ХОРЕОТЕРАПИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Хореотерапия
(Choreotherapy, dance and movement therapy). Использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. Развитие современной X. связывается с именем Чейза (Chase M.), автора соответствующей главы в книге Морено (Moreno J. L.), посвященной групповой терапии. X. может выделяться в качестве одного из направлений арттерапии, составного элемента активной музыкотерапии (Менегетти - Menegetti T, и др.), или как одна из форм терапии физической активностью (Славсон - Slavson S. R., Шиффер - Schiffer M.). Основные задачи, изолированно или комплексно решаемые в процессе X.: 1) терапия занятостью и повышение двигательной активности, 2) коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического общения, 3) получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самосознания, 4) раскрепощение и рост пациента, поиск аутентичных путей развития. X. может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода психотерапии в группах детей и подростков, в санаторнокурортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или с постпсихическим дефектом.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ХОРЕОТЕРАПИЯ
choreotherapy, dance and movement therapy). Использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. Развитие современной X. с 30-х гг. связывается с именем Чейз (Chase M.), автора соответствующей главы в книге Морено (Moreno J. L.), посвященной групповой терапии. X. может выделяться в качестве одного из направлений арттерапии, составного элемента активной музыкотерапии (Менегетти (Meneghetti Т.) и др.) или как одна из форм терапии физической активностью (Славсон (Slavson S. R.), Шиффер (Schiffer M.)). Основные задачи, изолированно или комплексно решаемые в процессе X.:
1) терапия занятостью и повышение двигательной активности;
2) коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического общения;
3) получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания;
4) раскрепощение и рост пациента, поиск аутентичных путей развития.
В зависимости от концептуальной ориентации конкретного хореотерапевта акцентироваться могут отдельные задачи: 1 и 2 - при поведенческой, 3 - при психодинамической и 4 - при гуманистической ориентации психотерапевта.
Разминочные упражнения, предваряющие занятия X., имеют физический ("разогрев"), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты. Обычная продолжительность занятия - 40-50 минут. Занятия могут быть ежедневными (в стационарных условиях), еженедельными на протяжении нескольких месяцев или лет, в профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы X. - 5-12 человек на одного хореотерапевта.
Дискутируется вопрос о характере музыкального сопровождения занятий X. Одни хореотерапевты предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и / или профессиональной танцевальной музыки, другие - собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культуральная значимость предлагаемой музыки для пациента не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания.
В процессе психодинамической X. выделяются (Лумсден (Lumsden M.)) стадии развития психотерапевтической группы, которые психотерапевтами других ориентации рассматриваются как различные организационные формы упражнений:
1) индивидуальная - анализ пространственных, временных, энергетических, гармонических характеристик движения пациентов и такого аспекта, как "сдерживание-разрешение";
2) дуэт - анализ переноса и контрпереноса;
3) трио и квартет - анализ инцестуозных тенденций и динамического отвержения на модели "отец-мать-ребенок";
4) групповая, соответствующая психодраматическому подходу;
5) межгрупповая, социодраматическая;
6) социальная, реализуемая в массовых танцевальных ритуалах и фестивалях.
X. может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода психотерапии в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или постпсихотическим дефектом.
В нашей стране X. применяется редко в связи с разрушением культуры народного танца и профессионализацией хореографии.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000