ИНСАЙТ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Инсайт
Внезапное решение задачи. Иногда это явление называют «Ага!»-эффектом.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

ИНСАЙТ
, САТОРИ (INSIGHT, SATORI) - "просветление" или внезапное осознание в ходе сильного внутреннего переживания.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

ИНСАЙТ
англ. insight - постижение, озарение) - неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ИНСАЙТ
внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Инсайт
озарение, догадка, внезапное и неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо Проблемы без четкого осознания того, каким образом данное Решение было найдено.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ИНСАЙТ
(от лат. insight – проницательность) – озарение, догадка. Внезапное, неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над к–рой он долго и безуспешно думал, трудился.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

инсайт

(от англ. insight – постижение, озарение) – внезапное, логически выводимое понимание сущности явления, ситуации в целом, решение проблемы. Понятие и. введено гештальтпсихологией.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Инсайт
внезапное, интуитивное осознание решения проблемы, долгое время не поддававшееся человеку. В основе И. лежат неосознаваемые или плохо осознаваемые психические процессы, связанные с поиском человеком решения проблемы.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Инсайт (озарение)
Внезапное понимание решения проблемы. Термин часто используется в психотерапии, где говорится, что пациент достигает инсайта, когда он осознает свое состояние либо причины этого состояния, которые ранее были непонятны для него.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Инсайт
внезапное и невыводимое из прошлого опыта понима¬ние существенных отношений и структуры ситуации в целом, посред¬ством которого достигается мысленное решение проблемы. Понятие введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В. Келе-ра об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопостав¬лено бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемуся методом проб и ошибок.

Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004

ИНСАЙТ
(англ. insight — проницательность) — термин психологии, по-разному трактуемый:
- в идеалистической психологии — акт непосредственного познания сущности феномена;
- в гештальтпсихологии — мысленное схватывание целого у высших обезьян в отличие от восприятия по частям, получившее объяснение в явлении каузального рефлекса;
- в психологии мышления, опирающейся на учение И. П. Павлова,— момент мгновенного замыкания ассоциаций в суждение и умозаключение, момент решения задачи.
Современные исследования показали наличие немгновенного инсайта (А. В. Брушлинский).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ИНСАЙТ
от английского insight – «проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение» – внезапное возникновение в сознании человека способа осуществления решаемой проблемы на фоне бессознательной мыслительной работы, направленной на поиск её решения. Внезапное, мгновенное понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом и, особенно, ранее неосознанных подходов и способов решения индивидуально важной для человека задачи, имеет существенное значение для успешного достижения цели при большом дефиците времени, информации и экстремальности ситуации.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Инсайт
(англ. insight — озарение, проницательность, проникновение в суть) — интеллектуальный процесс, проявляющийся во внезапном усмотрении сути проблемной ситуации, внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существующих отношений и структуры ситуации в целом. Понятие И. введено гештальтпсихологией. Энергия инсайта открывает человеку глубину и сущность проблемы. В рамках философии И. трактуется как акт непосредственного познания, в котором не используется логический анализ («ясные и отчетливые идеи» Р. Декарта, «постижение Бога» Ф. Аквинского, «априорные синтетические формы рассудка» И. Канта, «интуиция» А. Бергсона). (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Инсайт
англ. insight, буквально «взгляд внутрь»; «проницательность, понимание») – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание индивидом существенных отношений и структуры ситуации в целом…
«Я!» – Ромашов остановился среди комнаты… крепко задумался. – «Я! Я! Я!» – вдруг воскликнул он громко, с удивлением, точно в первый раз поняв это короткое слово. «Кто же это стоит здесь и смотрит вниз на черную щель в полу? Это – Я. О, как странно!.. Я-а, – протянул он, медленно вникая всем сознанием в этот звук»…Его вдруг ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности (А. Куприн, Поединок).
Ср. озарение, ага-переживание.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ИНСАЙТ
(от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения. Понятие И. введено гештальт-психологами. В. Келер описал появление И. у экспериментальных обезьян. К. Бюлер определял И. как включение мыслительной активности и противопоставлял его поведению, основанному на пробах и ошибках. Понятие И. широко используется в психоанализе и основывающихся на нем системах психотерапии в смысле интенсивного осознания больным своей болезни, схватывания конфликтной ситуации и быстрого эмоционального высвобождения. Делаются попытки отличить эмоциональный И. от интеллектуального, определить их эффективность.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ИНСАЙТ
ІНСАЙТ / INSIGHT (в пер. с англ.– понимание, озарение, внезапная догадка)– интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения. Понятие И. введено гештальтпсихологами. В. Келер описал появление И. у обезьян и объяснил его как переход от неадекватной структуры проблемной ситуации к адекватной, приводящей к решению. К. Бюлер определял И. как включение мыслительной активности и противопоставлял его поведению, основанному на пробах и ошибках. Понятие И. широко используется в психоанализе и основывающихся на нем системах психотерапии в смысле интенсивного осознания больным своего заболевания, схватывания конфликтной ситуации и быстрого эмоционального высвобождения. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Инсайт
(от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание) внезапное понимание, "схватывание" отношений и структуры проблемной ситуации (синоним: ага-реакция); понятие, введенное в гештальтпсихологию - в 1925 г. В. Келером. Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия - и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером - в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Инсайт
(от англ. insight - постижение, озарение). Отражает психологический феномен - внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы. Понятие И. введено гештальтпсихологией и противопоставляется бихевиористскому понятию «пробы и ошибки». В психодинамической психотерапии инсайт-ориентированные беседы начинаются с анализа симптомов, затем акцент переносится на эмоциональные состояния, осуществляется переход к И. с учетом связи эмоциональных состояний и жизненной ситуации, далее к личностным стереотипам и представлениям, которые создали данную жизненную ситуацию, и, наконец, - к опыту раннего детства. Для достижения И., а также исследования функционирования личности больного неврозом требуется разностороннее изучение происхождения невротических стереотипов и представлений как объяснимых реакций и способов адаптации к психотравмирующему опыту раннего периода развития.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Инсайт
в психотерапии) (англ. insight — проницательность, проникновение в суть) — мгновенное (а не в результате длительных поисков) решение клиентом проблемы, что обеспечивает переход к новой когнитивной структуре (новому пониманию прежде не осознаваемых связей между настоящим и прошлым), в соответствии с которой сразу же меняется характер поведенческих реакций. Глубина И. может быть различной. Первый уровень — преимущественно интеллектуальное понимание: в сознании пациента возникает связь между своим состоянием и психотравмирующими факторами. Второй уровень — осознание пациентом связи между патогенной ситуацией и особенностями личности, позволяющее прояснить существование и содержание внутриличностного конфликта. Третий уровень — осознание связи между стереотипами личностного реагирования и внутриличностным конфликтом, психологической защитой, связанными с нарушенной системой отношений, сформировавшейся в процессе развития личности на разных жизненных этапах. И. относительно собственной проблемы обычно достигается в ходе психотерапии в результате проработки этой проблемы.

Источник: Клиническая психология. Словарь

ИНСАЙТ
1. Акт непосредственного, интуитивного понимания (восприятия, схватывания, осознания) внутренней природы чего-либо. 2. Внезапное открытие, озарение; неожиданное обнаружение решения какой-либо задачи, основанное на догадке, на прямом усмотрении связей, благодаря которым искомое решение сразу становится очевидным. 3. Чувство того, что в поиске нужного решения человек находится на правильном пути. Озарение типа И. обычно возникает без полного осознания того, что ему предшествовало. Термин И. в психологии мышления в этом его значении впервые был использован В. Келером-представителем гештальт-психологии-для характеристики особенностей мышления высших человекообразных обезьян – шимпанзе. 4. Самосознание, знание, познание, постижение человеком самого себя. 5. В практике психотерапии-озарение или внезапное понимание человеком своего состояния, проблемы или ее решения. 6. Новое, ясное осознание человеком истины чего-либо без ее подтверждения логикой или памятью. 7. В гештальт-психологии-внезапная реорганизация или реструктурирование материала, сопровождающееся обнаружением связей, имеющих отношение к искомому решению некоторой задачи. См. гештальт-психология, интуиция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИНСАЙТ
1. Наиболее общее значение – предчувствие или интуитивное чувство внутренней природы чего-либо. Имеется несколько более специализированных значений. Два из них касаются личностного инсайта. 2. В стандартном обиходе – любое самоосознание или самопонимание. 3. В психотерапии – освещение или понимание чьего-то психического состояния, которое прежде не поддавалось осознанию. Обратите внимание, что там имеются различия между интеллектуальным инсайтом, который является видом теоретического понимания чьего-тс состояния или основной психодинамики чьих-то действий, но все еще остающимися отчужденными от человека, и эмоциональным инсайтом, которое рассматривается как истинное, глубокое понимание. Классический психоанализ, например, расценивает интеллектуальную форму как механизм защиты, а эмоциональную форму как основной элемент успешной терапии. Два дополнительных значения относятся к ситуативному или побуждаемому окружающей средой видам инсайта. 4. Новое, чистое, навязчивое осознание правильности чего-то, возникшего без явного обращения к памяти на прошлый опыт. 5. В гештальтпсихологии – процесс, посредством которого решаются проблемы. В этом смысле инсайт характеризует внезапную реорганизацию или переструктурирование модели или значения событий, позволяющее человеку понять связи, соотносимые с решением. Здесь инсайт представляет собой вид научения и характеризуется принципом все – или – ничего. См. интуиция.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИНСАЙТ
insight)
В ПСИХИАТРИИ: способность понимать, что нарушения собственного мышления и чувств субъективны и свидетельствуют о болезни. Утрата инсайта характерна для ПСИХОЗА, сохранение - для НЕВРОЗА.
В ПСИХОАНАЛИЗЕ: способность менять свои собственные МОТИВЫ, сознавать собственную ПСИХОДИНАМИКУ, понимать СМЫСЛ символического поведения (см. СИМВОЛ).
Аналитики различают интеллектуальный инсайт как способность правильно формулировать свою собственную ПСИХОПАТОЛОГИЮ и динамику и эмоциональный инсайт, как способность ощутить и полностью постичь значение "БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО" и символических проявлений. Интеллектуальный инсайт обычно классифицируют как ОБСЕССИВНУЮ ЗАЩИТУ, поскольку он позволяет объекту понимать и держать под контролем те стороны самого себя, от которых он по-прежнему остается отчужденным (см. ОТЧУЖДЕНИЕ). С другой стороны, эмоциональный инсайт является свидетельством свободы от отчуждения и "пребывания в контакте с бессознательным". Возможно наличие инсайта в значении 1 и отсутствие его в значении 2, т.е. можно быть здравомыслящим, но не иметь ключа в разгадке. Хотя в первом случае понятие инсайта относится к САМООСОЗНАНИЮ и самопознанию, его используют также и для обозначения способности понимать других. Инсайт является тем даром, который необходим в практике психоанализа.
Цель психоаналитического лечения иногда определяют в терминах получения инсайта, хотя сам Фрейд никогда не использовал такую формулировку, отдавая предпочтение тому, что цель психоаналитического лечения - сделать БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЗНАТЕЛЬНЫМ, Оба определения подразумевают, что сознание обладает интегративной функцией (см. ИНТЕГРАЦИЯ).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ИНСАЙТ

Способность к мгновенному пониманию сути ситуации или собственных проблем либо акт такого понимания. В психиатрии термин часто применяется для обозначения осознания пациентом собственного психического нездоровья, которое типичным образом отсутствует при психозах, но имеет место при неврозах. В психоанализе термин применяется шире - в значении понимания динамических факторов, причастных к разрешению конфликта, - и рассматривается в качестве важного достижения, необходимого для терапевтического изменения. Такое понимание требует определенной свободы ассоциаций, самонаблюдения, размышления, проницательности, ведущих к объективности (чему способствует психоаналитическая ситуация). Инсайт является продуктом синтезирующих и интегрирующих функций Я.
В обычном употреблении инсайт означает мгновенное ясное понимание, достигаемое, по-видимому, интуитивно. В процессе психоаналитического лечения он может проявиться в виде внезапного озарения или понимания, называемого 'ага'-переживанием, благодаря которому определяющие факторы и связи идеи или фрагмента поведения либо более глобальные аспекты индивидуального способа видения и чувствования видятся в перспективе. Чаще, однако, инсайт достигается постепенно, сопровождаясь медленно прогрессирующим знанием о себе. По мере интерпретации сопротивлений вытесненное идеационное содержание возвращается и теперь принимается Я, благодаря чему облегчается психическая реорганизация. Окончательный инсайт содержит два компонента - аффективный и когнитивный; само по себе когнитивное осознание не приводит к терапевтическому изменению. Нередко когнитивный компонент инсайта в процессе психической реорганизации вытесняется снова, но приобретенная эмоциональная свобода сохраняется.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Инсайт
лат. in – внутри, внутренний; sanitas – здравый смысл, разумность, рассудительность, благоразумие) - 1. «внутренний разум», предчувствие, наитие, интуитивное чувство понимания подлинной природы чего-либо; 2. самоосознавание или самосознание (самопонимание), например, осознание пациентом факта собственного психического расстройства; 3. убежденность в адекватности содержания бредового суждения, возникающая одновременно с появлением последнего в сознании пациента и не апеллирующая при этом к прошлому опыту, который не может подтвердить объективность бредового суждения; 4. в гештальпсихологии - процесс решения проблемы в виде внезапного переструктурирования имеющегося знания, позволяющее понять новое, искомое его значение; 5. в практике врача-психиатра – внезапно появившееся в сознании исследователя понимание подлинной природы и/или клинической структуры психического расстройства пациента, которое прежде не поддавалось адекватному объяснению. Синоним: Клиническая интуиция; 6. в психоанализе – способность менять собственные мотивы, сознавать собственную психодинамику, понимать смысл символического поведения. Аналитики различают а) интеллектуальный инсайт (способность больного человека адекватно формулировать собственную психопатологию, рассматривается как обсессивная защита, так как пациент остается отчужденым от соответствующей симптоматики. Понятие об инсайте в данном контексте относится к самоосознанию и самопознанию, но его используют также для обозначения способности понимать других) и б) эмоциональный инсайт (способность ощутить и полностью постичь значение собственного «бессознательного» и символических представлений последнего, то есть пациент как бы «пребывает в контакте с бессознательным»). Инсайт, по выражению некоторых аналитиков «является тем даром, который необходим в практике психоанализа».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНСАЙТ
от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - внезапное понимание, "схватывание" отношений и структуры проблемной ситуации, нахождение решения задачи. Научение путем И. открыто В. Келером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (исследование проводилось во 2-й пол. 1910-х гг. на антропоидной станции, созданной Прусской академией наук на острове Тенерифе). Ставившиеся проблемы (как правило, доста-вание вкусной приманки) могли быть решены только нахождением "обходного пути", применением тех или иных средств; в некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения проблемы обезьяна переключалась на др. деятельность и во время манипуляций с подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения оставленной задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного бездействия, когда обезьяна просто рассматривала данную ситуацию. Келер интерпретировал это поведение как действие интеллекта, состоящее в переструктурировании зрительного поля восприятия в соответствии с проблемной ситуацией, в результате которого достигается внутреннее связывание ее элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием (см. также Орудийные действия животных, Сенсомоторный интеллект).
Результаты Келера ставили под сомнение бихевиористскую концепцию "слепого" научения путем хаотических проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок). Понятие И. стало одним из ключевых для гештальт-психологии. К. Дункер и М. Вертгеймер использовали его для описания того типа человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого. Особое значение придавалось мгновенности возникновения понимания, осмысленности гипотез в процессе поиска решения.
Собственно механизмы И. до сих пор изучены недостаточно. И. - это скорее феномен, чем объяснительный принцип. Способность к И. зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр. Научение путем И. занимает промежуточное положение между латентным обучением (поскольку происходит интеграция информации, содержащейся в памяти) и творчеством (поскольку имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения). Термин "И." применяется иногда для обозначения одного из этапов творческого процесса, который в схеме Г. Уоллеса следует за этапом инкубации (созревания), но, строго говоря, является его продуктом. См. также Ага-переживание, Интуиция, Мышление продуктивное, Эвристика. (И. А. Мещерякова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИНСАЙТ
термин предложен нем. псих. В. Кёпером в 1917 году в неся, им проблем, связан, с человекообразными обезьянами; сам И. необходимо понимать как экспресс-внезапное схватывание-понимание-эгодефиницию-эгодискурсратификацию модели-структуры отношений в проблемной ситуации, посредством кот. и достигается дискурс-логическая дефиниция -дискурсосмысленность задачи-проблемы-цели-эгопроекта субъекта; по мнению В.Кёпера, проблема может быть решена-результирована различными нахождениями обходных путей; например, иссл. действия обезьян ученые увидели, что сами обезьяны, прекратив бесплодные апробации разглядывания предметов вокруг, вдруг, в экспресс-порядке находили правильное решение в ситуации; сам же В.Кёпер уже эксплицировал такое поведение, как перемоделирование визуально-зрительного поля конгруэнтно проблемным аспектам ситуации, в итоге-результате кот. и достигается имманентная когеренция-сочетание ее ингредиентов-составляющих, а сам объект приобретает т.о. функциональную ценность-значимость как условно-временный инструмент-орудие-средство; своей концепцией Кёлер поставил под сомнение бихевиористические теории научения путем проб и ошибок, а позднее термин И. стал базальным в модусах иссл., связанных с гештальтпсихологией (см.); например М. Вертгеймер, К.Дункер, К.Коффка применяли модусы И. для дескрипции актов человеческой ментальности и считали, что решение проблемы-задачи репродуцируется не в результате восприятия-перцепции отдельных ингредиентов, а уже путем дискурс-ментального постижения целостно-системной модели; стор. гештальт-психологии специфическое значение придавали ускоренности-мгновенности, в экспресс-решениях-экспресс-резолюциях, в выработке поведенческих реакций, экспресс-верификационных, экспресс-логических аргументаций, резюме; стор. концепций гештальтпсихологии дескриптировали экспресс-логическо-операциональные формы ментальности индивида, как специфическо-уникальный ментальный акт, кот. совершенно неадекватен другим ментально-интеллектуальным конститутивам-моделям; по мнению некот. ученых механизмы И. изучены недостаточно эксплицитно; сам инсайт можно дескриптировать-интерпретировать как психофеномен, единицу психического акта, как кодопсихический механизм и описывать-герменевтизировать модусами дескриптивной денотации или же экспликационной; сами же модусы И. у индивида зависят от его эмпирическо-ментальных конститутивов, от когнитивно-апостериорных единиц прошлого опыта, от уровня его чувственно-эмотивных реакций, от специфики мотивационных форм; аспект, связанный с моделированием самих структур-моделей инсайта, может предшествовать или же динамизировать-эволюционизировать дискурсосмысление деятельно-поведенческо-активных реакций индивида, логико-эпистемологически интерпретировать саму модель ситуации, конгруэнтно актам поведения, мышления субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ИНСАЙТ
Понятие И. (англ. insight - постижение, озарение) отражает психологический феномен - внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы. Понятие И. введено гештальт-психологией (Келер (Kohler W.)) и противопоставляется бихевиористскому понятию "пробы и ошибки". В первом случае решение проблемы осуществляется мгновенно, а во втором - постепенно, путем длительных поисков. Кроме того, для гештальтистов И. означает переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно которой сразу же меняется характер приспособительных реакций.
И. в психотерапии представляет собой слияние эмоциональных переживаний пациента в условиях "здесь и теперь" с когнитивным учетом предшествующих причин или событий и последствий имеющегося у него дезадаптивного жизненного стереотипа. В рационально-эмоциональной и когнитивной психотерапии И. рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое пациент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.
В психодинамической психотерапии инсайт-ориентированные беседы начинаются с анализа симптомов, затем акцент переносится на эмоциональные состояния, осуществляется переход к И. с учетом связи эмоциональных состояний и жизненной ситуации, далее к личностным стереотипам и представлениям, которые создали данную жизненную ситуацию, и, наконец, - к опыту раннего детства. Для достижения И., а также исследования функционирования личности больного неврозом требуется разностороннее изучение происхождения невротических стереотипов и представлений как объяснимых реакций и способов адаптации к психотравмирующему опыту раннего периода развития. И. взаимосвязан с интерпретациями, с помощью которых пациент постепенно подводится к осознанию влияния эдипова комплекса на происхождение своих проблем. В результате у пациента наступает внезапное прозрение, И., в сознании устанавливаются связи между настоящими проблемами, страхами, эдиповскими влечениями, переносом в отношениях с психоаналитиком. Последующая переработка И. приводит к соответствующим личностным изменениям пациента.
При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие И., нового понимания прежде неосознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения. Достигаемая при этом глубина И. может быть различной. Первый уровень - преимущественно интеллектуальное понимание: в сознании пациента возникает связь между проявлениями невроза и психотравмирующими факторами, патогенной ситуацией, что является лишь условием проведения психотерапии. Второй уровень - осознание пациентом связи между патогенной ситуацией и особенностями личности, позволяющее прояснить существование и содержание внутриличностных конфликтов. Третий уровень - осознание связи между стереотипами личностного реагирования и внутриличностными конфликтами, психологической защитой, связанными с нарушенной системой отношений, сформировавшейся в процессе развития личности на разных жизненных этапах.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

ИНСАЙТ
озарение, внезапное постижение, осознание происходящего, новое понимание смысла собственной деятельности, в результате чего человек оказывается способным к изменению своего поведения в окружающем мире и установлению иных отношений с самим собой и с другими людьми.
   В психоанализе состояние инсайта соотносится со своего рода прозрением, основанным на постижении смысла и значения бессознательных процессов и сил, действующих в глубинах психики. Подобное психическое состояние человека, достигаемое им в процессе аналитической терапии, воспринимается в качестве эмоционального инсайта, позволяющего пациенту радикально пересмотреть превалирующий в его жизни образ мышления и действия. Наряду с эмоциональным инсайтом в психоанализе рассматривается также интеллектуальный инсайт. В отличие от эмоционального инсайта, приводящего к изменениям в психике человека, интеллектуальный инсайт воспринимается в качестве самоосознания, способного привести к переосмыслению происходящего, но не ведущего автоматически к желательным изменениям.
   В процессе психоаналитического лечения инсайт может наблюдаться как у пациента, открывающего для себя мир символического проявления бессознательного, так и у аналитика, осуществляющего интерпретационную работу по раскрытию неосознаваемых механизмов защиты пациента и обнаруживающего тесную связь между своим собственным бессознательным и бессознательным невротика, нуждающегося в терапевтической помощи.
   В середине ХХ столетия в психоаналитической литературе имели место дискуссии по вопросам инсайта, послужившие толчком к выявлению механизмов его возникновения и той роли, которую он играет в процессе аналитической терапии. Это нашло свое отражение, в частности, в статьях Дж. Рихвельда «Анализ концепции инсайта» (1954), У. Сильверберга «Отыгрывание или инсайт: проблема психоаналитической техники» (1955), Э. Криса «О проблемах достижения инсайта в психоанализе» (1956).
Так, австро-американский психоаналитик Э. Крис (1900–1957) рассматривал инсайт в форме опыта, в рамках которого когнитивные элементы сочетаются с особого рода уверенностью. Он считал, что в идеальном случае именно на этом опыте инсайта «основывается аналитическая терапия». В докладе, прочитанном им в Британском психоаналитическом обществе в 1956 г., он показал, что в процессе аналитической терапии в одних случаях инсайт может существовать «лишь в правильной форме трансферентной привязанности», когда интегративные функции Я служат цели достижения похвалы, завоевания любви со стороны психоаналитика или заключения с ним союза, в то время как в других случаях инсайт может быть связан со стремлением пациента обрести независимость от аналитика. По его мнению, могут быть также случаи, свидетельствующие о достижении так называемого частичного или ложного инсайта, являющегося не чем иным, как неким фасадом, за которым скрываются болезнь и деформация характера.
   В психоаналитической литературе нет единого мнения относительно роли и значения инсайта в терапевтическом процессе. Одни психоаналитики (Ф. Александер, Т. Френч) полагают, что инсайт является не лечебным фактором, а признаком лечения. Другие (Э. Крис) не разделяют подобную точку зрения и считают, что инсайт не может проявляться без других динамических изменений, но без него терапия носит ограниченный характер и не имеет отношения к психоанализу.
   Практика психоанализа свидетельствует о том, что в процессе аналитической терапии может иметь место возникновение нескольких инсайтов с различной степенью интенсивности, до тех пор пока инсайт ясно не осознается, возможно появление у пациента новых центров страха и переживаний, по мере достижения терапевтических успехов область распространения инсайта расширяется и после достижения устойчивого инсайта заметно меняется острота внутрипсихических конфликтов.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
323.50 кб

Инсайт и ментальные операторы, или можно ли пошагово решить инсайтную задачу

Спиридонов Владимир Феликсович, Лифанова Светлана Сергеевна
Выполнено экспериментальное сравнение предсказаний двух конкурирующих теоретических моделей, по-разному объясняющих процесс решения задачи «9 точек».
Читать PDF
467.36 кб

Инсайт и созерцание в социально-психологических измерениях сознания

Семенова Татьяна Вениаминовна
В статье представлены результаты сравнительных эмпирических исследований инсайта и созерцания как состояний сознания. Проведен содержательный и смысловой анализ феноменологических описаний инсайта и созерцания.
Читать PDF
503.39 кб

Инсайт и инкубация в мышлении: роль процессов осознавания

Валуева Екатерина Александровна, Ушаков Дмитрий Викторович
Предлагается модель, одновременно объясняющая феномены инсайта и инкубации. Под инкубацией понимается вызревание решения мыслительной задачи в тот период, когда субъект не предпринимает сознательных попыток эту задачу решить.
Читать PDF
1.67 мб

ЗАДАЧИ, ЭВРИСТИКИ, ИНСАЙТ И ДРУГИЕ НЕПОНЯТНЫЕ ВЕЩИ

Спиридонов Владимир
Статья посвящена теоретическому описанию психологических механизмов, обеспечивающих решение мыслительных задач человеком.
Читать PDF
134.71 кб

Снижение инсайдерских угроз: учебно-методический комплекс

Анурьева М. С., Лопатин Д. В.
Читать PDF
451.92 кб

Методология исследования веры бахаи: «Инсайдер-аутсайдер» подход

Чорнойван Яна Васильевна
В статье предпринята попытка решения проблемы сочетания инсайдери аутсайдер-подходов в сфере изучения веры бахаи.
Читать PDF
549.48 кб

Международные лаборатории: шанс сохранить науку в России (по материалам интервью с инсайдерами)

Душина Светлана Александровна, Ащеулова Надежда Алексеевна
На основе качественного социологического исследования методом интервьюирования анализируется деятельность лабораторий под руководством ведущего ученого.
Читать PDF
228.45 кб

Корпоративная культура как элемент информационной безопасности в отношении инсайдерских угроз

Марков Александр Анатольевич
Настоящая работа посвящена исследованию феномена корпоративной культуры в условиях постиндустриального общества.
Читать PDF
643.56 кб

Антропологический аспект инсайдерства и аутсайдерства в исламоведении

Брилева Диляра Саитгалиевна
Проблема инсайдерского и аутсайдерского подходов в религиоведении в целом является важным методологическим вопросом, прежде всего, по критериям объективности и информативности получаемого на выходе знания.
Читать PDF
324.47 кб

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНСАЙДЕРСТВА И АУТСАЙДЕРСТВА В ИСЛАМОВЕДЕНИИ

Брилева Д.
Проблема инсайдерского и аутсайдерского подходов в религиоведении в целом является важным методологическим вопросом, прежде всего по критериям объективности и информативности получаемого на выходе знания.
Читать PDF
9.67 мб

ЭЭГ-корреляты юмора и инсайта

Дикая Л.А., Лаврешина А.Ю., Дикий И.С., Хавалед А., Шегай К.С.
Введение. В статье обоснована актуальность изучения ЭЭГ-коррелятов юмора и инсайта.
Читать PDF
23.08 мб

Феномен инсайта и цифровая визуализация активности головного мозга человека

Шелепин Константин Юрьевич, Соколов Алексей Викторович, Фокин Владимир Александрович, Васильев Петр Павлович, Пронин Сергей Вадимович
Проблема перехода неосознаваемых проявлений нейрофизиологических механизмов в осознаваемые, сопровождающегося осознанным восприятием происходящих событий, является одной из ключевых в когнитивной науке.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен инсайта в контексте развития взглядов на природу мышления

Корнилов Ю.К.
В обзоре анализируются история и феноменология инсайта в контексте различных теоретических представлений о его природе. Рассматривается проблема доказательства инсайта у животных и человека.
Читать PDF
241.72 кб

Клиническое значение нарушений инсайта при шизофрении

Крупченко Д.А.
Установлено клиническое значение аспектов осознания болезни пациентами, страдающими параноидной шизофренией.
Читать PDF
254.93 кб

Движения в структуре решения инсайтных задач (на материале задачи 9 точек)

Логинов Никита Иванович, Спиридонов Владимир Феликсович, Мезенцев Олег Анатольевич
Существующие данные о влиянии сопутствующей или предшествующей моторной активности на процесс решения мыслительных задач не укладываются в современные теории инсайта.

Похожие термины:

  • Инсайт эмоциональный

    1. истинное, глубокое понимание природы чего-либо; 2. в психоанализе - способность полностью постичь значение бессознательного и символических проявлений, имеет значение как элемент или фактор усп
  • Инсайт интеллектуальный

    1. интуитивное понимание значения чего-либо, например, мотивов действий другого человека, психического состояния пациента; 2. в психоанализе – а) способность правильно формулировать собственную п
  • ОЗАРЕНИЕ, ИНСАЙТ

    En.: Insight Повторяем, что пациент никогда не теряет сознания во время гипнотического сеанса. Содержания сознания следуют одно за другим, иногда нанизываясь друг на друга, подобно фантазиям; но в конц
  • Инсайт тест

    проективный тест, предназначенный для исследования личности путем анализа ее оценок 15 разнообразных ситуаций, которые предьявляются испытуемому в устной форме.
  • НЕМГНОВЕННЫЙ ИНСАЙТ

    термин и понятие, введенные А. В. Брушлинским: вид инсайта, который меняет направление прогнозирования мысли постепенно, а не одномоментно.
  • Научение по типу инсайта

    insight learning) Согласно многим традиционными теориям научения, таким как теория Э. Л. Торндайка, научение происходит в результате постепенного процесса, состоящего из проб и ошибок. Альтернативная т. з