См. интеграция, социальная.
ИНТЕГРАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Социальная интеграция
Степень, в которой индивидуум связан (имеет социальные отношения) с другими людьми.
Источник: Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. 2003
Интеграция социальная
принятие индивидом стандартов группы таким образом, что он становится и чувствует себя ее частью.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
1. Процесс объединения отдельных элементов общества в единую социальную систему, организацию, например, отдельных людей в социальную группу. 2. Принятие какого-либо нового человека в уже существующую социальную группу в качестве ее полноправного члена. См. дифференциация социальная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
от лат. integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый) – состояние связанности и гармоничности отношений основных социальных групп и общностей государства (общества), а также процесс, ведущий к такому состоянию. Достижение И. с. сводит к минимуму возникновение социальных конфликтов в обществе.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ИНТЕГРАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ
Здесь имеется два незначительно различающихся способа употребления: 1. Процесс объединения различных элементов или групп в одну однородную группу. 2. Принятие существующих стандартов группы индивидом таким образом, чтобы он был принят в существующую группу. В первом значении новая группа может полностью поменяться после этого процесса; во втором значении стандарты группы остаются неизменными.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
САЦЫЯЛЬНАЯ IНТЭГРАЦЫЯ / SOCIAL IN TEGRA TION (от лат. integration– соединение, восполнение)– процесс и результат создания внутреннего единства и сплоченности, выражающихся в коллективистской идентификации; сосуществование ранее разрозненных частей и элементов системы вместе на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, в том числе как процесс гармонизации отношений между различными социальными группами. Интеграция является процессом, в рамках которого сообщество обеспечивает условия для того, чтобы социальный потенциал каждого его члена смог максимально реализоваться. Задача интеграции может решаться только изнутри сообщества. С. и. можно рассматривать, с одной стороны, как процесс активного включения индивида в социальную жизнь общества, а с другой– как процесс активного усвоения индивидом общественных норм и ценностей. Понятие С. и. носит междисциплинарный характер и поэтому является предметом исследования различных наук: социологии, философии, педагогики, психологии, культурологии. Процесс С. и. личности рассматривался на социетальном и интерперсональном уровнях. На личностном уровне, по мнению Юнга, интеграция представляет собой состояние психики, при котором все части тела действуют в согласии между собой, как единое целое. Г. М. Андреева выделяет две формы социализации: социализация как адаптация к определенным социальным условиям и социализация как интеграция в определенную среду; последняя предполагает активное вхождение в социум. По мнению Г. М. Андреевой, цель воспитания– развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. В коррекционной педагогике целью коррекционно-развивающего процесса является С. и. обучающихся с особыми образовательными потребностями как максимальное раскрытие потенциала личности во взаимодействии и под влиянием окружающей среды. Р. П. Дименштейн считает интеграцию взаимной адаптацией индивида и общества друг к другу– в результате этого процесса индивид адаптируется к сообществу, и сообщество, чтобы приспособиться к индивиду, делает для этого необходимые шаги. В. З. Кантор поддерживает эту точку зрения и представляет интеграцию двусторонним процессом, направленным на сближение двух социальных субъектов– инвалидов, стремящихся войти в общество нормально развивающихся людей и людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения. В России получили развитие две формы интеграции– интернальная и экстернальная. Интернальная форма интеграции осуществляется внутри системы специального образования (например, дети с нарушенным интеллектом и еще дополнительными нарушениями интегрируются в специальные образовательные учреждения и обучаются в отдельных классах). Экстернальная интеграция предусматривает взаимодействие специального и общего образования, получила свое развитие благодаря инклюзивным процессам в обществе. Э. В. Самарина