ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Интеллект искусственный
название вычислительных устройств, моделирующих некоторые аспекты умственной деятельности человека.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Искусственный интеллект
компьютеры и программы, которые воспроизводят интеллектуальные и когнитивные способности человека или превосходят их.

Источник: Ревонсуо А. Психология сознания. Питер. 2013

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
от расль информатики, предпринимающая попытки создания копии интеллекта человека. Одно из приложений ИИ — диагностика, при этом компьютерная программа основывается на эпидемиологическом анализе данных историй болезни и других медицинских документов.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ
1. В широком смысле слова-условное обозначение междисциплинарной области научных и прикладных исследований, объединяющей когнитивную психологию и науки, связанные с созданием и использованием компьютеров, с целью разработки искусственных технических систем, моделирующих интеллектуальную деятельность человека в процессе решения разнообразных задач. 1. В узком смысле слова (формально) И.и.-это любой результат работы компьютера, который люди сочли бы разумным, если бы он был воспроизведен (получен) не машиной, а человеком. См. интеллект, психология когнитивная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
1. Межотраслевая научная область, объединяющая исследования и теории когнитивной психологии и компьютерных наук, в центре внимания которых находится разработка искусственных систем, которые демонстрируют мышление, подобное человеческому, или интеллект". 2. Любой искусственно созданный интеллект, то есть цель исследований научной области 1. Следует отличать работы по созданию искусственного интеллекта, хотя этого часто не делается, от работ по компьютерному моделированию, в которых проявляется интеллект программиста, а не самой машины. В работах по компьютерному моделированию компьютеры используются в большей степени для того, чтобы проверить различные психологические теории, чем для изучения теоретических аспектов интеллектуального поведения.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Искусственный интеллект
1. научная область, объединяющая исследования и теории когнитивной психологии, а также компьютерных дисциплин с целью разработки искусственных систем, моделирующих мышление человека; 2. любой искусственно созданный интеллект. Работы по созданию искусственного интеллекта рекомендуют различать с работами по компьютерному моделированию, в которых воплощается интеллект программиста, а не самой машины. В работах по компьютерному моделированию компьютеры используются в большей степени для того, чтобы проверить те или иные психологические теории, чем для изучения теоретических аспектов интеллектуального поведения; 3. абстрактная теория человеческой, животной и машинной познавательной деятельности, имеющая целью создание единой теории познания (Уэгман, 2005).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Искусственный интеллект
Обозначение перерабатывающей информацию системы с программированием, которая стимулирует существо, наделенное интеллектом. В переносном смысле - обозначение научного направления с этой целью. Главная цель заключается в составлении программных систем, которые обладают интеллектуальными способностями, т. е. в ситуациях со специальными требованиями эти системы реагируют поведением, которое в пределах способностей человека и обозначается как интеллектуальное. Возможности в этом отношении близкого и более отдаленного будущего - огромны. Посредством И. и. можно программировать и наблюдать модели отдельных стран, а в будущем - и целостной системы интеллектуальной деятельности человека. Это имеет (и будет иметь) существенное значение для изучения некоторых болезненных расстройств интеллекта и вообще - психических расстройств. См. Машинный интеллект.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
англ. artificial intelligence, AT) - направление в компьютерной технологии, ставящее перед собой цель создания компьютеризованных систем с использованием аналогов интеллектуальных функций человека. В рамках И. и. возникла проблема оперирования знаниями - та составляющая триады познания, которая, в отличие от 2 др. (приобретение и структурирование знаний), почти не затрагивалась в науках о человеке. Др. важная проблема - представление знаний, т. е. приведение их (по крайней мере, для ограниченной предметной области) к виду, адекватному и удобному как для компьютера, так и для пользователя. Основные разделы И. и.: доказательство теорем, моделирование игр, распознавание образов и сцен, робототехника, экспертные системы, инженерия знаний, информационно-логические системы. Проблематика И. и. интенсивно разрабатывается также в когнитивной психологии. См. также Семантические сети, Синергетика. (А. И. Назаров)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Искусственный интеллект
условное наименование проблем разработки компьютерных программ, основанных на законах логики. Решение их включает два направления. Во-первых, всестороннее изучение человеческого интеллекта; во-вторых, создание компьютерных программ, действующих по законам человеческой логики. Оба связаны между собой.
Разработка компьютерных программ с использованием законов логики способствует более глубокому познанию закономерностей протекания психических познавательных процессов. Так, в современной психологии используется компьютерное моделирование для исследования процессов мышления и принятия решений. Кроме того, создание И. и. связано с выявлением механизмов принятия решения в ситуации, когда простые логические алгоритмы математики оказываются малоэффективны и необходимо использовать эвристический анализ, предполагающий нахождение правильного варианта с помощью практического опыта.
Литература
Гейвин X. Когнитивная психология. СПб., 2003.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
научное направление, разрабатывающее методы, позволяющие электронно-вычислительной машине выполнять интеллектуальные задачи, решаемые человеком. Понятием И. и. обозначают функциональные возможности машины решать человеческие задачи. И. и. направлен на повышение эффективности различных форм умственного труда человека. Хотя психологические понятия фиксируют более сложные стороны реальности, такие, от которых абстрагируется «автоматный» подход (осмысленность памяти, решений, целеполагания и т. д.), все же использование ЭВМ в экспериментальной психологии не только расширяет возможности анализа психических процессов, но и выступает как своеобразная модель для изучения научного творчества вообще. Использование ЭВМ для хранения информации – новый этап в развитии того, что психологи называют «искусственной памятью человечества». Компьютеры позволяют сосредоточиться на выполнении отдельных творческих задач. Положение о своеобразии человеческого мышления по сравнению с процессами переработки информации компьютером является методологическим принципом теории проектирования автоматизированных систем. Компьютер должен быть достаточно совершенным, приспособленным к человеческой деятельности, а человек – к условиям работы с компьютером. Психология вместе с кибернетикой составляют теоретический фундамент автоматизации умственного труда.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ
1. Условное обозначение кибернетических систем и их логико-математического обеспечения, предназначенных для решения некоих задач, обычно требующих использования способностей интеллектуальных человека. 2. Совокупность функциональных возможностей электронно-вычислительной машины - компьютера - решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. Этот термин нужно рассматривать как метафору. Фактическое содержание теории интеллекта искусственного составляют теория программирования, включая иногда теорию самих компьютеров. Ныне на первый план выдвигается организация знаний в системах интеллекта искусственного, организация диалога человека и компьютера, создание систем гибридного интеллекта, объединяющих мыслительные способности людей, разделенных во времени и пространстве, с использованием информационно-вычислительной техники, адаптированной к каждому активному участнику подобной системы. Одна из областей приложения идей интеллекта искусственного - психология. В свою очередь, в теории интеллекта искусственного используются психологические знания. В психологии рассматривается вопрос о наличии (или отсутствии) аналогии человеческой психики и интеллекта искусственного. Хотя в основе интеллекта искусственного лежит моделирование отдельных аспектов и свойств мыслительной деятельности человека, совпадение результативных характеристик функционирования компьютера и мышления человека не может расцениваться как сходство сравниваемых структур. Психологические исследования интеллектуальной деятельности человека и диалогического общения служат основой для поиска путей дальнейшего совершенствования компьютеров и наилучшего объединения творческих возможностей человека и формализованных процедур, реализуемых компьютерами.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
от лат. intellektus — paзумение, понимание, постижение) — 1) искусственно созданная система, выполняющая функции, которые ранее могли осуществлять только человек или группа людей; 2) направление научных исследований на стыке кибернетики, психологии, философии и других наук, имеющих целью создание систем И. и. Первые попытки создания систем И. и. убедительно показали, что знания, накопленные человеком о сложных психологических процессах, далеко не полны и не точны. Существенной чертой работ по И. и. является стремление не только (и не столько) к воспроизведению возможностей естественного интеллекта, сколько нахождение-путей его существенного усиления. В исследования по И. и. включены такие виды деятельности человека, как узнавание (опознание), формирование новых понятий, рассуждение, формирование целей поведения, принятие решения, прогнозирование, творчество и др. Часть разрабатываемых при этом моделей имеет чисто исследовательский, познавательный характер и необходима для построения теории И. и., но значительное число моделей сразу приобретает практическое значение: на их основе конструируются (или совершенствуются) действующие высшие автоматы (промышленные роботы, читающие автоматы, дешифраторы аэрофотоснимков, вопрос-ответные советующие системы, программируемые обучающие системы, системы поиска доказательств теорем в математике и др.). К разработке И. и. относят также решение игровых задач с помощью ЭВМ. В проблематику И. и. включают также машинные и человеко-машинные системы создания произведений, которые традиционно относятся к сфере искусства. Такие системы имеют важное прикладное значение для построения синтезаторов речи в специальных каналах связи и системах общения человека и ЭВМ, для выполнения эскизов и окончательных решений в области промышленного дизайна (новые формы автомобилей, судов, самолетов, интерьера и т. д.), архитектурных проработок, конструкторско-технологических разработок новых устройств (многослойных печатных плат, деталей и узлов машин, в т. ч. ЭВМ, и др.). Интеграцией идей И. и. является создание систем распределенного (гибридного) интеллекта, включающих как человеческое звено, так и ЭВМ. При этом используются пути не только простого суммирования, но и принципиальные возможности органического слияния психических процессов с процедурами технических информационно-логических подсистем (прямое воздействие на мозг и обратно, управление психическими процессами со стороны искусственных подсистем и т. п.). В инженерной психологии системы И. и. находят применение при создании диалоговых систем отображения информации. Примером такой диалоговой программы является АРГО (анализ и рекомендация при графическом отображении). Программа указывает оператору возможные причины ненормальностей в управляемой системе и помогает ему выработать план по их ликвидации. Ее основу составляет семантическая сеть (сеть символов), которая представляет особым образом организованный набор фактов, характеризующих управляемый объект, его структуру и возможное поведение (см. также Гибридный интеллект).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
искусственно-модельная система, формоимитирующая решение субъектом сложных задач, в процессе-функциях его жизнедеятельной активности; И.и. можно рассматривать также как направление научных изысканий, кот. сопровождают и детерминируют-обуславливают репродукцию-создание систем И.и.; базальное внимание получила тех. системы И.и., построенные на базе ЭВМ и предназначенные для восприятия, обработки, кодирования и хранения информации, а также формирования решений по целесообразному поведению в ситуациях, обстоятельствах, моделирующих-интерпретирующий состояния мира, онтоса, социума, экстеросреды; в наст. время ведутся исследования по связи систем И.и. с различными разделами нейрофизиологии, психоанализа, психотерапии, НЛП, психолингвистики, психофизиологии и т.д., а сами иссл. в русле И.и. находятся на стыке психологии, лингвистики, философии, социологии, математики, ЭВМ, биологии, медицины, психотерапии, нейрофизиологии; рациональность, интеллектуальность систем И.и., как максима, оценивается-модальноизируется по аналогия с поведением человека в адекватных ситуациях; это и предопределяет включение в исследования по И.и. таких видов деятельности человека, как узнавание, формирование понятий, рассуждения, принятие решений, прогнозирование, адаптация, вычисление, моделирование различных креативных информмоделей, моделирование гностическо-ментальных моделей; самой целью иссл. явл. построение этих процессов и их реализация в системах И.и.; иссл. различных видов интеллектуальной деятельности человека осуществл. путем анализа решения человеком тех или иных задач-целей; кардинальными в этом порядке явл. следующие задачи-цели; поиск аргументаций-доказательств теорем в математике, подготовка и принятие решений в игровых ситуациях и в процессе управления, перевод с одного языка на другой, аналитич. преобразования формул — символические дифференцирование и интегрирование; проектирование тех. систем, в том числе ЭВМ, узнавание-распознавание образов, знакомоделей, визуальных и аудиальных, введение рассуждений-аргументаций-резюме, интеллектуальные игры, тектонизация построения моделей обучения, организация диалога между человеком и ЭВМ; создание систем мутационного интеллекта; базальные проблемы создания И.и. включают в себя создание моделей интеллектуальных систем, средств описания их поведения, функционирования структуры и свойств, а также методов и средств их построения-тектонизацию; авангардная эволюция модусов И.и. была достигнута в автом. обработке визуально-зрительных антуражей-ситуаций, выделении предметов-объектов на фоне и структурном описании расположения предметов в пространстве и создание диалоговых систем ЭВМ + Человек, базирующиеся на естеств. языке, на аспектах психолингвистического моделирования; с помощью ЭВМ можно решать различные игрокреативные гностическо-эвристические задачи, связанные, например, со стихосложением, партитуроизацией музыкальных произведений, пьес, видео мультипликация; созданы также уникальные программы, способные обыгрывать выд. гроссмейстеров в таких играх как шашки, шахматы; созданы мультипрограммы для играющих в домино, карты, хоккей, футбол, теннис, морские и воздушные бои; одной из отраслей накладывания-использования идей И.и. является, безусловно, и психология, а психконцепции широко используются в теории И.и.; в психнауке интерпретируется-эксплицируется вопрос либо о наличии или же отсутствии аналогии-адекватизации между психикой субъекта и И.и.; заметим, что хотя в фундаменте модусов И.и. и лежит информмоделирование моделирование робототехнических устройств, моделирование математических аргументаций-доказательств теорем-задач-формул-уравнений.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
ШТУЧНЫ ІНТЭЛЕКТ / ARTIFICIAL IN TEL LIGENCE– комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Несмотря на то что И. и. прочно освоился в научных исследованиях, в образовании, транспорте, торговле, банковской сфере, здравоохранении, информатике, военном деле, правоохранительной деятельности и т. д., до сего дня нет единого его понимания и удовлетворительного определения. И. и. рассматривается как научная отрасль, направление в информатике и информационных технологиях, свойство интеллектуальных системи т. д. Противоречивость в трактовке И. и. связана с тем, что он нередко представляется по образу и подобию интеллектуального поведения человека или как технология, призванная расширить человеческие когнитивные функции с помощью высокопроизводительного и низкозатратного программного обеспечения. Однако при таком подходе требуется ответить на вопросы, связанные с пониманием происхождения, способа функционирования, форм проявления, степени целостности, возможности воссоздания человеческого интеллекта и др., ответов на которые сегодня нет. Целью исследования И. и. является создание технологии, позволяющей компьютерам и машинам функционировать интеллектуально. При этом интеллектуальность проявляется в следующих признаках: 1) рассуждение, решение проблем (реализация алгоритмов, имитирующих рассуждения человека при решении головоломок или выработке логических выводов, в том числе в неопределенных ситуациях); 2) представление знаний (всеобъемлющая база знаний как набор понятий в пределах предметной области и отношений между этими понятиями); 3) широта знаний, основанных на здравом смысле; 4) субсимволическая форма некоторых знаний здравого смысла (бессознательные и субсимволические интуиции или тенденции в человеческом мозге, обеспечивающие контекст для символического, сознательного знания); 5) планирование (способность представлять будущее состояние мира, прогнозировать его изменение вследствие предпринятых действий, делать выбор, ставить цели и достигать их); 6) обучение (способность алгоритмов улучшаться благодаря опыту); 7) обработка языка (применение интерфейсов с использованием человеческого языка, поиск информации, интеллектуальный анализ текста, ответы на вопросы и машинный перевод с естественного языка); 8) восприятие (обнаружение объектов и создание структур из необработанных данных, распознавание речи, лиц, компьютерное зрение); 9) движение и манипуляция; 10) социальный интеллект (способность распознавать человеческие мультимодальные аффекты); 11) обобщенный интеллект (так, «простой» машинный перевод требует чтобы машина читала и писала на обоих языках, следила за аргументацией автора (разум), знала, о чем идет речь (знание), и точно воспроизводила первоначальное намерение автора (социальный интеллект)). И. и. должен решать все эти проблемы одновременно, чтобы достичь производительности человеческого интеллекта. Для решения этих задач И. и. интегрирует: многослойные искусственные нейронные сети (математические модели, созданные по аналогии с биологическими нейронными сетями, способные моделировать и обрабатывать нелинейные отношения между входными и выходными сигналами); машинное обучение (индуктивное обучение, или обучение по прецедентам, основанное на выявлении общих закономерностей по частным эмпирическим данным, и дедуктивное обучение, состоящее в формализации знаний экспертов и их переносе в компьютер в виде базы знаний); глубокое обучение (учителем, с частичным привлечением учителя, без учителя, с подкреплением), основанное на обучении представлениям, а не специализированным алгоритмам под конкретные задачи. Отношение научного сообщества к И. и. неоднозначное. Одни ученые видят в нем исключительную пользу. Другие– опасаются машинного «террора», когда компьютеры будут командовать, а люди превратятся лишь в «выполняющие приказы шестеренки в глобальном часовом механизме». Третьи– выражают здоровый скепсис, при котором вера в могущество новой технологии сменяется пониманием пределов, за которыми смысл использования И. и. неоднозначен. Очевидно, что проблема И. и. требует дальнейших серьезных исследований. А. Г. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Искусственный интеллект
artificial intelligence) В самом широком смысле И. и. - это абстрактная теория челов., животного и машинного познания. Конечная цель ее развития - создание единой теория познания. Как теорет. психология. И. и. представляет собой продолжение исследовательской программы, начатой еще Джорджем Булем: "Математика, к-рую мы должны создать, - это математика челов. интеллекта". Упомянутая математика известна под названием булевой алгебры и является системой, позволяющей представлять пропозиции (высказывания) в двоичной записи. Булева символическая логика наряду с разраб. языков программирования сделала возможной создание такой вычислительной науки, как И. и. Э. Л. Пост заложил мат. основы продукционных систем, к-рые впоследствии были использованы в информ. психологии А. Ньюэлла и Г. А. Саймона. "Продукционная система - одно из тех счастливых, но окрашенных в минорные тона событий, о к-рых историки науки часто говорят: практически готовый к использованию формализм, залежавшийся в ожидании научного применения. У продукционных систем долгая и неоднозначная история. Их использование в символической логике начинается с Поста, от к-рого они получили свое название. Они тж появляются под видом алгоритмов Маркова. Их использование в лингвистике, где они наз. тж правилами вывода, возводят к Хомскому. Наряду со мн. др. понятиями теории вычислительных систем, они приобрели по-настоящему широкое распространение, когда достигли своей операционализации в языках программирования." Сильные стороны и ограничения И. и. нагляднее всего проявляются при сравнении его с познавательной способностью человека в различных интеллектуальных областях. В качестве таких областей будут выбраны доказательство мат. теорем, правовое обоснование, решение задач в физ. науках и процессы научного открытия. Доказательство математических теорем Со времен Евклида для доказательства мат. теорем в геометрии, алгебре, дифференциальном и интегральном исчислении и в более совр. разделах математики было достаточно одного челов. интеллекта. Но для доказательства теоремы о четырех красках челов. интеллекту потребовалась помощь И. и. Наиболее творческие умы в математике тщетно пытались доказать справедливость гипотезы четырех красок, и это состоялось лишь после того, как Аппель и Хакен использовали компьютер в качестве полноценного интеллектуального партнера для точного и полного разрешения этой имеющей столетнюю историю загадки. Кроме того, хотя истинность мат. доказательств зависит от их подтверждения при воспроизведении математиками-людьми, истинность доказательства Аппеля и Хакена можно установить только путем его независимой проверки с использованием др. компьютерных программ. Произошел серьезный отход от опоры исключительно на мат. рассуждение чел. как последней инстанции. Гипотеза четырех красок была впервые выдвинута Фрэнсисом Гутри в 1852 г. и, невзирая на применение множества оригинальных и изобретательных мат. идей, не поддавалась доказательству до тех пор, пока, наконец, спустя столетие Аппель и Хакен не пустили в ход способности И. и. Гипотеза четырех красок кратко формулируется следующим образом: "Для раскрашивания любой карты т. о., чтобы соседние страны с общей границей имели разные цвета, достаточно четырех красок". Решение задачи четырех красок требовало использования сложнейших методов для систематического анализа тысяч конфигураций карт, стран и цветов. Чтобы справиться с этой беспредельной сложностью, Аппель и Хакен разраб. новаторские компьютерные программы. Практически не связанный ограничениями в механическом анализе возможных конфигураций, интеллектуальный компьютер реализовал оригинальные интеллектуальные вклады в решение задачи четырех красок. В следующем отрывке Аппель и Хакен приводят впечатляющее описание возрастающей изощренности компьютерной программы и ее мат. идей, иногда превосходивших по своему качеству их собственные. "В этот момент программа, теперь уже насыщенная нашими идеями и усовершенствованиями за 2 прошедших года, начала удивлять нас. Поначалу мы старались проверять ее аргументы вручную, с тем чтобы можно было предсказать курс, к-рому она последует в тон или иной ситуации, но теперь она вдруг начала действовать подобно шахматной ЭВМ. Она прорабатывала сложные стратегии, опирающиеся на все те приемы, к-рым она "научилась", и зачастую эти подходы были гораздо более искусными и умелыми, чем те, что предприняли бы мы сами. Тем самым она начала учить нас вещам в отношении возможных продолжений, к-рые оказывались для нас совершенно неожиданными. В каком-то смысле она превзошла своих создателей в определенных аспектах "интеллектуальных", а тж технических сторон этой задачи." Мат. доказательство теоремы о четырех красках повлекло за собой огромное количество расчетов, осуществляемых как чел., так и компьютерным интеллектом, однако интеллектуальные лабиринты последнего м. б. подвергнуты независимой проверке лишь с использованием др. компьютерных программ. Революционное применение И. и. вызвало острые споры как среди математиков, так и среди философов. Аппель и Хакен выразили свое отношение к проблемам доказательства математиком и доказательства компьютером в следующих словах: "Когда доказательства становятся длинными и отягощенными многочисленными расчетами, можно утверждать, что даже при возможности ручной проверки вероятность челов. ошибки будет значительно выше вероятности машинной ошибки; кроме того, если такие расчеты достаточно шаблонны, проверить достоверность самих программ гораздо легче, чем правильность ручных расчетов. В любом случае, даже если окажется, что теорема о четырех красках имеет более простое доказательство, математикам все равно можно было бы посоветовать обратить более пристальное внимание на др. задачи, могущие обладать решениями этого нового типа, требующими вычислений или анализа, непосильного для одних лишь людей. Есть все основания полагать, что существует масса таких задач." Традиционно мат. науки отстаивали критерий ясного дедуктивного рассуждения в реализации доказательств, и такое рассуждение было исключительно продуктом челов. мат. разума. По мнению философа Тимочко, доказательство теоремы о четырех красках из-за его чрезмерной зависимости от компьютера, чьи операции не могут быть удостоверены чел., является неприемлемым. "Если мы примем теорему о четырех красках как теорему, это обяжет нас к изменению самого смысла "теоремы" или, что еще важнее по сути, к изменению смысла основополагающего понятия "доказательства"." Изменяется ли "смысл основополагающего понятия доказательства" или изменяется только субъект доказательства, - это стратегический вопрос для математиков и философов, однако интеллектуальные последствия искусственного мат. интеллекта вполне могут оказать радикальное влияние на внедрение подобных исслед. во всех дисциплинах. Правовое обоснование Понятие компьютерной юриспруденции восходит к Готфриду Лейбницу, к-рый хотя и приобрел известность благодаря своим работам в области дифференциального и интегрального исчисления, был тж выдающимся философом и специалистом по междунар. праву. Лейбниц размышлял над созданием мат. машины, к-рая могла бы заменить юридич. споры между адвокатами или между судьями мат. выкладками по аналогии с тем, как разрешаются арифметические споры между бухгалтерами: "Давайте посчитаем". Неск. столетий спустя Анна Гарднер разраб. компьютерную программу, предназначавшуюся не для замены юридич. споров мат. расчетами, а моделировавшую правовое обоснование в рамках машинной программы. Программа правового обоснования Гарднер была посвящена конкретно проблеме договорного права. Проблема договорного права была частью итогового экзамена, сдаваемого студентами 1-го курса юридич. факультета Гарвардского ун-та. Тем самым предоставлялась возможность сравнить между собой юридич. проницательность компьютерной программы и гарвардских студентов. Экзаменационная задача по договорному праву была связана с умением распознавать спорные вопросы в проблеме предложения и принятия. Программа правового обоснования Гарднер содержит сложные иерархии знаний, представляющие собой факты по конкретной договорной проблеме и набор из 100 правил для реализации логических умозаключений в отношении этих фактов и принятия правовых решений. Логические умозаключения программы свелись в конечном счете к 9 рез-там анализа рассматриваемой договорной проблемы, каждый из к-рых сопровождался специфическим определением по поводу того, был или не был фактически достигнут договор по различным пунктам в ходе обсуждения предлагаемых и принимаемых условий. В отличие от 9 анализов, реализованных компьютерной программой, студенты юридич. факультета Гарвардского ун-та реализовали только 4 анализа. Программа правового обоснования Гарднер представляет собой одну из первых попыток проникновения в область правового обоснования. Эта программа фокусируется на четких вопросах в договорном праве, но только на элементарном уровне. Кроме того, хотя эта программа может оперировать имеющимися у нее фактами и правилами и принимать на их основе решения, она не может реагировать на более сложные аспекты этого права и правовой политики или на множественные судебные толкования. Установленные законом нормы уже сегодня м. б. включены в правовые экспертные системы, но потребуется огромный прогресс в И. и., чтобы приблизиться к мечте Лейбница о возможности разрешения споров среди адвокатов и судей на основе вычислительных процедур. Решение задач в физических науках Система решения задач на основе И. и. - гибкая система экспертных заключений с выводами, затрагивающими мн. области (flexible expert reasoner with multidomain inferencing, FERMI) - соединяет в себе научные принципы, общие методы и знания, связанные с конкретной предметной областью, что позволяет ей решать задачи в конкретных областях физ. науки. Структура FERMI делится на две иерархические структуры с взаимным обращением: схемы представления знаний и схемы представления методов, что обеспечивает возможность ее широкого применения в различных предметных областях (доменах). Общая схема представления знаний включает принцип декомпозиции и принцип инвариантности. Эти принципы являются мощными интеллектуальными принципами, находящими широкое применение в науке и математике в целом, и потому представляют наиболее интересные аспекты FERMI. Филос. содержание принципа декомпозиции восходит к Декарту, к-рый советовал разделять любую трудную задачу на простые составляющие, а его мат. Содержание - к Лейбницу, к-рый продемонстрировал, что решение трудных задач в интегральном исчислении может достигаться путем разложения мат. функции на ряд поддающихся интегрированию простых функций. Принцип декомпозиции в системе FERMI применяется к таким задачам, как расчет суммарной потери давления и гидравлической системе при помощи разложения общего пути в этой системе на ряд составляющих путей и вычисления соотв. падений давления. "Принцип декомпозиции и связанные с ним методы декомпозиции применяются к функционированию различных типов составных объектов. Например, декомпозиция применяется при вычислении падений давления или падений напряжения как функций путей; площадей или центров масс как функций областей и временных функций, выражаемых в виде функций частоты." Принцип инвариантности повсеместно используется в математике и в естественных науках. Уравнения физ. законов, как правило, содержат набор переменных и одну или более констант. В FERMI принцип инвариантности используется в сочетании с методом сравнения инвариантов для составлении уравнений при решении физ. задач. "Например, энергия частицы может быть выражена через ее положение и скорость. Если энергия частицы является постоянной, рассмотрение поведения этой частицы в два различных момента времени (соотв. различным положениям и скоростям этой частицы) дает уравнение, связывающее эти положения и скорости." В FERMI схема представления количества или величины содержит общие знания, иерархически организованные т. о., чтобы у более низких и более специфических уровней имелась возможность наследовать знания от более высоких и более общих уровней. Верхним узлом в этой иерархии является величина, имеющая трех потомков: тип, разность величин и свойство. Тип имеет двух потомков: поле векторных величин и поле скалярных величин. Свойство тж имеет двух потомков: разложимую величину и инвариантную величину. Разложимая величина имеет двух потомков: путь и область. Инвариантная величина имеет трех потомков: путь, вход - выход и время. Путь разложимой величины и путь инвариантной величины имеют общее потомство: инвариант сумма/путь. Инвариант сумма/путь имеет двух потомков: падение давления и падение напряжения. И, наконец, падение давления имеет двух потомков: PD и PD2. Методы решения задач в FERMI содержатся в иерархии схем представления методов. Корневым узлом этой иерархии является метод, имеющий трех потомков: метод, связанный со свойством, алгебраический метод и метод аналогий. Связанный со свойством метод имеет двух потомков: декомпозицию и сравнение инвариантов. Декомпозиция имеет двух потомков: управляющую структуру и тип объекта. Сравнение инвариантов имеет двух потомков: путь и вход - выход. Управляющая структура имеет трех потомков: известное, итеративное и рекурсивное. Тип объекта имеет двух потомков: путь и область. Путь как дочерний элемент сравнения инвариантов имеет двух потомков: вынужденный путь и преимущественное направление. Способность FERMI решать задачи в областях физики резюмируется следующим образом. "Задачи о давлениях в жидкостях. FERMI может находить разность давлений между двумя любыми точками в одной или большем числе жидкостей, находящихся в состоянии покоя. Задачи о центрах масс. FERMI может находить центр масс любого плоского объекта, к-рый имеет прямоугольную форму или допускает разбиение на прямоугольные части. Задачи об электрических цепях. FERMI может находить стационарные падения напряжения на разных участках электрических цепей, состоящих из любого небольшого количества проводов, резисторов и батарей, связанных различными способами. FERMI может тж применять принцип инвариантности энергии для связывания массы и скоростей спутника или падающего объекта в двух различных точках траектории." Расширение границ применения общих принципов декомпозиции и инвариантности вместе с использованием знаний, связанных со специфическими предметными областями, сулит блестящие перспективы дальнейшему развитию FERMI. Авторы системы FERMI планируют распространение принципа декомпозиции на следующие области: механику, геометрию, электричество и магнетизм, теплоту и термодинамику, химию и волновые процессы. По мнению разработчиков FERMI, принцип инвариантности м. б. распространен на поддающиеся количественному выражению задачи сохранения импульса, момента количества движения и энергии. Иерархическая структура схемы представления величины и схемы представления метода, включающая в себя интеллектуальные принципы инвариантности и декомпозиции, очевидно, делает FERMI способной к гибкому и универсальному применению. Эти способности, однако, жестко задаются заложенной в ней иерархической структурой. Этим предопределяется недостаток того типа изобретательности и интеллектуального иск-ва, к-рое характеризовало мыслительные способности в решении задач ее тезки, Энрико Ферми. Процесс научного открытия Существуют два подхода к процессам научного открытия с позиций И. и. При первом подходе не предпринимается попыток моделировать когнитивные процессы исследователей; здесь в основном используются технические методы И. и. Второй подход связан с мат. моделированием интеллектуальных процессов научного открытия. Первый подход представлен машинными программами, к-рые открывают или повторно открывают научные и мат. знания. Используя набор изощренных эвристик, записанных в умещающемся всего на двух страницах LISP коде, автоматизированная вычислительная программа совершила целый ряд мат. открытий, включая принцип простых чисел (предположение о том, что любое четное число можно представить в виде суммы двух простых чисел) и осн. теорему арифметики. Шен разраб. широкую вычислительную архитектуру систем И. и. для совершения (научных) открытий, к-рая позволяет реализовать AM-программу и ее преемника EURISCO. Лэнгли, Саймон, Брэдшоу и Житков приводят описание целого ряда сложнейших программ, с помощью к-рых были заново открыты количественные законы в физике и астрономии. Напр., программа BACON.3 заново открыла, среди др., законы Галилея (об ускорении), законы Ома и третий закон движения планет Кеплера. В химических науках программа MetaDendral осуществила значительные открытия, к-рые были впоследствии опубликованы в элитарном научном журнале. Второй подход представлен программой KEKADA, непосредственно и тщательно моделирующей эксперим. процедуры и научные открытия выдающегося биохимика Ганса Кребса, к-рому принадлежит приоритет в установлении природы эффекта орнитина и описании цикла мочевины. Кребс сделал свои открытия в 1932 г., а позднее Холмс - на основе лабораторных записей Кребса и интервью с ним - осуществил чрезвычайно подробную реконструкцию последовательности когнитивных и эксперим. событий, предшествовавших открытиям Кребса в области обмена веществ. Опираясь на эти описания Холмса, Кулкарни и Саймон создали KEKADA, программу И. и., к-рая имитировала биохимические открытия Кребса. Процессы открытия KEKADA заключают в себе структуру управляющей логики высокого уровня, осн. на двухпространственной модели решения задач. Эта модель исследует, систематически и циклически, пространство образцов, состоящее из множества экспериментов и их результатов, и пространство правил (rule space), состоящее из гипотез и вложенных в них структур знаний. Эвристические операторы координируются для реализации поиска в пространстве образцов и пространстве правил. Сравнительный анализ действий KEKADA с действиями Кребса показал высокую степень сходства с тем сложным и замысловатым процессом экспериментирования, к-рый привел к открытию орнитинового цикла. На основании этого почти полного сходства в действиях, Кулкарни и Саймон приходят к выводу, что KEKADA "представляет собой теорию стиля экспериментирования Кребса". Кулкарни и Саймон тж заключают, что в силу наличия в этой системе множества независимых эвристик широкой сферы действия, KEKADA представляет собой общую модель и общую теорию процесса научного открытия. Вычислительные теории процессов научного открытия можно в целом понять на основе общей логики, к-рая включает набор базовых допущений. "Исследования Кулкарни и Саймона по системе KEKADA будут использованы для проверки этих допущений и, т. о., для оценки самой логики вычислительных теорий научного открытия. Допущение о том, что процессы творчества в научном открытии имеют познаваемый характер, может получить поддержку в случае признания того, что описания Холмса заслуживают нек-рой степени доверия. ... Допущение о том, что творческие процессы научного открытия поддаются определению, м. б. подтверждено заданными в KEKADA дефинициональными эвристиками, к-рые включают способность к планированию и постановке экспериментов, к распознаванию неожиданных эксперим. рез-тов, к последовательному уточнению гипотез и продолжению стратегий управления систематическим экспериментированием. Допущение о том, что процессы научного открытия представляют собой подмножества общих стратегий решения задач, получает поддержку в двух пространственной модели решения задач, к-рая обеспечивает общую суперструктуру для развертывания управляющей логики в системе KEKADA. Допущение о том, что процессы научного открытия могут моделироваться на основе стандартных эвристик вычислительных систем для автоматического решения задач, поддерживается... содержащимся в KEKADA широким набором общих эвристик, потенциально применимых к решению научных проблем, выходящих за круг решенных Кребсом." Вычислительные теории процесса научного открытия по существу направлены на эмуляцию когнитивных процессов, в отличие от теорий челов. процессов научного открытия, к-рые учитывают мотивационные и аффективные процессы. "Наши изыскания направляются тем, что мы обозначили принципом внутренней мотивации креативности: Люди будут проявлять наибольшую креативность, если они ощущают, что мотивированы в первую очередь интересом, наслаждением, радостью и напряжением, исходящими от самой работы, а не внешними давлениями. В сущности, мы говорим, что любовь людей к своей работе имеет тесную связь с творческим характером их деятельности. Это утверждение находит безусловную поддержку в описаниях феноменологии творческого процесса. Большинство отчетов специалистов о творческих личностях, как и их собственные сообщения, наполнены высказываниями о глубокой увлеченности и невероятной любви таких людей к своей работе." Внутренняя мотивация как необходимое условие челов. творчества не является существенной для вычислительных систем научного открытия. В подходе к научному открытию с позиций И. и. достаточным условием служит наличие механизмов алгоритмов и эвристических операторов. Представляется несомненным, что мат. системы научного открытия, такие как программы KEKADA и BACON.3, могут приводить к впечатляющим рез-там. Следует заметить, однако, что эти системы являются индуктивными и требуют ввода исходных данных. Чтобы достичь творческих высот совр. теорет. физики, потребуются радикально новые вычислительные системы, к-рые выходят за пределы ограничений, накладываемых индуктивным методом. См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Каузальное мышление, Компьютерные программы, Общие системы, Системы и теории, Теоретическая психология М. Уэгман

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
356.79 кб

ЭТИКА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Разин Александр Владимирович
В статье очерчивается круг проблем, с которыми человек столкнулся при первых попытках создания искусственного интеллекта, способного в той или иной мере принимать самостоятельные решения.
Читать PDF
988.12 кб

Искусственный интеллект в обучении

Евсеева Ольга Николаевна
Статья содержит обзор применения методов искусственного интеллекта в обучении, анализ перспектив и направлений развитая интеллектуальных обучающих систем, иллюстрацию современных достижений в этой области
Читать PDF
235.44 кб

Проблема искусственного интеллекта

Шабанов-Кушнаренко Юрий Петрович
Ответственный редактор этого журнала Владимир Иванович Хаханов обратился ко мне с предложением рассказать о моем пути в науку, о научной школе, о видении научных проблем и о научных разработках в области искусственного интеллекта.
Читать PDF
185.25 кб

Кое-что об искусственном интеллекте

Добряков Григорий
Автор в шутливой форме предлагает свой вариант генерации поиска смысловых ассоциаций и генерации осмысленного диалога с помощью компьютера.
Читать PDF
996.17 кб

«Искусственный интеллект» в шахматах

Алифиров А.И., Михайлова И.В.
В статье рассматривается генезис использования программных и аппаратных средств, способных осуществлять интеллектуальную деятельность, сопоставимую с интеллектуальной деятельностью человека.
Читать PDF
243.25 кб

Искусственный интеллект: Pro et contra

Ладов В.А., Тарабанов Н.А,
Данная статья посвящена рассмотрению философских проблем, связанных с развитием систем искусственного интеллекта. Авторы обсуждают работы известных философов аналитической традиции, в первую очередь, исследования Дж.
Читать PDF
957.67 кб

Новый техноуклад и искусственный интеллект

Мешков Владимир Евгеньевич, Мешкова Екатерина Владимировна, Чураков Вадим Сергеевич
В статье рассматривается специфика Третьей промышленной революции, совпавшей со становлением Шестого технологического уклада, в основу которого входит когнитивистика.
Читать PDF
77.67 кб

Искусственный интеллект и киберпространство

С. В. Луков
В статье рассматриваются две стороны киберпространства, в рамках которого искусственный интеллект используется как технология самонастройки компьютеров.
Читать PDF
32.26 мб

Искусственный интеллект. Искусственная душа?

Воинов Александр Владимирович, Гаврилова Татьяна Альбертовна, Грановская Рада Михайловна
Есть класс задач, которые принято называть "интеллектуальными". Для их решения от человека требуется то, что принято называть "интеллектом".
Читать PDF
764.49 кб

Проблема понимания и искусственный интеллект

Нестеров А. Ю.
A variety of definitions of understanding, formulated by the European hermeneutics, is analyzed in the report, and the results, achieved with the help of hermeneutics, are offered to answer the question, concerning the function of
Читать PDF
630.86 кб

Искусственный интеллект и безопасность общества

Соколова С.Н.
Оригинальность авторской идеи состоит в том, что безопасная экзистенция человека, обще-ства и государства рассматривается в статье с позиций современной системы искусственного интеллекта, что связано с робототехникой и наноиндустр
Читать PDF
649.53 кб

"ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ" VS ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ

Иоселиани Аза Давидовна
Целью автора статьи является рассмотрение проблемы искусственного интеллекта (ИИ) с философской точки зрения.
Читать PDF
190.15 кб

Субъект ноль и проблема искусственного интеллекта

Руднев Вадим Петрович
В центре статьи проблема реальности. Если реальности не существует, как думал автор статьи ранее в книге «Новая модель шизофрении», то это приводит к противоречиям типа: если реальности не существует, то возможен круглый квадрат.
Читать PDF
53.20 кб

Человеческие компетенции и искусственный интеллект

Мигуренко Раиса Афанасьевна
Произведен анализ философских позиций в отношении искусственного интеллекта как инструмента познания сознания.
Читать PDF
171.94 кб

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Лапшин Аркадий Олегович
Журнал продолжает свою новую программную рубрику «Глобализация и информационное общество».