Искренность
ИСКРЕННОСТЬ
правдивость, открытость, эмоциональная непосредственность, черта личности, противоположная лицемерию. И. присуща тем людям, у которых социальная роль соответствует призванию, межличностные контакты дружескому уподоблению, жизненный путь – мировоззренческим представлениям и установкам. И. человек отличается цельностью жизнедеятельности, он верит в то, что делает, убежден в правильности принципов, соответственно которым он живет. И. не избавляет человека от ошибок.
Искренность
чистосердечное, нелицемерное коммуникативное поведение субъекта, характеризующееся определенной откровенностью, эмоциональностью. Как правило, воспринимается положительно и располагает собеседника, но может вызвать и недоверие, и мнение, что простодушен. Ср. искренничать, чистосердечничать – быть притворно прямодушным. Для собеседника задача – распознать подлинную искренность и искренничание, не ошибиться ни в ту, ни в другую сторону.
- Мне ваша искренность мила… Я за нее вам отплачу Признаньем также без искусства (А. Пушкин, Евгений Онегин).
- Наша искренность в немалой доле вызвана желанием поговорить о себе и выставить свои недостатки в благоприятном свете (Ларошфуко, Максимы и моральные размышления).
- Мне ваша искренность мила… Я за нее вам отплачу Признаньем также без искусства (А. Пушкин, Евгений Онегин).
- Наша искренность в немалой доле вызвана желанием поговорить о себе и выставить свои недостатки в благоприятном свете (Ларошфуко, Максимы и моральные размышления).
Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010
Искренность
эмоциональная неподдельность, подлинность и откровенность. Возможное проявление – непринужденный, длительный и спокойный зрительный контакт с собеседником, спокойное выдерживание его испытующего взгляда, прижатие руки к сердцу. Типичная реакция – доверие, часто ответная искренность, удовлетворение. Реже – подозрение в обмане, предположение о наивности индивида, желание воспользоваться искренностью в личных целях; ср., например, отношение к князю Мышкину в романе Ф. Достоевского «Идиот».
Искреннее с самого начала, его дружеское расположение в дальнейшем стало еще более искренним (А. Прево, Манон Леско).
Люди бесхарактерные не могут быть искренними (Ларошфуко). Наша искренность в немалой доле вызвана желанием поговорить о себе и выставить свои недостатки в благоприятном свете (он же).
Образцом искренности служит образ Вертера в романе В. Гете «Страдания юного Вертера». Ср. честность, лицемерие.
Искреннее с самого начала, его дружеское расположение в дальнейшем стало еще более искренним (А. Прево, Манон Леско).
Люди бесхарактерные не могут быть искренними (Ларошфуко). Наша искренность в немалой доле вызвана желанием поговорить о себе и выставить свои недостатки в благоприятном свете (он же).
Образцом искренности служит образ Вертера в романе В. Гете «Страдания юного Вертера». Ср. честность, лицемерие.
ИСКРЕННОСТЬ
личностная черта и характер общения; правдивость, открытость, эмоциональная непосредственность. Отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения выражаются в общении вербально и невербально. Один из признаков неискренности– расхождение между словами и невербальными знаками (жестами, мимикой, интонацией), которые говорящий не всегда может контролировать. И. незаменима при интимном межличностном общении, но при взаимодействии в более широкой социальной среде И. может вступать в противоречие с вежливостью, нормами этикета, которые ограничивают высказывание в глаза негативных (пусть при этом и правдивых) оценок, могущих быть обидными или оскорбительными с точки зрения собеседника. И. присуща тем людям, у которых социальная роль соответствует с призванием, межличностные контакты с дружеским уподоблением, жизненный путь– с мировоззренческими представлениями и установками. Искренний человек отличается цельностью жизнедеятельности, он верит в то, что делает, убежден в правильности принципов, в соответствии с которыми он живет. В социалном взаимодействии важная проблема– оценка И. собеседника, что зависит от опыта, коммуникативных качеств, уровня социального интеллекта и др. Отдельной проблемой вытупает оценка И. коммуникантов в процессе дистанционного одностороннего (телевидение) или интерактивного (Интернет и др.) взаимодействия. В психодиагностике большинство так называемых шкал лжи выявляют тенденции давать социально одобряемые ответы, а не И. Т. В. Разина.