ЖИЗНИ, ИНСТИНКТ
Синоним понятия Эрос. См. либидо.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Инстинкт жизни
Life instinct). Идея Фрейда о том, что люди стремятся к самосохранению.
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Жизни инстинкт
в психоанализе – общее название инстинктов, обеспечивающих жизнеспособность организма.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Жизни инстинкты
life instincts). Согласно Фрейду, импульсы, связанные с получением пищи, воды и других ресурсов, необходимых для продолжения жизни.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
инстинкт жизни
термин психоанализа, обозначающий импульс самосохранения и самовоспроизводства; иногда употребляется как синоним либидо.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Инстинкт жизни (life instinct)
в позднем психоанализе – гипотетическое объединение инстинкта самосохранения и сексуального инстинкта, создание одной большой туманности вместо двух поменьше.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИНСТИНКТ ЖИЗНИ
(по З. Фрейду)-система внутренних, врожденных, органических по своей природе побуждений человека, включающая голод, половую потребность и ряд других биологических потребностей, удовлетворение которых способствует самосохранению, выживанию и развитию организма. См. инстинкт смерти (по З. Фрейду).
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИНСТИНКТ ЖИЗНИ
life instinct) В своих поздних теоретических работах Фрейд отказался от более ранней идеи о наличии двух групп ИНСТИНКТОВ: сексуального (см. СЕКС) и ЭГО-ИНСТИНКТОВ, которые соответствовали биологическим инстинктам размножения и самосохранения (см. САМОСОХРАНЕНИЕ). Этот отказ был сделан в пользу ИНСТИНКТА ЖИЗНИ и ИНСТИНКТА СМЕРТИ; инстинкт жизни включает как сексуальные инстинкты, так и инстинкты самосохранения, а инстинкт смерти является стремлением к возврату в неорганическое состояние.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
ИНСТИНКТ ЖИЗНИ
Life instinct; Lebenstrieb) - поскольку Юнга весьма интересовало, каким образом прогрессивные и регрессивные силы соединяются в психическом, то он рассматривал инстинкт жизни в комплементарной паре наряду с инстинктом смерти. Например, символы и образы смерти можно понимать из их значения и смысла для жизни, а опыт и события жизни следует истолковывать как ведущие к смерти. Жизнь, рассматриваемая как подготовка к смерти, а смерть как полнота жизни в сумме соответствуют взглядам Юнга (КСАП, с. 65)
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ИНСТИНКТ ЖИЗНИ
(Life instinct; Lebenstrieb). Когда Юнг пишет об И. ж., то это неизменно связано с инстинктом смерти. Это объясняется тем, что его интересовало, каким образом прогрессивные и регрессивные силы соединяются в психике. К примеру, символы образы смерти можно понимать исходя из их значения и смысла для жизни, тогда как опыт и события жизни следует толковать как ведущие к смерти. Жизнь, рассмотренная как подготовка к смерти, а смерть как полнота жизни, вместе суммируют взгляды Юнга (СМ. ИНДИВИДУАЦИЯ; ИНИЦИАЦИЯ; ВОЗРОЖДЕНИЕ). Юнг пользовался термином «И. ж.» не столь определенно, как Фрейд. В его трактовке есть небольшое ударение на напряжение между инстинктами самосохранения и сексуальностью («И. ж.» Юнга более напоминает «эрос» Фрейда, т.е. более широкое изучение присущей человеку тенденции к соединению, консолидации, союзу и, следовательно, прогрессу). Тем не менее упоминания Юнгом И. ж. больше относятся к ζ общей жизненной энергии, elan vital (жизненному порыву) или оживлению. Далее это ведет к проблеме концептуального характера; поскольку, если энергия приравнивается к И. ж., но в то же самое время питает инстинкт смерти, напрашивается вывод, что именно И. ж. питает инстинкт смерти. Дуализма можно избежать с помощью модели, в которой И. ж. будет первичным. Следуя ей, Юнг часто обращался к идее о нейтральности энергии, которая служит равно как И. ж., так и инстинкту смерти. Тогда оба инстинкта рассматриваются как обслуживающие психику и/или человека (см. ЭРОС).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.