ИСЦЕЛЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИСЦЕЛЕНИЕ
Healing; Heilung) - следует отличать от объективного лечения; под исцелением Юнг понимал цель анализа.
Для процесса психического исцеления основополагающее значение имеют как доверительные отношения между пациентом и терапевтом (см. перенос), так и трансперсональное событие, в котором скованный и невротический человек вновь обретает связь со своими корнями и испытывает целительные силы архетипических образов. При помощи терапевта, его проникновения и толкований, для пациента становится возможным бороться со своими порождающими страх чувствами и травматическими комплексами, вновь их оживляя и упорядочивая психодинамику. В этом многослойном процессе терапевт не должен открывать пациенту свои связанные с исцелением намерения и убеждения, но должен принимать во внимание и признавать возможности его развития. В процессе оздоровления и исцеления архетипические образы и мифологические представления способствуют тому, чтобы "заставить вибрировать самое глубинное и интимное в человеке", для того чтобы привлечь из душевной глубины целительные силы. Для психологического самоосуществления важно, что вышеназванные жизненные энергии не только ощущаются и воспринимаются, но приводят к функциональному изменению самой жизни. Когда пациент после долгих усилий находит и понимает скрытый смысл невротического симптома, это часто оказывается уже ненужным и бессмысленным. Для процесса выздоровления также важны образы, символы и мифологические представления, потому что они связаны с душевными глубинами и тем самым помогают новой ориентации.
В анализе сама цель или конечный результат определяется с позиций индивида и того, какие формы может принять его потенциальная целостность. Стремление Юнга выделить анализ из официальной медицины в общем и его особое внимание к качеству личности аналитика, в которой он, по примеру Фрейда, искал приверженность технической стороне дела, в частности, вызывало в нем отношение к исцелению как к искусству, иногда он называл его "практическим искусством". Юнг также связывал исцеление с состраданием - взгляд, который находит отклик в современных попытках охарактеризовать действенные элементы в терапевтических взаимоотношениях, таких как теплота, искренность и эмпатия психотерапевта. На симптомы можно смотреть с позиций психопатологии или как на естественные попытки к самоисцелению (КСАП. с. 73).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Исцеление
Когнитивная и поведенческая терапия избавили пациента от симптома, туннели уже пугали его меньше, и он опять мог, проявив дерзость и бросившись в авантюру, ездить два раза в неделю Евростаром, преодолевая «несколько миль под водой». Однако диффузная тревога сохранилась, его беспокоят «черные ночи», и если прежде он спал как младенец, в настоящее время появились проблемы со сном. Тревога – мигрирующий аффект; если закрывается один туннель, она идет окольным путем, часто по старой дорожке, которая считалась дезаффектированной. Если исцеление является «побочным приобретением» (Фрейд) психоаналитического процесса, это не потому, что им пренебрегли или к нему подошли поверхностно, а потому, что опыт показывает, что фокусирование на устранении симптомов ведет к простому смещению тревоги, когда итог не является обратным желаемому результату. Речь идет либо о бегстве в болезнь: больной неврозом любит больше свой невроз, чем себя, а боль, вызванная симптомом, маскирует тайное удовольствие, от которого никто и не думает отказываться, либо о бегстве в исцеление: как только симптом исчезает, психе закрывается для любой попытки дополнительного исследования. Когда потребность клинициста в исцелении становится до такой степени требовательной, что превращается в furor sanandi [2] , следует задаться вопросом о глубинной мотивации самого терапевта. Кого он так стремится исцелить? Израненную мать первых месяцев его жизни? Замученного ребенка, с которым плохо обращались, каким был он сам? «Мы действуем, как нежная мать, которая вечерами не может лечь спать, пока вдоволь не наговорится со своим ребенком», – пишет Ференци. Его последние годы жизни указывают на трагические попытки «исцелить любой ценой», осуществить невозможную репарацию. Все же не существует такой психической болезни, которая не была бы в первую очередь способом (иногда безумным, иногда суицидальным) защититься, излечиться. Болезнь, жаждущая в большей мере быть услышанной, чем исцеленной. Чего хочет пациент, не желающий исцелиться, или, еще хуже, кто отвечает на первое улучшение своего состояния дополнительным обострением и ухудшением? «Негативная терапевтическая реакция» – настоящее испытание как для пациента, так и для психоаналитика. Идет ли речь о тайном удовлетворении желания получить наказание, о ненасытном чувстве вины ? О желании доказывать некомпетентность того, кто «заботится о вас»? Даже несчастливая жизнь – всё же жизнь, первым подтверждением этому является моральный мазохизм : «Я страдаю, следовательно, я существую!».

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ИСЦЕЛЕНИЕ
(Healing; Heilen; Heilung). Термин часто использовался Юнгом для передачи цели анализа. Подразумевает нечто отличное от объективного лечения (см. Gordon 1978). В анализе сама цель или конечный результат определяются с позиций индивида и того, какие формы может принять его потенциальная целостность (см. ИНДИВИДУАЦИЯ). Стремление Юнга выделить анализ из официальной медицины в общем и его особое внимание к качеству личности аналитика, в которой он, по примеру Фрейда, искал приверженность технической стороне дела, в частности вызывало в нем отношение к исцелению как к искусству, иногда он называл его «практическим искусством». Юнг также связывал И. с состраданием — взгляд, который находит отклик в современных попытках охарактеризовать действенные элементы в терапевтических взаимоотношениях, такие, как теплота, искренность и эмпатия психотерапевта. На симптомы можно смотреть с позиций психопатологии или как на естественные попытки к самоисцелению (см. ПАТОЛОГИЯ; САМОРЕГУЛЯТОРНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ). Для освещения различных аспектов анализа иногда вводится образ раненого целителя. Мейер (1967) проводил параллели между древней целительной практикой храмов Асклепия и аналитическим лечением. И. в них проводились в теменосе или отгороженной территории, прилегавшей к храму, что благоприятствовало отдыху «пациента», а также давало надежду, что он увидит исцеляющие сны. Обучающий искусству И. кентавр Хирон обычно изображался страдавшим от неизлечимых ран. В нашем случае аналитик рассматривается как раненый целитель, а сама аналитическая процедура, позволяющая совершиться регрессии и отказу от излишних сознательных функций, как теменос (СМ. АНАЛИЗ; АНАЛИТИК И ПАЦИЕНТ; РЕГРЕССИЯ). Идея раненого целителя получила дальнейшее развитие у Гуггенбюль-Крейга (1971). Мотив раненого целителя — это символический образ, отчасти архетипического характера. Именно поэтому он может содержать два явно противоположных элемента. В нашей же культуре мы стремимся расколоть сам образ таким образом, что фигура аналитика при оказании помощи становится всесильной: стойкой, здоровой и способной. Пациент же остается все тем же пациентом: пассивным, зависимым, «госпитализированным». Если все аналитики имеют внутреннюю рану, то отдельный аналитик, чтобы представить себя «здоровым», отделяется от «больной» части внутреннего мира. Точно так же, если пациент рассматривается как «больной», он отделяется от своего внутреннего здорового начала или от способности самоисцеления. Идеально, если пациент, первоначально спроецировавший свои способности самоисцеления на аналитика, позже берет их обратно. Аналитик проецирует на пациента свой собственный опыт ранения, чтобы узнать пациента в эмоциональном смысле (см. определение Кохута эмпатии как замещающего самоанализа). При обучении анализу фактически признается, что, как профессия, он привлекает «раненых целителей». Все больше становится очевидным, что это свойственно всем психотерапевтическим профессиям и может даже свидетельствовать о праве на такую работу (Ford, 1983). Юнг подчеркивал, что аналитик может «вбирать» в себя другого человека настолько, насколько он оставляет себя самого. Юнг сделал еще ряд культурологических наблюдений, касающихся И.: а) инициация указывает на И.; б) религии действуют как «великие психоисцеляющие системы» (Собр. соч. Т. 13. Парагр. 478). См. РЕЛИГИЯ; в) жертва, буквальная или символическая, телесная или финансовая, необходима для И. — нельзя получить, не отказавшись от чего-либо; г) И. необходимо всем, и в нем заинтересованы все.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
450.16 кб

\ живая Россия \ исцеление расслабленных

Симонов Дмитрий , Каменева Ольга
Читать PDF
1.96 мб

Смысл болезни и боли: переоформление как исцеление

Арпентъева М.Р.
В статье отмечается, что помощь пациенту и врачу в осмыслении болезни и боли одно из ключевых направлений развития современной социальной психологии медицины.
Читать PDF
298.61 кб

Нетрадиционное лечение астмы: исцеление или обман?

Н. Успенский
Одна пациентка недавно рассказывала на приеме, как она лечилась от астмы: “Мне ставили иголки, но как-то мне врач не очень понравился. Потом я была у гомеопата... Шарики эти еще пью, но, кажется, большого толку нет.
Читать PDF
273.79 кб

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ГЕРМАНИИ: ИСЦЕЛЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

Антропов Владислав Владимирович
Читать PDF
273.79 кб

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ГЕРМАНИИ: ИСЦЕЛЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

Антропов Владислав Владимирович
Читать PDF
183.06 кб

2015.03.007. ИССЛЕДУЯ ИРЛАНДСКУЮ МЕЖПОКОЛЕННУЮ ТРАВМУ И ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ НЕЕ: УРОКИ ПЛЕМЕНИ СИУ. EXPLORI

Евсеева Я.В.
Читать PDF
4.35 мб

Онтологическая недостаточность: религиозное исцеление

Захарова Елена Владимировна
Потребности человека относятся и к биологической, и к социальной, и к духовной сферам, но все они проявляют общее качество онтологическую недостаточность.
Читать PDF
78.66 кб

Исцеление тела и целостность телесности

Кудашов Вячеслав Иванович
Состояние здоровья как «исцеления» тела определяется необходимостью обретения целостности и в этом смысле составляет основание свободы саморазвития.
Читать PDF
519.36 кб

Соработничество Церкви и медицины в исцелении от пьянства и наркомании реальный вклад в сохранение з

Григорьев Г. И.
Читать PDF
313.15 кб

Поиски исцеления

Анна Яковлева
Читать PDF
346.79 кб

В Дхарамсалу — за исцелением души (несколько фактов из полевого дневника)

Монгуш М. В.
Статья посвящена небольшому городу Дха-рамсале в штате Химачал Прадеш в Северной Индии, ставшему за последние 10-15 лет местом активного посещения российских туристов.
Читать PDF
175.18 кб

РОЛЬ И МЕСТО МЕДИЦИНЫ В ИСЦЕЛЕНИИ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Терлецкий Олег, Легеев Михаил
Настоящая статья поднимает проблемы, стоящие на стыке компетенции богословия и медицины. Духовные корни болезней как таковых не предполагают, однако, исключительной роли духовных методов в исцелении.
Читать PDF
372.72 кб

Концепция трансгенерации коллективной травмы: способы исцеления

Семилет Н.В.
В статье рассматривается зависимость процесса квантования жизненного пути и создание семантических полей от травматического опыта.
Читать PDF
2.77 мб

Воспитание чувства благодарности как способ «Исцеления» обучающегося с нарушениями в развитии

Сафронова Елена Михайловна
Представлены результаты изучения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, посвященного анализу актуальности воспитания чувства благодарности как характеристики нравственной воспитанности личности.

Похожие термины:

  • Через веру исцеление

    излечение, совершившееся благодаря вере или убеждению в могущество целителя, терапевта, терапевтической процедуры и т.п. Фактически речь идет о положительном плацебо-эффекте или эффекте внушения