ИДЕНТИЧНОСТЬ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Идентичность
ваш "я-образ" или "я-концепция", каким вы воспринимаете самого себя; один из неврологических уровней.

Источник: Мак-Дермот Я. Краткий глоссарий НЛП

ИДЕНТИЧНОСТЬ
осознанное единство и преемственность телесных и психических процессов. См. также Половая идентичность.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

идентичность
[identity] Отличительный набор личностных характеристик, по которым человек известен и как индивидуум, и как член той или иной группы.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Идентичность
лат. identicus — тождественный, одинаковый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Идентичность
Характеристика согласования и постоянства репрезентаций самости, связанных с консолидацией структуры Эго и ее функций, а также соответствующего согласования и постоянства репрезентаций объекта.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

Идентичность
Identity). Этот термин включает чувство индивидуальности, целостности и тождественности, ощущение синтеза, единства и социальной солидарности. Понятие идентичности имеет как социальные, так и психологические аспекты.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Идентичность
ваш Я - образ или Я - концепция. Кем вы себя считаете. Целостность вашего существа. Искажение процесс, в результате которого некоторый опыт оказывается неточно представленным во внутреннем переживании в ограниченной форме.

Источник: Небольшой словарик терминов НЛП. 2004

Идентичность
Человеческое представление о самом себе, идея о себе как уникальном существе, которая начинает развиваться уже в раннем детстве. В психосоциальной теории Эрика Эриксона развитие собственной идентичности рассматривается как главная задача периода юности.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Идентичность
целостность личности. В теории Э. Эриксона, И. - чувство личной тождественности (Я - тот же самый, несмотря на те изменения, которые происходят в процессе роста и развития) и социальной принадлежности (Я - часть социальной группы) и идеал саморазвития.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ИДЕНТИЧНОСТЬ
идентичность Я) - согласно Э. Эриксону, - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИДЕНТИЧНОСТЬ
(от позднего лат. identicus – тождественный, одинаковый) – тождество, подобие двух предметов или понятий. Половая И., этническая И. – отождествление себя с моделями своего пола или нации – один из основных механизмов формирования личности в системе социальных отношений, механизм социального наследования психики. Достижение идентичности – необходимое условие нормального формирования личности (Э. Эриксон). Размытая И. – источник невротизма.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ИДЕНТИЧНОСТЬ
в разной степени артикулированное, остро и интенсивно переживаемое индивидом, группой, социумом чувство их принадлежности к "своему" миру: самоотождествление с определенной социокультурной средой, ее нормами и ценностями; весьма высокая потребность в одобрении своих действий самой личности (группы) со стороны такой среды и ее авторитетов; чувство неотъемлемой принадлежности к генетическим, историко-культурным, духовным корням этой среды; ощущение и осознание неразрывной связи своего собственного будущего с перспективами этой среды. (Косолапов Н.А., с. 102)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

ИДЕНТИЧНОСТЬ
1. В психологических исследованиях личности – внутреннее, субъективное состояние человека, в котором выражается осознание человеком себя как своеобразной, устойчивой личности. 2. В теории Ж. Пиаже – состояния осознания, понимания человеком того, что нечто в данный момент времени удерживается, схватывается его разумом. Например, ребенок может осознать, что жидкость обладает свойством «глубокой идентичности», которая не утрачивается при изменении формы сосуда, в котором эта жидкость в настоящий момент времени находится. См. идентификация, идентичность гендерная, идентичность личностная, идентичность половая, идентичность социальная латентная, интеллекта теория (Ж. Пиаже), личность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИДЕНТИЧНОСТЬ

В центре понимания человека гуман-структурологии и вытекаемой из нее науки, практики лечения и профилактики стоит концепция идентичности.
Идентичность представляет собой процесс непрерывного поиска и постоянного развития своего истинного «Я». Группо-динамический аспект идентичности представляет собой суммарный опыт освоенных с момента рождения и находящихся в постоянном динамическом движении групповых отношений и идентификации. Идентичность и группа обозначают «...принципы человеческой жизни как таковые».
С энергетической точки зрения идентичность можно понять как манифестировавшуюся социальную энергию, если эта энергия в процессе обмена между отдельными лицами и лицами и группой создает структуру. Архаичные болезни Я всегда представляют собой болезни идентичности и их терапия должна, в целях изменения структуры, представлять собой терапию идентичности.

Источник: Глоссарий терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой

Идентичность
1. устойчивое представление индивида о самом себе. Нередко термин уточняется указанием на характер идентификации (полоролевая идентичность, групповая идентичность и т.д.); 2. глубинное тождество между внешне различными объектами, явлениями, состояниями (например, разные агрегатные состояния воды); 3. устойчивое и непосредственное самоощущение или самоосознавание (например, индивид в разные возрастные периоды, в разных состояниях сознания и в различных ситуациях ощущает себя всегда одним и тем же, воспринимает свое Я неизменным , непрерывным и стабильным); 4. в теории Ж.Пиаже – состояние осведомленности ребенка в том, что разные с виду объекты тождественны друг другу. Например, он понимает, что вода в разных по форме сосудах, остается неизменной по количеству; 5. в логике – такое отношение между двумя и более элементами, при котором один из них может заменять в логической фигуре другой (другие) без именения истинности этой логической фигуры.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИДЕНТИЧНОСТЬ
понимается как процесс переживания человеком своего Я как ему принадлежащего. И. представляет собой процесс со всеми присущими ему свойствами (скорость, темп, динамичность, направленность и т. п.). Единица, с помощью которой можно было бы описать этот процесс, должна обладать такими же свойствами. В роли такой единицы, способной отражать процесс И, выступает понятие «переживание». Л. С. Выготский рассматривал переживание как динамическую единицу сознания, в которой «…основные свойства сознания даны как таковые», как «… внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности». Идея И. в таком понимании плодотворно разрабатывалась в трудах Э. Фромма и Э. Эриксона. Процесс И. человека самого себя с собой у Э. Фромма получил название самоидентификации, определяемой как чувство, которое «… возникает в результате того, что человек сам – источник своих сил». У Э. Эриксона идентичность выступает как чувство непрерывности своего бытия.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ИДЕНТИЧНОСТЬ
1. В исследованиях личности – существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе об индивидууме. Когда термин употребляется в этом значении, он часто уточняется; например, поло-ролевая идентичность, расовая или групповая идентичность и т.д. 2. В логике – такое отношение между двумя или более элементами, при котором один может заменять другой в силлогизме без изменения истинности силлогизма. 3. Несколько более свободное значение – "глубинная" связь между элементами, которая, как считается, существует, несмотря на поверхностные различия. Это значение обычно уточняется для того, чтобы выразить уровень, на котором находится идентичность; например, функциональная идентичность. 4. В теории Пиаже – состояние осведомленности о том, что имеется связь, описанная в пункте 3. Классический пример здесь – случай ребенка, который осознает, что в жидкости имеется "глубинная" идентичность, даже если она претерпевает различные преобразования, такие как переливание из одного сосуда в другой, отличающийся по форме. См. сохранение.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИДЕНТИЧНОСТЬ
Identity; Identitat) - бессознательная тенденция в поведении, когда две разнородные сущности - как внешние, так и внутренние - воспринимаются как идентичные; может возникать и между внутренним и внешним элементами.
Понятие идентичности в аналитическом смысле используется, в частности, в психологии младенчества, когда еще не возникла четкая сознательная дифференциация между младенцем и его родителями. Этот термин служит метафорой для обозначения младенческих позитивных и негативных образов, фантазий и чувств, сливающих младенца в единое целое с матерью. Динамика событий такова: а) при рождении мать и дитя психологически разобщаются; оба имеют врожденные способности для достижения состояния идентичности; б) состояние идентичности достигнуто; в) из этого развивается личная привязанность; г) с этого момента начинается также и разобщение.
Юнг также использовал данный термин, чтобы суммировать результаты своих наблюдений относительно основных связей между психическим и материальным (см. Психическая реальность; Мир единый [Unus Mundus]).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ИДЕНТИЧНОСТЬ
identity) Чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от всех других. Согласно Erikson (1953), многие аспекты РАЗВИТИЯ ЭГО можно сформулировать в терминах роста чувства идентичности; кризис идентичности, более или менее выраженный, характерен для позднего подросткового периода и юности. Чувство идентичности утрачивается при ФУГАХ и становится извращенным при шизофреническом БРЕДЕ тождества (см. также ШИЗОФРЕНИЯ), когда лежащее в основе чувство опустошенности компенсируется манией величия. Многие из проблем идентичности сконцентрированы вокруг вопроса о роли ИДЕНТИФИКАЦИЙ в усилении или ослаблении идентичности. Полагают, что неспособность к идентификации в детстве с родителями, особенно с родителем своего пола, уменьшает чувство идентичности, но и неудавшийся уход от идентификации с ними в подростковом возрасте приводит к тому же результату. Чувство идентичности, вероятно, является синонимом САМОСОЗНАНИЯ, и его можно рассматривать как субъективный эквивалент ЭГО, которое психоаналитическая теория склонна наделять объективностью. Неясно, является ли поиск идентичности, которым озабочены многие американские авторы, поиском роли или поиском углубленного самосознания. См. Erikson (1953), Wheelis (1958), Lynd (1958). См. также САМОСТЬ; Я; ИДЕНТИЧНОСТЬ против ДИФФУЗИИ РОЛЕЙ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ИДЕНТИЧНОСТЬ

Относительно продолжительное, но не обязательно стабильное восприятие себя как уникального, когерентного, единого во времени. Чувство идентичности, субъективное переживание, возникает с осознанием ребенком того, что он существует как индивид в мире среди других сходных внешних объектов, но обладает и собственными желаниями, мыслями, воспоминаниями и внешним видом, отличными от других. Таким образом, 'термин идентичность... означает одновременно и устойчивую внутреннюю тождественность... и устойчивое сходство некоторых основных свойств с другими людьми' (Erikson, 1956, с. 57).
В основе формирования идентичности лежит развитие образа тело, обретаемого в процессе сепарации-индивидуации, но не завершенного до окончания подросткового периода. Предшествующие стадии можно рассматривать как эволюцию психологической Самости; чувство же идентичности появляется позже, когда индивид определяется в многообразном социальном окружении. Идентификация с обоими родителями придает бисексуальный оттенок репрезентантам себя и схемам, Я-концепциям детей обоего поло. Вместе с тем интегрированная самоорганизация возникает, по-видимому, на основе множества предшествовавших идентификаций, влияющих на формирование черт характера. С точки зрения половой идентичности Я-концепция обычно отражает преобладающую идентификацию с родителем того же пола.
Чувство идентичности достигает относительной стабильности лишь с завершением подросткового периода, когда разрешаются проблемы бисексуальной идентификации- Сознательное чувство идентичности проистекает из существующей Я-концепции, тогда кок постоянное чувство идентичности во времени является производной схем, интегрирующих различные подчиненные Я-концепции и личностные роли, соотнесенные с чужими. Сознательное чувство Я включает только некоторые из аспектов организации Самости, другие формы организации оценки Самости бессознательны.
Личность есть впечатление, возникающее при восприятии другими внешности индивида, его аффективных проявлений, манеры говорить и форм поведения. Она может некоторым образом отличаться от внутренней рабочей модели идентичности индивида.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ИДЕНТИЧНОСТЬ
(Identity, Identitat). Бессознательная тенденция в поведении, когда две разнородные сущности воспринимаются как идентичные. Обе эти сущности могут быть как внутренними, так и внешними, хотя И. может возникнуть и между внутренним и внешним элементами. (Юнг не использует это слово в смысле «личностной идентичности»; см. ЭГО.) В психологии младенчества Юнга утверждается, что младенец находится в состоянии И. со своими родителями, в особенности с матерью, т. е. он участвует в психической жизни своих родителей и почти не имеет собственной. Ясно, что это не так. (И Юнг сам противоречил себе, отмечая, что новорожденный обладает сложной психологией; см. МЛАДЕНЧЕСТВО и ДЕТСТВО.) Поэтому последующие аналитические психологи поддерживали саму идею, но в несколько измененном виде. И. сейчас используется как общий термин, относящийся к целому ряду явлений в младенчестве, когда еще не возникла четкая сознательная дифференциация между субъектом и объектом. Он используется метафорически для обозначения младенческих позитивных и негативных образов, фантазий и чувств, сливающих младенца (в одно) с матерью. И. рассматривается отчасти как определенное достижение; состояние, в которое диада мать—дитя, ведомая активным поведением ребенка, должна войти до того, как начнутся процессы привязанности—разобщения (Fordham, 1976). См. МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ, состояние неполной И. Юнговское настойчивое утверждение, что И. — это состояние предсуществования («изначальная» И.) смягчается ссылкой на присутствие врожденных, архетипических способностей, позволяющих достичь состояния И. (см. АРХЕТИП). Выражаясь проще, нельзя стать лично привязанным к кому-либо, не будучи с ним в близких отношениях, так же как нельзя отделиться, не имея привязанности. Порядок событий таков: а) при рождении мать и дитя психологически разобщены; оба имеют врожденные способности для достижения состояния идентичности; б) состояние идентичности достигнуто; в) из этого развивается личная привязанность; г) с этого момента начинается также и разобщение. Априорная концепция И. Юнга поддерживается теорией противоположностей. Так, И. укрепляет то, что мы воспринимаем как противоположности (Hillman, 1979). Юнг также использовал данный термин, чтобы суммировать результаты своих наблюдений относительно основных связей между психическим и материальным (см. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; ПСИХОИДНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; СИНХРОНИЯ; МИР ЕДИНЫЙ).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ИДЕНТИЧНОСТЬ
ІДЭНТЫЧНАСЦЬ / IDENTITY– одно из ключевых понятий в современной психологии и других социальных науках, означающее в буквальном смысле тождественность, одинаковость, совпадение. В психологии понятие И. используют для обозначения двух противоположных явлений: 1) тождественности субъекта (индивидуального или коллективного) самому себе и совокупности тех характеристик, которые характеризуют и обеспечивают уникальную сущность этого субъекта; 2) принадлежности субъекта к определенной категории субъектов, с которыми он разделяет значимые признаки. Понимание И. в первом смысле обычно используют в психологии личности и психологии развития, где оно появилось благодаря исследованиям Э. Эриксона, во втором смысле– в социальной психологии, где наиболее влиятельной остается теория социальной идентичности И. Г. Тэджфела и Дж. Тернера. Различают предписанные (внешне обусловленные, предзаданные) и достигнутые (созданные благодаря усилиям самого субъекта) И. Согласно современным теориям модернизации, одним из ее магистральных направлений является переход все большего числа И. из категории предписанных к категории достигнутых (З. Бауман, Р. Инглхарт и К. Вельцель ). Например, профессиональная И. проходит ряд последовательных трансформаций: универсальная недифференцированность доаграрных обществ (механическая солидарность по Э. Дюркгейму), сословная предопределенность по рождению в аграрных обществах, свобода выбора профессии, пусть и с определенными ограничениями возможностей для саморазвития, в индустриальных обществах, возможность создания новых профессий и путей смены нескольких профессиональных И. на протяжении жизни в постиндустриальных обществах. Оборотной стороной растущей свободы конструирования И. является кризис И.– описанное в трудах Э. Эриксона и его последователей состояние неспособности сделать выбор в пользу какой-либо одной И. Согласно представителям этого направления, современные общества представляют своим членам нормативно одобряемый период для этого состояния неопределенности, во время которого происходит самоопределение,– подростковый юношеский возраст. Психодиагностику И. осуществляют с применением ряда стандартизированных методик в зависимости от того, о каком виде И. идет речь. К их числу относят опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (OMEIS) Дж. Р. Адамса, опросник «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой , опросник «Профессиональная идентичность студентов» У. С. Родыгиной и др. М. С. Фабрикант

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Идентичность
(от лат. – ТОТ же самый) - тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь. А является идентичным, если оно при всех самых различных ситуациях и обстоятельствах всегда остается одним и тем же, так что может идентифицироваться как то же самое. Принцип тождества, или закон тождества (А=А), требует, чтобы всякому понятию в течение определенного мыслительного акта придавалось одно и то же значение; это - «требование твердо установленного значения понятийных символов, употребляемых в суждении» (Корнелиус) (К.ф.э. С. 170); идентификация - уподобление.
Идентифицировать - отождествлять (К.ф.э.С. 169-170); идентичный - тождественный, одинаковый; идентификация, отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо (Сс.и.с-С.223).
Если у индивида собственные качества такие же, как и у партнера, то это означает идентичность. Тяготение к человеку на основе тех же качеств, что и у выбирающего, есть стремление к объединению с другим, с его качествами (признание человека таким же, как он сам). Идентичность партнеров говорит о том, что найдена общность интересов, которая становится платформой для их объединения. Отношения, построенные на идентичности качеств партнеров, говорят о совместимости переживаний по поводу одних и тех же взглядов на объекты, что и сближает людей. «Общий фонд» понятий складывается в комплекты, а затем в Устойчивые комплексы (Л.Б. Филонов). На этой основе образуется представление о сходстве и совместимости друг с другом. Выбор идентичного партнера подчиняется потребности в объединении, так как именно сходные качества удовлетворяют избирающего. В то же время выбор партнера, идентичного себе, обусловлен стремлением подчеркнуть ценность определенных личностных качеств, свойственных выбирающему, акцентировать внимание именно на тех свойствах и характеристиках, с которыми надлежит постоянно считаться, всем принимать их и соглашаться с ними. Возможно, они являются редкостными. Тогда индивид хочет найти адекватные среды (группы людей), где эти качества будут пониматься. То есть формируется потребность и происходит выбор подобной среды - среды умножения таких же качеств в связи с их ценностью. Это - идентификация для удостоверения в правильности своих качеств и усиления их значимости. Человек хочет усилить собственные качества, собственную значимость на фоне «величины» такого же качества другого человека. Соответствующие качества в этом случае набирают силу (энергию) лишь при условии их встречи со сходными качествами (при слиянии идентичных качеств). Не случайно, человек желает находиться в обычной привычной для него зоне (взглядов, действий). Поэтому человек находит себе подобного (свою копию) для консолидации усилий через союз.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

ИДЕНТИЧНОСТЬ
чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру.
Представление об идентичности содержалось в одном из обращений З. Фрейда к членам еврейского общества «Бнай Брит» в 1926 году. Говоря о том, что его не связывали с евреями ни вера, ни национальная гордость, он в то же время отметил, что у него было «ясное осознание внутреннего тождества с ними, уютное сознание общности психологического устройства». Трудно сказать, использовал ли З. Фрейд в своих работах термин «идентичность» в том смысле, какой ему придается сегодня. Однако его размышления об идентификации людей в массе, что нашло свое отражение в книге «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), вплотную подводили к пониманию того, что позднее в психоаналитической литературе было названо «групповой идентичностью». Можно констатировать лишь тот факт, что в упомянутом выше обращении к членам еврейского общества «Бнай Брит» он говорил о «внутренней идентичности» (der inneren Identitaet).
   Проблема идентичности стала центром исследовательской и терапевтической деятельности американского психоаналитика Э. Эриксона (1902–1994), выдвинувшего эпигенетическую (пошаговое развитие в эмбриологии) концепцию жизненного цикла и кризиса идентичности. Идеи об идентичности были сформулированы и изложены им в таких его работах, как «Детство и общество» (1950), «Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование» (1958), «Идентичность: юность и кризис» (1967), «Жизненная история и исторический момент» (1975).
   Размышляя об идентичности и идентификации, Э. Эриксон исходил из того, что «психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций». Это означало, что идентичность как таковая не была для него чем-то статичным, застывшим, неизменным. Проблемы идентичности рассматривались им прежде всего через призму нахождения места идентичности в цикле человеческой жизни. Отталкиваясь от идей З. Фрейда о природе идентификации, он вместе с тем апеллировал не столько к биологическим факторам, «либидозным связям», сколько к социальным отношениям и культурным особенностям, что позволило говорить о психологической, психосоциальной, культурной, расовой идентичности. Так, исследуя природу игры маленького ребенка и обращая внимание на социальную среду, в которой он находится, Э. Эриксон замечал, что «появляющаяся идентичность наводит мосты между стадиями детства, когда телесному Я и родительским образам придаются их культурные коннотации».
   Э. Эриксон считал, что формирование идентичности начинается там, где идентификация становится непригодной. Впоследствии общественные способы идентификации индивида более или менее успешно стыкуются с его индивидуальными способами идентификации. На протяжении всего детства имеет место «пробная кристаллизация идентичности». В конце отрочества идентичность включает в себя все значимые идентификации, но одновременно и изменяет их с целью создания единого связного целого. Функциональная деятельность Я служит интеграции психосексуального и психосоциального аспектов на данной ступени развития, а интеграция отношений вновь появившихся элементов идентичности дает возможность ликвидировать неизбежные разрывы между различными уровнями развития. В конце концов, как писал Э. Эрик-сон в работе «Идентичность: юность и кризис», оптимальное чувство идентичности переживается как чувство психосексуального благополучия: «его наиболее очевидным спутником является ощущение «себя в своей тарелке» и внутренняя уверенность в признании со стороны авторитетов».
   Становление идентичности не всегда сопровождается, как считал Э. Эриксон, приобретением индивидом позитивных образов о самом себе. Культурное и социальное влияние может быть таковым, что уже в раннем детстве у ребенка появляются представления, под воздействием которых образуется «порочная» идентичность. Например, идентификация темнокожего ребенка с представителями низшей расы, что происходит под воздействием расхожих стереотипов и расовых предрассудков, может породить «порочную», «черную» идентичность грязного, анально-садистского, фаллического насильника – «ниггера».
   Э. Эриксон проводил различие между «позитивной» и «негативной» идентичностью. Психосоциальная идентичность любого человека представляет собой, на его взгляд, иерархию позитивных и негативных элементов. Негативные элементы появляются потому, что на протяжении всего детства ребенку указывают как на идеальные ценности, так и на отрицательные прототипы. Ребенка предостерегают против того, чтобы он не стал тем-то или кем-то, чтобы он научился опасаться того, чего следует избегать. Поэтому позитивная идентичность находится постоянно «в состоянии конфликта с прошлым, которое надо изжить, и с будущим, которое надо предотвратить». Конфликты же могут находить такое выражение, когда человек не отказывается от личной идентичности, но выбирает негативную идентификацию, то есть «идентичность, извращенно основанную на всех тех идентификациях и ролях, которые на критических стадиях развития представлялись им наиболее нежелательными или опасными и в то же время наиболее реальными». Например, мать, бессознательно испытывающая двойственные чувства по отношению к своему брату-алкоголику, избирательно обращается только к тем чертам своего сына, которые, как ей представляется, указывают на повторение судьбы ее брата. В результате этого «негативная» идентичность может казаться сыну более реальной, чем его естественные попытки быть хорошим и он станет прикладывать усилия к тому, чтобы стать пьяницей.
   Исследуя стадии развития человека, Э. Эриксон высказал мысль, что в отрочестве и ранней юности все предшествующие тождества психологического развития ребенка подвергаются сомнению вследствие его интенсивного физического роста, полового созревания и необходимости решать взрослые задачи. Подростков заботит прежде всего, как они выглядят в глазах других, по сравнению с их собственными представлениями о себе, как связать ранее приобретенные навыки с новыми для них жизненными проблемами. Интеграция в форме идентичности Я оказывается больше суммы детских идентификаций. В связи с этим Э. Эриксон подчеркивал: «Она [идентичность. – В.Л.] представляет собой накопленный опыт способности эго интегрировать все идентификации со злоключениями либидо, со способностями, предлагаемыми социальными ролями. В таком случае чувство идентичности эго есть накопленная уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе карьеры». Но именно на этой стадии развития возникает опасность того, что у подростка происходит смешение ролей, в результате чего он может пережить «кризис идентичности».
   В терапевтической практике подчас приходится сталкиваться с тем, что Э. Эриксон назвал «сопротивляемостью идентичности», являющейся универсальной формой сопротивления, но часто нераспознаваемой в психоанализе. В обычной форме «сопротивляемость идентичности» проявляется в страхе пациента, что аналитик может случайно или преднамеренно разрушить слабое ядро его идентичности и навязать ему свое собственное. Некоторые неразрешимые неврозы переноса у пациентов являются, по мнению Э. Эриксона, прямым результатом того, что «сопротивляемость идентичности» или не подвергается анализу вообще, или подвергается анализу, но не в достаточной степени. «В таких случаях пациент может на протяжении всего курса психоанализа сопротивляться возможному вторжению в его идентичность ценностей психоаналитика, хотя сдается во всем остальном; или впитать из идентичности психоаналитика больше, чем он может переработать; или он может прекратить посещать сеансы психоанализа и на всю жизнь остаться с чувством, что он не обрел чего-то существенного – того, что обязан был дать ему психоаналитик».
   В некоторых случаях «сопротивляемость идентичности» становится, по словам Э. Эриксона, основной проблемой «психотерапевтической дуэли». Пациент настаивает на том, чтобы аналитик принял его «негативную идентичность» как реальную и необходимую, но в то же время не считал ее единственной, исчерпывающей все то, что в нем есть. Аналитик, способный выполнить эти оба требования, «должен терпеливо, переживая множество суровых кризисов, доказывать, что он может понимать пациента, сохранять привязанность к нему, не поглощая его и не предлагая себя в качестве жертвенной пищи».
   В целом Э. Эриксон придавал важное значение необходимости изучения проблемы идентичности. Как писал он в своей работе «Детство и общество», «исследование идентичности в наше время становится такой же стратегической задачей, какой во времена Фрейда было изучение сексуальности».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Идентичность
лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.
Данная структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения — своеобразный «вклад» в спутанность идентичности. Последовательность этих кризисов в концепции Э. Эриксона выглядит следующим образом:
Первая стадия индивидуального развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная эго-сила данной стадии — надежда, а потенциальное отчуждение — временная спутанность.
Вторая стадия индивидуального развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против стыда и сомнения. Потенциальная эго-сила — воля, а потенциальное отчуждение — патологическое самоосознование.
Третья стадия индивидуального развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: инициатива против вины. Потенциальная эго-сила — способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное отчуждение — жесткая ролевая фиксация.
Четвертая стадия индивидуального развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: компетентность против неуспешности. Потенциальная эго-сила — уверенность, а потенциальное отчуждение — стагнация действия.
Пятая стадия индивидуального развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности идентичности. Потенциальная эго-сила — цельность, а потенциальное отчуждение — тотальность.
Шестая стадия индивидуального развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная эго-сила — любовь, а потенциальное отчуждение — нарциссическое отвержение.
Седьмая стадия индивидуального развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила — забота, а потенциальное отчуждение — авторитарность.
Восьма стадия индивидуального развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния. Потенциальная эго-сила — мудрость, а потенциальное отчуждение — безысходность.
С точки зрения социальной психологии существенно важно, что Э. Эриксон рассматривал процесс формирования идентичности как нечто, происходящее в условиях социального взаимодействия, поскольку, «... формирование идентичности предполагает процесс одновременного отражения и наблюдения,... посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии; в то же время он оценивает их суждение о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с ними и с типами, значимыми для него»1. Более того, Э. Эриксон описывает идентичность не просто как личностную структуру, сформированную или не сформированную под воздействием внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие индивида (и, очевидно, в большой степени детерминирующую структуру и качество его социальных контактов на протяжении всей последующей жизни), но как форму личностного бытия, в идеале интегрирующую на субъективном уровне внутренний мир человека и мир внешний в единую психосоциальную вселенную. С точки зрения Э. Эриксона, «говоря об идентичности, мы имеем дело с процессом, “локализованным” в ядре индивидуальной, но также и общественной культуры, с процессом, который в действительности устанавливает идентичность этих двух идентичностей»2. Представляется важным, что речь идет именно о процессе — т. е. упомянутая вселенная на протяжении всей человеческой жизни остается категорией динамической.
Еще один принципиальный момент для понимания содержания, которое вкладывал в понятие «идентичность» Э. Эриксон, заключается в том, что, пожалуй, главным фактором, обусловливающим эту динамику, ее движущей силой является диалектическое взаимодействие, взаимозависимость и взаимовлияние упомянутых двух миров в рамках единой структуры: «...говоря об идентичности, нельзя отделить ... “кризис идентичности” отдельного человека от современных ему исторических кризисов, поскольку они помогают понять друг друга и действительно взаимосвязаны»3.
Деструктивной альтернативой идентичности, с точки зрения психосоциального подхода, является спутанность идентичности: «Неспособность многих молодых (и не только молодых — В. И., М. К.) людей найти свое место в жизни базируется на предшествующих сильных сомнениях в своей этнической и сексуальной идентичности, или ролевой спутанности, соединяющейся с застарелым чувством безнадежности. В этом случае делинквентные и “пограничные” эпизоды не становятся чем-то уникальным»1. Типичными проявлениями спутанности идентичности в социальной жизни индивида являются неспособность к установлению адекватных отношений близости, подменяемым симбиотической зависимостью, либо истерическим отвержением, диффузия временной перспективы и диффузия трудолюбия.
В своих работах Э. Эриксон выделил еще одну форму внутриличностной организации по принципу тотальности, являющейся, наряду со спутанностью идентичности, деструктивной альтернативой качественного психосоциального развития. В определенных условиях, индивиду «... оказывается легче достичь идентичности (точнее сказать, ощущения некоторой целостности собственного “Я” — В. И., М. К.) через тотальную идентификацию с тем, кем он меньше всего должен стать, чем бороться за ощущение реальности приемлемых ролей, для овладения которыми он не имеет внутренних средств»2. В таком случае возникает феномен негативной идентичности, суть которого заключается в жесткой фиксации индивида на ролях и идентификациях, отвергаемых или осуждаемых обществом. Классическим примером проявления негативной идентичности является идентификация с криминальными сообществами, сексуальными меньшинствами и т. п. Однако, необходимо иметь в виду, что в условиях, например, тоталитарного общества, негативная идентичность индивида может иметь объективно витальный характер как в личностном, так и в социальном аспектах, выражаясь в принятии роли правозащитника, диссидента, реформатора.
Надо сказать, что касается эмпирической валидизации психосоциальной концепции в целом и исследования идентичности, в частности, это существенно осложняется широтой и многомерностью психологической реальности, описанной Э. Эриксоном. В этой связи в зарубежной психологической науке неоднократно предпринимались попытки адаптации понятия «идентичность» к инструментальным методам исследования, что зачастую сводило его к частным и вторичным проявлениям.
Так, например, Дж. Марсиа, рассматривает идентичность как «структуру эго» или внутреннюю самосоздающуюся динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории. То есть фактически сводит идентичность к иерархической организации эго. При этом чрезвычайно важной представляется его идея о том, «что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны “решения проблем”»3. Если несколько расширить данный подход и добавить, что идентичность феноменологически проявляется не только через «паттерн решения проблем» (что, само по себе, безусловно, справедливо), но и через иные наблюдаемые и измеряемые аспекты функционирования индивида как на социальном, так и на внутриличностном уровне, мы получаем определенную возможность опосредствованного эмпирического исследования идентичности без искусственного препарирования самого понятия.
Вместе с тем, статусная модель идентичности, предложенная Д. Марсиа, хотя и привлекательна для многих исследователей, особенно в области возрастной психологии, именно своей «удобоваримостью», с точки зрения инструментального измерения данного феномена, вызывает много вопросов в смысле соответствия реальности, описываемой данной моделью, подлинному содержанию понятия «идентичность» в его изначальном виде. Не случайно в ходе дискуссии, развернувшейся в конце 80-х гг., критики подхода Дж. Марсиа, в частности, Д. Коте и Ч. Левин указывали на чрезмерное сужение им понятия по сравнению с изначальным, предложенным Э. Эриксоном. Данная критика представляется обоснованной в силу того, что, хотя в своих трудах, посвященных проблемам идентичности Э. Эриксон, достаточно часто употребляет именно понятие «эго-идентичность», он фактически трактует его значительно шире, чем можно было бы ожидать исходя из классических представлений эго-психологии в рамках психоаналитической традиции.
А. Ватерман, говоря об идентичности, во главу угла ставит ценностно-волевые аспекты развития личности, хотя и не сводит все дело исключительно к ним. По-видимому, в свете вышесказанного данные аспекты могут рассматриваться как один из факторов, через которые проявляется идентичность. Сюда же можно отнести и предлагаемые этими и другими авторами типологии идентичности как «точки тестирования», отражающие определенную фазу динамического процесса развития.
Представители школы символического интеракционизма, в частности, И. Гоффман, не просто расчленяют понятие идентичности на составные части, но выделяют различные виды идентичности (социальная, личная, я-идентичность) в самостоятельные категории. При этом акцент делается на социальной обусловленности идентичности. Однако необходимо отметить, что работы основоположника концепции символического интеракционизма Дж. Мида по данному вопросу были опубликованы задолго до того, как увидели свет основные труды Э. Эриксона по проблемам идентичности, и во многом отражали спор сторонников биологического и социального детерминизма развития личности. Сам же Э. Эриксон, говоря о взаимосвязи личной истории индивида и социума в рамках понятий идентичности и кризиса идентичности, замечает, что «... было бы явно неправильно переносить на изучаемое нами некоторые термины индивидуальной и социальной психологии, часто применяемые к идентичности или к расстройствам идентичности, такие как представление о себе, образ “я”, самоуважение — с одной стороны, и конфликт ролей, утрата роли — с другой, хотя на данный момент объединение усилий — лучший метод исследования этих общих проблем. Но данному подходу не хватает теории развития человека, которая попыталась бы подойти ближе к явлению, выясняя его истоки и направление»1.
Характерно, что уже в позднейших исследованиях представителей все того же символического интеракционизма наметилась тенденция к интеграции понятий личностной и социальной идентичности. Так, Ю. Хамберс выдвинул концепцию баланса идентичности. Он предложил модель, согласно которой личностная и социальная идентичность выступают как два измерения единого целого: «Вертикальное измерение — личностная идентичность — обеспечивает связанность истории жизни человека. Горизонтальное измерение — социальная идентичность — обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек»2.
Та же идея восприятия личностной и социальной идентичности как двух аспектов единого целого находит свое отражение в работах Х. Тэджфела и Дж. Тэрнера. В представлении Х. Тэджфела, личностная и социальная идентичности являются полюсами одного биполярного континуума. Еще дальше в этом направлении идет Г. Брейкуэлл. Он рассматривает идентичность как динамическую систему. В этой логике личностная и социальная идентичности выступают уже не как различные части или аспекты единой идентичности, а как разные точки в процессе развития последней.
В отечественной психологии в настоящее время наблюдается своеобразный бум исследований, связанных с проблематикой идентичности. За последние пять лет в нашей стране был защищен ряд диссертаций, проблематика которых так или иначе связана с психосоциальным подходом. Отечественная библиография на тему идентичности насчитывает на сегодняшний день уже десятки, если не сотни позиций (Н. В. Антонова, Е. П. Белинская, Л. Гудков, В. А. Ильин, В. Н. Павленко, М. В. Попова, Л. Б. Шнейдер и др.). В результате этих исследований выявлен целый ряд особенностей психосоциального развития личности в российском обществе, конкретизирована взаимосвязь индивидуального развития и базисных социальных институтов, изучена роль идентичности в процессе адаптации индивида в условиях социальных изменений, особенности формирования и интеграции в целостную структуру профессиональных, этнических и иных значимых идентификаций индивида.
Вместе с тем, нельзя не заметить, что некоторые авторы под влиянием своеобразной «моды» используют становящееся все более популярным в научном обиходе понятие «идентичность» применительно к описанию явлений и процессов как собственно психологического, так и социологического, культурологического и т. д. плана, не имеющих непосредственного отношения к психологической реальности, описанной Э. Эриксоном в терминах идентичности. Как следствие, понятийный и категориальный аппарат психосоциальной концепции в отечественной науке остается на сегодняшний день в значительной степени размытым и неоформленным. Весьма распространенной является терминологическая путаница, связанная с соотношением понятий «идентичность» и «идентификация». Зачастую это обусловлено стремлением авторов к стилистической элегантности, нежеланием повторять одно и то же слово, пусть даже в ущерб смысловой корректности словоупотребления терминов.
Кроме того, на качестве ряда работ сказываются отмеченные выше сложности, связанные с непосредственным эмпирическим изучением идентичности. Однако в последние годы в арсенале исследователей и психологов-практиков появились достаточно надежные стандартизированные методы, позволяющие выявлять качественные особенности индивидуального психосоциального развития и личностной идентичности. К ним следует отнести, прежде всего, «Опросник для диагностики психосоциального развития личности» (The Inventory of Psychosocial Balance (IPB)) Дж. Домино и Д. Аффонсо.
Практический социальный психолог, планируя работу с конкретным сообществом, должен четко представлять себе возможности каждого индивида, обусловленные особенностями психосоциального развития с точки зрения того «вклада», который он может внести в совместную деятельность. Он также должен уметь выявлять членов группы со спутанной или негативной идентичностью и предпринимать шаги, направленные на их адаптацию в группе. Прямой профессиональной обязанностью социального психолога-практика, работающего в сфере образования, является отслеживание и коррекция динамики психосоциального развития учащихся, в том числе за счет постановки при необходимости перед администрацией образовательного учреждения вопроса об организационных изменениях в его деятельности.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
281.98 кб

Этническая идентичность представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательном учр

Белянкина Валентина Александровна, Ермолаева Мария Викторовна
В данной статье описывается проблема необходимости более глубоко исследовать проблемы адаптации представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, к новым этнокультурным условиям.
Читать PDF
212.78 кб

Психосоциальная идентичность авторов граффити

Белкин Антон Игоревич
Представлены результаты теоретического и эмпирического изучения психологического феномена конструирования психосоциальной идентичности в информационном обществе.
Читать PDF
187.20 кб

Этническая идентичность студенческой молодежи

Тулынина А. Ю.
Читать PDF
266.56 кб

Половая принадлежность и гендерная идентичность подростков из семей различного типа

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Рубан Николай Николаевич
Рассматривается физиологический пол как совокупность анатомо-физиологических признаков особей одного вида и гендер как социальный пол.
Читать PDF
116.97 кб

Этническая идентичность и индивидуально-психологические характеристики представителей общинных орган

Читать PDF
395.86 кб

Идентичность школьников как проблема в педагогической психологии

Казанова Елена Павловна
Читать PDF
238.57 кб

Воспитание толерантности и идентичность

Маслова Галина Геннадьевна
Читать PDF
206.51 кб

Психологическая инвалидизация, или личностная идентичность инвалида

Князева Анна Павловна, Корнеева Елена Николаевна
Читать PDF
121.59 кб

Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания

Сапожникова Р. Б.
В статье обсуждаются теоретические и методологические основания анализа понятия «идентичность» как многомерного социально-психологического феномена.
Читать PDF
366.54 кб

Мужская идентичность юношей-студентов: социально-психологические аспекты

Никитина Александра Александровна, Радина Надежда Константиновна
Анализируется социально-психологическая адаптированность юношей-студентов с различными вариантами развития мужской идентичности.
Читать PDF
273.06 кб

Социокультурная идентичность молодежи как философская проблема

Султанов Константин Викторович, Романенко Инна Борисовна
Предпринята попытка философского осмысления проблемы социокультурной идентичности молодежи.
Читать PDF
235.50 кб

2005. 01. 017-021. Социальная идентичность: социаль-но-психологические перспективы. (сводный реферат

Якимова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

2002. 03. 046-051. Этническая идентичность: современные исследования. (реферативный обзор)

Моисеева Н. А., Уварова Т. Б.
Читать PDF
231.70 кб

«Этничность» и «Этническая идентичность»: концептуальный анализ понятий

Жаде Зариет Анзауровна
Читать PDF
201.94 кб

Этническая идентичность как социально-психологическая проблема

Саноян Тигрануи Рубеновна

Похожие термины:

  • ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРОТИВ ДИФФУЗИИ РОЛЕЙ

    identity v. role diffusion) Пятая из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Она соответствует подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отн
  • ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

    см. Половая идентичность.
  • Диффузная идентичность

    по Э. Эриксону - неопределенное, смутное, неясное и неустойчивое представление о себе.
  • Эго-идентичность

    Ego identity). Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность.
  • ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

    Интернализированные (внутренне принятые) установки, убеждения, ритуалы, нормы и ценности, связанные с принадлежностью к определенной этнической группе; основной источник самооценки, который може
  • Гендерная идентичность

    осознание человеком себя как существа определенного пола. См. идентичность половая, роль гендерная.
  • Гендерная идентичность инвалидов

    Инвалидность возникает, когда нарушения физического, сенсорного, умственного типа сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. В России проблема генде
  • ГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

    осознание движения как субъекта в социальной структуре общества, самооценка роли в историческом процессе, основанная на общих ценностях, мировоззрении и взаимодействии между участниками движен
  • Сексуальность; ориентация и идентичность

    sexuality: orientation and identity) Определения Половая (сексуальная) ориентация - это предпочитаемый индивидуумом пол партнера в эротических/любовных/эмоциональных отношениях. Термины гетеросексуальный, гомо
  • Идентичность против спутанной идентичности

    Identity versus identity confusion). Пятая стадия - период, когда подросток сомневается в ролевых моделях и идентификациях прошлого. В этот период перехода от детства к зрелости главным становится вопрос "Кто я?" В
  • ИДЕНТИЧНОСТЬ Я

    Термин, принадлежащий Эриксону (1956) и обозначающий психосоциальное 'измерение' психоаналитического понятия идентичности. Он обозначает 'некоторые общие приобретения, которые в конце подр
  • ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

    GENDER-ROLE IDENTITY) Характерное сознательное или бессознательное принятие человеком половой роли при взаимодействиях с другими людьми.
  • СТЕРЖНЕВАЯ ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

    Относительно новый термин, употребляемый в психоаналитических моделях полового развития для обозначения раннего ощущения человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Принято сч
  • ИДЕНТИЧНОСТЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ

    см. Эриксон Э.
  • СЕКСУАЛЬНАЯ РОЛЬ | ИДЕНТИЧНОСТЬ

    аспекты половой роли/идентичности, относящиеся к генитально-эротическим свойствам и поведению.
  • СЕКСУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

    самоотождествление индивида относительно его сексуальных предпочтений (обычно ограничивается гетеро-, гомо- или бисексуализмом). Синоним: Сексуальная ориентация
  • ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

    см.Социальная идентичность.
  • Внутригрупповая идентичность

    это этап идентификации субъекта с самим собой или подгруппой, группой, связанный с относительно устойчивым ощущением и переживанием субъектом своей принадлежности к опр. группе. В социальной пси
  • Женская идентичность

    категоризация себя как представительницы женской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. Признание и использование категоризации себя по
  • идентичность культуральная

    [identity, cultural] Установки, убеждения, обычаи, язык, нормы, социальные навыки и ценности, связанные с принадлежностью к определенной культуре. См. также: идентичность.