ИНФЕКЦИЯ ПОСЛЕРОДОВАЯ ИНФЕРНАЛЬНЫЙ

Инференциальное смещение в памяти

Найдено 1 определение:

Инференциальное смещение в памяти

inferential bias in memory) Умозаключение Чтобы появилась возможность сделать хотя бы предварительный вывод, умозаключение (inference) должно опираться на принятие предпосылок, содержащихся в предоставляемой информ. и в разнообразных контекстных условиях, напр. тоне голоса говорящего и выражении его лица. Независимо от характера своего определения, умозаключение представляет собой неявное понятие, играющее роль в широком спектре когнитивных феноменов. Можно выделить 4 важных области: а) логические процессы, индуктивные и дедуктивные; б) когн. психол., осн. акцент в к-рой обычно делается на способах формирования категорий на основе умозаключений; в) соц. познание, осн. акцент в к-ром делается на способах извлечения заключений из уже сложившихся систем категорий, и г) понимание дискурса, к-рое будет предметом рассмотрения в этой статье. Умозаключения в дискурсе Важная роль умозаключений в облегчении понимания дискурса уже давно признана в лингвистике. Наличие пробелов в получаемой нами информ. является настолько обычным и распространенным явлением, что наше понимание оказалось бы неполным без умозаключений. Различные типы умозаключений, используемых с этой целью, были описаны Сингером и Торндайком. Инференциальное смещение Ранние психол. исслед. умозаключений как факторов в дискурсе, начавшиеся в 1970-х, проводились вне рамок лингвистической традиции. В основном в таких исслед. испытуемыми были дети, к-рые должны были распознавать предложения, предъявлявшиеся либо не предъявлявшиеся на предварительной стадии заучивания. Одной из наиболее распространенных независимых переменных в этих исслед. было эксплицитное или имплицитное употребление нек-рого инструмента. Например, сравните такие предложения: "Водитель грузовика помешивал кофе в своей чашке ложечкой" и "Водитель грузовика помешивал кофе в своей чашке". В последнем предложении явно подразумевается, что при этом использовалась ложечка (хотя такое умозаключение не является логически неизбежным - с той же целью мог использоваться и к.-н. др. инструмент, напр. деревянная палочка или палец). В одном из ранних возрастных исслед. старшие дети воспроизводили на стадии тестирования примерно столько же ранее заученных предложений, в к-рых подразумевалось присутствие инструмента (напр. ложечка), сколько и предложений с его явным присутствием; младшие дети, напротив, вспоминали больше предложений с явным присутствием инструмента, демонстрируя тем самым меньшую склонность делать выводы. Использовались тж более традиционные типы тестов памяти. Было обнаружено, в частности, что ученики от младших к старшим классам начальной школы демонстрировали растущую тенденцию не только к воспроизведению подразумеваемых слов (напр. птица из такого заучиваемого предложения: "В кормушке были съедены все зерна"), но и к употреблению подразумеваемых слов-ассоциаций в тесте парных ассоциаций. Подверженность И. с. в п. продемонстрировали как обычные, так и одаренные учащиеся начальной школы. В одном из исслед. использовались т. н. "предвосхищающие" (forward-consequence) умозаключения. Нек-рое действие или событие подразумевалось, но не являлось логически неизбежным, напр. как в следующей истории: "После долгого сна львица почувствовала себя голодной. Она отправилась на охоту и нашла небольшое стадо антилоп. Они паслись в очень высокой траве". Обычные учащиеся обнаружили сильную тенденцию (от 50% и более ошибок) отвечать верно на вводящие в заблуждение пункты теста, предназначавшегося для измерения И. с. в п. (напр. "Львица убила и съела антилопу"). Не было обнаружено к.-л. улучшений результатов в диапазоне от второго до шестого класса. Одаренные учащиеся продемонстрировали нек-рое улучшение (снижалось число ошибок), но только на уровне шестого класса. Эти результаты резко не соответствуют предсказуемому неуклонному снижению процента ошибок при выполнении теста на фактуальные знания (factual test), обнаруживаемому с переходом детей в более старшие классы. Примерами последнего типа являются "Львица проснулась голодной и отправилась на охоту", к-рый был, разумеется, верным, и "Львица разбудила льва, чтобы пойти на охоту", к-рый был неверным. Этот вид улучшений с возрастом продемонстрировали обе категории учащихся, и столь же отчетливо в отношении этих пунктов демонстрировалось ожидаемое превосходство одаренных детей. В только что описанном эксперименте все утверждения из теста на инференциальное смещение должны были оцениваться как неверные, поскольку испытуемых специально инструктировали отвечать в полном соответствии с рассказанным. Степень, в к-рой все же проявилась подверженность И. с. в п. (лишь одаренные шестиклассники оказывали ему сколько-нибудь заметное сопротивление, в основном правильно реагируя на пункты этого теста как на неверные), говорит о действительно широкой распространенности такого рода фактора, оказывающего влияние на память. Эти результаты тж свидетельствуют о необходимости разработки новых методов обучения для ограничения его влияния или, в более широком смысле, стимулирования школьников к распознанию этого и др. типов умозаключения при помощи соотв. описаний, объяснений и упражнений. См. также Забывание, Память, Каноны Милля, Избирательное внимание М. Маркс

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Найдено схем по теме Инференциальное смещение в памяти — 0

Найдено научныех статей по теме Инференциальное смещение в памяти — 0

Найдено книг по теме Инференциальное смещение в памяти — 0

Найдено презентаций по теме Инференциальное смещение в памяти — 0

Найдено рефератов по теме Инференциальное смещение в памяти — 0

Вы можете заказать написание реферата: