совокупность фактов и знаний, касающиеся возникновения и развития психологических учений в России и далее в СССР. В И.о.п. можно выделить несколько периодов: 1. 40—60-е гг. XIX в.-становление российской психологии, определение и осознание ее предмета, выбор пути и научной программы развития. 2. 70-е гг. XIX в.-начало ХХ в. (до середины 20-х гг. ХХ в.)-освоение отечественной психологией достижений мировой психологической науки этого времени, интеграция отечественной психологии в мировую. 3. Вторая половина 20-х гг. ХХ в.-до конца 60-х гг. ХХ в.-вынужденная изоляция отечественной психологической науки от мировой, сопровождающаяся возникновением, становлением и развитием отечественных психологических школ. 4. 70-е гг. ХХ в.-конец ХХ в.-снятие идеологических барьеров и политического давления как на науку, так и на практику, новая интеграция российской психологической науки в мировую, поиск путей дальнейшего развития отечественной психологии в условиях новой России. В первый период становлений психологической науки со своими программами ее развития выступили К.Д. Кавелин и И.М. Сеченов. Кавелин предлагал строить психологию как умозрительную, философскую науку, а Сеченов-разрабатывать ее на естественно-научной, физиологической основе. В результате в России возникли и стали параллельно разрабатываться оба направления в науке.
Во второй период отечественная, как и мировая, психология стала самостоятельной, отдельной от философии наукой. Были созданы первые, оборудованные специальной аппаратурой научные психологические лаборатории, и в них начались исследования, ориентированные в основном на сеченовскую и вундтовскую программы развития психологии как естественно-научной дисциплины (В.М. Бехтерев, А.В. Введенский (1856—1925). Одновременно с этим отечественная психология продолжала оставаться и частью светского философского знания, которое главным образом преподавалось в университетах, на философских факультетах, или было представлено в рамках религиозной философии: В.С. Соловьев (1853—1900), Л.М. Лопатин (1855—1920), Н.О. Лосский (1870—1965), С.Л. Франк (1877—1950)). К концу XIX в. практически во всех крупных университетах России на гуманитарных факультетах появляются кафедры психологии. Значительный вклад в развитие психологии в этот период вносят М.М. Троицкий (1835—1899) в Москве и М.И. Владиславлев (1840—1890) в Петербурге. Большое значение для развития психологии имели также труды А.А. Потебни (1835—1891). На рубеже XIX и ХХ вв. маятник методологической ориентации в психологических исследованиях вновь отклонился в сторону философско-идеалистических тенденций. Не окончательно закрепившаяся в российской психологической науке естественно-научная, материалистическая ориентация была на время оттеснена или, по крайней мере, уравновешена идеалистической, философско-социологической ориентацией. Этот факт сыграл определенную роль в судьбе российской психологии на третьем этапе (периоде) ее развития.
В третий период развития отечественная психология вступила после Октябрьской революции, которая привела к смене власти, идеологии и вынудила большинство отечественных психологов для сохранения науки следовать материалистической (марксистской, ленинской) ориентации в ее разработке. Это время, однако, совпало с появлением в отечественной психологической науке многих самобытных, талантливых ученых, которые оказались способными создать свои собственные, новые научные школы и направления в психологии. Это, в частности, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе и другие. Одновременно с этим отечественная психология еще некоторое время (до конца 30-х гг.) продолждала разрабатываться в старых, философско-идеалистических, дореволюционных традициях (Г.И. Черпанов, Г. Шпет и другие). Поэтому данный период развития отечественной науки, несмотря на то, что она разрабатывалась в неблагоприятных социальных условиях, можно назвать периодом становления и развития отечественных психологических научных школ. Четвертый период развития отечественной психологии характеризуется снятием политических и идеологических барьеров и ограничений, усилением информационного обмена между отечественными и зарубежными учеными, значительным ростом интереса в стране к психологии как к науке и практике, а также к профессии психолога. Акцент в это время смещается с научных исследований на практическое применение психологических знаний в самых различных областях человеческой деятельности. См. Ананьев Борис Герасимович, Вундт Вильгельм, Выготский Лев Семенович, Лурия Александр Романович, Рубинштейн Сергей Леонидович, Сеченов Иван Михайлович, Узнадзе Дмитрий Николаевич.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ (РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ (РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007