ИНФАНТИЛИЗМ
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
— сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Березин C., Лисецхий К., Серебрякова М. Словарь психологических терминов. 2002
которые по каким-либо причинам все еще демонстрируют когнитивные и эмоционально-поведенческие характеристики более младшего возраста. 2. Любое специфическое регрессивное поведение, характерное для детей младшего возраста, наблюдаемое в более старшем возрасте.
(от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведения свойственных детскому, юношескому возрасту. Человек, которому присущ и. (инфантил) при нормальном или ускоренном развитии умственной и физической сферы отличается незрелостью эмоционально-волевой сфекры.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999
- замедленное развитие организма, определяющее задержку созревания личности, как явление патопсихологии;
- задержка нравственного и социального созревания личности как результат деформации условий ее жизни, неправильного воспитания и собственной пассивности.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Категория. Нарушение психического развития.
Специфика. Форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом.
Дениске было уже около 20-ти лет, служил он в кучерах и собирался жениться, но не перестал еще быть маленьким. Он очень любил пускать змеи, гонять голубей, играть в бабки, бегать вдогонки и всегда вмешивался в детские игры и ссоры. Нужно было только хозяевам уйти или уснуть, чтобы он занялся чем-нибудь вроде прыганья на одной ножке или подбрасыванья камешков (А. Чехов, Степь).
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Результат нарушений внутриутробного развития, внутренней секреции, перенесенных заболеваний и т. п. Выражается в отставании в росте, задержке пол. созревания, позднем наступлении менструаций и т. п. В психической сфере характеризуется легкой внушаемостью, незрелостью суждений, стремлением к опеке, повышенному вниманию и др.
Половой И. – отсутствие твердых моральных убеждений, подчинение более авторитетному партнеру, непротивление сексуальному экспериментаторству и др.
«Субъекты этого типа благодаря инфантильности обычно кажутся моложе своих лет. Эти черты ясно сказываются на сексуальной сфере, которая часто оказывается недоразвитой и дает право говорить о том, что Кронфельд называет психосексуальным инфантилизмом.» В. Гиляровский. Психиатрия.
Инфантильный (-ая; -ое) – обладающий свойствами И.
«Она взбалмошная, инфантильная, с болезненным воображением.» В. Кожевников. Щит и меч.
Источник: Словарь доктора либидо
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Выделяют разные виды и типы И. Тотальный И. отличается незрелостью эмоциональной и волевой сферы, парциальный И. — незрелостью какой-либо одной сферы психики (встречается у детей и подростков).
При психофизическом И. проявляется как психическая, так и физическая задержка развития. Такие дети отличаются от своих сверстников меньшим ростом, субтильным телосложением, плаксивостью, капризностью, чрезмерной привязанностью к матери. В начальной школе у них преобладают игровые, а не учебные мотивы; они выполняют только те задания, которые им интересны; не могут долго и сосредоточенно работать, особенно в условиях строгой, регламентирующей ситуации.
С возрастом психофизический И. постепенно сглаживается, однако некоторые инфантильные черты могут сохраняться и у взрослых людей.
Психический И. проявляется чаще у подростков, когда на фоне хорошего физического развития поведение и интересы не соответствуют возрасту. Такой подросток отличается наивностью, безответственностью, сниженным самоконтролем. Психический И. формируется в связи со специфическими особенностями воспитания в семье, когда ребенок превращается в семейного кумира и воспитание в целом отличается потворствующей гиперпротекцией.
Соматогенный И. выражен у детей и подростков, которые из-за какого-либо соматического заболевания были надолго изолированы от общения со сверстниками, находились в медицинском стационаре или на домашнем лечении. При соматогенном И. ребенок проявляет зависимость от взрослых, боязливость при принятии самостоятельных решений, затруднения в социальных контактах, особенно со сверстниками, предпочитая общение с более младшими детьми.
Эндокринопатический И. связан с нарушением функций половых желез и гипофиза. Проявляется в запаздывании развития вторичных половых признаков, в эмоционально-волевой незрелости, робости, нерешительности, чрезмерной привязанности к родителям.
Инфантилизм психический / Iнфантылiзм псiхiчны / Mental infantilism– незрелость человека, задержка психического развития, при которой поведение человека не соответствует возрастным нормам, наблюдаются отставание в эмоционально-волевой сфере, неспособность принятия самостоятельных решений и сохранение детских качеств личности. Суждения отличаются незрелостью, поверхностностью, конкретностью. О психическом И. обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности выступают более отчетливо. Важным фактором развития И. является стиль родительского воспитания: при гиперопеке, авторитарных моделях воспитания, родители недостаточно серьезно относятся к ребенку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения, предупреждают все желания, балуют, чем провоцируют И. Для инфантильных детей (позже подростков, взрослых) характерны преобладание развлечений и игровых интересов над учебными, трудовыми, неадекватная привязанность к матери, неприятие школьных ситуаций и требований, эгоцентризм, мечтательность, капризность, впечатлительность и пренебрежение коллективными интересами. Психический И. отличается от дисгармонического, который может приводить к расстройствам личности (психопатиям).
Инфантилизм социально-психологический / Iнфантылiзм сацыяльна-псiхалагiчны / Social and psychological infantilism– комплекс социально-психологических характеристик личности, выражается в различных проявлениях социальной незрелости на фоне ее нормального психического развития. Может выражаться в более частных формах: учебно-профессиональный И. (низкая субъектность в учебной дея тель нос ти, инертность в профессиональном самоопределении); гражданский И. (несформированность гражданской позиции); семейно-бытовой И. (частичный или полный отказ от ответственности в сфере семейных отношений, в том числе феномен чайлдфри) и т. д. Социально-психологический И. может в дальнейшем привести к неадаптивным стратегиям поведения (сопротивлению инновациям, виктимизации, агрессивности, экстремизму и т. д.). Для диагностики И. можно использовать шкалу самооценки личностной зрелости А. В. Микляевой, которая предназначена для выявления характеристики «зрелость личности– И. личности». На основе полученных результатов оказывается возможным оценить степень соответствия представлений испытуемого о самом себе эталонным требованиям к зрелой личности; может быть использована в возрастных группах юношей и девушек, взрослых и пожилых людей. Также можно использовать опросник «Уровень выраженности инфантилизма», разработанный А. А. Серегиной. Т. В. Разина
И., аффективный (Infantilismus affectivus) - см. Аффективный инфантилизм.
И., Бриссо. (Brissaud Ed., 18521909, фр. врач.) Инфантилизм, при котором индивиды сохраняют не юношеские, а детские пропорции тела и черты детской психики. Бриссо считал, что инфантилизм обусловлен гипофункцией щитовидной железы, и относил его к абортивным формам микседемы (typus myxoedematosus).
И., гармонический - см. Инфантилизм, психофизический.
И., гипофизарный - см. Гипофизарный инфантилизм.
И., двигательный. Проявление недостаточности развития двигательных функций, идущей параллельно с запаздыванием умственного развития, проявлениями психического инфантилизма. При этом отсутствуют признаки органических изменений в головном мозге, пирамидные или экстрапирамидные симптомы, чем двигательный инфантилизм отличается от дебильности двигательной.
И., дисгармоничный. Характеризуется неравномерностью психического и физического формирования. Физическое развитие соответствует возрасту или отмечается акселерация, наряду с этим в психическом развитии наблюдается несоответствие. Познавательные процессы обычно развиваются соответственно возрасту, т. е. своевременно формируется абстрактное мышление, однако эмоциональные и волевые функции задерживаются в своем развитии.
И., Лорена. (Lorain P. J., 18271875, фр. врач.) Инфантилизм, при котором в зрелом возрасте сохраняются юношеские черты - рост, пропорции тела, психика. Большое значение в развитии заболевания Лорен приписывал туберкулезу, врожденному сифилису, малярии, пеллагре (tipus dystrophicus).
И., моторный. Характеризуется неуклюжестью при выполнении точных движений, имеют место излишние синкинезии, трудности при письме, рисовании и трудовой деятельности, в основном выполняемых руками. См. Инфантилизм, двига тельный.
И., общий - см. Инфантилизм, психофизический.
И., органический. Обусловлен ранним органическим поражением центральной нервной системы. Для этого варианта инфантилизма характерны физические стигмы нарушенного развития. В отличие от дисгармоничного инфантилизма наблюдается недоразвитие и познавательной деятельности с преобладанием конкретности мышления, истощаемости, взрывчатости.
И., поздний (Infantilismus tardus) (от лат. tardus - поздний, медленный). Понятие, введенное для обозначения инфантилизма, при котором исчезновение вторичных половых признаков и появление детских черт психики устанавливается у соматически и психически здоровых до этого момента индивидов.
И., половой (Infantilismus sexualis) (от лат. sexus - пол). Сочетание гипогонадизма с психическими особенностями, характерными для детского возраста. Син. Инфантилизм, психосексуальный, Инфантилизм, сексуальный.
И., психический (Infantilismus psychicus) (от греч. psyche - душа). Инфантилизм, при котором наблюдаются особенности мышления и поведения, присущие детской психике: повышенная внушаемость, эмоциональная неустойчивость, зависимость от родителей и пр. Син. Психическая незрелость.
И., психический (или психическая незрелость). Характеризуется наличием присущих детям особенностей суждений и поведения, повышенной внушаемостью, эмоциональной неустойчивостью, зависимостью от родителей и т. д. Психический инфантилизм на фоне нормального или ускоренного физического развития обычно обнаруживается в среднем и старшем подростковом возрасте. У подростков задерживается формирование чувства долга, ответственности, умения гибко оценивать ситуацию, учитывать не только свои желания, но и требования окружающих, усваивать морально-этические нормы поведения и принципы. Для таких подростков характерно детское выражение лица. В пубертатном возрасте обычно выделяют два варианта психического инфантилизма: 1) инфантилизм наблюдается с детства, и в пубертатном возрасте обнаруживаются проявления возрастной динамики; 2) инфантилизм выявляется в пубертатном возрасте и обусловлен неравномерностью психобиологического созревания, для которого характерно длительное сохранение подростковой психики. Для этих больных характерно стремление к юношескому самоутверждению, задержка в формировании чувства долга, ответственности, критической самооценки, сочетающиеся с оппозиционностью и критицизмом, снижением способности к социально адекватной деятельности. У лиц с этим вариантом психического инфантилизма наблюдаются нарушения поведения и адаптации более четкие, чем при первом варианте. Психический инфантилизм у взрослых характеризуется следующими особенностями личности: наивностью и прямодушной восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом, эмоциональной лабильностью и ярким фантазированием, формально обязательным исполнением долга и подчиняемостью, беззаботностью и равнодушием, неустойчивостью интересов и отвлекаемостью, обидчивостью и впечатлительностью, робостью и застенчивостью.
И., психогенный вариант. При этом виде инфантилизма личностные особенности определяются неправильным воспитанием - т. н. оранжерейным воспитанием и сочетаются с проявленным эгоцентризмом, несамостоятельностью и пассивностью. Дети, которых воспитывают как «кумира семьи», наряду с инфантилизмом, имеют подчеркнутую склонность к тщеславию, эгоцентризму и привычку не считаться с окружающими. Деспотически воспитываемые дети отличаются эмоционально-волевой незрелостью, нерешительностью, недостаточной самостоятельностью и слабой активностью и инициативностью.
И., психосексуальный (Infantilismus psychosexualis) (от греч. psyche и лат. sexus - пол) - см. Инфантилизм, половой.
И., психофизический (Infantilismus psychophysicus) (от греч. psyche и physis - природа). Инфантилизм, характеризующийся задержкой как физического, так и психического развития. Син. Инфантилизм, общий. И. п. начинает проявляться с младших классов школы. У таких детей долго сохраняются игровые интересы, они предпочитают компании более младших школьников, отличаются детской бесцеремонностью, капризностью, наивностью при достаточном запасе знаний. Для гармоничного инфантилизма характерна относительно равномерная задержка как психического, так и физического развития. Наряду с таким инфантилизмом выделяют ряд форм частичного инфантилизма, примером которого является психический инфантилизм с выраженной дисгармоничностью развития отдельных сторон личности, поэтому наиболее адекватным названием является «дисгармоничный инфантилизм».
Г К. Ушаков дал следующую характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках. Впечатлительность преобладает над рассудочностью, суждения незрелы, логика эмоциональная, мышление конкретное, образное, недостаточная глубина аффективных переживаний, эмоциональная неустойчивость, легкая ранимость, хрупкость психики, нецеленаправленность деятельности, отсутствие творчества, временами беспомощность. Наряду с этим отмечается незрелость психомоторики и вегетативных реакций. Мимика неуверенная, выражение лица приветливо-доверчивое, по-детски миловидное, движения быстрые, многочисленные, порывистые (инфантильная двигательная расторможенность). Вместе с тем наблюдается неуклюжесть, медлительность, быстрая утомляемость при целенаправленной деятельности. У таких лиц отмечаются нарушения сна и аппетита, вазомоторная лабильность, повышенная потливость и зябкость. Среди личностных особенностей часто отмечаются черты незрелости, робости, нерешительности, неуверенности и тревожности. Принято считать, что психофизический (дисгармоничный) инфантилизм является эндогенным, но не исключена генетическая обусловленность. С возрастом проявления инфантилизма становятся менее заметными, но полностью не исчезают.
И., сексуальный - см. Инфантилизм, половой.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003