ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОПЕРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
это действия, трансиндуктивированные-переведенные в интроабрис и ставшие т.о. обратимыми, благодаря корреляции их с другими ментально-операциональными действиями в структуре группы, кот. подчиняется общедефинитивным законам целого; этот термин предложен Ж.Пиаже, а по его мнению, О.и. могут возникать-эволюционизироваться с элиминированием интроабриса самого действия, а уже когда мультидействия становятся ментально-интеллектуальными, они могут быть реконструированы-ретектонизированы; согласно постулатам Ж. Пиаже, только в ментально-рефлексивных актах и может субъект представить-увидеть для самого себя симультанно-прямое и симультанно-обратное действие и тем самым трансформировать тектонику объекта-предмета, а в достоверно-наличной реальности реверсобратимость эпифеноменоизируется, тогда как в представлениях эго-моделеэйдетиках субъект может возвратить адекватно-тектоническо-исходные модели объекта-предмета.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
термин, предложенный Ж. ПИАЖЕ для обозначения действий, перешедших во внутренний план и ставших обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями. Когда действия из внешней формы переходят во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта в новое состояние и возвращение его к исходному). Критерием сформированности интеллектуальных операций является появление конструкции инвариантов или понятий сохранения. Выделяется четыре стадии формирования интеллектуальных операций: сенсомоторный период (от 0 до 2 лет), дооперациональном мышление (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), стадия формальных или пропозициональных операций (от 11 - 12 до 14 - 15 лет). По Пиаже, операции могут быть логическими, или логико-математическими (классификация и сериация изолированных объектов), и инфралогическими, или пространственно_временными (анализ и синтез самого объекта).

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Интеллектуальные операции
Словообразование. Происходит от лат. intellectus - ум.
Автор. Ж.Пиаже.
Категория. Теоретическое понятие операциональной концепции интеллекта Пиаже.
Специфика. Действия, перешедшие во внутренний план и ставшие обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями. Когда действия из внешней формы переходят во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта в новое состояние, и возвращение его к исходному). По Пиаже, операции могут быть логическими, или логико-математическими (классификация и сериация изолированных объектов), и инфралогическими, или пространственно-временными (анализ и синтез самого объекта). Критерием сформированности интеллектуальных операций является появление конструкции инвариантов или понятия сохранения.
Динамика. Выделяется четыре стадии формирования интеллектуальных операций: сенсомоторный период (от 0 до 2 лет), дооперациональном мышление (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), стадия формальных, или пропозициональных, операций (от 11 - 12 до 14 - 15 лет).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ОПЕРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
англ. cognitive operations) - действия, переведенные во внутренний план, ставшие обратимыми благодаря координации с др. умственными действиями в одной и той же структуре группы, подчиняющейся определенным общим законам целого. Термин предложен Ж. Пиаже. О. и. не могут возникнуть без формирования внутреннего плана действия. Когда действия становятся умственными, они м. б. перестроены. Только в уме можно представить себе одновременно прямое и обратное действия и т. о. компенсировать изменения объекта. В реальной жизни обратимость отсутствует, а в плане представления можно вернуться к исходному состоянию объекта.
Критерий появления операционных систем - конструкция инвариантов или понятий сохранения. Существуют 4 стадии формирования операций: сенсомоторный интеллект (0-2 г.), доопера-циональное мышление (2-7 лет), стадия конкретных операций (7-11 лет), стадия формальных (или пропозициональных) операций (от 11-12 до 14-15 лет).
Пиаже различает операции логические, или логико-математические (классификация и сериа-ция изолированных объектов), и операции инфра-логические, или пространственно-временные (анализ и синтез самого объекта). См. Группировка, Женевская школа генетической психологии.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
205.51 кб

Рефлексия интеллектуальных операций

Да Сильва Ливио Антонио
В статье выделены две группы актуальных вопросов в разработке проблем психологии рефлексии и представлены результаты экспериментального изучения рефлексии интеллектуальных операций у школьников.
Читать PDF
202.61 кб

Рефлексия как условие овладения интеллектуальными операциями

Да Силва Л.А.
В статье на основе экспериментальных данных показывается, что успешное освоение интеллектуальных операций зависит от их рефлексии обучаемым.
Читать PDF
298.65 кб

О СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В СТРУКТУРЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА

Шадриков Владимир Дмитриевич
В статье показывается место и значение интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта. Раскрывается содержание понятия «интеллектуальные операции» у различных авторов.
Читать PDF
256.55 кб

Развитие интеллектуальных операций у младших школьников, переживших физическое насилие

Нямаа Жанцан
В статье анализируются особенности развития интеллектуальных операций у детей, переживших физическое насилие.
Читать PDF
505.07 кб

Системный анализ и исследование операций интеллектуальной деятельности в контексте проектирования ди

Нуриев Наиль Кашапович, Галимов Амаз Мирзанурович, Старыгина Светлана Дмитриевна
Как это не парадоксально звучит, но из результатов системного анализа операций интеллектуальной деятельности следует, что все люди при разрешении проблем используют один и тот же технологический маршрут (сценарий, алгоритм) умстве
Читать PDF
564.74 кб

Методика «Волшебная палочка» - освоение счетных операций при дискалькулии и интеллектуальных нарушен

Киселева Наталия Александровна.
В статье кратко изложены последовательность прохождения материала при обучении детей с дискалькулией и интеллектуальными нарушениями счетным операциям с использованием методики «Волшебная палочка» и применяемые при этом основные п
Читать PDF
245.83 кб

Некоторые интеллектуальные и операциональные аспекты профессионализма выпускников образовательных уч

Гельманов А. Г., Гонтарь С. А.
Читать PDF
372.44 кб

Динамика системы интеллектуальных операций мнемических способностей при усложнении мнемической задач

Ушаков Всеволод Олегович
В данной статье рассматриваются мнемические способности, раскрывается динамика использования испытуемым системы интеллектуальных операций, посредством которых он запоминает усложняющийся материал.
Читать PDF
581.22 кб

Методика диагностики интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников: эдинбургский рисун

Александрович М.О.
Описывается методика диагностики интеллекта и интеллектуальных операций детей старшего дошкольного возраста с помощью Эдинбургского рисуночного теста. Показаны надежность и валидность данной методики.