ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Найдено 52 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

— самоотнесение субъекта к определенной социальной- группе.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Идентификация
психологический процесс самоотождествления, формирования идентичности.

Источник: Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. 2006

Идентификация
процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Идентификация
отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Идентификация
вторичная психологическая защита, состоящая в отождествлении себя с другим человеком или его отдельными чертами.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

Идентификация
принятие на себя роли другого человека, уподобление себя значимому другому как образцу на основе эмоциональной связи с ним.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Идентификация
когнитивно-эмоциональный процесс частично неосознаваемого отождествления субъектом себя с другими субъектом, группой, образцом.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
отождествление себя с другим; выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
лат. identificare - отождествлять) - в психологии - установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Идентификация
Identification). Процесс, посредством которого ребенок присваивает характеристики другого лица, обычно родителя, чтобы освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
процесс и результат сознательного или бессознательного отождествления человеком себя с кем-то другим. В результате И. происходит воспроизведение человеком психологии и поведения того, с кем он себя идентифицирует.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Идентификация
бессознательное отождествление субъектом своего «Я» с другим субъектом (группой, идеалом). Как механизм межличностного познания идентификация предполагает перенесение себя в пространство и время другого человека.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Идентификация
отождествление, как правило неосознанное, себя со значимым другим человеком (реальным или вымышленным) или группой как образцом; с помощью этого механизма у ребенка формируются личностные черты и поведенческие стереотипы.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

идентификация
Ощущение себя как уникальной личности, с четкими разграничениями между собой и остальными; стабильное чувство собственного достоинства и правильная самооценка; способность и умение регулировать уровень эмоционального восприятия.

Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Идентификация
(identification) — процесс присвоения («введения в состав») качеств и представлений другого человека, который, согласно Фрейду, является результатом эдипова комплекса в возрасте 3-5 лет. Ребенок старается стать похожим на родителя того же пола.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Идентификация
identification) - бессознательное впитывание ценностей и чувств родителей и значимых других и присоединение их к своей идентичности. Также это защитный механизм Эго, когда люди перенимают ценности и чувства человека, вызывающего у них ощущение тревоги.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Идентификация
Словообразование. Происходит от лат. identificare - отождествлять.
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

идентификация

(от позднелат. identifico – отождествлять) – 1) Опознание чего-либо, кого-либо; 2) Процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим человеком, группой людей, образом. Термин был введен З. Фрейдом. 3) Операция сличения некоторого стимула с наличным или хранящимся в памяти эталоном и установления их тождества или различия.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Идентификация
(от лат. identificatio — «отождествляю») — 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В психологии под И. понимается воображаемая постановка себя на место другого человека, воображаемое взятие на себя роли, которую выполняет этот человек, мысленное построение своего поведения таким же способом, как и он, примыкание к его позиции.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
identification) - (в психологическом развитии) бессознательный защитный механизм, когда человек создает в себе образ другого человека и, подражая ему, чувствует схожесть с ним. Идентификация с кем-либо из родителей очень важна для формирования личности ребенка и вносит особый вклад в развитие его моральных устоев и в становление его как будущего мужчины или женщины (в зависимости от пола ребенка).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
от лат. identifcare – отождествлять) – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает. И. – это моделирование поведения др. лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой. Соответствует следующему правилу: «Будь как это, чтобы не потерять его».

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Идентификация (имитация)
адаптивный психологический механизм подражания или отождествления личности себя с реальными или воображаемыми людьми, «достойным делом», социальной микрогруппой и т.д., т.е. с теми, кто обладает качествами, которыми личность не располагает, но хочет иметь. Отождествление осуществляется путем подражаний и копирования манеры поведения, взглядов, суждений, установок авторитетных для личности лиц. Идентификация способствует повышению чувства уверенности, безопасности и надежности в трудных для личности ситуациях.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

Идентификация
бессознательный процесс, благодаря которому индивид (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует (например, мать или отец); отождествление, как правило неосознанное, себя со значимым другим человеком (реальным или вымышленным) или группой как образцом. С помощью этого механизма у ребенка формируются личностные черты и поведенческие стереотипы, а также появляется возможность освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты. Играет важнейшую роль в формировании личности.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
от лат. identificare - отождествлять) - 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В том случае, когда объектом идентификации является человек, идентификация выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо классу, типу, или же на основании которого она может быть признана целостной и идентичной самой себе. Во втором значении идентификация - это эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим объектом, группой, образцом.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Идентификация
Тип социального воздействия, обусловленный желанием человека быть похожим на других людей или стать членом отдельной общественной группы. При этом происходит копирование поведения, установок и других характеристик личности или группы, не обязательно в надежде на какие-то выгоды в будущем, но из-за привлекательности самого процесса идентификации. Мы можем принимать чужие мнения, ценности и убеждения, но, как правило, это происходит на поверхностном уровне, поскольку мотивация к идентификации вызвана скорее желанием быть похожим на другого человека, чем безоговорочным согласием с его взглядами.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
процесс неосознаваемого отождествления себя с субъектом общения, деятельности (личностью, социальной общностью, нацией и т. п.), с объектом идентификации (с другим человеком, с определенной группой, общностью людей, другой нацией, народностью), в результате которого резко интенсифицируются процессы обмена ценностями, типом, характером отношений данных объектов и субъектов идентификации. В результате И. происходит как бы воображаемый перенос субъектом своих качеств на объект идентификации (эмпатия), а также усвоение в результате активизации внушения, норм, ценностей объекта идентификации.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
(от лат. identificare – отождествление) – в психоанализе процесс, посредством к–рого ребенок присваивает характеристики другого лица, обычно родителя, чтобы освободиться от соб ственной тревоги и ослабить внутренние конфликты. И. по Фрейду – механизм психологической защиты, благодаря к–рому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом (отцом, матерью, например) путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. И. является предысторией Эдипова комплекса, когда мальчик хочет занять место отца, боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения посредством И. В советской психологии И. – механизм присвоения социального опыта.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
лат. identifico - отождествлять). Один из механизмов психологической защиты. Играет важную роль в процессе нормального развития ребенка, который усваивает особенности личности значимых для него в эмоциональном отношении людей. Вначале происходит усвоение наследуемых черт характера, затем - личностных черт ненаследуемых (интернализация). В первую очередь усваиваются личностные особенности родителей, позже - ровесников, воспитателей. И. позволяет человеку испытывать удовольствие от успехов членов группы, с которыми объект отождествляет себя (феномен футбольных болельщиков). По E. Fromm, механизм И. лежит в основе конформизма, якобы позволяющего человеку избегать чувства одиночества.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Идентификация

Форма психологической защиты, при которой на неосознаваемом уровне приписываются себе свойства и качества, имеющиеся у других людей, их идеи и социальные нормы. Она является для человека защитой от ситуаций и направлена на сохранение индивидуального спокойствия при выполнении или невыполнении социальных норм и стандартов. Одним из необходимых условий идентификации является представление о том, что получаемая награда за поведение всегда будет весомее, значительнее удовлетворения, которое получает индивид при нарушении норм. Это служит основой того, что человек предпочитает в отдельных ситуациях идентифицировать себя с социальными стандартами и предпочтениями, а не нарушать их.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
1. Мыслительная операция, посредством которой человек приписывает себе, сознательно или бессознательно, характеристики Другого человека или группы. Основное место здесь занимает понятие переноса. 2. Процесс установления связи между собой и другим человеком или группой. Хотя это значение сходно со значением 1, подразумевается, что это употребление ближе к тому, что называется аффилиацией. 3. Способ признания сходства или тождества событий, объектов или людей. Здесь приблизительными синонимами являются понятия навешивания ярлыков и классификации. Имеются вариации всех этих значений, и во многих случаях отдельное употребление имеет больше чем одно значение; например, общее выражение "идентификация с агрессором".

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
(Identification; Identifizierung). Бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-то другое, способное обеспечить либо причину, либо способ существования. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом или группой или процессом, образцом, идеалом. И. является важной частью нормального развития. В крайней форме И. принимает форму идентичности или может привести к инфляции. И. с другой личностью, скажем с аналитиком, отрицательно сказывается на процессе индивидуации. К счастью, процессы И. и дезидентификации происходят одновременно и могут идти на самых разных уровнях развития, включая и взрослый возраст. См. ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Идентификация
(Identificatio) (от лат. identifico - отождествлять). Букв. отождествление, приравнение. 1.В психиатрии - отождествление собственной личности с другими личностями, животными или предметами. Как нормальное явление наблюдается в сновидениях, в которых в одном образе сливаются признаки нескольких объектов. В качестве болезненного признака наблюдается при неврозах и психозах. Бредовая идентификация особенно характерна для шизофрении. 2. В психоанализе - неосознанный психический механизм, при котором совершается половое «овладение» социально и нравственно запрещенными объектами посредством идентификации с людьми, для которых запрещение не существует. Основан на комплексе Эдипа (см.), т. е. на половом влечении ребенка к родителю противоположного пола. Так как это запрещено, то он отождествляется с родителем того же пола, и таким образом как бы достигается желаемая цель.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
(от лат. отождествление) – опознание, отождествление чего-либо с чем-либо, сличение одного объекта с другими. В психологии И. – процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо типу, а также процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком или группой. И. может быть полной или частичной. В обоих случаях она является психологической предпосылкой успешного взаимодействия и взаимопонимания. И. себя с выдающейся личностью положительно сказывается на развитии многих качеств. Может выразиться в готовности чувствовать, переживать, действовать в отношении другого человека так, как если бы этим другим являлся сам. В этих случаях И. выступает как в форме действенного сострадания неудачам другого человека, так и в форме активного сопереживания его успеху. Она позволяет субъекту рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
перцептивная (англ. perceptual identification) - один из видов перцептивного действия; является промежуточным звеном между актом различения и опознанием; состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти, и установлении их тождества или различия. И. всегда предполагает дихотомическое разделение всей совокупности сигналов на класс сигналов, тождественных эталону по всем признакам (положительная И.), и на класс сигналов, не тождественных эталону хотя бы по 1 признаку (отри-цат. И.). По данным Т. П. Зинченко (1981), отри-цат. И. осуществляется с большей скоростью и точностью по сравнению с положительной. Это объясняется тем, что для положительной И. необходимо установление тождества сигналов по всем опознавательным признакам, в то время как для отрицат. И. достаточно установление различия между ними хотя бы по 1 признаку. Ср. Узнавание. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Идентификация
отчуждение - процесс, в котором организм определяет, что является его Я, что не является, что потенциально может стать его Я, т.е. это - процесс установления границ. Идентификация / отчуждение — главная функция Сэлф (см. самость). Проблемы в осознавании (см. осознание) приводят к нарушению процесса идентификации - отчуждению, к возникновению ложных идентификаций, когда организм отождествляет себя с тем, что не соответствует его природе, его истинным потребностям. В качестве примеров ложных идентификаций можно привести идеальный образ Я, долженствования, иррациональные убеждения о себе и окружающем мире, отождествление себя с политическими течениями, доктринами, теориями, определенными социальными группами. Признаком ложной идентификации можно считать то, что она прерывает потребностный цикл (см. цикл опыта) индивида и, как следствие, органическую саморегуляцию (см.), а также блокирует развитие личности. Здоровая идентификация способствует удовлетворению потребностей и развитию организма. Литература: [17, с. 37; 18, с. 9-10, 13-14; 19, с. 291-297; 20, с. 181-186; 25,с. 32]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
1. В психоанализе – процесс, посредством которого человек сознательно или бессознательно ведет себя так, как будто он есть некоторый другой человек, с которым он себя как личность отождествляет (идентифицирует). Так понимаемая И. имеет место, когда между двумя людьми складываются достаточно близкие эмоциональные связи и отношения. 2. В детской психологии или в психологии возрастного развития И. представляет собой процесс и результат подражания, уподобления психологии и поведения ребенка окружающим людям, в частности взрослым. В итоге И. ребенок перенимает психологические свойства и формы поведения людей, с которыми он себя отождествляет. 3. В когнитивной психологии И. – это соотнесение воспринимаемых или припоминаемых объектов с другими, известными человеку объектами, например, их узнавание. 4. Умственное действие, посредством которого человек сознательно или бессознательно приписывает себе свойства другого человека или определенной группы людей. В данном случае в процессе межличностной И. происходит то, что обычно называется переносом. См. идетификация вторичная, идентификация групповая, идентификация первичная, идентификация полоролевая, психоанализ, психология детская, психология возрастного развития, психология когнитивная, перенос, узнавание.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Идентификация
1) (лат. «отождествление») – процесс эмоционального или иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом; «мыслительная операция, посредством которой человек приписывает себе, сознательно или бессознательно, характеристики другого человека или группы» (Ребер). Это часто бывает вследствие увлеченности персонажами художественных произведений, особенно в детстве: ср. Том Сойер, воображавший себя пиратом, или малыш, воображающий себя Винни-Пухом и т. п.
2) понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним как схожего в мыслях, чувствах, интересах, вид межличностного восприятия.
Как хороший актер отражает в себе чужие движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет; около больного он сам становится больным и стонет; если видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним, он трусит, как мальчик, и, струсив, бежит на помощь. Чужая боль раздражает его, возбуждает, приводит в состояние экстаза и т. п. (А. Чехов, Припадок).
Он (Джо) понял, что с Шорти ничего нельзя сделать. От этого будет только хуже. Он сам не раз бывал в таком состоянии и знал, что Шорти уперся и его уже не сдвинешь с места (А. Уолферт, Банда Тэккера).
Ср. эмпатия.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
от лат. identificare - отождествлять).
1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная И. часто имеет место во время детской ролевой игры.
2. Устойчивое отождествление себя со значимым др., стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную И. Первичная И. - это И. ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая И.). Вторичная И. - это И. в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.3. Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание (см. Эмпатия).
4. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу. (См. Защита психологическая, Комплекс Эдипа).
5. И. групповая - устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей (см. Социальная идентичность, Ценностные ориентации), осознание себя членом этой группы или общности. Син. автоидентификация, самоидентификация.
6. В инженерной и юридической психологии - распознавание, опознание к.-л. объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. См. Идентификация (перцептивная). (Д. А. Леонтьев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Идентификация
в психологии развития) [лат. identificare — отождествлять] — уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. И. в самом общем виде — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие И. было введено 3. Фрейдом сначала для интерпретации явлений депрессии, позднее — для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует суперэго, принимает женскую или мужскую роль и пр. 3. Фрейдом были выделены несколько типов И. В младенчестве возникает первичная И., которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место вторичной И., играющей роль защитного механизма. Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям. В неофрейдизме И. рассматривается как процесс активного поиска человеком своей идентичности, т. е. содержательности и целостности своей личности на всех возрастных этапах. В бихевиоризме И. выступает как механизм научения: либо как бессознательное подражание ребенка взрослому, либо как изменение поведения ребенка по требованию взрослого. В последнем случае положительным или отрицательным подкреплением служит выражение взрослым своего удовольствия или неудовольствия. Понятие И. получило широкое распространение в социальной психологии. И. рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок. В. В.Абраменкова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
identification) Процесс, посредством которого человек или
а) распространяет свою ИДЕНТИЧНОСТЬ на кого-либо другого, или
б) заимствует свою идентичность от кого-либо, или
в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью другого.
В аналитических работах термин никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-то другого.
Различают четыре типа идентификации: первичную, вторичную, проективную и интроективную. первичная идентификация - это предположительно существующее в младенчестве состояние, когда индивиду еще нужно отличить свою идентичность от идентичности объектов, когда различие между "я" и "ты" лишено смысла. вторичная идентификация - это процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже обнаружена. В отличие от первичной идентификации, вторичная идентификация является защитой, поскольку она уменьшает враждебность между собой и объектом и позволяет отрицать переживания СЕПАРАЦИИ с ним. Тем не менее, вторичная идентификация с родительскими фигурами считается частью нормального процесса развития (см. РАЗВИТИЕ). проективная идентификация - это процесс, посредством которого человек представляет, что он находится внутри некоторого объекта, внешнего по отношению к себе. Это также защита, поскольку она создает ИЛЛЮЗИЮ контроля над объектом, что позволяет субъекту отрицать свою беспомощность перед объектом и получать замещающее удовлетворение от его действий. интроективная идентификация - это или процесс идентификации с интроектом, или процесс, который дает возможность представить другого внутри себя и частью себя. Порой при использовании не делается различий между вторичной идентификацией и интроекцией.
Идентификацию часто пугают с ИНТРОЕКЦИЕЙ, ИНТЕРНАЛИЗАЦИЕЙ и ИНКОРПОРАЦИЕЙ. При желании точного понимания термина см. Koff (1961) и Fuchs (1937). См. также ЭГО; РАЗВИТИЕ ЭГО; ГРАНИЦА ЭГО.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Идентификация
(инкорпорация) Перед тем как стать неотъемлемой частью психоанализа, «идентификация» входила в понятийный аппарат общей психологии. Любому наблюдателю, даже не особо внимательному, никогда не составляло труда заметить, если не у себя, то, по крайней мере, у других заимствование, перенимание, повторение привычек и некоторых особенностей матерей, отцов, лидеров, друзей… начиная с деталей в одежде и вплоть до, к примеру, копирования черт характера и манеры говорить. Нередко можно услышать: «С годами ты все больше становишься похожим на свою мать!». Чем точнее интерпретация, тем она более «дикая». Патология идентификации, при которой похожее уступает место идентичному, может стать частью публичной жизни, как в случае «двойников» Элвиса Пресли, каждый год собирающихся праздновать годовщину «Короля». Психоанализ не довольствуется лишь подчеркиванием бессознательного измерения процесса, касающегося первых идентификаций, несомненно, самых глубоких, самых незыблемых; психоанализ утверждает, что Я сформировано именно из идентификаций и ни из чего другого: Я есть не только другой, но и другие . Я формируется на основе идентификаций с близкими, родственниками во время первых объектных отношений. Идентификация не является простой имитацией, помещение вовнутрь является одновременно и трансформацией, и присвоением. Как это происходит? Страдающий анорексией младенец, из последних сил отказывающийся проглатывать предлагаемую ему пищу, показывает в негативе, что вначале психическое движение идентификации не отличается от соматического процесса приема пищи. То, что один отвергает, другой (удовлетворенный младенец) принимает: «Я есть грудь» (следовательно, я существую). Идентификация, прежде всего, есть инкорпорация, а инкорпорация является прототипом всех последующих интериоризаций. Идентификация – это присвоение как хорошего, так и всего остального, что нравится и любимо. Стремиться стать, быть тем, кем ты хочешь, если не можешь обладать, иметь . Идентификация является остатком и отзвуком любви.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

Идентификация
(лат. Identificare — отождествлять) — 1. опознание чего–либо, кого–либо; 2. уподобление, отождествление с кем– либо, чем–либо. В психологии познавательных процессов И. понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого–либо признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия. Благодаря процессу И., происходит распознавание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и т. д. В том случае, когда объектом И. является человек, И. выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому–либо классу, типу, или же на основании которого признана целостной и идентичной самой себе. Во втором значении И. в самом общем виде это– процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие И. было введено З. Фрейдом сначала для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее — для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует “сверх–Я”, принимает женскую или мужскую роль и пр. В современной социальной психологии понятие И. охватывает три пересекающиеся области психической реальности. Во–первых, И. — это процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. Во–вторых, И. — это представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями. В–третьих, И. — это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения ндивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот тип И. позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ІДЭНТЫФІКАЦЫЯ / IDENTIFICATION– понятие, которым в психологии обозначают, во-первых, процесс формирования идентичности (как личностной, так и социальной), во-вторых, процесс и иногда также результат отождествления человеком себя с каким-либо другим человеком либо социальной категорией или группой. И. фигурирует в исследованиях идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тернер ) и в некоторых направлениях психодинамической психологии– эгопсихологии (А. Фрейд ) и теории объектных отношений (О. Кернберг ). В теории социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тернера И. с группой рассматривается как универсальный процесс, необходимым и достаточным условием которого является социальная категоризация– формирование представлений о принадлежности людей к различным социальным группам и определении собственного членства в некоторых из этих групп. В экспериментах Г. Тэджфела было доказано, что отнесение участников эксперимента к одной из групп на основании случайных и малозначимых критериев (так называемая парадигма минимальных групп) в большинстве случаев приводит к склонности демонстрировать внутригрупповой фаворитизм и аутгрупповую дискриминацию, т. е. оказывать предпочтение членам своей группы перед членами других групп при распределении ресурсов, что свидетельствует о достаточно высокой степени И. со своей группой. В рамках психодинамического подхода процесс И. фигурирует в ряде психологических защитных механизмов. Одной из таких защит является проективная И.– психологическая защита, связанная с размыванием границ между внутренним и внешним миром, которая заключается в том, что личность проецирует на другого человека отторгаемые составляющие собственного внутреннего мира и, в отличие от простой проекции, ожидает от другого человека поведения в соответствии с проецируемыми характеристиками. Тем самым проективная И. перекликается с механизмом самоподтверждающегося пророчества– изменениями во внешнем мире, вызванными представлением о том, что эти изменения уже имеют место. Еще один механизм психологической защиты– И. с агрессором– возникает в тех ситуациях, когда жертва агрессии вместо изменения ситуации принимает отношение к ней со стороны агрессора(наиболее типичное проявление– виктимблейминг– приписывание вины за агрессию самой жертве), вследствие чего ситуация представляется более приемлемой. И. с агрессором по своему механизму близка к феномену выученной беспомощности (представление о негативно оцениваемой ситуации как неизбежной и, как следствие, в какой-то мере легитимной). Психодиагностика И., как и других процессов, требует методов, позволяющих отслеживать феномен, разворачивающийся во времени. К таким методам относят эксперимент (в том числе формирующий) и различные виды интервью, прежде всего нарративное. М. С. Фабрикант

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Идентификация (Identification)
Под идентификацией я подразумеваю психологический процесс, в котором личность оказывается частично или полностью диссимилированной (см. ассимиляция). Идентификация оказывается отчуждением субъекта от самого себя в пользу объекта, в который он, так сказать, перемаскируется. Отождествление с отцом, например, означает на практике усвоение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равен отцу и не был бы индивидуальностью, отличной от отца. Идентификация отличается от имитации тем, что идентификация есть бессознательная имитация, тогда как имитация есть сознательное подражание. Имитация есть необходимое вспомогательное средство для развивающейся, еще юной личности. Она способствует развитию до тех пор, пока не служит для простого удобства и не задерживает развития подходящего индивидуального метода. Подобно этому и идентификация может содействовать развитию, пока индивидуальный путь еще не проложен. Но как только открывается лучшая индивидуальная возможность, так идентификация обнаруживает свой патологический характер тем, что оказывается в дальнейшем настолько же задерживающей развитие, насколько до этого она бессознательно содействовала подъему и росту. Тогда она вызывает диссоциацию личности, ибо субъект под ее влиянием расщепляется на две частичные личности, чуждые одна другой.
Идентификация не всегда относится к лицам, но иногда и к предметам (например, отождествление с каким-нибудь духовным движением или с деловым предприятием), и к психологическим функциям. Последний случай даже является особенно важным. В таком случае идентификация ведет к образованию вторичного характера, притом так, что индивид до такой степени отождествляется со своей лучше всего развитой функцией, что в значительной степени или даже совсем отчуждается от первоначального уклона своего характера, вследствие чего его настоящая индивидуальность впадает в сферу бессознательного. Этот исход является почти регулярным у всех людей с дифференцированной функцией. Он составляет даже необходимый этап на пути индивидуации (см.) вообще.
Отождествление с родителями или ближайшими членами семьи есть отчасти нормальное явление, поскольку оно совпадает с априорным семейным тождеством. В таком случае рекомендуется говорить не об идентификации, а о тождестве, как это и соответствует положению дела. Именно идентификация с членами семьи отличается от тождества тем, что оно не есть априори данный факт, а слагается лишь вторичным образом в нижеследующем процессе: индивид, образующийся из первоначального семейного тождества, наталкивается на пути своего приспособления и развития на препятствие, требующее для своего преодоления особых усилий, - вследствие этого возникает скопление и застой либидо, которое понемногу начинает искать регрессивного исхода. Регрессия воскрешает прежние состояния и, среди прочего, семейное тождество. Это регрессивно воскрешенное, собственно говоря, почти уже преодоленное тождество есть идентификация с членами семьи. Любая идентификация с лицами складывается на этом пути. Идентификация всегда преследует такую цель: усвоить образ мысли или действия другого лица для того, чтобы достигнуть этим какой-нибудь выгоды, или устранить какое-нибудь препятствие, или разрешить какую-нибудь задачу.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

Идентификация
лат. identificare - отождествлять) - 1. форма научения, то есть подражание, позволяющее детям заимствовать определенные модели поведения у родителей и других людей (см. интернализация); 2. болезненное присвоение характеристик другого человека (реального, воображаемого, изображаемого) или некоей социальной группы (см. апперсонализация); 3. процесс установления связи между собой и другим человеком или группой (см. аффилиация); 4. способ признания сходства событий, явлений, объектов и людей или их отождествления (см. классификация, навешивание ярлыков); 5. в психоанализе – неосознаваемый процесс, посредством которого индивид: а) распространяет свою идентичность на кого-то другого; б) заимствует свою идентичность от кого-то другого или в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью кого-то другого. В аналитических работах термин никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-либо другого. Различается четыре типа идентификации: 1. первичная идентификация – это, предположительно, существующее во младенчестве состояние, когда индивиду еще нужно отличить свою идентичность от идентичности объектов, когда различие между «я» и «ты» лишено смысла; 2. вторичная идентификация – это процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже обнаружена; она рассматривается как защита, поскольку уменьшает враждебность между собой и объектом и позволяет отрицать переживания сепарации с ним (идентификация с родительскими фигурами считается частью нормального процесса развития); 3. проективная идентификация – это процесс, в результате которого человек представляет, что он находится внутри некоторого объекта, внешнего по отношению к себе. Это также защита, поскольку она создает иллюзию контроля над объектом, что позволяет индивиду отрицать свою беспомощность перед объектом и получать замещающее удовлетворение от его действий; 4. интроективная идентификация – это или процесс идентификации с интроектом, или процесс, предоставляющий возможность представить другого внутри себя и частью самого себя. Может быть, например, так, что отнюдь не бедный и обладающий выдающимися способностями индивид идентифицирует себя с обычным, простым человеком, может происходить и нечто обратное. В истории есть много примеров того, как люди, очень образованные, талантливые или даже гениальные, и весьма богатые тратят все свое состояние на борьбу с господствующей политической системой, где, собственно, они и состоялись, но которую они, в соответствии с интроективной идентификацией, считают несправедливой. Таковы, в частности, Ф.Энгельс, С.Морозов. Нередко бывает иначе: человек, жизнь которого почему-либо на задалась, поднимается на борьбу за светлое будущее, в котором ему вообще не найдется места, и это происходит только потому, что он внутренне и совершенно неосознанно, отождествляет себя с представителями элиты общества. Полагают, что неспособность к идентификации в детстве с родителями, особенно родителем своего пола, уменьшает чувство идентичности, но и неудавшийся уход от идентичности с ними в подростковом возрасте приводит к аналогичному результату. Предполагается, что чувство идентичности, вероятно, является синонимом самосознания. Остается не вполне ясным, является ли поиск идентичности результатом стремления к отождествлению с определенной гпоиска социальной роли или он является следствием попыток индивида к углубленному самосознанию. Идентификацию рекомендуют различать с интроекцией, интернализацией и инкорпорацией.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (Identification)

Автоматический бессознательный психический процесс уподобления другим людям в одном или нескольких аспектах. Как правило, идентификация сопровождает всякий процесс созревания и психического развития, равно кок и формирование интересов, идеалов, внешних проявлений и т.д. Идентификация с любимым и уважаемым либо вызывающим страх и ненависть объектом лежит в основе адаптивных и защитных реакций. В теории Кляйн особый акцент делается на двух типах идентификации.
При проективной идентификации части Самости и внутренних объектов расщепляются и проецируются на внешний объект, который в таком случае становится 'идентичным' с расщепленными частями, а также доступным обладанию и контролю. Ее защитными целями являются слияние с внешним объектом, чтобы избежать сепарации, контроль над деструктивным или так называемым 'плохим' объектом, угрожающим преследованием индивида, а также предохранение "хороших' частей Самости посредством отщепления их и проективной идентификации с терапевтом. Процесс проективной идентификации формируется в рамках паранояйльно-шизоидной позиции и может сохраняться в течение всей жизни.
Хотя Кляйн и ее последователи использовали термины 'проекция' и 'проективная идентификация' как эквивалентные и взаимозаменяемые, они предполагают различие:
проекцией принято обозначать только защитный механизм, в то время как проективная идентификация включает в себя воображаемые объектные отношения. Такое разграничение было введено Огденом (1982) и подверглось критике со стороны Гротштейно, утверждавшего, что проекция невозможна без реципиента (контейнера), с которым должна быть идентифицирована проецируемая часть.
Интроективная идентификация представляет собой процесс, противоположный проективной идентификации, и предполагает фантазии об оральной инкорпорации объекта, благодаря которой и происходит идентификация. Интроекция и проекция концептуализируются как непрерывный процесс, выражающийся в формировании внутреннего мира индивида. Интроективная идентификация является противовесом проективной идентификации, поскольку ребенок инкорпорирует то, что он уже идентифицировал кок 'хорошее' (посредством проективной идентификации), но также 'отщепляет' (проецирует) плохие или опасные аспекты объекта. Подобное взаимодействие было описано еще Фрейдом (1915), заимствовавшим у Ференци (1904) термин интроекция. Таким образом, интроекцию родителей можно понимать как селективный процесс, посредством которого Я 'собирает' или 'конструирует' объекты внешнего мира, интроецируя одни его аспекты и проецируя другие (Heimann, 1952). Идентификация с родителями происходит благодаря сочетанию этих двух механизмов и выражается в развитии Я и Сверх-Я. Если проективные механизмы, по-видимому, преобладают при паранояйльно-шизоидной позиции, то Интроективная идентификация доминирует при депрессивной позиции. Последняя отражает более высокую ступень созревания; объект является теперь целостным, и не существует больше опасности, что Я будет разрушено спроецированным влечением к смерти (то есть плохим объектом). Скорее, деструктивные импульсы ребенка разрушат объект любви. В целом интроективные процессы при этой позиции являются более интенсивными из-за потребности обладать объектом, интернализировать его и тем самым защитить от собственной деструктивности ребенка. С другой стороны, Интроективная идентификация может использоваться также в качестве защитного механизма - интернализации плохого объекта и идентификации с ним, чтобы сохранить в фантазии ценные свойства внешнего объекта.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Идентификация
лат. identificare - отождествлять) (в социальной психологии) - эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с др. субъектом, группой, образцом. Понятие «И.» было введено З. Фрейдом сначала для интерпретации явлений патологической деп рессии, позднее - для анализа сновидени й и нек-рых процессов, посредством к-рых маленький ребенок усваива ет образцы поведения значимых других, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Фрейдом было выделено неск. типов И. В младенчестве возникае т первичная И., к-рая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотал ьная захваченность объектом» уступает место вторичной И., играющей роль защитного механ изма, благодаря к-рому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения нек-рых аспектов ег о поведения в собственные действия. Согласно Фрейду, эта форма И. является предысторией Эдипова комплекса, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует нек-рые особенности его поведения. Эта парциальная И. носит амбивалентный хара ктер и может проявляться как в отношении люби мого лица, так и лиц, к-рых ненавидят или к-рым завидуют. Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении, ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, для развития совести. Применительно к взрослому субъекту И. в концепции Фрейда связывалась с невротическим симптомом, при к-ром у субъекта из-за желания оказаться в положении объек та возникают болезненны е явления, характерные для последнего. Для Фрейда механизм И. обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое «вживание», «вчувствование», приобретая в нек-рых случаях с войст во «п сих ич. инфекции», столь характерной для толпы. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие И. выступило в кач. центрального механизма формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление опр. эмоциональной связи, содержанием к-рой является переживание своей тождественности с объе ктом. Понятие «И.» получило ш ирокое распространение за рамками психоанализа, в ча стности в социальной психологии (Л. Бандура, Т. Парсонс и др.). И. расс матривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т. д. (Ч. Кули, Дж. Мид). В совр. психологии понятие «И.» охватывает 3 пересекающиеся области психич. реальности. Во-первых, И. - это процесс объединения субъектом себя с др. индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутр. мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. Во-вторых, И. - это представление, видение субъектом др. человека как продолжения себя самого, наделение его своими, чертами, чувствами, желаниями (напр., родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов). В-третьих, И. - это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства др. человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот тип И. позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение. Лит.: Абраменкова В. В. Развитие коллективистской идентификации и персонализация в детском возрасте // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987; Петровский В. А. Эмоциональная идентификация в группе и способ ее выявления//К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973; Kagan J. The concept of identification // Psychol. Rev. 1958. T. 65. No. 5. В. В. Абраменкова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Identification; Identifizierang) - психологический процесс, в котором личность частично или полностью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития.
"Отождествление с отцом, например, означает на практике усвоение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равен отцу и не был бы индивидуальностью, отличной от отца. Идентификация отличается от имитации тем, что идентификация есть бессознательная имитация, тогда как имитация - сознательное подражание. Имитация - необходимое вспомогательное средство для развивающейся, еще юной личности. Она способствует развитию до тех пор, пока не служит для простого удобства и не задерживает развития подходящего индивидуального метода. Подобно этому и идентификация может содействовать развитию, пока индивидуальный путь еще не проложен. Но как только открывается лучшая индивидуальная возможность, так идентификация обнаруживает свой патологический характер тем, что оказывается в дальнейшем настолько же задерживающей развитие, насколько до этого она бессознательно содействовала подъему и росту. Тогда она вызывает диссоциацию личности, ибо субъект под ее влиянием расщепляется на две частичные личности, чуждые одна другой. Идентификация не всегда относится к лицам, но иногда и к предметам (например, отождествление с каким-нибудь духовным движением или с деловым предприятием) и к психологическим функциям. Последний случай даже является особенно важным. В таком случае идентификация ведет к образованию вторичного характера и притом так, что индивид до такой степени отождествляется со своей лучше всего развитой функцией, что в значительной степени или даже совсем отчуждается от первоначального уклона своего характера, вследствие чего его настоящая индивидуальность впадает в сферу бессознательного. Этот исход является почти регулярным у всех людей с дифференцированной функцией. Он составляет даже необходимый этап на пути индивидуации вообще. Отождествление с родителями или ближайшими членами семьи есть отчасти нормальное явление, поскольку оно совпадает с априорным семейным торжеством. В таком случае рекомендуется говорить не об идентификации, а о тождестве, как это и соответствует положению дела. Именно идентификация с членами семьи отличается от тождества тем, что она не есть априори данный факт, а слагается лишь вторичным образом в нижеследующем процессе: индивид, образующийся из первоначального семейного тождества, наталкивается на пути своего приспособления и развития на препятствие, требующее для своего преодоления особых усилий; вследствие этого возникает скопление и застой либидо, которое понемногу начинает искать регрессивного исхода. Регрессия воскрешает прежние состояния и, среди прочего, семейное тождество. Это, регрессивно воскрешенное, собственно говоря, почти уже преодоленное тождество есть идентификация с членами семьи. Любая идентификация с лицами складывается на этом пути. Идентификация всегда преследует такую цель: усвоить образ мысли или действия другого лица для того, чтобы достигнуть этим какой-нибудь выгоды или устранить какое-нибудь препятствие или разрешить какую-нибудь задачу" (ПТ, пар. 711- 713)
Идентификация с комплексом (переживаемая как одержимость) - постоянный источник невроза, который может быть также вызван идентификацией с какой-то идеей или верованием.
"Эго сохраняет свою целостность только в том случае, если оно не идентифицируется с одной из противоположностей и если оно понимает, каким образом удерживать равновесие между ними. Это возможно лишь тогда, когда оно одновременно осознает обе противоположности. Однако необходимое просветление, инсайт - дело чрезвычайно трудное не только для социальных и политических лидеров, но и для религиозных наставников и учителей. Все они хотят решения в пользу одной вещи, и поэтому полная идентификация с неизбежностью оказывется односторонней "истиной". Даже если речь идет о какой-то великой Истине, идентификация с ней все равно означала бы катастрофу, поскольку она задерживала бы все дальнейшее духовное развитие" (CW 8, par. 425).
Односторонность обычно возникает благодаря идентификации с отдельной сознательной установкой. В результате происходит утрата контакта с компенсирующими силами бессознательного.
"В любом таком случае бессознательное обычно отвечает сильными эмоциями, раздражительностью, потерей контроля, высокомерием, чувством неполноценности, капризностью, депрессиями, приступами гнева и т. д., связанными с утратой самокритики и неправильными суждениями, ошибками и чувственными обманами, сопровождающими эту утрату" (CW 13, par. 454).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности - в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности. 1. Преимущественное понимание - как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (=> интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. 2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации - человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:
1) отнести личность к некоему классу или типу - например, идентификация преступника;
2) признать личность целостной и идентичной самой себе. 3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (-> проекция); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, - например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов. 4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим - субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его смыслов личностных. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Как механизм взаимопонимания - это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено З. Фрейдом, сначала - для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и некоих процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует "сверх-Я", принимает женскую или мужскую роль и пр. Идентификация - противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл - в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Идентификация - это форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании - неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Идентификация может происходить с любым объектом - человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в некоих случаях свойство "психической инфекции", столь характерной для толпы. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии .эта "тотальная захваченность объектом" уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного (-> защищенность психологическая), благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации - предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некие особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации обретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т.е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта - из-за желания оказаться в положении объекта - возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
а) модус-способ узнавания-опознавания какого-либо предмета, объекта, субъекта и детализация феноменов объекта-субъекта в самом процессе; б) адекватизация-изоморфизация-аналогизация с какими-либо субъектами, объектами, предметами и их предикатами-свойствами; герменевтизация И. в разных моделях используется в псих. гностических процессов как функция сопоставления-уподобления-сравнения одного объекта или же субъекта с другими объектами, индивидами, на основании каких-либо предикатов, деталей сходства, аналогичных функций, адекватизированных процессов или же на основании какой-либо дифференциации, различия; благодаря самим процессам-функциям И. и происходит гностизация-узнавание образов, моделей, объектов, конституирование обобщений, резюме, разделение их на категории, классы, подклассы, виды, подвиды, анализ знаков-указателей-деталей-компонентов в том или ином объекте, системе, предмете; если объектом И. является сам субъект, то модусы И. выступают как процессы узнавания-усмотрения-интроспекции тех предикатов-качеств его личности, на основании коих сама личность и может быть соотнесена к тому или иному статусу, социоположению, к какому-либо классу, группировке, группе, альянсу, касте, богеме, бомонду, камарильи, например, И. высокопоставленного чиновника, И. бюрократа, засевшего в госаппарате; модусы И. можно истолковывать-интерпретировать как модусы целостно-идентичной экспликации, соотносящиеся к Эго той личности, кот. идентична по своим социопсихофеноменам сама себе; в предикате б) формы И. — это гностическо-эмотивно-активный процесс малоосознаваемых-бессознательных активаций сынтенционированный на аналогизацию-отождествление субъекта, т.е. самого себя, своего Эго с другими индивидами, или же субъектами входящими в ту или иную группу, альянс, союз, организацию; впервые понятие И. было введено З. Фрейдом для модификации феноменов патологической депрессии, а уже позднее Фрейд при; менял этот термин для анализа-интерпретации сновиденческих феноменов, а также для иссл. формирования суперэго у ребенка; по Фрейду, в процессах И. сам ребенок усваивает парадигмы поведения других индивидов, например, взрослых, и принимает на себя аспекты мужской или женской роли, Фрейд дефиницировал несколько типов И.: тип А — когда в раннем возрасте возникает первично-субстанциональное И. кот. является элементно-тривиальной формой, чувственно-эмотивной привязанности ребенка к матери; тип В — когда сами процессы И. исполняют роль иммунно-защитного механизма, благодаря коему ребенок и сможет, по Фрейду, деструктировать психоакты беспокойства, тревоги, путем трансформации актов поведения и собственных активно-эмотивных действий, по Фрейду, второй тип И. и является предтечей комплекса Эдипа, когда, например, маленький мальчик во многом хочет походить на своего отца, и уже при боязни наказаний адекватизирует-аналогизирует некоторые специфические феномены актоповеденческих реакций своего взрослого наставника; такой фактор может носить бинарный характер и репродуцироваться-воссоздаваться и в отношении тех лиц к коим проявляется симпатия или же соотносительно тех лиц коих мы, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, не любим, ненавидим, презираем ИЛИ же завидуем им; в базальном значении, такая форма И. дефиницируется тогда, когда ребенок усваивает фетиши-запреты, как акты вербальных сигналов-предупреждений исходящих от родителей, при формировании-конституировании в его психике механизмов устойчивости-иммунности х разного рода искушениям, а также для эволюции форм совести, мобильности у ребенка; по Фрейду и его стор., процессы И. и должны обеспечить взаимокорреляцию субъектов, связанных различными замыслами и идеями в той или иной социогруппе, а также им свойственно создавать-пулировать солидарность-общность индивидов, как формы совчувствования-соментальности-сорефлексивности, кои могут проступать-моделироваться как предикаты психоинфекции-психопрививки — акты взаимовоздействия друг на друга—часто характерные для больших групп, или же толпы; некот. исследователи использовали понятие И. в качестве субстанционального механизма для эволюции-морфологизации-формирования способности Эго-субъекта того или иного индивида для саморазвития-самосовершенствования; в таком модусе, по их мнению, осуществляется специфическая корреляция между субъектом и отражаемым объектом или же субъектом, находящимся в поле перцепции и рефлексии, как предикат, как связь, как когеренция для установления значимо-эмотивной, эмоционально рефлексивной связи, моделесодержанием коей и являются психопереживания своей аналоговости, почти конгруэнтности с тем или иным субъектом или же объектами, в частности, эти проблемы весьма интересовали знач. совр. психоаналитиков и психологов, таких как Бандура, Олпорт, Хорни, Кули, Адлер и др.; механизмы И. можно рассматривать как субстантивные феномены психо-социоэтикоизации индивида, кот. проявляется в принятии субъектом тех или иных условий-фетишей-предписаний при вхождении им в группу, группировку, альянс, организацию как качество-модус, определенной социоэтической установки или же в зависимости от обстоятельств, как акты осознанно-интенционального действия; в совр. психологии факторы И. можно модифицировать-рассматривать, как: 1 —это процессы интеграции индивидом себя самого, своего Эго с другими субъектами, в процессе групповых отношений, межличностных отношений, по принципам эмоционально-этической-онтологической когеренции; 2 — как принятие своих или же чужих предписаний-законов-парадигм-эталонов-индексов-ценностей; 3 — как механизмы подражания-имитации, акто-поведенческим реакциям, социоустановкам других субъектов, как следование, под час слепое, тем или иным массово-подражательно-рекламным образцам; 4 — это эйдетическо-рефлексивный механизм, связанный с актами репродуктивного воображения, как модель, как форма представление-созерцание-аффицирования самого себя в Эго, актах поведения другого индивида, кот. наделся той же психикой, теми же ингредиентами психики, теми же эмоциями, чувствами, стремлениями, побуждениями, целями, желаниями, спроецированными на достижение значимо-генеральных целей; в последнем случае важно исследовать механизм транспортировки-трансфероизации-трансплантации, например, Эго одного субъекта в Эго другого субъекта, постановка индивида себя на место другого, — в сферу-антураж тех обстоятельств в коих может находиться другой человек, — для приобретения тех или иных значимых качеств другого, кои, как кажется-представляется субъекту трансфероизирующему свое Эго, окажутся весьма цченностио-потребностно значимыми для него самого в дифференциальных онтологическо-смысловых ситуациях-эпизодах; можно рассматривать и феномены группоидентификации – альянсоидентификации, как формы совместной деятельности в процессе кот. эмпатии-переживания одного субъекта сопричисленного к альянсу, группе, группировке, бомонду, организации продуктивно воздействуют на мотивы поведения, психику другого субъекта, как организующие компоненты-единицы совместной деятельности, инициативности, связанной с осуществлением групповых, альянсивных целей, задач, а также феномены, направленные на деструкцию фрустрационных состояний субъекта, обычно группоидентификации выражаются в признании за другими субъектами тех же прав и обязанностей кои присущи самому индивиду, в оказании спонсорства-благотворительности-содействия-помощи-эмпатии, обязательно требовательного отношения к членам группы, альянса, как и психофеноменов самотребовательности-самообязательности субъекта к самому себе: в этом случае группоидентификацию-альянсоиндентификацию можно рассматривать-исследовать как психофакторы готовности индивида ставить себя на место другого, чувствовать, мыслить, переживать, активно действовать, принимать решения идентифицировано-адекватно тому, как если бы на его месте действовал-поступал-размышлял другой субъект альянса, группы, группировки, т.о. вышеуказанный феномен можно рассматривать почти как инвариантный ориентир-денотат, как цченностио-модальную характеристику совместной деятельности членов альянса-группы для коих собственные социоэтические установки, адекватизированы, почти всегда, социоэтическими установками других членов группы, организации; подобные социоэтические установки диффузируются-смешиваются с идентичными установками-рефлексиями-идеями-замыслами других индивидов сопричастных к альянсу, группе, мини-группе, становятся парадигмами-фетишами-аксиомами в отношениях и могут определяться в коммуникативных факторах, как акты межличностной симпатии или же антипатии в процессе имманентно-групповых конфликтов.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ
от лат. identificare – отождествлять, устанавливать совпадение) – процесс отождествления одного человека (субъекта) с другим (объектом). Идентификация осуществляется на основе эмоциональной привязанности к другому лицу. Она сопровождается стремлением человека походить на другого, которого он любит, обожает, боготворит. Специфические свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера вести разговор, походка, стиль поведения, образ жизни – все это копируется, воспроизводится тем, кто стремится походить на своего кумира.
   В классическом психоанализе под идентификацией, отождествлением понимается самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Ребенок привязывается к матери, отцу или замещающим их лицам. Он хочет быть похожим на своих родителей, хочет стать такими же, как они. Благодаря процессу идентификации с любимым лицом происходит формирование собственного Я по подобию другого, взятого за образец подражания.
   К проблеме идентификации З. Фрейд обратился в начале становления психоанализа. Так, в работе «Толкование сновидений» (1900) он привел сновидение одной из своих пациенток, в котором имело место ее отождествление с другим лицом, в результате чего сновидение изобразило специфическим образом неосуществленное желание. Речь шла об истерической идентификации, которая, по мнению З. Фрейда, представляет «чрезвычайно важный момент для механизма истерических симптомов», поскольку путем отождествления больные выявляют в своих симптомах не только собственные переживания, но и переживания других лиц, то есть они «как бы страдают за других и исполняют единолично все роли большой жизненной пьесы».
   В понимании основателя психоанализа истерическая идентификация не является обычной имитацией истериков, выражающейся в их способности подражать симптомам, наблюдаемым ими у других. Истерическая идентификация соответствует бессознательному процессу. Как считал З. Фрейд, истерик идентифицирует себя в симптомах своей болезни наиболее часто с лицом, с которым он находится в сексуальных отношениях или которое находилось в такой же связи с тем же лицом, что и он. «Для идентификации в истерической фантазии и в сновидении достаточно представления о сексуальных отношениях, которое не должно быть вовсе реальным».
   С точки зрения З. Фрейда, идентификация может служить в сновидении различным целям, а именно изображению общих черт второго лица, передвинутого сходства или лишь желаемого сходства. Поскольку желание найти общие черты у двух лиц нередко совпадает со смешением их, то и взаимоотношение «выражается в сновидении идентификацией». Если в содержании сновидения содержится не фигура спящего, а другое лицо, то есть основания предполагать, что фигура спящего скрыта путем идентификации за этим лицом. Если в другом случае фигура спящего действительно имеется налицо в сновидении, то можно предположить, что позади спящего путем идентификации скрывается другое лицо. Словом, фигура спящего в сновидении может изображаться различными путями и даже одновременно: или непосредственно, или с помощью идентификации с другим лицом. По мнению основателя психоанализа, «некоторые такие идентификации способствуют сгущению чрезвычайно обильного материал мыслей».
   Наряду с истерической идентификаций основатель психоанализа рассматривал и другую форму идентификации, которую он назвал «нарциссической». В «Лекциях по введению в психоанализ (1916/17) он писал о том, что при нарциссической идентификации объект привязанности воздвигается в самом Я человека и как бы проецируется на это Я. В этом случае, по его словам, „с собственным Я обращаются, как с оставленным объектом, и оно испытывает на себе все агрессии и проявления мстительности, предназначавшиеся объекту“.
   З. Фрейд исходил из того, что идентификация амбивалентна, то есть двойственна по своей природе. В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он подчеркивал, что «идентификация изначально амбивалентна, она может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения». Так, идентификация мальчика со своим отцом сопровождается не только его стремлением стать таким же сильным, как отец. Она включает в себя определенную долю враждебности по отношению к отцу, как только мальчик начинает испытывать нежные чувства к матери. У ребенка появляется желание заменить своего отца в отношениях с матерью.
   В этом смысле идентификация способствует появлению у ребенка эдипова комплекса, который, в понимании З. Фрейда, играет важную роль в психосексуальном развитии человека. Речь идет об установлении особых эмоциональных отношений между мальчиком и его родителями. Тех отношений, когда сын одновременно любит и ненавидит своего отца, хочет устранить его из своей жизни, чтобы быть наедине с матерью, и боится, что сильный отец накажет его за это желание.
   Процесс идентификации протекает по-разному. Он может сопровождаться отождествлением как с любимым, так и нелюбимым лицом. Например, девочка, испытывающая сильные эмоциональные чувства к своему отцу, может делать все для того, чтобы стать похожей хотя бы в чем-то на свою мать. Если ее мать больна, постоянно кашляет или хромает, то девочка старается походить на нее, несмотря на враждебные чувства по отношению к ней, возникшие в силу своего желания занять ее место в отношениях с отцом. В этом случае девочка отождествляет себя с нелюбимой матерью, начинает сильно кашлять или прихрамывать, чтобы тем самым привлечь к себе внимание отца. Идентификация подобного рода может привести к соответствующему заболеванию с ярко выраженными невротическими симптомами.
   Идентификация имеет место не только у отдельного человека. Она может наблюдаться одновременно у значительного количества людей, служить питательной почвой для их объединения между собой, быть основой для установления прочных эмоциональных связей в группе, обществе, нации.
   В молодежной среде часто появляются кумиры из числа певцов, музыкантов, эстрадных звезд, которые становятся объектом подражания для тех, кто их обожает. Многие молодые люди стремятся походить на них: носят такую же одежду, как и их кумир; делают себе такую же прическу. Они готовы пойти на все, чтобы идентифицироваться со своим кумиром. Между теми, кто стремится подражать любимому певцу или музыканту, устанавливаются особые эмоциональные отношения. Таким образом, идентификация наблюдается не только между отдельным человеком и его кумиром, но и между членами группы, поклоняющимися той или иной эстрадной звезде. Подобная идентификация способствует сплочению группы, подавлению чувств агрессивности ее членов по отношению друг к другу.
   Аналогичная картина имеет место в политических партиях, социальных движениях, национальных объединениях. Их представители объединяются между собой на основе идентификации с их лидерами и друг с другом.
   В психоанализе идентификация тесно связана с интроекцией, то есть включением внешнего мира во внутренний мир человека. Взаимосвязь идентификации с интроекцией обусловлена тем, что процесс отождествления одного лица с другим может идти рука об руку с процессом вовлечения любимого и обожаемого объекта в орбиту переживаний личности. В этом случае объект поклонения становится не просто идеалом подражания, а тем внутренним идеалом-Я, который может стать на место Я и подменить его собой.
   Обобщая свои взгляды на существо идентификации в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» З. Фрейд, высказал следующие положения: «идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом»; регрессивным путем, как бы интроекцией объекта в Я, «она становится заменой либидозной объектной связи»; идентификация «может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов».
   Исследование проблемы идентификации получило свое развитие в работах аналитиков различной ориентации. Так, К.Г. Юнг (1875–1961) рассмотрел идентификацию человека с группой, с героем культа и даже с душами предков. В соответствии с его представлениями, мистическая сопричастность к группе является не чем иным, как бессознательной идентификацией, многие культовые церемонии основываются на идентификации с богом или героем, регрессивная идентификация с животными предками имеет возбуждающий эффект.
   А. Фрейд (1895–1982) исследовала идентификацию в качестве одного из механизмов защиты Я и показала, что бывают случаи, когда идентификация сочетается с другими механизмами, образуя мощное орудие Я в его действиях с внешними объектами, порождающими и возбуждающими тревогу. В работе «Я и защитные механизмы» (1936) она обратила особое внимание на случаи «идентификации с агрессором», считая, что подобная идентификация «представляет собой, с одной стороны, предварительную фазу развития Сверх-Я, а с другой – промежуточную стадию развития паранойи». В понимании А. Фрейд, идентификация с агрессором представляет собой конкретное сочетание интроек-ции и проекции и может рассматриваться в качестве нормального явления лишь в той мере, в какой человек использует этот механизм в своих попытках совладать с объектом тревоги.
   В современной психоаналитической литературе обсуждаются различные типы и формы идентификации. Рассматриваются ее механизмы, ведущие к возникновению психических заболеваний, появлению политических лидеров, формированию общественных движений, всплеску национализма в различных странах мира. Типы и механизмы идентификации подробно изучаются в прикладном психоанализе, как клиническом, так и немедицинском использовании его.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
70.64 кб

Половозрастная идентификация детей и подростков с детским церебральным параличом

Дмитриева Елена Николаевна, Левицкая Татьяна Евгеньевна
Рассматриваются некоторые особенности половозрастной идентификации детей и подростков с детским церебральным параличом.
Читать PDF
284.06 кб

Идентификация видов труда: эмоциональная составляющая

Кин Екатерина Ивановна
Рассмотрена классификация видов труда по степени эмоциональной нагрузки. Выделены эмоциональный, частично эмоциональный и неэмоциональный виды труда.
Читать PDF
239.09 кб

Идентификация противоправных намерений на основе внешних поведенческих признаков

Волынский-басманов Ю. М., Каменева М. Е.
Статья посвящена проблеме выявления и пресечения противоправных действий с использованием особенностей психоэмоционального состояния потенциального преступника. Вводится понятие идентификаторов противоправных намерений личности.
Читать PDF
355.40 кб

Идентификация-обособление как двуединый психологический механизм развития личности студента в общени

Васюра Светлана Александровна
Статья посвящена вопросам преодоления психологических трудностей общения и взаимопонимания студентов факультета удмуртской филологии УдГУ с помощью социально-психологического тренинга.
Читать PDF
124.70 кб

Городская сцена Самары начала ХХ столетия и социокультурная идентификация купечества

Кузовенкова Юлия Александровна
Читать PDF
444.00 кб

Идентификация реограмм средствами пакета Matlab

Ананченко В. Н., Литвин А. В., Лукьянов А. Д., Литвин А. А.
Читать PDF
60.11 кб

Микроскопическая идентификация инородных частиц, обнаруженных в просвете сосудов

Файзуллин А. Б.
Читать PDF
232.10 кб

Идентификация как механизм развития уверенности девочки

Врублевская Татьяна Владимировна
«Качество детства» девочки имеет определяющее значение для формирования ее уверенности и сказывается на протяжении всей жизни женщины. Мы связываем благополучное психологическое развитие девочки с ее уверенностью.
Читать PDF
241.01 кб

Социальная идентификация в социогуманитарном дискурсе

Селеткова Гюзель Ильясовна
Дан теоретический анализ социальной идентификации в рамках философского, социально-психологического и социологического направлений. Описаны особенности данных направлений в изучении социальной идентификации.
Читать PDF
319.10 кб

Социальная идентификация персонажей в телевизионной рекламе Китая

Шабалина Ольга Ивановна
Статья посвящена способам моделирования поведения персонажей в китайской рекламе.
Читать PDF
628.62 кб

Идентификация эмоциональных состояний учащегося при восприятии голоса педагогом в профессиональной д

Агавелян Оганес Карапетович, Лучшева Людмила Михайловна
В данной статье показано значение адекватного восприятия голоса учащихся и идентификации эмоциональных состояний педагогами в профессиональной деятельности с целью достижения положительной ситуации.
Читать PDF
113.66 кб

Изолирование и идентификация пиразинамида

Юсупова Ф. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Идентификация лекарственно-индуцированного апоптоза в лейкозных клетках

Соколовская А. А., Заботима Т. Н., Блохин Д. Ю., Барышников А. Ю.
Читать PDF
86.12 кб

Идентификация и мониторинг двигательных черепных нервов в ходе удаления базальных внемозговых опухол

Тиглиев Г. С., Гоман П. Г., Гуляев Д. А., Фадеева Т. Н.
Читать PDF
464.42 кб

Гендерная идентификация в семье: преемственность и связь поколений

Вержибок Галина Владиславовна, Кириллова Ольга Васильевна
Статья посвящена трансформации гендерных ролей в современном обществе, выявлению роли семьи в передаче следующим поколениям социокультурного опыта и воспроизведении ценностно-смыслового пространства культуры, показано формирование

Похожие термины:

  • Анаклитическая идентификация

    тенденция ребенка к идентификации себя с родителем, который поддерживает и воспитывает его. Ср. психологический симбиоз.
  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

    Общая тенденция к идентификации себя с родителем, который поддерживает и воспитывает.
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ДЕЙСТВЕННАЯ

    gt; идентификация коллективная.
  • Половая идентификация

    то же, что Половое самосознание.
  • ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

    от лат. identificare - отождествлять) - 1) отождествление, уподобление себя членам данной этнической группы; 2) процесс сопоставления и сравнения субъекта данной этнической группы с субъектами своей и дру
  • гендерная идентификация

    Категория социальной идентификации, которая относится к идентификации личности как мужчины или женщины, или какой-либо другой категории. 
  • ГРУППОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

    отождествление человеком себя с членами определенной социальной группы. См. группа социальная.
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ или ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

    IDENTIFICATION) Изменение образа себя в сторону большего сходства с объектом восхищения (или определенными его аспектами). Этот термин используется для обозначения как процесса внесения таких изменений
  • ИНТРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

    процесс идентификации, осуществляемый путем вбирания человеком вовнутрь внешнего объекта или его отдельных частей, свойств, характеристик.    Представления об интроективной идентификации соде
  • Идентификация коллективистская

    признание за членами группы, в частности, занимающимися совместной деятельностью, равных прав и обязанностей, в том числе понимание прав каждого из них на содействие и поддержку, необходимости со
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ

    идентификация коллективистская) - возникающая в деятельности совместной форма гуманных отношений, при коей переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собстве
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ В КРИМИНАЛИСТИКЕ

    установление тождества объектов или личности по совокупности их идентификационных признаков. Такой метод является научно обоснованным, направленным на опознание объектов и их индивидуальных св
  • Кросс-родительская идентификация

    англ. cross-parent identification) – в психоанализе – любовь ребенка к родителю противоположного пола.
  • ЛАТЕНТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

    Социальная роль, которая хотя "официально" и не является фактором функционирования общества, однако оказывает значительное влияние на поведение индивида в социальной организации. Пол, раса, религ
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТНАЯ

    механизм, действие коего основано на сильной эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего с родителями, приводящий к уподоблению - чаще всего неосознанному - этим "другим значимы
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

    чувство приобщенности человека к конкретной национальной (этнической) культуре, при котором он постоянно отождествляет себя с определенной группой, этносом, нацией, расой. Ежедневный труд, соседс
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАРЦИССИЧЕСКАЯ

    процесс самопроецирования на Я утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на Я, но при этом человек обходится со своим Я как с оставленным объектом и направляет на Я
  • Идентификация с удачливым неудачником

    одна из разновидностей социального сравнения, когда люди идентифицируются с героями неудачниками, которых по сюжету фильма или книги неизбежно, фатально ждет заслуженная удача. Наиболее показат
  • ПЕРЕКРЕСТНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

    Идентификация ребенком себя с родителем противоположного пола.