Игрушка

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИГРУШКА
условное изображение реальных предметов; вещь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме. И. – одно из важных средств воспитания и воздействия на ребенка. К И. предъявляются определенные требования: И. должна развивать фантазию ребенка, направлять его воображение на осмысление впечатлений от окружающего мира; помогать освоиться в привлекательном для детей мире взрослых и действовать в игре, подражая им; формировать у ребенка любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность; воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству. И. должна вызывать положительные эмоции у ребенка. Будучи, как правило, предметом изобразительного и декоративно-прикладного искусства, И. в художественной форме несет ребенку образы внешнего мира. И. должна иметь сходство с предметом, к–рый она изображает, но даже самая «похожая» И. должна быть образом, а не копией предмета. И. бывает реалистическая, условная (плоскостное изображение) и символическая (предмет-заместитель), различная степень обобщенности И. способствует развитию мышления детей.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Игрушка
предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект. Генезис И. уходит в глубины филогенеза и антропогенеза человека. Известно, что многие виды животных используют предметы без видимой прямой (биологической) потребности в них. В игре высших животных, по преимуществу детенышей, можно наблюдать использование тех или иных предметов, вовлекаемых в игровое поведение. Однако эти предметы у животных не приобретают постоянной функции. В истории человечества предмет впервые появляется в игре как символ, означающий другой предмет. Появление И. как предметов, изготовленных для игры — достаточно раннее явление человеческой культуры. По-видимому, первые архаические И. были просты: камешки, косточки плодов, кости животных, орехи, початки и зерна маиса, обрывки меха и т.п. Камни используются в древнейших, дошедших до современных детей, играх с камешками, типичных для народов большинства стран мира. Известны специально изготовленные И., найденные при раскопках древних городов Египта, Вавилона, городов Древней Греции и Римской империи. В Европе к XVI веку появляется масса И., приспособленных для разнообразных игр (см. картины П. Брейгеля и др.). Многие И. пришли в игру, утратив свой первоначальный ритуальный шаманский смысл. Развитие тематики, содержания, формы, функциональности и технологии изготовления И. как предметов, создаваемых взрослыми для игр детей, происходило и наращивало темпы в зависимости от совершенствования производительных сил (технологий) в ходе исторического развития общества. И. являются обобщенным, материальным, эстетическим и этическим средством культурно-исторической преемственности опыта поколений, носителем того содержания общественного и предметного мира, которое ребенку надлежит освоить в периоды раннего, дошкольного и школьного детства. Педагогическое воспитательное значение И. приобретала в зависимости от процесса общественного осознания непреходящей ценности детства в общем цикле человеческой жизни. В настоящее время складывается понимание И. в качестве педагогической категории. И. может расцениваться и в качестве средства манипулирования формирующимся сознанием ребенка. Возникает понимание того, что, помимо И., составляющих непременный базисный компонент развивающей предметной среды детства, существуют и активно внедряются в детскую жизнь И. вредные — милитаристского, садистического, низменного облика и содержания. Во многих цивилизованных странах создается общественное противостояние эксплуатации рынком внешней привлекательности и динамичности И., «сатанизирующих» психику детей и подростков. И. вводят ребенка во взрослый мир, помогают осваивать его, приобщают к многовековой культуре, сложившейся в ходе мировой истории. Для гармоничного и целеустремленного развития личности современного ребенка ему нужны игрушки традиционные, включая архаические, народные и современные, а также авангардные, например те, в которых используются новые компьютерные и другие технологии. И. служат игре, поэтому их видовой состав и ассортимент должны соответствовать потребности ребенка в различных видах игр с учетом их специфики в различные периоды детства. Современная педагогическая классификация, учитывающая деятельностный подход к пониманию основных особенностей психического развития ребенка, соотносит виды И. с различными играми. С учетом возможности их применения в различных классах игр выделяются И. следующих видов: сюжетно-образные, дидактические, спортивные, игрушки-забавы. И. различаются и по степени готовности, что служит ориентиром для их подбора для детей различных возрастов. Существуют готовые, сборно-разборные И., заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок и материалы для их создания. И. рассматривается как непременный атрибут детства, средство развития, воспитательной и образовательной работы с детьми. Она обладает также мощным релаксирующим и психотерапевтирующим потенциалом. И. формирует в ребенке универсальные, этнические и индивидуальные черты его психического облика. С.Л.Новоселова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Современная игрушка: бедствие или культурная реальность

Счастная Тамара Николаевна, Денисенкова Наталья Сергеевна
Статья призвана помочь родителям разобраться в том, какое значение имеет игра и игрушка в жизни современного дошкольника, какие игрушки помогают ребенку войти в мир человеческой культуры, какова роль взрослого в развитии игровой д
Читать PDF

Детская игрушка и внутренний мир ребенка, или речь в защиту «Плохих» кукол

Калина Олег Геннадьевич
Наверное, нет ничего более желанного для ребенка (помимо сладостей, конечно), чем игрушка. Она появилась еще в доисторические времена и до сих пор является неотъемлемым атрибутом и средством развития.
Читать PDF

Народная игрушка как образ идеального мира

Каравашкина М. Е.
Традиционная игрушка рассматривается как феномен русской культуры с уникальным отражением в ней народного характера и национального менталитета; кроме того анализируется специфика передачи посредством игрушки общественного и культ
Читать PDF

Игрушка как одна из составляющих национально-регионального компонента орловского края

Ягупова Т. А.
В статье рассматривается кукла как пласт народной культуры. История народной тряпичной куклы как один из элементов культуры Орловщины. Ее виды, предназначение, развитие, роль в этнической культуре и национальном сознании общества.
Читать PDF

Игрушка в культуре России

Шабанова Марина Владимировна
Читать PDF

Тест контроля астмы "новая игрушка" или важный инструмент?

Белевский Андрей Станиславович
Читать PDF

Детская игрушка как звено установления толерантных коммуникаций в мировой культуре

Григорьев Э. П., Юсова З. С.
Возникновение музеев игрушки как явление бережного отношения к истории детства спо4 собствовало развитию толерантных коммуникаций в пространстве национальных культур.
Читать PDF

Детские куклы нёрым ях. Игрушка как элемент традиционной культуры

Исаева Т.А.
Этнографическая коллекции кукол нёрым ях («болотного народа» территориальной группы восточных хантов, живущих на болотах в бассейне реки Тром-Аган, одного из притоков Оби) Сургутского краеведческого музея сформирована в начале нын
Читать PDF

Народная игрушка как условие художественного образования школьников

Камилова Халипат Магомедбеговна
В статье анализируются возможности использования творческого потенциала народной игрушки в художественно-педагогическом образовании школьников.
Читать PDF

Сюжетная игрушка: история и современность

Доронов Сергей Геннадиевич
В статье подчеркивается значимость сюжетной игры для развития ребенка дошкольного возраста.
Читать PDF

Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка

Коротких О.В.
В статье проанализированы особенности русской народной игрушки как явления традиционной народной культуры, обоснована необходимость возвращения народной игрушки в современный педагогический процесс, охарактеризован образносимволич
Читать PDF

Особенности связности речи детей в процессе рассказывания по игрушкам

В. И. Яшина

Найдено книг по теме — 15

Похожие термины:

  • Игрушка как средство общения

    В дошкольном возрасте достаточно распространено О. с игрушкой (И.), к-рая выступает не только предмет игры, но и как опора для внутр. диалога, как «партнер» по жизни. В подавляющем большинстве случае