ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Потребность человека в информации, которую можно получить только от окружающих и измерить только субъективно (например: не полнит ли меня эта юбка?)

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

(англ. information needs). В системе ценностей человека И. п. занимают одно из приоритетных мест; возможно, они входят в число базисных мотиваций. В то же время легкость "перетекания" И. п. от сложных, имеющих общественную пользу, к нейтральным и вредным как для самого человека, так и для общества представляет собой существенную опасность для развития молодежной и подростковой психики.
Стремление к восприятию нового, любопытство и любознательность представляют собой сильные мотивации, проявляющиеся у высокоразвитых видов животных. Для объяснения этих явлений выдвигается биохимическая гипотеза, которая придает большое значение тому факту, что одним из компонентов ориентировочной реакции на новизну является активация в мозге эндогенных морфинов (эндорфинов). Действие эндорфинов, по данным ряда исследователей, связано не только с блокированием боли за счет их связи с опиатными рецепторами нейронов мозговой ткани, но и с проявлением спектра положительных эмоций от удовольствия до эйфории.
Понятие "эндогенные опиаты" возникло не так давно. Впервые 2 пептида с морфиноподобным действием были выделены в 1975 г. из мозга свиньи и получили название "энкефалины", что в буквальном переводе означает "находящиеся в голове". Несколько позднее из гипофиза и др. отделов мозга были выделены более длинные пептиды, названные эндорфинами, что имеет смысл "собственный опий организма". Их функции заключаются в регулировании восприятия различных аспектов боли и настроения.
Можно полагать, что эндорфины, как и др. внутренние нейропептиды, оказываются включенными в замкнутый контур "самоподкрепляющейся" ориентировочной реакции у животных: нахождение нового раздражителя - выделение эндорфинов - положительные эмоции - мотивации к поиску новых раздражителей. Эндорфины связываются с теми же рецепторами нервных клеток, что морфин и родственные с ним наркотики, но в отличие от последних эндорфины не накапливаются, быстро разрушаются и поэтому не вызывают эффекта привыкания (см. Наркозависимость).
Вполне вероятно, что у человека на основе описанного выше базисного механизма ориентировочной реакции может сформироваться др., намного более сложный механизм, определяющий потребности в получении знаний (в т. ч. потребности в учении). Такой механизм м. б. назван "неодолимой знаниевой зависимостью"; соответствующий ему замкнутый контур "обучения с самоподкреплением" можно представить так: понимание нового - выделение эндорфинов - положительные эмоции - мотивации к исследовательской деятельности, в т. ч. к обучению. При этом 1-й элемент этой цепи - "понимание нового", конечно, надо понимать не столько как получение новой информации, но как установление причинно-следственных связей, улавливание скрытых закономерностей, решение долго остававшегося интригующим и загадочным вопроса. Т. о., мы приходим к связи между обучением, исследованием и творчеством или, др. словами, к объяснению принципиально творческого характера дидактически правильно построенного педагогического процесса.
Биохимическая гипотеза может служить основой для объяснения значительных индивидуальных различий в выраженности ориентировочной деятельности у животных и познавательной (исследовательской) деятельности у людей. Т. о., находит свое обоснование и хорошо известный тезис о различной исходной склонности уч-ся к процессу обучения, о наличии индивидуальных трудностей, часто коррелирующих с типом характера и темперамента. Поэтому ориентация педагогического процесса на возбуждение у уч-ся интереса к новому, неизвестному имеет обоснованное естественнонаучное подтверждение.
Кроме того, методы обучения, связанные с активной стимуляцией исследовательской, творческой деятельности, имеют особый интерес, т. к. м. б. использованы в качестве способа борьбы с депрессиями, тревожностью и даже агрессивностью ("креативная психотерапия"). Как известно, состояния депрессии и тревожности связаны с пассивно- и активно-оборонительным агрессивным поведением и находятся во взаимно подавляющих отношениях с механизмами исследовательского поведения, направленного на получение новой информации. (В. М. Кроль.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
386.63 кб

Что есть информационная потребность?

Соколов Аркадий Васильевич
Анализируются определения термина «информационная потребность», предложенные в общенаучной и специальной литературе, отраслевых стандартах. Потребность рассмотрена как функциональное свойство живых систем. Введена модель П. К.
Читать PDF
172.71 кб

О теории информационных потребностей

Седякин В.П., Соловьев И.В., Разливинская С.В.
Бурное развитие современных информационных и когнитивных технологий побуждает к пересмотру теоретических основ процессов информационного взаимодействия. Одной из последних является теория информационных потребностей.
Читать PDF
307.02 кб

Информационные потребности врачей первичного звена

Зимина Екатерина Игоревна, Кайгородова Татьяна Вадимовна
В статье представлены результаты исследования информационных потребностей врачей первичного звена здравоохранения из 21 региона России.
Читать PDF
326.35 кб

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЦНБ УрО РАН

Оганова Ольга Афанасьевна, Сорокина Галина Ивановна
Представлены результаты исследования информационных потребностей научных сотрудников трех химических институтов УрО РАН: Института химии твердого тела, Института органического синтеза и Института высокотемпературной электрохимии.
Читать PDF
478.80 кб

Информационная потребность как теоретическая проблема

Загидуллина Марина Викторовна
В статье предлагается краткий обзор основных теоретических аспектов понятия «информационная потребность» и методика исследования информационной потребности современного общества.
Читать PDF
1.32 мб

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Б. А. Швырев
Рассматривается актуальность образования по направлению «Информационная безопасность». Выявляется потребность в специалистах со среднетехническим образованием.
Читать PDF
6.41 мб

Методы исследования информационных потребностей ученых УрО РАН

Оганова Ольга Афанасьевна, Кирсанова Алена Игоревна
Решающее условие эффективного удовлетворения информационных потребностей – осознание и чет-кое выражение необходимой потребителю информации для решения стоящей перед ним задачи.
Читать PDF
966.71 кб

Информационные потребности педагогов региона: итоги анкетирования

Небоженко Маргарита Михайловна
В статье анализируются особенности информационных потребностей учителей с точки зрения формирования оптимальной системы информационной поддержки педагогической деятельности.
Читать PDF
162.92 кб

Информационные потребности в статистике здоровья и здравоохранения

Мухина Т. В.
Читать PDF
839.85 кб

Виртуальная реальность. Потребность в новых информационных технологиях

Шиповская Людмила Павловна
Возможность для человека, оказавшегося в виртуальном мире, наблюдать, переживать и действовать самостоятельно является ошеломляющим достижением новой информационной технологии, которая открывает абсолютно иной потенциал и предопре
Читать PDF
231.47 кб

Обзор методов изучения информационных потребностей ученых и специалистов

Плешакова Мария Александровна, Калюжная Татьяна Альбертовна
Представлен обзор литературы за 1972-2017 гг., в котором описываются методы изучения информационных потребностей ученых и специалистов.
Читать PDF
309.73 кб

Информационные потребности аудитории и предлагаемый телевизионный продукт

Усова Вероника Анатольевна
В статье рассматривается проблема противоречия между информационными ожиданиями аудитории от телевидения и предлагаемым телевизионным продуктом. Выясняется отношение аудитории к современному телевидению.
Читать PDF
662.54 кб

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Банных Галина Алексеевна, Костина Светлана Николаевна, Кузьмин Александр Иванович
Предпринята попытка обоснования и определения информационных потребностей населения в демографическом и социологическом аспектах.
Читать PDF
1.04 мб

Информационно-аналитическая культура: образовательный стандарт и потребности рынка

Муликова Салтанат Алтаевна, Джумекенова Гульнара Алтаевна
В статье содержатся результаты анализа требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и данные социологического опроса работодателей на предмет соответствия уровня и качества подготовки
Читать PDF
225.56 кб

Мониторинг информационных потребностей специалистов по обеспечению комфортной среды

Дрешер Юлия Николаевна