ИНФАНТИЛИЗМ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНФАНТИЛИЗМ
детскость, проявляющаяся в психологии и поведении взрослого человека.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ИНФАНТИЛИЗМ
infantilism) - детские формы поведения, упорно проявляющиеся у взрослого человека.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ИНФАНТИЛИЗМ

— сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Инфантилизм
Отсталость в развитии, проявляющаяся в возрастной недостаточности физических, физиологических, психических, интеллектуальных и/или социальных качеств от свойственных данному возрасту.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Инфантилизм
Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и/или психического развития. При этом у взрослого человека проявляются черты характера, свойственные детскому или юношескому возрасту.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ИНФАНТИЛИЗМ
лат. infantilis - детский, младенческий). Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением присущих детскому или подростковому возрасту особенностей организма, личности.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ИНФАНТИЛИЗМ
сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, повышенной требовательности к заботе других о себе, в пониженной критичности к себе.

Источник: Березин C., Лисецхий К., Серебрякова М. Словарь психологических терминов. 2002

ИНФАНТИЛИЗМ
1. Состояние старшего ребенка или взрослого,
которые по каким-либо причинам все еще демонстрируют когнитивные и эмоционально-поведенческие характеристики более младшего возраста. 2. Любое специфическое регрессивное поведение, характерное для детей младшего возраста, наблюдаемое в более старшем возрасте.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

инфантилизм

(от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведения свойственных детскому, юношескому возрасту. Человек, которому присущ и. (инфантил) при нормальном или ускоренном развитии умственной и физической сферы отличается незрелостью эмоционально-волевой сфекры.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Инфантилизм
сохранение в психике и поведении взрослого индивида черт и особенностей, свойственных детскому возрасту: отсутствие самостоятельности в решениях, чувство незащищенности, снижение критичности к себе и повышенная требовательность к другим, слабоволие, нежелание брать на себя ответственность, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость и др.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

ИНФАНТИЛИЗМ
(лат. infantilis — детский) — термин, имеющий два значения, противоположных акселерации:
- замедленное развитие организма, определяющее задержку созревания личности, как явление патопсихологии;
- задержка нравственного и социального созревания личности как результат деформации условий ее жизни, неправильного воспитания и собственной пассивности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ИНФАНТИЛИЗМ
1. Сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту. 2. Форма задержки при прохождении стадий развития онтогенетического, при коей оказываются недоразвитыми и функции физические, и психические. При этом сохраняется возможность полной компенсации развития психического в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут обусловливаться наследственными и внутриутробными факторами; инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве; авитаминозом.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Инфантилизм
Словообразование. Происходит от лат. infantilis - детский.
Категория. Нарушение психического развития.
Специфика. Форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Инфантилизм
сохранение в психике и поведении взрослого детских черт. Изображение этого можно встретить в пьесе А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».
Дениске было уже около 20-ти лет, служил он в кучерах и собирался жениться, но не перестал еще быть маленьким. Он очень любил пускать змеи, гонять голубей, играть в бабки, бегать вдогонки и всегда вмешивался в детские игры и ссоры. Нужно было только хозяевам уйти или уснуть, чтобы он занялся чем-нибудь вроде прыганья на одной ножке или подбрасыванья камешков (А. Чехов, Степь).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Инфантилизм
сохранение в психике и поведении подростков, юношей или девушек особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности принятия решений и действий, в пониженной критичности по отношению к себе, чувстве незащищенности, повышенной требовательности к заботе других о себе, слабоволии, нежелании брать на себя ответственность, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости и др., в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, эгоцентризм и др.).

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

Инфантилизм
(от лат. infantilis - младенческий, детский) сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ИНФАНТИЛИЗМ
задержка в развитии организма, которая выражается в замедлении роста, сохранении детских пропорций тела, недостаточном развитии первичных и вторичных половых признаков, сохранении в психике и поведении взрослых людей черт, присущих детскому возрасту. И. может наблюдаться и при ускоренном умственном развитии; в этом случае он выражается в неумении адекватно вести себя в обыденной жизни, неспособности принимать решения и нести ответственность за них, эгоцентризме, слабоволии, чувстве незащищенности, потребности в чьейто заботе. Примером И. может служить незрелость эмоциональноволевой сферы при акселерации.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

ИНФАНТИЛИЗМ
(от лат. infantilis – детский) – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту. Физический И. бывает вызван инфекционными заболеваниями, интоксикациями, неполноценным питанием и т. п. И. проявляется в задержке роста, которая впоследствии, как правило, компенсируется. Психический И. представляет собой отставание в личностном развитии (общее – гармонический И.; характеризующееся специфическими отклонениями – дисгармонический И.: истерический, психопатический и др.); преимущественно обусловлен недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его преодолении играет адекватное педагогическое воздействие.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ИНФАНТИЛИЗМ
от лат. infantilis - детский) - задержка в развитии организма. Характерный признак И. - сочетание физического и психического недоразвития. У ребенка задерживается рост, сохраняются детские пропорции тела, половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки отсутствуют или недостаточно выражены. Психическое развитие ниже возрастного уровня. Особенность И. - обратимость симптомов и полная компенсация психического развития детей в дальнейшем. Некоторые формы И. имеют гено-типическую обусловленность. Причинами И. м. б. перенесенные в раннем детстве инфекционные заболевания, интоксикации, длительные кишечные расстройства, авитаминозы. В ряде случаев И. обусловлен повреждением плода, патологией его внутриутробного развития или родовой травмой. См. Дети с отклонениями в психическом развитии. (В. В. Лебединский.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Инфантилизм
Infantilismus infans - дитя, ребенок. Лат. - задержка в развитии организма - врожденная (патология беременности) или приобретенная (острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистая недостаточность). И. может проявляться в виде физического недоразвития, напр., малый рост, гипоплазия половых желез, вторичных половых признаков или в виде психического недоразвития: при достаточно развитом интеллекте и сохранной критике. больные застенчивы, и ив настроение у них легко меняется, внимание неустойчивое, суждения поверхностные, неглубокие; нелегко находят свое место в жизни, с трудом приспосабливаются к новым условиям. Обычно физический и психический и. наблюдается одновременно. При и., приобретенном в течение жизни, изменения психики бывают выражены иногда настолько резко, что во многом напоминают олигофрению. Несмотря на это, прогноз в большинстве случаев относительно благоприятный - после устранения причин и при соответствующих терапевтических и педагогических мероприятиях.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

ИНФАНТИЛИЗМ
/Infantilismus; от лат. infantilis – детский/ (импубертизм; инфантильность; субнанизм), задержка развития организма на стадии детского возраста. Ср. Акселерация.
Результат нарушений внутриутробного развития, внутренней секреции, перенесенных заболеваний и т. п. Выражается в отставании в росте, задержке пол. созревания, позднем наступлении менструаций и т. п. В психической сфере характеризуется легкой внушаемостью, незрелостью суждений, стремлением к опеке, повышенному вниманию и др.
Половой И. – отсутствие твердых моральных убеждений, подчинение более авторитетному партнеру, непротивление сексуальному экспериментаторству и др.
«Субъекты этого типа благодаря инфантильности обычно кажутся моложе своих лет. Эти черты ясно сказываются на сексуальной сфере, которая часто оказывается недоразвитой и дает право говорить о том, что Кронфельд называет психосексуальным инфантилизмом.» В. Гиляровский. Психиатрия.
Инфантильный (-ая; -ое) – обладающий свойствами И.
«Она взбалмошная, инфантильная, с болезненным воображением.» В. Кожевников. Щит и меч.

Источник: Словарь доктора либидо

Инфантилизм
лат. infantilis - детский, младенческий) - 1. термин Ласего (1864), обозначает длительное сохранение у пациента клинически значимых эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик людей более младшего возраста; 2. возврат к более ранним формам эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования в силу психического расстройства, наблюдаемый у различных пациентов, в том числе страдающих шизофренией («вторичный инфантилизм», по А.В.Снежневскому); 3. в психоанализе – «состояние психического генеза, относящееся главным образом к сфере сексуальности и представляющее собой результат фиксации на инфантильных уровнях эмоционального развития или регрессии к ним» (Штекель). Иными словами, это бессознательное возвращение (или желание вернуться) на более ранние уровни функционирования с целью снижения тревожности и неуверенности в себе. Обычно такое поведение эмоционально окрашено, оно переживается с ощущением удовлетворения от устранения неприятностей, сходное с удовлетворением, получаемым в детстве (Лерк, 2005). Синоним: Ателия. См. также Синдром регресса психики.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Инфантилизм
infantilism) Введенный Ласекю в 1864 г. для обозначения поведения взрослых людей, имитирующих детскость, термин "И." претерпел нек-рые содержательные изменения. Сейчас это понятие означает виды поведения, физ. статус или эмоциональные состояния, обнаруживающие поведенческие характеристики детского возраста. Вильгельм Штекель называл И. "состояния психич. генеза, относящиеся гл. обр. к сфере сексуальности и представляющие собой результат фиксации на инфантильных уровнях эмоционального развития или регрессии к ним". Такое поведение представляет собой проявление бессознательного возвращения (или желания вернуться) на более ранние уровни функционирования с целью снижения тревожности и неуверенности в себе. Это поведение обычно эмоционально окрашено, поскольку человек испытывает удовлетворение от устранения неприятностей, схожее с удовлетворением, получаемым в детстве. Согласно теории психоан., оно сопровождается эгоцентричными ассоциациями с состоянием "быть в центре внимания и наслаждаться этим". На этой концепции И. строится интерпретация, согласно к-рой частичный И. ответствен за возникновение энуреза и энкопреза, к-рыми иногда страдают люди с эмоциональными нарушениями. См. также Тревога, Незрелая личность Р. Лерк

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Инфантилизм
(от лат. infantilis — «детский, младенческий») — патологическое состояние, характеризующееся отставанием в темпах физического и/или психического развития.
Выделяют разные виды и типы И. Тотальный И. отличается незрелостью эмоциональной и волевой сферы, парциальный И. — незрелостью какой-либо одной сферы психики (встречается у детей и подростков).
При психофизическом И. проявляется как психическая, так и физическая задержка развития. Такие дети отличаются от своих сверстников меньшим ростом, субтильным телосложением, плаксивостью, капризностью, чрезмерной привязанностью к матери. В начальной школе у них преобладают игровые, а не учебные мотивы; они выполняют только те задания, которые им интересны; не могут долго и сосредоточенно работать, особенно в условиях строгой, регламентирующей ситуации.
С возрастом психофизический И. постепенно сглаживается, однако некоторые инфантильные черты могут сохраняться и у взрослых людей.
Психический И. проявляется чаще у подростков, когда на фоне хорошего физического развития поведение и интересы не соответствуют возрасту. Такой подросток отличается наивностью, безответственностью, сниженным самоконтролем. Психический И. формируется в связи со специфическими особенностями воспитания в семье, когда ребенок превращается в семейного кумира и воспитание в целом отличается потворствующей гиперпротекцией.
Соматогенный И. выражен у детей и подростков, которые из-за какого-либо соматического заболевания были надолго изолированы от общения со сверстниками, находились в медицинском стационаре или на домашнем лечении. При соматогенном И. ребенок проявляет зависимость от взрослых, боязливость при принятии самостоятельных решений, затруднения в социальных контактах, особенно со сверстниками, предпочитая общение с более младшими детьми.
Эндокринопатический И. связан с нарушением функций половых желез и гипофиза. Проявляется в запаздывании развития вторичных половых признаков, в эмоционально-волевой незрелости, робости, нерешительности, чрезмерной привязанности к родителям.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ИНФАНТИЛИЗМ
ІНФАНТЫЛІЗМ / INFANTILISM (от лат. infantilis– детский)– незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам, проявление наивного подхода в быту, общественной и профессиональной деятельности и т. д., неумение принимать своевременно продуманные решения. Незрелость психики в виде отдельных черт «детскости» может сохраняться у подобных людей и во взрослом состоянии, являясь серьезной помехой как в общении, так и в их трудовой деятельности. И. может быть врожденным и приобретенным. Причиной И. могут быть неблагоприятные условия внутриутробного развития ребенка и некоторые заболевания мозга, желез внутренней секреции. И. может возникать в результате расстройств питания, длительных желудочно-кишечных заболеваний и инфекций, перенесенных в раннем возрасте. Противоположностью И. является зрелость. Различные аспекты И. исследовались в трудах Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, Ю. А. Косолапова, В. С. Могуна, С. Г. Вершловского и др.
Инфантилизм психический / Iнфантылiзм псiхiчны / Mental infantilism– незрелость человека, задержка психического развития, при которой поведение человека не соответствует возрастным нормам, наблюдаются отставание в эмоционально-волевой сфере, неспособность принятия самостоятельных решений и сохранение детских качеств личности. Суждения отличаются незрелостью, поверхностностью, конкретностью. О психическом И. обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности выступают более отчетливо. Важным фактором развития И. является стиль родительского воспитания: при гиперопеке, авторитарных моделях воспитания, родители недостаточно серьезно относятся к ребенку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения, предупреждают все желания, балуют, чем провоцируют И. Для инфантильных детей (позже подростков, взрослых) характерны преобладание развлечений и игровых интересов над учебными, трудовыми, неадекватная привязанность к матери, неприятие школьных ситуаций и требований, эгоцентризм, мечтательность, капризность, впечатлительность и пренебрежение коллективными интересами. Психический И. отличается от дисгармонического, который может приводить к расстройствам личности (психопатиям).
Инфантилизм социально-психологический / Iнфантылiзм сацыяльна-псiхалагiчны / Social and psychological infantilism– комплекс социально-психологических характеристик личности, выражается в различных проявлениях социальной незрелости на фоне ее нормального психического развития. Может выражаться в более частных формах: учебно-профессиональный И. (низкая субъектность в учебной дея тель нос ти, инертность в профессиональном самоопределении); гражданский И. (несформированность гражданской позиции); семейно-бытовой И. (частичный или полный отказ от ответственности в сфере семейных отношений, в том числе феномен чайлдфри) и т. д. Социально-психологический И. может в дальнейшем привести к неадаптивным стратегиям поведения (сопротивлению инновациям, виктимизации, агрессивности, экстремизму и т. д.). Для диагностики И. можно использовать шкалу самооценки личностной зрелости А. В. Микляевой, которая предназначена для выявления характеристики «зрелость личности– И. личности». На основе полученных результатов оказывается возможным оценить степень соответствия представлений испытуемого о самом себе эталонным требованиям к зрелой личности; может быть использована в возрастных группах юношей и девушек, взрослых и пожилых людей. Также можно использовать опросник «Уровень выраженности инфантилизма», разработанный А. А. Серегиной. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Инфантилизм
(Infantilismus) (от лат. infans, infantis - ребенок). Остановка телесного или психического развития в стадии, соответствующей детскому возрасту. Состояние индивида, который в зрелом возрасте имеет внешний вид, напоминающий внешность ребенка: малый рост, недоразвитые половые органы, отсутствие вторичных половых признаков, и зачастую - детскую психику. Инфантилизм может затрагивать телосложение в целом или отдельные органы. Он обусловлен различными причинами, чаще - расстройством функций желез внутренней секреции. Название инфантилизм впервые было предложено Ласегю.
И., аффективный (Infantilismus affectivus) - см. Аффективный инфантилизм.
И., Бриссо. (Brissaud Ed., 18521909, фр. врач.) Инфантилизм, при котором индивиды сохраняют не юношеские, а детские пропорции тела и черты детской психики. Бриссо считал, что инфантилизм обусловлен гипофункцией щитовидной железы, и относил его к абортивным формам микседемы (typus myxoedematosus).
И., гармонический - см. Инфантилизм, психофизический.
И., гипофизарный - см. Гипофизарный инфантилизм.
И., двигательный. Проявление недостаточности развития двигательных функций, идущей параллельно с запаздыванием умственного развития, проявлениями психического инфантилизма. При этом отсутствуют признаки органических изменений в головном мозге, пирамидные или экстрапирамидные симптомы, чем двигательный инфантилизм отличается от дебильности двигательной.
И., дисгармоничный. Характеризуется неравномерностью психического и физического формирования. Физическое развитие соответствует возрасту или отмечается акселерация, наряду с этим в психическом развитии наблюдается несоответствие. Познавательные процессы обычно развиваются соответственно возрасту, т. е. своевременно формируется абстрактное мышление, однако эмоциональные и волевые функции задерживаются в своем развитии.
И., Лорена. (Lorain P. J., 18271875, фр. врач.) Инфантилизм, при котором в зрелом возрасте сохраняются юношеские черты - рост, пропорции тела, психика. Большое значение в развитии заболевания Лорен приписывал туберкулезу, врожденному сифилису, малярии, пеллагре (tipus dystrophicus).
И., моторный. Характеризуется неуклюжестью при выполнении точных движений, имеют место излишние синкинезии, трудности при письме, рисовании и трудовой деятельности, в основном выполняемых руками. См. Инфантилизм, двига тельный.
И., общий - см. Инфантилизм, психофизический.
И., органический. Обусловлен ранним органическим поражением центральной нервной системы. Для этого варианта инфантилизма характерны физические стигмы нарушенного развития. В отличие от дисгармоничного инфантилизма наблюдается недоразвитие и познавательной деятельности с преобладанием конкретности мышления, истощаемости, взрывчатости.
И., поздний (Infantilismus tardus) (от лат. tardus - поздний, медленный). Понятие, введенное для обозначения инфантилизма, при котором исчезновение вторичных половых признаков и появление детских черт психики устанавливается у соматически и психически здоровых до этого момента индивидов.
И., половой (Infantilismus sexualis) (от лат. sexus - пол). Сочетание гипогонадизма с психическими особенностями, характерными для детского возраста. Син. Инфантилизм, психосексуальный, Инфантилизм, сексуальный.
И., психический (Infantilismus psychicus) (от греч. psyche - душа). Инфантилизм, при котором наблюдаются особенности мышления и поведения, присущие детской психике: повышенная внушаемость, эмоциональная неустойчивость, зависимость от родителей и пр. Син. Психическая незрелость.
И., психический (или психическая незрелость). Характеризуется наличием присущих детям особенностей суждений и поведения, повышенной внушаемостью, эмоциональной неустойчивостью, зависимостью от родителей и т. д. Психический инфантилизм на фоне нормального или ускоренного физического развития обычно обнаруживается в среднем и старшем подростковом возрасте. У подростков задерживается формирование чувства долга, ответственности, умения гибко оценивать ситуацию, учитывать не только свои желания, но и требования окружающих, усваивать морально-этические нормы поведения и принципы. Для таких подростков характерно детское выражение лица. В пубертатном возрасте обычно выделяют два варианта психического инфантилизма: 1) инфантилизм наблюдается с детства, и в пубертатном возрасте обнаруживаются проявления возрастной динамики; 2) инфантилизм выявляется в пубертатном возрасте и обусловлен неравномерностью психобиологического созревания, для которого характерно длительное сохранение подростковой психики. Для этих больных характерно стремление к юношескому самоутверждению, задержка в формировании чувства долга, ответственности, критической самооценки, сочетающиеся с оппозиционностью и критицизмом, снижением способности к социально адекватной деятельности. У лиц с этим вариантом психического инфантилизма наблюдаются нарушения поведения и адаптации более четкие, чем при первом варианте. Психический инфантилизм у взрослых характеризуется следующими особенностями личности: наивностью и прямодушной восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом, эмоциональной лабильностью и ярким фантазированием, формально обязательным исполнением долга и подчиняемостью, беззаботностью и равнодушием, неустойчивостью интересов и отвлекаемостью, обидчивостью и впечатлительностью, робостью и застенчивостью.
И., психогенный вариант. При этом виде инфантилизма личностные особенности определяются неправильным воспитанием - т. н. оранжерейным воспитанием и сочетаются с проявленным эгоцентризмом, несамостоятельностью и пассивностью. Дети, которых воспитывают как «кумира семьи», наряду с инфантилизмом, имеют подчеркнутую склонность к тщеславию, эгоцентризму и привычку не считаться с окружающими. Деспотически воспитываемые дети отличаются эмоционально-волевой незрелостью, нерешительностью, недостаточной самостоятельностью и слабой активностью и инициативностью.
И., психосексуальный (Infantilismus psychosexualis) (от греч. psyche и лат. sexus - пол) - см. Инфантилизм, половой.
И., психофизический (Infantilismus psychophysicus) (от греч. psyche и physis - природа). Инфантилизм, характеризующийся задержкой как физического, так и психического развития. Син. Инфантилизм, общий. И. п. начинает проявляться с младших классов школы. У таких детей долго сохраняются игровые интересы, они предпочитают компании более младших школьников, отличаются детской бесцеремонностью, капризностью, наивностью при достаточном запасе знаний. Для гармоничного инфантилизма характерна относительно равномерная задержка как психического, так и физического развития. Наряду с таким инфантилизмом выделяют ряд форм частичного инфантилизма, примером которого является психический инфантилизм с выраженной дисгармоничностью развития отдельных сторон личности, поэтому наиболее адекватным названием является «дисгармоничный инфантилизм».
Г К. Ушаков дал следующую характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках. Впечатлительность преобладает над рассудочностью, суждения незрелы, логика эмоциональная, мышление конкретное, образное, недостаточная глубина аффективных переживаний, эмоциональная неустойчивость, легкая ранимость, хрупкость психики, нецеленаправленность деятельности, отсутствие творчества, временами беспомощность. Наряду с этим отмечается незрелость психомоторики и вегетативных реакций. Мимика неуверенная, выражение лица приветливо-доверчивое, по-детски миловидное, движения быстрые, многочисленные, порывистые (инфантильная двигательная расторможенность). Вместе с тем наблюдается неуклюжесть, медлительность, быстрая утомляемость при целенаправленной деятельности. У таких лиц отмечаются нарушения сна и аппетита, вазомоторная лабильность, повышенная потливость и зябкость. Среди личностных особенностей часто отмечаются черты незрелости, робости, нерешительности, неуверенности и тревожности. Принято считать, что психофизический (дисгармоничный) инфантилизм является эндогенным, но не исключена генетическая обусловленность. С возрастом проявления инфантилизма становятся менее заметными, но полностью не исчезают.
И., сексуальный - см. Инфантилизм, половой.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
276.87 кб

Учебный инфантилизм студентов гуманитарных специальностей

Владимирова Т. Н., Утенков А. В.
Рассматривается развитие личности в определении учебного инфантилизма студента – это особый, деструктивный способ самореализации личности в условиях учебной и профессиональной среды, под воздействием определенных психических услов
Читать PDF
487.24 кб

Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного ро

Ефимова Галина Зиновьевна
В современных условиях ориентации российского общества на приоритетное инновационное развитие и формирование конкурентоспособности не только отдельных социальных групп, но, в первую очередь, каждой личности, социальный инфантилизм
Читать PDF
356.41 кб

Невропатия и психический инфантилизм как преимущественные расстройства в детском возрасте

Буторин Геннадий Геннадьевич, Долгова Валентина Ивановна
Невропатия и психический инфантилизм в современной детской психиатрии рассматриваются как преимущественные синдромы нервно-психических расстройств, встречающиеся в детском возрасте в относительно самостоятельном виде.
Читать PDF
2.41 мб

Психический инфантилизм и вторичная аменорея

Макаричева Э. В.
Читать PDF
272.28 кб

Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация

Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л.
Цель статьи теоретически определить и операционализировать конструкт «инфантилизм». Исследуется содержание теоретического конструкта «инфантилизм». Использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез.
Читать PDF
205.80 кб

Личностный инфантилизм в дискурсе психологического консультирования (по материалам интернет-форума)

Микляева Анастасия Владимировна
Аннотация В статье описано содержание конструкта «личностный инфантилизм» в пространстве психологического консультирования (на материале анализа интернет-форума www.b17.ru). Проанализированы более 3 тыс.
Читать PDF
51.32 мб

Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений

Микляева Анастасия Владимировна
Статья посвящена изучению социальных представлений о зрелости и инфантильности личности. Для проведения исследования использовался метод анкетирования.
Читать PDF
1.25 мб

Личностная зрелость и инфантилизм у юношей и девушек, обучающихся в гражданских и военных вузах: ген

Микляева Анастасия Владимировна, Клецина Ирина Сергеевна
Статья посвящена анализу проблемы инфантилизации молодежи. Выделены внешние (социальные) и внутренние (психологические) показатели инфантилизации личности и личностной зрелости.
Читать PDF
140.70 кб

Психический инфантилизм в структуре личности пациентов с тревожными, депрессивными и соматоформными

Пыркова К. В., Макаричева Э. В., Менделевич В. Д.
Читать PDF
124.48 кб

Политический инфантилизм современной молодежи как фактор искажения системы ценностных ориентаций

Степанищенко Ольга Викторовна
В статье раскрыта сущность понятий социальная и политическая инфантильность, исследованы социокультруные предпосылки инфантилизации, описаны различные формы политической инфантильности, проявляющиеся на уровне власти; политических
Читать PDF
171.78 кб

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ И ЕГО ИНФАНТИЛИЗАЦИИ И КРИМИНАЛИЗАЦИИ

Сочивко Дмитрий Владиславович, Симакова Татьяна Александровна
В статье предлагаются авторские методы исследования индивидуального правосознания и криминально-правового инфантилизма.
Читать PDF
358.97 кб

Факторы и условия инфантилизации современной молодежи

Ардельянова Яна Андреевна, Саидов Бадави Шамилевич
Статья посвящена рассмотрению процесса инфантилизации современной молодежи, в частности выявляются актуальные факторы и условия, которые способствуют формированию данного процесса в молодежной среде.
Читать PDF
432.92 кб

Инфантилизация пожилых людей в повседневном взаимодействии: к постановке проблемы

Микляева Анастасия Владимировна
В контексте проблемы трансформации отношения к старости и распространения идеологии продуктивного старения пристального внимания заслуживают факторы, препятствующие формированию представлений о старости как об активном и продуктив
Читать PDF
431.35 кб

Биопсихосоциальный подход к проблеме психического инфантилизма у подростков

Грачев Виталий Викторович, Попова Людмила Александровна, Ениколопов Сергей Николаевич
Социальная значимость проблемы психического инфантилизма обусловлена высокой распространенностью психической незрелости среди подростков, что играет существенную роль в развитии социальной дезадаптации и девиантного поведения.
Читать PDF
146.27 кб

Психологические детерминанты развития учебно- профессионального инфантилизма студентов педвуза

Утенков А. В.
Рассматривается развитие личности в определении учебно-профессионального инфантилизма: это особый, деструктивный способ самореализации личности в условиях учебной и профессиональной среды под воздействием определенных психических

Похожие термины:

  • АНТОНА ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ

    описан немецким психиатром G. Anton, 1858–1933) – разновидность психического инфантилизма, для которого характерны в первую очередь эмоционально-характерологические особенности: неустойчивость настр
  • АТЕЛИОЗ, ИНФАНТИЛИЗМ ГИПОФИЗАРНЫЙ

    ateleiosis) незавершенное половое развитие вследствие недостаточной выработки гормонов гипофизом. См. Инфантилизм, Карликовость.
  • Церебро-эндокринный инфантилизм

    психический инфантилизм, вызванный или сочетающийся с эндокринной дисфункцией. Например, гипофизарный нанизм.
  • Дисгармонический инфантилизм

    результат неравномерности развития, приводящий к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт.
  • ИНФАНТИЛИЗМ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ

    Homburger А., 1926]. Проявление недостаточности развития двигательных функций, идущей параллельно с запаздыванием умственного развития, проявлениями психического инфантилизма. При этом отсутствуют при
  • Инфантилизм гипофизарный

    См. Гипопитуитаризм.
  • ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ

    сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. При И. л. нормальное или даже ускоренное физическое и умственное развитие сочетается с незрелостью эмоциональ
  • ИНФАНТИЛИЗМ ПСИХИЧЕСКИЙ

    Laseque, 1864; Anton, 1906) - задержка психического и личностного развития на детской или ювенильной стадии онтогенеза. G. Anton различает также “парциальный” инфантилизм, проявляющийся лишь незрелостью повед
  • ИНФАНТИЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ

    от греч. psychikos - душевный + physikos - природный] - инфантилизм, характеризующийся задержкой как физического, так и психического развития; синоним. понятие «инфантилизм гармонический»
  • Аффективный инфантилизм

    (Infantilismus affectivus) (от лат. infans, infantis - ребенок). Несоответствие между аффективностью и возрастом больного. Отставание или возврат аффективной реактивности к характерной для детского возраста.
  • Церебрально-эндокринный инфантилизм

    Существует сочетание между психическим инфантилизмом и эндокринным психическим синдромом. Так, напр., гипофизарный нанизм характеризуется изменением внешнего вида: девочки похожи на «маленьких
  • Хомбургера двигательный инфантилизм

    (Homburger A.). Недостаточное развитие двигательных функций, одновременно с которым наблюдаются отставание умственного развития и проявления психического инфантилизма. Отсутствуют пирамидные и экстр
  • Органический инфантилизм

    Выделяют так называемый О. и., обусловленный ранним органическим поражением центральной нервной системы. Для этого варианта инфантилизма характерны физические стигмы нарушенного развития. В отл
  • Органический психический инфантилизм

    Психический инфантилизм в сочетании с психоорганическим синдромом. Связан с ранними повреждениями мозговых структур. Характерны эмоционально-волевая незрелость, детское поведение (несоответст
  • Психический инфантилизм у взрослых

    Характеризуется следующими особенностями личности: наивностью и прямодушной восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом, эмоциональной лабильностью и ярким фантазированием, формально обязатель
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ

    форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компе
  • ИНФАНТИЛИЗМА ВИДЫ

    в зависимости от характера проявлений задержанного развития различают физический, психический, гармонический (психофизический) и др. виды инфантилизма (см. Инфантилизм личностный, Инфантилизм пс
  • Церебрастенный вариант психического инфантилизма

    Обычно сочетается с церебрастенным синдромом. Характеризуется повышенной возбудимостью, быстрым наступлением усталости, выраженной лабильностью внимания, привередливостью и различными вегета