идеал
(от франц. ideal, греч. idea – идея, первообраз) – образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ИДЕАЛ
/франц. ideal/, умозрительное воплощение духовного и физического совершенства. См. также Прекрасное.
«На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал.»
А. Пушкин. Евгений Онегин
Источник: Словарь доктора либидо
ИДЕАЛ
(от франц. ideal, греч. idea - идея, прообраз) - высшая цель стремлений человека, образ, являющийся воплощением совершенства, образец. И. акмеологичен по своей сути, так как связан с стремлением людей к высшим достижениям, с их прогрессивным развитием, в том числе и в профессионализме.
Источник: Акмеологический словарь.
Идеал
(франц. ideal, от греч. idea - идея, первообраз) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Идеал
эмоционально-положительно окрашенное Представление, мысль человека о чем-то или о ком-то, что рассматривается как самое желанное, самое лучшее для него. Идеал определяет смысл и цель жизни человека, его стремления, поведение и мышление, особенно в детстве и юности. С возрастом идеал человека может меняться.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
Идеал
греч. idea - представление, понятие, идея) - 1. совершенство; 2. совершенный образец чего-либо. Так, идеалом русского человека Ф.М.Достоевский считает А.С.Пушкина. Писатель предсказывает, что в конце 22 века после Р.Х. жители России достигут уровня интеллектуального и нравственного развития поэта; 3. высшая и недостижимая цель стремлений, деятельности.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИДЕАЛ
образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности, группы, класса. В качестве И. могут выступать представления: о совершенном общественном строе, о совершенной личности, о прекрасном.
Психологически И.— форма направленности личности, воплощенная в конкретном образе, которому человек хочет подражать или к которому хочет стремиться.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ИДЕАЛ
положительное эмоционально окрашенное представление человека о чем-либо или о ком-либо, рассматриваемом как самое желанное, самое лучшее, безупречное. Идеалы (обычно у человека их имеется несколько) определяют жизненные цели и смысл жизни человека, его потребности и поведение. С возрастом идеалы человека могут изменяться. См. идеал нравственный, идеал платонический, идеал Эго.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИДЕАЛ
(от греч. представление) – форма мотивации, выражающая направление личных устремлений человека. И. может быть личность командира, литературный герой, нравственное качество, норма поведения. Идеалом часто выступают у воинов мужество, выносливость, принципиальность, человечность, честность и т. д. И. не всегда ясно осознается. Командиру важно знать и учитывать И. подчиненных, т. е. то, кем и какими они хотят стать, чему следовать в жизни. И. выступают в качестве побудителя и цели, а также примера для подражания. Поэтому они имеют важное значение в поведении и деятельности военнослужащих. В зависимости от того, на кого хочет быть похожим воин, кому он хочет подражать и к чему стремится в своей жизни, формируется его личность. У воинов важно развивать общественно ценные, профессиональные И.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ИДЕАЛ
фр. idйal) – образ чего-л. совершенного, образец, высшая цель устремлений человека, социальной группы. И. относительно недостижим и представляет собой только идею регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем создает конкретный образ самой цели, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата деятельности или поведения. С др. стороны, И., в принципе, не м. б. недостижимым. Он – не мечта, не имеющая отношения к реальности. И. как таковой всегда конкретен, и он должен постепенно реализовываться в биографии человека и истории общества (Э. В. Ильенков, 2001). Идеальным решением проблемы конфликтов на сегодняшний день представляется, во-первых, полное искоренение конфликтов, приводящих к гибели и физическим страданиям людей; во-вторых, исключение внутриличностных конфликтов, вызывающих самоубийства и серьезную депрессию. Оба эти И., в принципе, вполне достижимы, если бы большинством организаций и государств руководили нравственные, культурные и умные люди.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Идеал
греч. id?a — идея, образ] — образ человека, являющегося образцом для других. И. является предметом изучения разных наук и рассматривается как нечто совершенное, чего быть может еще нет, но к чему следует стремиться. В качестве И. может выступать совокупность норм поведения; образ, воплощающий наиболее ценные и привлекательные человеческие черты, образ, который служит образцом. И. человека не всегда представляет собой его идеализированное отображение. В И. нередко воплощается то, чего не достает человеку, то, к чему он стремится для того, чтобы быть удовлетворенным в своих планах и мечтах. Стремление достичь И. может выступить как важнейший мотив поведения человека стать тем, что составляет смысл его жизни. И. в своей развитой форме присущ человеку, который способен предварять реальное действие идеальным, представлять результаты труда до его начала. И. формируются под влиянием социальной среды и в значительной степени определяются мировоззрением человека и менталитетом общества. Каждая эпоха формирует свои представления об идеале человека, однако это представление не является абсолютом, поскольку разные общности культивируют свои представления об И. При этом в качестве И. может выступать конкретная историческая личность, в которой наиболее полно воплощены ценные черты. Различаются два типа отношений к И.: созерцательно-восторженное и страстно-деятельное. 1) Человек ограничивается виртуальным восхищением, преклонением перед И. 2) Порождает у человека энергию для претворения И. в реальные черты личности. И. выступает в качестве мотивов самовоспитания, самоизменения. В этом случае он содержит программу работы, способствующей достижению соответствия человека идеальному образу. В.А. Шустер
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
ИДЕАЛ
ІДЭАЛ / IDEAL– высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного предмета, явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал). И. выступает формой мотивации, выражающей направление личных устремлений человека. И. выступают в качестве побудителя и цели, а также примера для подражания, поэтому они имеют важное значение в поведении и деятельности. Понятие И. относится к отвлеченным и конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И. мужской красоты, И. государства, И. гражданина и т. д. И. могут быть личность ученого, литературный герой, нравственное качество, норма поведения. И. часто выступают личностные качества: мужество, выносливость, принципиальность, человечность, деликатность, честность и т. д. И. не всегда ясно осознается. И. имеют существенные возрастные различия. В подростковом возрасте И., как правило, завышены и нереалистичны. И. обладают культурно-исторической обусловленностью. Тот или иной предмет может стать И. для конкретной личности только при его личностной значимости. Социальная, общественная значимость может присутствовать у И., но ее, как правило, недостаточно. Обычно личные И. соответствуют принятым в данном обществе И., однако в ряде случаев вступают в жесткую конфронтацию с общественными И., наиболее ярко это может наблюдаться в тоталитарных обществах. Педагогу важно знать и учитывать И. обучаемых, т. е. то, кем и какими они хотят стать, чему следовать в жизни. То же относится и к руководителю трудовой организации и к политическому деятелю. Именно поэтому большую важность приобретает диагностика И., но это затрудняется тем, что И. не всегда полностью осознаны. Поэтому, как правило, в диагностике И. используют различные проективные методики, а также социально-психологические опросы (для определения И. у большой группы лиц). В современной психологии, однако, значительно больше внимания уделяется изучению ценностных ориентаций, которые формируются на основе И.Т. В. Разина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Идеал
греч. idea — представление, идея) - понятие морального сознания и категория этики, содержащие высшие моральные требования, возможная реализация которых личностью позволила бы ей обрести совершенство; образ наиболее ценного и величественного в человеке, абсолютное основание долженствования; критерий разделения добра и зла. Содержание морального И. складывается в процессе осознания людьми несправедливости и противоестественности своего положения, как альтернатива существующему, как внутренний протест против сложившегося порядка вещей. В моральном И., в какой бы форме он ни выступал, воплощены в первую очередь мечта (надежда, упование) о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности (альтруизм, гуманизм) в отношениях между ними. При этом культурно-историческое своеобразие и многообразие И. определялось специфичностью исторической роли и социальных интересов тех классов и социальных слоев, чаяния которых в них выражались. В рамках классовых идеологий формулируются общественные И. как прогнозы или утопии такого общественного устройства, в котором осуществляется моральный И., и личность достигает совершенства. Моральный И. в этике чаще всего рассматривался не только как отрицание несовершенной действительности, но и как ее духовное преодоление. Теоретическое освоение понятия морального И. начинается в эпоху эллинизма и впервые приобретает большое значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного общества, когда обозначилось глубокое противоречие между должным и действительностью. Тогда образ морально совершенной личности — Иисуса Христа, человека-бога,— противопоставляется несовершенству и порочности «простых смертных». В христианской морали И. представляется, как правило, недостижимым для людей (неопротестантизм). Исключение могут составлять только «святые праведники». Подобные представления проникают также в философскую этику. Так, по Канту, И.— это недостижимый первообраз, который никогда не может стать действительностью. Фейербах попытался спустить нравственный И. с недостижимых высот на землю. Но и его реализм остался лишь призывом к моральному совершенствованию человека вообще. Сегодняшнее понимание И. базируется на этических постулатах общечеловеческих ценностей.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011