ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЯ

Найдено 1 определение
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЯ
совокупность действий по приему и обработке информации о внешней среде, состоянии системы управления, ходе управляющего процесса, а также вспомогательной и служебной информации. В ходе осуществления этих действий и операций оператор анализирует обстановку, представляемую на средствах отображения информации, сопоставляет условия выдачи и строит концептуальную модель ситуации. На этом заканчивается первая стадия И. п. р. Информация на этой стадии переводится оператором на язык образов, схем, оперативных единиц информации и т. д., которым он хорошо владеет. Дальнейшая обработка информации осуществляется уже на этом языке. На второй стадии оператор анализирует и сопоставляет ситуацию с имеющейся у него или специально выработанной для этого случая системой оценочных критериев и мер, которые определяют характер и направленность необходимых преобразований ситуации. Основная задача этой стадии состоит в трансформации концептуальной модели в модель проблемной ситуации. Эта новая модель, адекватная объективно сложившейся ситуации, является сферой кристаллизации проблемы, подлежащей решению. На третьей стадии идет напряженная работа над решением проблемы оперирования исходными и преобразованными данными. Протекает она в виде целенаправленных действий, либо не осознаваемых, либо автоматизированных, которые далеко не всегда имеют вербальный характер. На этой стадии большой удельный вес занимает зрительно-пространственные трансформации и манипуляции элементами проблемной ситуации или ситуации в целом. Основное внимание при этом уделяется определению взаимоотношений между вступившими в противоречие и породившими конфликтную ситуацию элементами или их комплексами. По мере такого оперирования создается более полное представление о предметном содержании ситуации, возможных направлениях ее развития, структурируется значение вступивших в противоречие элементов, комплексов и свойств ситуации. Результатом такой работы могут быть новые образы, новые визуальные формы, несущие определенную смысловую нагрузку. Подобный тип деятельности называют визуальным мышлением. На этом И. п. р. переходит в процесс принятия решения. Процессы И. п. р. не являются беспристрастными. На них влияют субъективные факторы, личностно-смысловые образования, к числу которых относятся мотивы, субъективные цели, установки, воля и т. п. Эти влияния сказываются на способах интерпретации и преобразования условий и предметного содержания задачи, на точности полученного результата, на стиле его реализации. Личностно-смысловые образования влияют на процессы И. п. р. значительно сильнее, чем на более элементарные исполнительные и когнитивные акты. Это объясняется тем, что оценочные критерии в сложных ситуациях, характеризующихся в том числе и недостаточностью информации о среде, вырабатываются субъектом деятельности. Процесс их разработки, упорядочивания, реорганизации осуществляется непрерывно в ходе мыслительной деятельности. Именно он и влечет за собой изменение целей, формирование и постановку новых. На основе микроструктурного анализа преобразований информации в зрительной и слуховой системах можно сделать вывод о том, что перцептивные, опознавательные и мнемонические действия не только участвуют в И. п. р., но и вносят существенный вклад в его реализацию. В процессе решения задачи на одном шаге информационного поиска может развернуться достаточно широкий диапазон информации — от сканирования до невербальных семантических преобразований, В зависимости от сложности решаемой задачи число и тип преобразований меняются, что находит свое выражение, в частности, в длительности зрительных фиксаций. Это значит, что оператор, решающий задачу, обладает способностью настраиваться на перцептивную или семантическую сложность информационного поля. В работе оператора скорость обработки информации, как правило, не постоянна. Это связано с тем, что от режима поиска он переходит к построению образно-концептуальной модели и собственно к решению.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
2.67 мб

Некоторые проблемы инженерной подготовки в области информационных технологий и пути их решения

Азаров Владимир Николаевич, Гудков Юрий Игоревич
Рассматриваются вопросы инженерной подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Анализируется содержание и взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов в сфере ИКТ.
Читать PDF
249.38 кб

Подготовка студентов к решению физических задач на основе метода информационнологического моделирова

Губанова О. М.
В статье исследуется роль информационного и информационнологического моделирования в курсе физике. Раскрываются основные этапы решения задачи посредством метода информационнологического моделирования.
Читать PDF
280.26 кб

Модель подготовки бакалавров дизайна в вузе к решению профессиональных задач средствами информационн

Шкиль Ольга Сергеевна
В статье дается описание модели подготовки бакалавров дизайна в вузе к решению профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий, рассматривается ее компонентный состав, организационнопедагогические ус
Читать PDF
170.59 кб

Роль международного Института ieee в решении проблем подготовки специалистов по информационным техно

Стукач О. В.
Рассмотрена проблема повышения качества инженерного образования в информационных технологиях путем сотрудничества ученых и студентов с Институтом инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE).