ИМАГОТЕРАПИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИМАГОТЕРАПИЯ
лат. imago - образ, подобие). См. Вольперта имаготерапия.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Имаготерапия
имаго + греч. therapeia – забота, уход, лечение) – психотерапия посредством представления себя адекватным, адаптивным и успешным в предполагаемой психотравмирующей ситуации. Может иметь существенное значение в тренировке стрессоустойчивости.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Имаготерапия
(Imagotherapia) (от лат. imago и греч. therapeia - лечение). Психоаналитический метод лечения, состоящий в воспроизведении в воображении больного психотравмирующей ситуации, в которой он преображается в любимого героя и действует так, как бы действовал этот герой.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИМАГОТЕРАПИЯ
лат. imago - образ). Психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле - вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению "лечебного" образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.
В имаготерапевтическом процессе используются усложняющиеся технические приемы. На первом этапе больному предлагается роль рассказчика либо слушателя. Первоначальная и основная форма И. - рассказ, поскольку пациент, вживаясь в образ, переживает все те чувства, которые воображаемое лицо должно испытывать в заданной ситуации. Образ для больного подбирается как лечебный фактор в соответствии с его психологическим содержанием. Наряду с пересказом литературного материала как основной формы работы, применяется также импровизированная инсценировка типичной житейской ситуации (театр экспромта). Задачей И. в этом случае является тренировка психологически адекватного поведения. Первоначальный курс И. занимает от 3 месяцев до полугода, чтобы за это время было полностью изложено содержание всего произведения. И. проводится в групповой и, реже, в индивидуальной форме. Больному предлагается ежедневно в течение 1-2 часов воспроизводить в поведении образ своего "Я" таким, каким он хотел бы стать. Постепенно продолжительность игры увеличивается, и желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом больного.
Второй этап И. включает драматизацию рассказа. Некоторые фрагменты повести или романа, насыщенные драматическим действием и диалогами, разыгрываются в лицах. Существенное значение приобретает также инсценирование того или иного эпизода из произведения, с которым работают пациенты. Осуществляется инсценировка и вымышленных ситуаций, отсутствующих в произведении. Проводятся занятия по технике речи, движению в такт, танцу. Продолжительность второго этапа та же, что и первого.
На третьем этапе И. представляет собой занятия в лечебной драматической студии. В работе над воспроизведением образа используются хореографические фрагменты, драматические и комедийные спектакли. Отбор образов осуществляется исходя из клинико-психологических особенностей пациентов. Истерическим больным предлагаются образы сдержанных и рассудительных, склонных к анализу людей. Пациентам с психастеническими чертами полезно воспроизведение образов людей, переживающих действительность непосредственно и эмоционально.
К лечебным факторам, используемым в И., относятся отвлечение, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное поведение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения. И. используется как метод лечения пограничных нервно-психических расстройств и способ реабилитации больного через его личностное развитие.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
148.11 кб

Использование имаготерапии для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного в

Шиндряев С.О., Зубкова В.П.
Цель на основе изученных теоретических и практических материалов актуализировать использование сказкотерапии, в коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Похожие термины:

  • ВОЛЬПЕРТА ИМАГОТЕРАПИЯ

    лат. imago - образ, подобие) – вариант психотерапии, в которой пациент воображает приемлемые ему формы реагирования и поведения, создавая тем самым ментальные предпосылки для формирования адаптивны