Исследование общения в Психологическом институте РАО

Найдено 1 определение:

Исследование общения в Психологическом институте РАО

Проблемы практически ориентированной психологии О. и развития личности рассматривались сотрудниками ПИ РАО (ранее НИИ Общей и пед. психологии АПН СССР) во мн. аспектах, т. к. О. - обязательный компонент всех видов деятельности - учебной, трудовой, игровой. Вопросы О. так или иначе затрагивались и в трудах исследователей процесса воспитания и формирования личности - Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Л. И. Славиной и др. В 1976 г. в НИИ ОПП была сформирована лаборатория «Психология О. в семье и школе» (рук. А. А. Бодалев), к-рая была первой и единственной в СССР, где исследовалась психология О. и социальная перцепция. Ее коллектив стал координатором работ в СССР по данной проблематике. Усилиями лаборатории были проведены Всесоюзные конференции по психологии О. в Ленинграде, Ростовена-Дону, Киеве, Барнауле, Гродно, Дрогобыче, Грозном, Краснодаре и др. городах страны, опубликованы сборники мат-лов и монографии. В нач. 1980-х гг. сотрудники лаборатории совместно с преподавателями ф-та психологии МГУ создали первую в стране Службу психол. помощи населению. За 9 лет работы этой Службы было зарегистрировано 12 000 обращений - в осн. от родителей, испытывающих трудности в воспитании детей. В 1993 г. преемницей лаборатории стала науч.-исслед. группа «Психология О. и реабилитации личности» (рук. А. А. Бодалев, с 2002 - Н. Л. Карпова). Осн. направления исследований: 1) Исследование О. в общей и пед. психологии. Анализировались виды О.: личности с разл. общностями людей, этих общностей между собой, О. людей друг с другом в системе «человек-человек». Было показано, что, проявляясь в О., положительные и отрицательные особенности интеллекта человека, характеристики его эмоциональной сферы, манеры, поведение во взаимоотношениях с другими, влияют на развитие личности (А. А. Бодалев). Процесс социальной децентрации и развития высших форм эмпатии исследовался Т. П. Гавриловой. Было показано, что эмпатия может осуществляться в 2 видах: сопереживания и сочувствия. Ряд аспектов межличностного влияния в деятельности О. был рассмотрен в 19701980-е гг. Р. Л. Кричевским, к-рый отмечал, что трактовка О. как особого вида человеческой деятельности, имеющего своей основой отношение «субъект-субъект», требует анализа его процессуальных, динамических характеристик. Проблемы эгоцентризма в О. исследовались Т. И. Пашуковой. На рубеже ХX-XXI вв. были проведены межд. конференции по психологии О. (Ростов-на-Дону, 2003; Москва, 2000, 2006, 2009). 2) Исследование О. и психич. развития ребенка. М. И. Лисина одной из первых в психол. науке подошла к изучению О. как особой коммуникативной деятельности и понятия «О.» и «коммуникативная деятельность» рассматривала как синонимы. Исследования М. И. Лисиной и ее сотрудников показали решающую роль О. ребенка со взрослыми в его умственном, эмоциональном и волевом развитии. 3) Проблемы О. в семье и школе отражены в ряде работ А. А. Бодалева и его учеников. Было подтверждено, что складывающиеся в семье отношения влияют на развитие когнитивной и эмоциональной сферы личности, в частности, на становление у ребенка способности многопланово и гибко отражать окружающий его мир людей. (Т. А. Флоренская, Ю. В. Баскина). В помощь семье в воспитании детей были подготовлены 2 выпуска «Популярной психологии для родителей» (1987, 1997). Раскрывая психол. особенности школьного О., сотрудники лаборатории выделили 2 осн. «координаты» исследования: по вертикали (система «учитель-ученик» и, в частности, «классный руководитель - ученический коллектив») и по горизонтали (система «ученик-ученик»), а также провели определение психол. специфики, функций и воспитательных возможностей каждой из этих сфер О. Выяснению психол. условий (факторов) эффективности О. педагога с учебным коллективом были посвящены исследования Р. Л. Кричевского. 4) В 1980-е гг. обоснованием и реализацией системного подхода к анализу природы, механизмов, закономерностей организации процесса психол. воздействия на человека и активными методами обучения О.занимался Г. А. Ковалев. Разработку темы диалога в практической психологии в 1980-е гг. вела Т. А. Флоренская. Углубленный анализ особенностей индивидуального психол. консультирования как диалогического О. провел А. Ф. Копьев. 5) С 1980 г. исследование психол. проблем восстановления нарушенного речевого О. у заикающихся подростков и взрослых вела Ю. Б. Некрасова, создавшая метод групповой логопсихотерапии. С конца 1980-х гг. Н. Л. Карповой в развитие данного метода разрабатывается система семейной групповой логопсихотерапии, к-рая предусматривает активное включение на всех этапах социореабилитации родителей и родственников пациентов. Это обеспечивает коррекцию поддерживающих заикание семейных отношений. 6) О. при сенсорной депривации, а именно слепоглухоте, на собственном опыте исследует А. В. Суворов, отмечая, что главная проблема в организации содержательного О. полноценное сотрудничество инвалидов со здоровыми как можно в более широкой области. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983; Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / Редкол.: А. А. Бодалев (отв. ред.) и др. М., 1987; Общение и развитие психики / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1986 ; Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М., 1987; Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981; Психология общения. Обзорная информация / Науч. ред. А. А. Бодалев, Р. Л. Кричевский. М., 1978. Н. Л. Карпова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус

Щербович Виктор Анатольевич
Выделены основные теоретические подходы по определению понятия «манипуляции».
Читать PDF

Использование психодиагностической методики Ш. Шварца для исследования ценностей студентов института

Бердников Фёдор Анатольевич
В статье автором исследуются ценности студентов-спортсменов с помощью методики Ш. Шварца, проводилось измерение общего уровня значимости десяти типов ценностей.
Читать PDF

Исследование особенностей аргументации как способа организации взаимодействия в процессе общения

Арбузова Елена Николаевна, Дубнякова Анастасия Игоревна
В работе представлены эмпирические результаты исследования особенностей аргументации у курсантов университета МВД.
Читать PDF

Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассматривается проблема затрудненного общения на детских этапах онтогенеза; представлены результаты серии экспериментальных коммуникативных проб, выявляющих возрастные особенности стратегий
Читать PDF

Исследование особенностей общения детей 6-7 лет со взрослыми

Moustafina Anna Robertovna
Communication of children with adults is characterized by several features.
Читать PDF

Исследование понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером

Бабанин Л.Н., Нафтульев А.И.
Анализируется психологические представления о понятии как структурном компоненте понятийного мышления.
Читать PDF

Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС и командирами младшего звена

Мигунова Ю.С.
Статья посвящена вопросу построения взаимоотношений курсантов института МЧС с младшими командирами своих подразделений.
Читать PDF

Исследование социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физичес

Марин Андрей Павлович, Румба Ольга Геннадьевна, Григорович Любовь Алексеевна
Актуальность исследования социализированности воспитанников довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации обусловлена теми социально-психологи-ческими трудностями, с
Читать PDF

Антисоциальные подростки с затрудненным общением как объект научного исследования

Бочанцева Людмила Ивановна
Настоящее исследование выполнено в рамках актуальной для современной психологии проблемы затрудненного общения антисоциальной личности, поскольку личность подросткового возраста в качестве субъекта де
Читать PDF

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ, КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЯ НА ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАК

Попова Ирина Викторовна, Караваева Виктория Алексеевна, Храброва Ксения Геннадиевна
В статье обоснована нарративность в русле культурно-исторического подхода как фундаментального компонента социального взаимодействия.
Читать PDF

ДИНАМИКА ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕТСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье обобщены результаты изучения динамики затрудненного общения детей от пятилетнего до тринадцатилетнего возраста: выявлены основные закономерности генезиса затрудненного общения ребенка; описан
Читать PDF

Исследование особенностей общения пользователей в сети

Чванова М.С., Храмова М.В.
В работе представлены некоторые результаты исследования общения пользователей в сети, предпочтения, изменения в предпочтениях, связанные с развитием ресурсов сети Интернет.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: