей лишь тождественные преобразования и отображающей количество "неделимых" и "однородных" (дискретных) объектов, напр., количество жителей города N, число зубов, объем кратковременной памяти и т. д.
С вопросом о типе шкалы непосредственно связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки результатов измерения. В общем случае, адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения.
Экспериментальная психология родилась не просто благодаря лабораторному эксперименту, а эксперименту, включающему измерения различных величин (интенсивности ощущений, времени реакций, объема памяти, умственного возраста и т. д.). На первых порах психологи стремились к созданию процедур и шкал измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями: именно такой подход исповедовал основатель классической психофизики Г. Т. Фехнер). Однако реальное расширение методов психологического измерения происходило в большей степени отнюдь не за счет методов высшей пробы, и это давало повод для беспокойства. Некоторое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения "как приписывания чисел объектам или событиям согласно правилам" (С. Стивене). В действительности оказалось, что в психологии несравнимо легче найти методы приписывания чисел, чем определить реальные правила этой деятельности. Измерительные процедуры для психических явлений не лучше известны, чем то, что ими измеряется. Как откровенно заметил У. Торгерсон (1958), большинство измерений в бихевиоралъных науках основаны на соглашениях и интуициях экспериментаторов. Из признания этого факта не следует необходимость отказа от существующих методов измерения и методов обработки исходных данных, поскольку их ценность определяется не столько предполагаемой точностью и уровнем измерения (типом шкалы), сколько способностью предсказывать наблюдаемые факты, в т. ч. и сугубо практические. Тем не менее это признание необходимо для того, чтобы не допускать наивных ошибок.
Дефиниция Стивенса дала мощный толчок для развития в психологии, наряду с процедурами объективного измерения (г. о. внешних реакций) с помощью физических приборов (см. Полиэффек-торный метод), процедур субъективного измерения, когда изучаемый человек сам же и выполняет функцию измерительного прибора. Конечно, исследователь с помощью инструкции и специальных средств должен организовать деятельность "субъективного прибора". Такой подход реализуется, напр.: в методах категориальной оценки, где испытуемому предъявляются одиночные стимулы и ряд оценочных категорий (напр., сильный-средний-слабый; абсолютно верно-сомнительно-абсолютно неверно и т. п.) и требуется подыскать каждому стимулу соответствующую категорию; в методах числовой (или балльной) оценки, где стимулы предъявляются обычно одиночно, каждому из них испытуемый приписывает то или иное число (ранг, балл) в соответствии со степенью выраженности заданного свойства у стимула (числовая шкала м. б. в разной степени ограниченной); в методах ранжирования, где предъявляется весь набор стимулов и испытуемый производит их упорядочение по степени выраженности некоторого свойства, причем ему поясняют, что сначала выбирается стимул с максимально (минимально) выраженным заданным свойством, затем из оставшихся стимулов следует тоже выбрать стимул с максимально (минимально) выраженным заданным свойством и т. д.; в методах с парными сравнениями, где испытуемому последовательно предъявляются пары стимулов (это м. б. слова, суждения, картинки, физические объекты) и требуется в каждой паре выбрать тот стимул, в котором более выражен указанный экспериментатором признак.
В перечисленных методах, как правило, производится одномерное измерение: полученные результаты упорядочиваются на одной-единствен-ной шкале. Однако в связи с развитием математического метода факторного анализа широкое распространение в психологии получили субъективные методы многомерного измерения; к ним относятся, напр., метод семантического дифференциала (и его варианты), а также методы многомерного шкалирования, в которых испытуемые дают числовые оценки субъективным расстояниям между стимулами. Существующие компьютерные программы позволяют без особого труда представить любые данные, полученные такими методами, в виде и-мерного пространства, природа и смысл которого нередко остаются загадочными даже для исследователя. См. Аттитюда измерение, Байес, Валидностъ теста, Методы шкалирования, Надежность измерения, Надежность теста, Психодиагностика, Психометрика, Психосемантика, Психофизика, Субъективное семантическое пространство, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое. (Б. М.)
Добавление ред.: Первые 2 типа шкал (наименований и порядка) относятся к "слабым" шкалам, поскольку приписывание чисел объектам связано с минимальными ограничениями на шкалируемые свойства. Вместо числовых систем в этих шкалах могут использоваться словесные системы, как, напр., при оценке знаний в вузах (порядковая шкала: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично). Эти 2 типа шкал остаются инвариантными только при самых общих математических преобразованиях групповой структуры шкал (группа перестановок и изотоническая группа) и допускают только наиболее простые статистики (моду, медиану, ранговую корреляцию). Два др. типа шкал (интервалов и отношений) относятся к "сильным". Они остаются инвариантными и при общих линейных преобразованиях (шкала интервалов) и при преобразованиях подобия (шкала отношений). Соответственно, они допускают применение более сложных статистик (среднее арифметическое, дисперсия, линейная корреляция, среднее геометрическое, коэффициент вариации). Преимуществом "слабых" шкал является их применимость к самым сложным, малоопределенным эмпирическим объектам. С этим связана их широкая распространенность как в естественнонаучной эмпирике, так и в гуманитарных областях знаний.
Преимуществом "сильных" шкал является их большая информативность, они позволяют делать более тонкие и разнообразные модельные предсказания об эмпирических свойствах объектов, чем "слабые" шкалы. Однако значительные ограничения, с которыми связано здесь приписывание чисел объектам, не позволяют распространить их так широко, как это происходит со "слабыми" шкалами. (Ч. А. Измайлов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.32 мб

Четыре психологических измерения свободы

Коновалова М. А.
Автор утверждает с позиций политической психологии, что главным системообразующим фактором политики является свобода.
Читать PDF
141.31 кб

Психологическое измерение ненадежности работы

Демин А.Н.
Приводятся результаты исследований феномена ненадежности работы с помощью адаптированной методики Т. Пробста и сконструированной на ее основе комплексной анкеты. Представлены итоги проверки критериальной валидности методики.
Читать PDF
394.82 кб

Духовное измерение самореализации в психологии

Козлов Владимир Васильевич
Рассматривается методология исследования духовного измерения самореализации и роли в этом процессе высших психических состояний и метаценностей человеческой жизни, в качестве центрального из которых автор выбирает пробуждение как
Читать PDF
779.14 кб

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ КУЛЬТУР: АНАЛИЗ ПОДХОДОВ

Озерова А.В.
В современном обществе прослеживаются весьма серьезные культурные трансформации. Это обусловлено многообразием культур и в целом, процессом глобализации.
Читать PDF
1.60 мб

Измерение психолого-политической стабильности общества

Пушкина М. А.
В соответствии с теорией А.И. Юрьева политическая стабильность рассматривается как психологическая способность населения сохранять спокойное поведение, невзирая на внешние или внутренние дестабилизирующие факторы.
Читать PDF
339.67 кб

Построение шкалы отношений в психологических измерениях

Фальтермайер Екатерина Андреевна, Худяков Андрей Иванович
Предлагаются подходы к решению проблемы психологического измерения на основе объединения результатов теоретических и экспериментальных исследований.
Читать PDF
138.59 кб

Психологическое измерение эффективности феномена «Бренд»

Краснослободцев А. А.
Статья посвящена вопросу психологического изучения категории «бренд» в призме эф-фективности брендовых практик.
Читать PDF
226.61 кб

Ценностно-перформативное измерение психологических теорий

Кричевец А. Н.
Психология как научно-практическое предприятие демонстрирует «сращивание» и переплетение научно-когнитивных, ценностных и прагматических аспектов.
Читать PDF
1.09 мб

Ноэтическое измерение в психологии человека: новое и вечное

Кабрин Валерий Иванович
Ноэтическое измерение в работе представлено как ренессанс античности, необходимый современной постнеклассической психологии.
Читать PDF
228.12 кб

Социально-психологическое измерение политической модернизации

Тимофеева Лидия Николаевна
В статье даётся анализ страхов и тревог различных социальных групп россиян (разных политических убеждений и материального достатка), которые заставляют власть не только активизировать процесс политической модернизации, но и подтал
Читать PDF
474.11 кб

Научное и квазинаучное измерения трансперсональной психологии

Стрельник Ольга Николаевна
В статье анализируется трансперсональная психология как один из примеров квазинаучного мифотворчества. Концепция С.
Читать PDF
615.90 кб

Наблюдаемые и теоретические объекты в психологических измерениях

Дорфман Леонид Яковлевич
Обозначены некоторые методологические проблемы психологических измерений, привязанные к вопросу о наблюдаемых и ненаблюдаемых (теоретических) объектах.
Читать PDF
467.36 кб

Инсайт и созерцание в социально-психологических измерениях сознания

Семенова Татьяна Вениаминовна
В статье представлены результаты сравнительных эмпирических исследований инсайта и созерцания как состояний сознания. Проведен содержательный и смысловой анализ феноменологических описаний инсайта и созерцания.
Читать PDF
353.49 кб

Эмпатия как фундаментальное измерение работы психолога-консультанта

Сизикова М.В.
В статье рассматривается зависимость степени проявления эмпатии психологами-консультантами от стажа их практической деятельности.
Читать PDF
374.10 кб

О возможности построения шкалы интервалов в психологических измерениях

Худяков Андрей Иванович
Основная проблема психологических измерений заключается в разрыве между психологическим анализом процесса измерения и соответствующими математическими моделями.