Идеал

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Идеал
совершенный образец, к которому человек стремится и которому подражает.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

идеал

(от франц. ideal, греч. idea – идея, первообраз) – образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ИДЕАЛ
/франц. ideal/, умозрительное воплощение духовного и физического совершенства. См. также Прекрасное.
«На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал.»
А. Пушкин. Евгений Онегин

Источник: Словарь доктора либидо

ИДЕАЛ
(от франц. ideal, греч. idea - идея, прообраз) - высшая цель стремлений человека, образ, являющийся воплощением совершенства, образец. И. акмеологичен по своей сути, так как связан с стремлением людей к высшим достижениям, с их прогрессивным развитием, в том числе и в профессионализме.

Источник: Акмеологический словарь.

Идеал
(франц. ideal, от греч. idea - идея, первообраз) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Идеал
эмоционально-положительно окрашенное Представление, мысль человека о чем-то или о ком-то, что рассматривается как самое желанное, самое лучшее для него. Идеал определяет смысл и цель жизни человека, его стремления, поведение и мышление, особенно в детстве и юности. С возрастом идеал человека может меняться.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Идеал
греч. idea - представление, понятие, идея) - 1. совершенство; 2. совершенный образец чего-либо. Так, идеалом русского человека Ф.М.Достоевский считает А.С.Пушкина. Писатель предсказывает, что в конце 22 века после Р.Х. жители России достигут уровня интеллектуального и нравственного развития поэта; 3. высшая и недостижимая цель стремлений, деятельности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИДЕАЛ
образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности, группы, класса. В качестве И. могут выступать представления: о совершенном общественном строе, о совершенной личности, о прекрасном.
Психологически И.— форма направленности личности, воплощенная в конкретном образе, которому человек хочет подражать или к которому хочет стремиться.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ИДЕАЛ
положительное эмоционально окрашенное представление человека о чем-либо или о ком-либо, рассматриваемом как самое желанное, самое лучшее, безупречное. Идеалы (обычно у человека их имеется несколько) определяют жизненные цели и смысл жизни человека, его потребности и поведение. С возрастом идеалы человека могут изменяться. См. идеал нравственный, идеал платонический, идеал Эго.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИДЕАЛ
(от греч. представление) – форма мотивации, выражающая направление личных устремлений человека. И. может быть личность командира, литературный герой, нравственное качество, норма поведения. Идеалом часто выступают у воинов мужество, выносливость, принципиальность, человечность, честность и т. д. И. не всегда ясно осознается. Командиру важно знать и учитывать И. подчиненных, т. е. то, кем и какими они хотят стать, чему следовать в жизни. И. выступают в качестве побудителя и цели, а также примера для подражания. Поэтому они имеют важное значение в поведении и деятельности военнослужащих. В зависимости от того, на кого хочет быть похожим воин, кому он хочет подражать и к чему стремится в своей жизни, формируется его личность. У воинов важно развивать общественно ценные, профессиональные И.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ИДЕАЛ
фр. idйal) – образ чего-л. совершенного, образец, высшая цель устремлений человека, социальной группы. И. относительно недостижим и представляет собой только идею регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем создает конкретный образ самой цели, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата деятельности или поведения. С др. стороны, И., в принципе, не м. б. недостижимым. Он – не мечта, не имеющая отношения к реальности. И. как таковой всегда конкретен, и он должен постепенно реализовываться в биографии человека и истории общества (Э. В. Ильенков, 2001). Идеальным решением проблемы конфликтов на сегодняшний день представляется, во-первых, полное искоренение конфликтов, приводящих к гибели и физическим страданиям людей; во-вторых, исключение внутриличностных конфликтов, вызывающих самоубийства и серьезную депрессию. Оба эти И., в принципе, вполне достижимы, если бы большинством организаций и государств руководили нравственные, культурные и умные люди.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Идеал
греч. id?a — идея, образ] — образ человека, являющегося образцом для других. И. является предметом изучения разных наук и рассматривается как нечто совершенное, чего быть может еще нет, но к чему следует стремиться. В качестве И. может выступать совокупность норм поведения; образ, воплощающий наиболее ценные и привлекательные человеческие черты, образ, который служит образцом. И. человека не всегда представляет собой его идеализированное отображение. В И. нередко воплощается то, чего не достает человеку, то, к чему он стремится для того, чтобы быть удовлетворенным в своих планах и мечтах. Стремление достичь И. может выступить как важнейший мотив поведения человека стать тем, что составляет смысл его жизни. И. в своей развитой форме присущ человеку, который способен предварять реальное действие идеальным, представлять результаты труда до его начала. И. формируются под влиянием социальной среды и в значительной степени определяются мировоззрением человека и менталитетом общества. Каждая эпоха формирует свои представления об идеале человека, однако это представление не является абсолютом, поскольку разные общности культивируют свои представления об И. При этом в качестве И. может выступать конкретная историческая личность, в которой наиболее полно воплощены ценные черты. Различаются два типа отношений к И.: созерцательно-восторженное и страстно-деятельное. 1) Человек ограничивается виртуальным восхищением, преклонением перед И. 2) Порождает у человека энергию для претворения И. в реальные черты личности. И. выступает в качестве мотивов самовоспитания, самоизменения. В этом случае он содержит программу работы, способствующей достижению соответствия человека идеальному образу. В.А. Шустер

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ИДЕАЛ
ІДЭАЛ / IDEAL– высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного предмета, явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал). И. выступает формой мотивации, выражающей направление личных устремлений человека. И. выступают в качестве побудителя и цели, а также примера для подражания, поэтому они имеют важное значение в поведении и деятельности. Понятие И. относится к отвлеченным и конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И. мужской красоты, И. государства, И. гражданина и т. д. И. могут быть личность ученого, литературный герой, нравственное качество, норма поведения. И. часто выступают личностные качества: мужество, выносливость, принципиальность, человечность, деликатность, честность и т. д. И. не всегда ясно осознается. И. имеют существенные возрастные различия. В подростковом возрасте И., как правило, завышены и нереалистичны. И. обладают культурно-исторической обусловленностью. Тот или иной предмет может стать И. для конкретной личности только при его личностной значимости. Социальная, общественная значимость может присутствовать у И., но ее, как правило, недостаточно. Обычно личные И. соответствуют принятым в данном обществе И., однако в ряде случаев вступают в жесткую конфронтацию с общественными И., наиболее ярко это может наблюдаться в тоталитарных обществах. Педагогу важно знать и учитывать И. обучаемых, т. е. то, кем и какими они хотят стать, чему следовать в жизни. То же относится и к руководителю трудовой организации и к политическому деятелю. Именно поэтому большую важность приобретает диагностика И., но это затрудняется тем, что И. не всегда полностью осознаны. Поэтому, как правило, в диагностике И. используют различные проективные методики, а также социально-психологические опросы (для определения И. у большой группы лиц). В современной психологии, однако, значительно больше внимания уделяется изучению ценностных ориентаций, которые формируются на основе И.Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Идеал
греч. idea — представление, идея) - понятие морального сознания и категория этики, содержащие высшие моральные требования, возможная реализация которых личностью позволила бы ей обрести совершенство; образ наиболее ценного и величественного в человеке, абсолютное основание долженствования; критерий разделения добра и зла. Содержание морального И. складывается в процессе осознания людьми несправедливости и противоестественности своего положения, как альтернатива существующему, как внутренний протест против сложившегося порядка вещей. В моральном И., в какой бы форме он ни выступал, воплощены в первую очередь мечта (надежда, упование) о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности (альтруизм, гуманизм) в отношениях между ними. При этом культурно-историческое своеобразие и многообразие И. определялось специфичностью исторической роли и социальных интересов тех классов и социальных слоев, чаяния которых в них выражались. В рамках классовых идеологий формулируются общественные И. как прогнозы или утопии такого общественного устройства, в котором осуществляется моральный И., и личность достигает совершенства. Моральный И. в этике чаще всего рассматривался не только как отрицание несовершенной действительности, но и как ее духовное преодоление. Теоретическое освоение понятия морального И. начинается в эпоху эллинизма и впервые приобретает большое значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного общества, когда обозначилось глубокое противоречие между должным и действительностью. Тогда образ морально совершенной личности — Иисуса Христа, человека-бога,— противопоставляется несовершенству и порочности «простых смертных». В христианской морали И. представляется, как правило, недостижимым для людей (неопротестантизм). Исключение могут составлять только «святые праведники». Подобные представления проникают также в философскую этику. Так, по Канту, И.— это недостижимый первообраз, который никогда не может стать действительностью. Фейербах попытался спустить нравственный И. с недостижимых высот на землю. Но и его реализм остался лишь призывом к моральному совершенствованию человека вообще. Сегодняшнее понимание И. базируется на этических постулатах общечеловеческих ценностей.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
168.67 кб

Идеал как отражение развитости ценностно-смысловой сферы личности

Антоненко Т. Л.
Обосновывается место идеала в ценностно-смысловой сфере личности, как наивысшей ценности, раскрывается сущность идеала, его основные признаки и функции. Показана зависимость идеала от развитости ценностно-смысловой сферы.
Читать PDF
165.26 кб

Нравственный идеал человека российской национальной культуры (на основе анализа философской, культур

Степанова Л. С.
В статье рассматриваются приоритетные для русской культуры духовные традиции, ценностные ориентации, значимые принципы поведения и нравственные качества личности, отраженные в трудах отечественных ученых: педагогов, культурологов
Читать PDF
131.93 кб

Идеал соборности в русской религиозной философии

Луговой В. Н.
Посвящена развитию понятия «соборность» в русской религиозной философии. Начиная рассмотрение со взглядов Хомякова А. С. и заканчивая философами XX века.
Читать PDF
125.17 кб

Идеал соборности в русской религиозной философии XIX-XX веков

Луговой В. Н.
Посвящена анализу развития понятия «соборность» в русской религиозной философии. Первым данное понятие вводит А.С. Хомяков, который и разрабатывает теорию соборности.
Читать PDF
4.43 мб

Идеал женской красоты в Индии (некоторые аспекты проблемы)

Авилова И. К., Лупарева Е. А.
Читать PDF
182.20 кб

Общественный идеал Вл. Соловьёва и кризис современного общества

Демичев И. В., Баранова А. С., Бакаев Р. С.
Читать PDF
250.04 кб

П. С. Гуревич. Возрожденческий идеал человека

И.Г
Читать PDF
265.77 кб

Персонифицированный идеал как ресурс образовательной деятельности

Марков A.
Читать PDF
356.12 кб

Областнический идеал политики в сфере культуры (опыт реконструкции социально-философского наследия Г

Головинов Александр Викторович
Реконструируются взгляды Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина на проблему политики в сфере культуры.
Читать PDF
203.02 кб

Этический идеал как критерий духовно-нравственного воспитания

Гарифуллина Р. С.
В статье раскрыты культурно-антропологические основы духовно-нравственного воспитания, показана специфика онтологии воспитания в отечественной социально-гуманитарной мысли, прослежены традиции нравственного воспитания в отечествен
Читать PDF
65.15 кб

Социальный идеал как предпосылка самоактуализации личности

Петровская М. А.
Социальный идеал рассматривается как мера обращенности социальной динамики в будущее. Прагматизм социальных целей не вызывает необходимость в личностном развитии и не создает побуждения к самоактуализации личности.
Читать PDF
449.09 кб

Технологическая пастораль: американский пасторальный идеал и его архитектурно-пространственная репре

Никифорова Л. В.
Читать PDF
283.90 кб

В. Гор. Идеал и иерархия

Фетисова Т. А.
Читать PDF
202.25 кб

Новый взгляд на старые проблемы (Муравьев Ю. А. Истина - культура - идеал. - М. : «Прометей», 1995.

Кошлев М.И.
Читать PDF
154.84 кб

Эстетический идеал, тело, мода в системе культуры

Наседкина Юлия Владимировна

Похожие термины:

  • Эго-идеал

    Ego-ideal). Аспект суперэго, содержащий определенные стандарты совершенства, которым ребенка учили родители. Эго-идеалом индивид руководствуется, когда ставит перед собой цели, достижение которых при
  • Эго идеал-в психоанализе

    представление индивида о том, каким он хотел бы быть. Иногда используется как синоним супер-Эго, но чаще между этими понятиями делают такое различие: поведение, противоречащее супер-Эго, вызывает ч
  • Гендерный идеал

    ожидание определенного поведения мужчин и женщин, присущее данной культуре.
  • Государственный идеал

    идеал общественной, политической жизни в обществе и устроения государства.
  • Я-ИДЕАЛ

    Так определяют образец, которого следует добиться. Формирование личности представляет длительный процесс социализации, начинающийся с раннего детства. Посредством идентификации с любимыми и ув
  • ПЛАТОНИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

    Нефизическое проявление вещи, воспринимаемое только через рациональное мышление. См. платоническая идея.
  • Идеал современного психиатра

    термин К.Ясперса, обозначает следующие профессиональные требования к врачу-психиатру в современном обществе: 1. научная подготовка в области соматической медицины и психопатологии, а также 2. опре
  • Идеал-сортировка

    Ideal-sort). Утверждения, которые выбирает испытуемый, описывая человека, которым он хотел бы быть.
  • ИДЕАЛ НРАВСТВЕННЫЙ

    обобщенный положительный образ человека, на которого стремится стать похожим данный человек. В содержание И.н. входят нравственные нормы, ценности, убеждения и поведения человека, на которого стр