ИСЛАМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИСЛАМ
(мусульманство) – одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII в. Вероучение И. изложено пророком Мухаммедом в Коране и основывается на 7 догматах: вере в одного бога – Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. Все сущее в мире сделано Аллахом и все, что произойдет во Вселенной, предопределено им. Культ И. опирается на произнесение формулы: «Нет божества, кроме Аллаха», и «Мухаммед – посланник божий», на паломничество, пост, благотворительность и др. На Коране основывается шариат (предписанный путь) – свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Примером таких норм являются: ежедневная молитва, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и потребления вина, суровое осуждение лживости и воровства. При распределении наследства сыну полагалась доля, равная доле двух дочерей. Зафиксированные в Коране нормы наблюдаются и в книгах иудейской и христианской религий.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Ислам
араб. islam - предание, вверение себя (Богу)], монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом). Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Зап. Аравии. Основатель - Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии иудаизм и христианство (последнее преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофизитство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 началась религиозная проповедь Мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому Богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В VIII-IX вв. возникло мистическое течение в исламе - суфизм. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ИСЛАМ
от араб. букв. – покорность) – монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи – мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель – Мухаммед. И. складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы И. изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому всемогущему богу – Аллаху и почитание Мухаммеда (пророка, посланника Аллаха). Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны И.), предписанных его приверженцам: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамазан (саум); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное Предание – сунна. Основные направления – суннизм и шиизм. В Х в. создана система теоретического богословия – калам; правовая система И. разработана в шариате. Число последователей И. оценивается почти в миллиард человек. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением И. является государственной религией. Подобно христианству, отношение И. к конфликтам и насилию противоречиво. Суть исламской концепции мирового устройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха. В священной книге мусульман предписывается не выбирать верующим в Аллаха друзей из иудеев и христиан, стараться быть первым в добрых делах. Правоверным необходимо помнить об учении Аллаха как единственной надежной опоре жизни, не допускать принуждения к религии и вести борьбу за расширение геостратегического пространства И. Это связано с тем, что для мусульман «зло» воплощено в иноверии, мир для них делится на «дар альислам» – обитель ислама и «дар альхарб» – обитель войны, мир неверных. Не исключает И. военного насилия и между единоверцами. При этом каждый исповедующий И. д. б. исполнен стремления примирить враждующие стороны. Если же это не удается, то необходимо сражаться на стороне справедливости и быть беспристрастным. На практике это приводит к жестоким столкновениям внутри исламского мира. Они особенно часты между двумя ветвями ислама – суннитами и шиитами. Нынешнее поколение стало очевидцем многолетней войны между Ираном и Ираком, оккупации Ираком Кувейта, столкновений внутри Ливана, гражданских войн в Афганистане и др. странах. Кроме того, на протяжении всей истории существования И. многие лидеры использовали его как идеологическое знамя в конфликтах против «неверных» (т. е. сторонников др. религий). В нынешних условиях идеи радикального И. используется в таких проявлениях человеческой деструктивности, как терроризм и экстремизм. В целом же официальный И. связывает ненасилие с идеалом социальной гармонии и мирной жизни.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
259.69 кб

Северный Кавказ: ислам в деле воспитания молодежи

Койчуев А.А.-Дж.
Читать PDF
152.84 кб

Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004

Шевелев В. Н.
Читать PDF
265.15 кб

Рец. На: Максимов г. , диак. История религий: язычество. Иудаизм. Ислам. - Сергиев Посад: Издательст

Никулин Иван Александрович
Читать PDF
248.51 кб

Ислам и глобализация: за и против

Сеидова Гюльчохра Надировна
В статье анализируется характер восприятия и влияния различных аспектов объективного процесса глобализации в мусульманском мире на примере Исламской Республики Иран.
Читать PDF
251.19 кб

Традиционный ислам в контексте этнической культуры чеченцев

Дохаева Асят Балаудиновна
В статье раскрываются особенности традиционного (суфийского) ислама и его место в этнической культуре чеченцев.
Читать PDF
264.52 кб

Христианство и ислам: диалог религиозных культур1

Бабатова А. Ш., Ферзалиев Д. С., Асадова З. Н.
Статья посвящена одной из наиболее актуальных в свете современных условий развития не только для России, но и для всего сегодняшнего мира проблем - межконфессионального диало- га.
Читать PDF
330.63 кб

Кризис Запада и ислам. (интервью)

Померанц Григорий Соломонович
Читать PDF
254.34 кб

Ислам в Тропической Африке

Львова Э.
«Восток», М., 2006, № 6, с. 178-181.
Читать PDF
239.33 кб

Ислам и Запад

Биккулов Шамиль
Читать PDF
203.58 кб

Новая трибуна исламоведов (по материалам первых номеров журнала «Современный ислам»)

Ланда Роберт
Читать PDF
107.59 кб

Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе *

Рец. на книгу: Акаев В.Х. Ислам: Социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004. ("Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки", Р/н Д., 2005 г., №1, с.101102.)
Читать PDF
193.14 кб

2010. 03. 005. Кайа А. Индивиды и институты: ислам в турецкой диаспоре Европы. Kaya A. des individus

Шувалова Н. Б.
Читать PDF
110.25 кб

Адаб-аль-ислам (мусульманский этикет) как один из аспектов нравственного воспитания молодежи

Яминова С. А.
"В Центре Евразии", Сб. науч. ст. Вып.II, Стерлитамак, 2003 г., с. 182187.
Читать PDF
95.08 кб

Ислам, шариат и экология

Керимов Гасым Мамедович
Читать PDF
0.00 байт

2009. 01. 001. Башло Д. Ислам и Запад: «Cтолкновение цивилизаций» или «Сексуальная война»? Bachelot

Демидов К. Б.

Похожие термины:

  • ИЛЬЯСОВ ИСЛАМ ИМРАНОВИЧ

    (р. 1937)-психолог, специалист в области педагогической психологии. Сфера научных интересов: психологические основы учебной деятельности, в том числе структура процесса учения, учение как деятельно
  • Ислам по отношению к наркотикам

    занимает в настоящее время запретительную позицию, так же как к алкоголю. Во время праздника Уразы – мусульманского поста, который длится месяц, – все бросают курить, не пьют спиртного, и даже нарк