Интеракционизм
лат. inter - между, среди; actio - действие, деятельность) - 1. см. дуализм; 2. в социальной психологии - процесс взаимодействия индивидов, понимаемый как обмен информацией
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Интеракционизм (или интеракционистский дуализм)
философская теория связи между телом и разумом, разновидность дуализма, утверждающая, что мозг и сознание взаимодействуют в двух направлениях: активность мозга вызывает изменения в сознании, а сознательная умственная деятельность вызывает изменения в активности мозга, а значит, и в поведении.
Источник: Ревонсуо А. Психология сознания. Питер. 2013
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
психологическое учение, утверждающее, что приобретаемые человеком психологические свойства и формы поведения являются результатом взаимодействия (интеракции) того, что человеку дано от природы (биологического), и того, что дает человеку общество (что является социальным) См. биологическое, интеракционистические (интеракционистские) теории личности, интеракция, социальное.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Интеракционизм
о социальном взаимодействии в непосредственной личностной коммуникации, о способности человека понимать роль другого, представлять себе, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно, интерпретировать ситуацию и контролировать собственные действия; представление о себе, имеющееся в глазах других, во время общения, создание своего образа в глазах других. См. Норма межгрупповая.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
Интеракционизм
(Interactionismus) (от лат. inter - между, среди и actio, actionis - действие, деятельность). Одно из основных направлений в социальной психологии и социологии. Система количественных характеристик непосредственного взаимодействия между людьми и их междуличностных отношений, рассматриваемых механистически, автономно и независимо от содержательной стороны общения, отношений и ценностных ориентаций участников совместной деятельности.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Интеракционизм
Словообразование. Происходит от англ. interaction - взаимодействие.
Категория. Психологическое направление.
Специфика. Характеризуется акцентом на межличностные коммуникации. Личность рассматривается здесь как структура, образованная социальными установками и ролями, в которой очень важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия социальным нормам. Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные действия.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
(от англ. взаимодействие) – одна из теорий западной социальной психологии. И. считает, что развитие общества обу словлено непосредственными коммуникациями («обмен символами») и межличностными отношениями. Важную особенность коммуникации И. усматривает в способности человека представлять, как воспринимает его партнер по общению или группа, и соответственно определять собственные действия. Развитие личности согласно И. происходит в процессе взаимодействия с другими людьми. И. недооценивает многие психические явления, возникающие во время взаимодействия и влияющие на его характер и последствия.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
интеракционизм
(от англ. interaction – взаимодействие) – направление в западной социальной психологии (Дж. Г.Мид и др.), исследующее общественные отношения в аспекте специфических межличностных коммуникаций, взаимодействие между личностями в аспекте социализации, ролевого поведения, в процессе которого реализуется способность человека "принимать роль другого" и на этой основе осуществляется его вхождение в референтную микрогруппу. Структура личности с точки зрения и. зависит от характера непосредственного взаимодействия с окружающими, которое обеспечивает ее активность и контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями, ролевыми ожиданиями, социальными установками партнеров по взаимодействию.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
лат. inter - между, actio - действие, деятельность). Одно из ведущих направлений в современной социальной психологии ряда западных стран. Воздействие людей друг на друга в обществе, которое понимается как система непосредственных коммуникаций, рассматривается как основной источник формирования личности. Сущность интерперсональных отношений сводится к "обмену символами" в процессе общения. Ролевое поведение человека понимается исходя из того, насколько оно соответствует социальным нормам. Исключительное значение придается способности человека представлять, как его понимает партнер по общению или группа; соответственно этому объект интерпретирует ситуацию и конституирует собственные действия. Основной недостаток И. - сведение общественных отношений к непосредственной коммуникации при игнорировании социально-исторических факторов и эмоционального аспекта взаимодействия людей. Широко используется в психотерапевтической практике (см. Келли ролевая психотерапия).
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
направление в современной западной психологии социальной, основанное на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью коей признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа ("генерализованный другой"), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Развитие личности с позиций интеракционизма происходит в ходе взаимодействия с другими людьми в обществе и трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением согласно нормам социальным, ролям и установкам социальным партнеров по взаимодействию. В интеракционизме изучены структура личности, процессы социализации, поведение ролевое, функции группы референтной и пр. Интеракционизму присуща психологизация общественных отношений, сводимых к непосредственной и межличностной коммуникации.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Интеракционизм
теоретико-методологическое направление в современной социологии и социальной психологии, ключевой идеей которого является социальное взаимодействие преимущественно в символическом содержании. Представители интеракционизма - Дж.Г.Мид,, Г.Блумер, Т.Шибутани, И.Гофман особое внимание уделяют анализу языка как главного символического "медиума" взаимодействия.
И.Гофман (сторонник социодраматического подхода) считал, что социальный мир, как и личность, - продукт ролевого взаимодействия между людьми. Не отрицая биологической основы пола, он показал, что пол является лишь отправным моментом для социально значимого разделения общества на два класса в зависимости от пола и для создания разных норм для членов того или иного класса. Для описания социальных аспектов пола Гофман вводит термины гендеризм и гендерный дисплей (проявление), к которым он относит все культурные составляющие пола - гендерные стереотипы, полоролевые нормы и полоролевую идентичность.
Гофман раскрыл механизм создания клише и стереотипов, связанных с полом человека и навязывающих ему определенный образ поведения. Основными движущими силами гендеризма он назвал институализацию и ритуализацию пола.
Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
от англ. interaction -взаимодействие, воздействие друг на друга).
1. Т. зр. на психофизическую проблему, утверждающая возможность взаимодействий между психическими процессами (душой) и физиологическими процессами (телом). Такую т. зр. Предлагал Р. Декарт. Ср. Психофизический параллелизм.
2. Социально-психологические концепции и целое направление, которые придают большое значение межличностному взаимодействию, общению (интеракции) при объяснении широкого множества явлений, включая развитие личности. Базируются на теории символического И. амер. философа Джорджа Мида (Mead, 1863-1931). Ее основные положения сводятся к след. Становление "Я" (личности индивида) происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Ситуация общения раскрывается как система взаимно ориентированных акции и реакции, развернутых во времени. Адекватной, с т. зр. сторонников И., и наиболее часто исследуемой моделью таких ситуаций является игра. В ней человек выбирает для себя в качестве партнера "значимого другого" и ориентируется в своих действиях и реакциях на его поведение, на то, как он сам воспринимается "значимым другим". Формирующееся представление человека о самом себе находится в соответствии с тем, как его воспринимают др. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что основным механизмом формирования личности во взаимодействии с др. является установление контроля действий со стороны того представления о личности, которое складывается у окружающих. См. Психология социальная.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
совр. направление в западной социал. психологии, фуидаментоизирующееся на идеях амер. социо л. и псих. Дж. Мида; под социовзаимодействием в модели И. эксплицируется межличностная коммуникативная модель или обмен символами, а базальной особенностью признается способность субъекта принимать роль другого субъекта, им же представлял., как его перцептируют-воспринимают другие индивиды по коммуникации или группа индивидов, а уже в зависимости от этого, сам субъект, согласно концепциями Мида и его стор., должен дискурсрационально интерпретировать фабулу обстоятельств, ситуаций и конструировать-тектонизировать собственные действия, акты поведения; сама же эволюция субъекта, с позиций стор. И., лучше всего осуществляется в процессе его взаимодействия с другими людьми в социуме, кот. необходимо истолковывать как модель-систему значимых коммуникаций, а сама примат-структура индивида и содержит те элементы активности, кот. и обеспечивают деятельность-активацию-контроль-регуляцию субъекта над своими актоповеденческими реакциями в социуме, в актах общения, в соответствии с нравственно-социальными предписаниями, аксиомами, принципами, а также с учетом тех социоустановок-социоролей-социоиндексов, кот., в свою очередь, продуцируют-проявляют другие субъекты по коммуникации-общению; иссл. этого направления изучают модель-структуру самого субъекта и его составляющие процессы этикоизации-социализации личности, функции ролеизации и поведенческих актов индивида, кот. рассматриваются в непосредственной корреляции-конвергенции форм-моделей межличностной коммуникации, моделей-систем-матриц мульти-феноменов межличностного общения индивидов.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Интеракционизм
interactionism) В своем самом широком значении термин "И.", или "интеракциональная психология", используется для обозначения подхода, согласно к-рому поведение совместно определяется личными и ситуационными факторами. В др. его трактовке люди и ситуации рассматриваются как оказывающие реципрокное воздействие. Не только ситуации способны воздействовать на поведение людей, но и люди могут активно воздействовать на ситуации, приписывая им тот или иной смысл и выбирая, в какие ситуации вмешиваться, а в какие - нет. Возможно, самая известная из первых интеракционистских позиций - это позиция Курта Левина, выраженная в его уравнении В = f(P, E), показывающем, что поведение есть функция личности человека и тех аспектов среды, к-рые значимы для него в данный момент. Др. ист. пример интеракционистского мышления дают нам работы персонолога Генри Мюррея. Желательность интеракционистского подхода признается исследователями самых разных теорет. ориентации, однако вопрос о том, какая именно интерпретация взаимодействий "человек х ситуация" может быть признана приемлемой, по-прежнему вызывает разногласия. Для соц. бихевиористов существование взаимодействий - это только повод лишний раз подчеркнуть уникальность организации поведения внутри каждого человека и, следовательно, принципиальные трудности его предсказания. Однако, приверженцы теории черт приходят к совершенно др. выводам. Айзенк и Айзенк, напр., отмечают, что повторение теоретически предсказываемых взаимодействий "личность х ситуация" наблюдается довольно часто, и что подобные повторения служат аргументом против утверждения об уникальной организации поведения внутри каждого человека. Поэтому для сторонников теории черт повторяющиеся взаимодействия между измеряемой чертой личности и ситуативной переменной как раз показывают, что по измеряемым чертам личности могут делаться точные предсказания. Целый ряд событий можно рассматривать как надежные признаки популярности И. в наши дни. Бесспорно, расширение применения эксперим. планов со мн. независимыми переменными и использования методов дисперсионного анализа, наблюдавшееся в 50-е гг., было связано с принятием мн. исследователями интеракционистской т. зр. Кронбах в своей президентской речи на ежегодном съезде Американской психол. ассоц. призывал к изучению взаимодействия "способность х воздействие", чтобы ликвидировать исторически сложившийся разрыв между эксперим. и корреляционной традициями в психологии, и этот призыв был услышан. В 1968 г. фронтальную атаку на понятие и способ измерения черт личности предпринял У. Мишел, утверждавший среди прочего и то, что ситуационные детерминанты оказывают значительно более заметное влияние на поведение, нежели индивидуальные различия. В последующем споре между ситуационалистами и защитниками теории черт выяснилось, что вопрос о "величине дисперсии" ("amount of variance") оказался псевдопроблемой и мн. участники этих дискуссий пришли к примирению на основе интеракционистской позиции. Сам Мишель в более поздних публикациях неск. смягчил свою критику, отметив, что "создавать псевдопротиворечия, противопоставляя человека ситуации только ради того, чтобы убедиться в том, что важнее, - пустая трата времени. Ответ на этот вопрос всегда зависит от того, о каких ситуациях и о каких людях идет речь". См. также Социальная психология Т. Блэсс
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006