ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Найдено 2 определения термина ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Потребность человека в информации, которую можно получить только от окружающих и измерить только субъективно (например: не полнит ли меня эта юбка?)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная психология групп

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

(англ. information needs). В системе ценностей человека И. п. занимают одно из приоритетных мест; возможно, они входят в число базисных мотиваций. В то же время легкость "перетекания" И. п. от сложных, имеющих общественную пользу, к нейтральным и вредным как для самого человека, так и для общества представляет собой существенную опасность для развития молодежной и подростковой психики.

Стремление к восприятию нового, любопытство и любознательность представляют собой сильные мотивации, проявляющиеся у высокоразвитых видов животных. Для объяснения этих явлений выдвигается биохимическая гипотеза, которая придает большое значение тому факту, что одним из компонентов ориентировочной реакции на новизну является активация в мозге эндогенных морфинов (эндорфинов). Действие эндорфинов, по данным ряда исследователей, связано не только с блокированием боли за счет их связи с опиатными рецепторами нейронов мозговой ткани, но и с проявлением спектра положительных эмоций от удовольствия до эйфории.

Понятие "эндогенные опиаты" возникло не так давно. Впервые 2 пептида с морфиноподобным действием были выделены в 1975 г. из мозга свиньи и получили название "энкефалины", что в буквальном переводе означает "находящиеся в голове". Несколько позднее из гипофиза и др. отделов мозга были выделены более длинные пептиды, названные эндорфинами, что имеет смысл "собственный опий организма". Их функции заключаются в регулировании восприятия различных аспектов боли и настроения.

Можно полагать, что эндорфины, как и др. внутренние нейропептиды, оказываются включенными в замкнутый контур "самоподкрепляющейся" ориентировочной реакции у животных: нахождение нового раздражителя - выделение эндорфинов - положительные эмоции - мотивации к поиску новых раздражителей. Эндорфины связываются с теми же рецепторами нервных клеток, что морфин и родственные с ним наркотики, но в отличие от последних эндорфины не накапливаются, быстро разрушаются и поэтому не вызывают эффекта привыкания (см. Наркозависимость).

Вполне вероятно, что у человека на основе описанного выше базисного механизма ориентировочной реакции может сформироваться др., намного более сложный механизм, определяющий потребности в получении знаний (в т. ч. потребности в учении). Такой механизм м. б. назван "неодолимой знаниевой зависимостью"; соответствующий ему замкнутый контур "обучения с самоподкреплением" можно представить так: понимание нового - выделение эндорфинов - положительные эмоции - мотивации к исследовательской деятельности, в т. ч. к обучению. При этом 1-й элемент этой цепи - "понимание нового", конечно, надо понимать не столько как получение новой информации, но как установление причинно-следственных связей, улавливание скрытых закономерностей, решение долго остававшегося интригующим и загадочным вопроса. Т. о., мы приходим к связи между обучением, исследованием и творчеством или, др. словами, к объяснению принципиально творческого характера дидактически правильно построенного педагогического процесса.

Биохимическая гипотеза может служить основой для объяснения значительных индивидуальных различий в выраженности ориентировочной деятельности у животных и познавательной (исследовательской) деятельности у людей. Т. о., находит свое обоснование и хорошо известный тезис о различной исходной склонности уч-ся к процессу обучения, о наличии индивидуальных трудностей, часто коррелирующих с типом характера и темперамента. Поэтому ориентация педагогического процесса на возбуждение у уч-ся интереса к новому, неизвестному имеет обоснованное естественнонаучное подтверждение.

Кроме того, методы обучения, связанные с активной стимуляцией исследовательской, творческой деятельности, имеют особый интерес, т. к. м. б. использованы в качестве способа борьбы с депрессиями, тревожностью и даже агрессивностью ("креативная психотерапия"). Как известно, состояния депрессии и тревожности связаны с пассивно- и активно-оборонительным агрессивным поведением и находятся во взаимно подавляющих отношениях с механизмами исследовательского поведения, направленного на получение новой информации. (В. М. Кроль.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

Найдено схем по теме ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — 0

Найдено научныех статей по теме ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — 0

Найдено книг по теме ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — 0

Найдено презентаций по теме ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — 0

Найдено рефератов по теме ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — 0

Вы можете заказать написание реферата: