наука об информации и способах ее переработки с использованием информационных технологий, т.е. компьютеров и других электронных устройств, быстро передающих, обрабатывающих и анализирующих большие объемы данных.
Cм. Informatics and Telematics in Health, Geneva: WHO, 1988.
ИНФОРМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
ИНФОРМАТИКА
одна из отраслей (частей, составляющих) науки кибернетики, изучающая законы распространения, получения, отбора, хранения, воспроизводства, переработки и использования человека информации. Идеи И. широко применяются, например, в современной когнитивной психологии. См. информация, кибернетика, психология когнитивная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИНФОРМАТИКА
от лат. informatio — разъяснение, изложение) — Отрасль науки и практики, изучающая структуру и общие свойства научной информации (включая процессы ее обработки с помощью ЭВМ), а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использойанием в различных сферах человеческой деятельности. В настоящее время довольно четко определилась область общих интересов И. и психологии. Влияние И. (как науки) на психологию касается вопросов объяснения природы психического, основных категорий психологической науки, ее принципов, понимание ее предмета, структуры и методов. С другой стороны, психологические знания используются в И.— можно отметить большой интерес к проблемам представления знания, планирования, целеобразования, общения, понимания, к тому, как они осуществляются человеком. На прикладном уровне в центре внимания оказываются психологические факторы использования информационной технологии. Эффективность работы по ее созданию зависит от полноты учета психологических характеристик деятельности будущих пользователей этой технологии, от научной обоснованности тех знаний о психике, интеллекте, общении, поведении, сознании, которые закладываются разработчиком в создаваемую им информационную систему. В настоящее время широко развернуто изучение основ И. и вычислительной техники, разрабатываются психолого-педагогические основы овладения И.
ИНФОРМАТИКА
1. Наука, изучающая процессы передачи и обработки информации. 2. Совокупность отраслей народного хозяйства, занимающихся процессами сбора, преобразования и потребления информации. 3. Сфера человеческой деятельности. 4. Наука, изучающая процессы обработки информации с помощью компьютеров. Сложилась определенная область общих интересов психологии и информатики. Влияние информатики как науки на психологию весьма значительно: это касается вопросов природы психического, основных категорий психологической науки, ее принципов понимания ее предмета, структуры психологической науки и ее методов. С другой стороны, психологические знания применяются в информатике; можно отметить большой интерес к проблемам представления знаний, планирования, целеобразования, общения, объяснения, понимания, - к тому, как они реализуются человеком. На прикладном уровне в центре внимания оказываются психологические факторы использования информационной технологии. Эффективность работы по созданию новой информационной технологии зависит от полноты учета психологических характеристик деятельности будущих пользователей этой технологии, от научной обоснованности тех знаний о психике, интеллекте, общении, поведении, сознании, что закладываются разработчиками в информационные систему. Широко развернуто изучение основ информатики и вычислительной техники, разрабатываются психолого-педагогические основы овладения информатикой.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ИНФОРМАТИКА
наука, кот. изучает информ. процессы и системы в социо среде, их роль, модусы построения, модусы моделирования, механизмы воздействия на самого субъекта в его праксиологической-эмпирической деятельности, а также механизмы организма индивида в условиях интроспективного эксперимента, научного эксперимента и усиление этого воздействия с помощью приборов ЭВМ; И. эксплицирует-анализирует информацию в виде знаний, включая ее семантич. аспекты—смысл-значимость-ценность — а также системы-модели, обеспечивающие интеллектуальное взаимодействие среди индивидов; в самой И. информационные структуры процесса трактуются как изменение знаний действующего субъекта, расширение его представления, а информация—как новые, дополнительные, знания, соотнесенные с целями пользователя, или как проектируемое приближение системы к оптимально-выверенным расчетам-исчислениям; иссл. информационные системы-модели дифференцируются на управленч. административные, экспериментальные, исследовательские, поисковые, учебные, проектирующие, мед., а также различные вспомогательные; это в основном информ-системы основанные на ЭВМ и реализующие машинно-информационные технологии или же инженерно-технологическую обработку-экспликацию тех или иных знаний; И. охватывает все параметры их разработки, создания, встраивания-подключения в социосреду, использования, а также комплекс эконом., культурного, политик., псих. воздействия на развитие общества, социума, индивида; генерация-эволюция И. означает переход от автоматизации вспомогат. операций ментального труда, использования лишь арифм. возможностей и памяти ЭВМ к задействованию самих ЭВМ непосредственно в креативных процессах гностических актов и управления, широкому использованию их в качестве-предикате «ментально-интеллектуальных помощников-соратников» людей; эти феномены означают переход-эволюцию от системы обработки данных к системе обработки знаний, эпистемологических моделей; мат. базой такой эволюции выступают микропроцессорная, телекоммуникационная техника и ЭВМ новейшего поколениями, продукцию Ай-Би-Эм, Самсунг и др.) результирующие функции искусственного интеллекта, включая также функцию абстрактного мышления, моделирования абстрактно-интеллектуальных моделей; И. исходит из эрготех. природы информационных систем, в кот. человек выступает гл. элементом — первоисточником и конечным потребителем информации; кардинальными формами И. являются понятия информационных сред-континуумов, социо-подсистем, в кот. осуществляются информационные процессы и куда внедряются ЭВМ как усилители человеч. интеллекта, разума; далее, понятие полного информационного цикла, кот. включает интродукцию-порождение информации, ее переработку, индукцию-передачу, использование для снижения энтропии рассматриваемой социосистемы; а также полезной работы, собственно говоря, отдачи ЭВМ; пол. работа ЭВМ, коэф. полезного действия их зависят от уровня функц. социосреды, в коей они задействованы, ее иерархичности, модельности, системности, условий для креативной деятельности индивидов, сложности и важности задач, решаемых с помощью ЭВМ; И. как наука не может заменить собой кибернетику, теорию информации, электронику, а взаимодействует с ними, имея ряд общесубстанциональных проблем; И. как наука также взаимодействует с такими науками, как гносеология, праксиология, семиотика, психология, лингвистика, физиология, логика, философия, НЛП, метафизика, физика, социология и др.; информатика медико-биологическая (И.м.б) — тут рассм. комплекс спецмодусов синтеза и использования биотехнических систем для исследования закономерностей функционирования различных уровней иерархии; фактически этот процесс в б иол. науках начался с использования ЭВМ для синтеза математических моделей медико-биологических систем и исследования этих моделей в режиме диалога; использование биол. систем как спец. объектов и инструментов информатики обеспечивает новый качеств, уровень познания живых организмов; И.м.б. можно рассм. также как научную отрасль, иссл. процессы сбора, обработки, передачи и хранения медицинских знаний, информации и данных с помощью медицинских информационно-модельных систем; предметом исследования являются—мед. данные и информация, медицинско-биологическо-информационные системы, совр. технологии информационных процессов, внедренные в медицину, психотерапию и здравоохранение; перерабатывая мед. данные, получают из них информацию и выделяют из нее знания, кот. врачи, ученые, психотерапевты, терапевты применяют в медицине, здравоохранении, психотерапии; тех. базой совр. И.м.б. служат различные ЭВМ со сложными системами ввода — вывода и представления мед.-биоинформации; модусом познания И.б.м. является моделирование информационно, модально-оценочный компонент, экспертно-экспликационные данные; И.б.м. тесно связана с медицинско-биологической кибернетикой и др. направлениями кибернетики, перенося результаты-данные в практику самой медицины, психотерапии.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.