ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЯГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Найдено 8 определений термина ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

область практической психологии, совокупность психокоррекционных методик, рассчитанных на оказание коллективной психологической помощи клиентам, на работу психолога-консультанта сразу с группой клиентов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

: любая форма ПСИХОТЕРАПИИ, в которой участвует более двух пациентов. В большинстве видов групповой психотерапии группа изначально представляет собой искусственное образование, создаваемое терапевтом, делающим отбор членов группы; предполагается, однако,что общее отношение к терапевту приведет к возникновению подлинно групповой ситуации. Групповая психотерапия "естественных" групп, т.е. СЕМЕЙ в полном составе, представляется довольно редким явлением.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Критический словарь психоанализа

Психотерапия групповая

общее название методов психотерапии, разработанных и используемых для лечения специально отобранных групп пациентов (от 2-3 до 8-10 человек). Совершенно неприемлемыми, опасными для психического здоровья населения и абсурдными, с профессиональной точки зрения, считаются сеансы или циклы сеансов «психотерапии», «гипноза» по телевидению, какие еще недавно и явно не в связи с достижениями системы здравоохранения РФ или стремлением к оздоровлению населения страны на протяжении ряда лет практиковались в России в 90 гг. минувшего и в начале текущего столетия. В отдельных регионах практика такого рода осуществляется в РФ по настоящее время.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Групповая психотерапия

использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения посредством социального благополучия физич. и психич. благополучия человека. Элементы Г.п. прослеживаются в течение веков. Г.п. в собственном смысле слова возникла в 1904-1905 гг. в России и США (И. В. Вяземский, Дж. Прэтт). В советский период Г.п. развивалась в рамках ее клинического применения (В. М. Бехтерев и др.). В группе специально подобранных пациентов врачпсихотерапевт может обучать интерпретировать особенности собственного поведения, О. Г.п. предусматривает также организацию психол. тренинга, в частности, повышающего уровень техники О. участников группы. Теорет. базу Г.п. составляют разл. течения групповой динамики (К. Роджерс, Дж. Морено и др.). Установлено, что в процессе работы с пациентами в условиях Г.п. наблюдаются фазовые изменения взаимоотношений членов психотерапевтической группы и психотерапевта. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. А. В. Петровский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

ПСИХОТЕРАПИЯ ГРУППОВАЯ

использование закономерностей взаимодействия межличностного в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. Возникла в 1904-1905 гг. в России и США (И. В. Вяземский, Дж. Прэтт).

В США связана с именем Дж. Морено, коего многие считают ее основателем. Производится не в индивидуальной работе с одним клиентом, а в работе психолога с группой, причем работа может направляться на группу в целом или на одного из ее членов.

Отечественная психотерапия развивалась в рамках ее клинического применения в лечении неврозов клинических, алкоголизма и ряда соматических заболеваний. В группе специально подобранных больных психотерапевт разъясняет им сущность патологического процесса, обосновывает прогнозы на выздоровление, проводит обучение тренировке автогенной, релаксации.

Психотерапия групповая может включать обучение больных интерпретации симптомов и особенностей собственного поведения и пр. Она предусматривает также организацию тренинга психологического, повышение уровня техники общения. Главные показания к психотерапии групповой - наличие неврозов с нарушением социальных связей (семейных, производственных), с трудностями в области общения и адаптации социальной; первые стадии алкоголизма, заболеваний психосоматических.

По характеру объекта психотерапевтического воздействия различаются:

1) психотерапия семейная, предусматривающая одновременную работу с родителями, детьми и родственниками;

2) психотерапия групповая в условиях деятельности совместной, в различного рода психогигиенических клубах;

3) психотерапия игровая.

Психотерапия групповая заболеваний психических необходима для реабилитации больных; она сочетается с трудотерапией, лечением занятостью, развитием самодеятельности и самоуправления в группах больных. Ее теоретическую базу за рубежом составляют различные течения динамики групповой (К. Роджерс, Дж. Морено и пр.). Отечественная психотерапия групповая строится на основах психологии социальной, рассматривающей психотерапевтическую группу как многоуровневую структуру отношений межличностных.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Групповая психотерапия

group psychotherapy) Г. п. называется одновременное применение психотерапевтических принципов к группе людей. Чаще всего в группе находится небольшое число участников (от 6 до 10) и один или два групп. психотерапевта. В Г. п. используются и мн. методы индивидуальной терапии, и такие, к-рые в индивидуальной работе с больным не применяются. Групп. лечение имеет как экономические, так и терапевтические преимущества. С экономической точки зрения групп. подходы позволяют снизить затраты времени терапевта и стоимость лечения. Терапевтические преимущества заключаются в тех возможностях, к-рые Г. п. предоставляет для личностной динамики. Ялом идентифицировал 10 категорий целительных факторов, присущих Г. п.: 1) снабжение информацией в форме инструкций либо советов психотерапевтов или членов группы; 2) вселение надежды, что особенно характерно для Г. п., поскольку каждый член группы может видеть терапевтический прогресс, достигаемый любым др. ее членом; 3) универсальность, или открытие каждым членом группы того, что др. ее члены имеют аналогичные чувства или проблемы; 4) альтруизм, или чувство собственной полезности либо нужности др. членам группы; 5) корректирующая рекапитуляция первичной семейной группы, или опыт терапевтического взаимодействия в группе, структура к-рой имеет определенное сходство с семейной; 6) развитие социализирующих приемов, или улучшение навыков межличностного общения через взаимодействие с членами группы и получение обратной связи; 7) подражательное поведение, или возможность для членов группы наблюдать и копировать различные модели адекватного поведения др. ее членов; 8) межличностное обучение, или возможность отработки различных паттернов поведения во взаимодействии с др.; 9) групп. сплоченность, или солидарность и привлекательность группы для ее членов; 10) катарсис, или выяснение и обсуждение чувств с др. в безопасной обстановке. Несмотря на свои преимущества, Г. п. имеет и ограничения. Во-первых, нек-рые члены группы могут отказываться затрагивать интимные эмоциональные проблемы. Раскрытие проблем сопряжено с риском получения обратной связи, к-рая усугубит проблемную ситуацию, особенно если обсуждаемые вопросы содержат соц. порицаемые компоненты. Во-вторых, процесс групп. взаимодействия может занять столько времени, что сугубо личные проблемы отдельных членов группы останутся нерешенными, и это осложнит роль терапевта. Наконец, поведение и нравы, характерные для обстановки Г. п., могут не соответствовать обстановке реальной жизни, поэтому нек-рые члены группы будут испытывать затруднения, реализуя в повседневной жизни полученные в группе навыки. Все еще нет единого мнения по поводу того, какие проблемы лучше решать в группе, а какие - в процессе индивидуальной терапии. Терапевтические группы различаются между собой по целям, составу и используемым методикам. Одни группы имеют определенные цели, темы или задачи (напр., группы, цель к-рых - обучение к.-л. навыкам или решение определенного типа проблем); др. менее структурированы и не имеют фиксированной тематики. Нек-рые терапевтические группы составлены из лиц определенного типа. Др., напротив, более разнородны и ориентированы на широкий спектр проблем, требующих терапевтического решения. Большинство групп все же в той или иной степени однородны. Г. п. может быть ограниченной или неограниченной во времени; группа может быть открытой или закрытой для приема новых членов во время продолжающейся терапии; возможны и др. различия. Наибольшие различия между группами касаются используемых техник психотер. Нек-рые групп. психотерапевты работают с одним членом группы в течение какого-то времени, а др. стремятся активизировать взаимодействие между всеми членами группы. Психоаналитическая модель - одна из первых использованных в группе моделей индивидуальной психотер. Др. ранней групп. техникой была психодрама Морено - терапевтический подход, при к-ром члены группы составляют импровизированные диалоги на проблемные темы, чтобы глубже осознать суть проблемы. Поведенческие подходы тж были реализованы в Г. п. Для научения успешному поведению и устранению дисфункциональных поведенческих факторов обстановка группы предоставляет больше возможностей, чем может предоставить психотерапевт в рамках индивидуальной модели. Гештальт-терапия и транзактный анализ получили чрезвычайную популярность в Г. п. Фриц Перлз использовал свой подход к группам, обычно работая лишь с одним пациентом в течение определенного времени. Групп. гештальт-терапевты стремятся интегрировать все аспекты индивидуума в единое целое. Эта интеграция дает наблюдающим членам группы возможность обучаться, идентифицируя конфликты др. членов с собственными. Берн считал, что групп. подход является самым эффективным способом использования транзактного анализа, поскольку он позволяет исследовать транзакции в момент их появления в межличностном контексте. Создание Т-групп (тренинговых групп) имело целью изучение влияния групп. опыта на отдельных членов и обучение этому влиянию. Аронсон считал главными целями Т-групп развитие готовности к исслед. собственного поведения, повышение соц. компетентности и честности в межличностных отношениях, обучение сотрудничеству и логическому, рациональному разрешению конфликтов. Группы встреч и тренинга чувствительности подобны подходам, менее структурированным и акцентированным на повышении самосознания и личностном росте. Роджерс применил свой клиент-центрированный подход в контексте групп встреч. Нек-рые представители направления групп встреч используют специально разраб. упражнения для активации групп. процесса. Др. подходы к Г. п. включают арт-, танц-терапию, группы двигательной терапии, тематически центрированное взаимодействие и группы, цель к-рых - развитие определенных навыков. Существуют различные группы самопомощи, оказывающие терапевтическое воздействие в дополнение к более традиционным терапевтическим группам. В последние годы стала популярной группа "марафона". Сеанс такой Г. п. длится в течение продолжительных периодов времени, что приводит к усталости, слому механизмов психол. защиты и интенсивному межличностному взаимодействию. Терапевт выполняет разные функции в группе: оказание помощи в участии, взаимодействии и решении проблем; фокусирование разговора; эмоциональная поддержка отдельных членов группы; посредничество между членами группы, находящимися в конфликте; обеспечение формулирования и поддержания правил группового взаимодействия. Трудность понимания и поддержания групп. процесса, учета эмоционального состояния каждого члена группы требует от лидера группы хорошей подготовки, эмпатии и компетентности. В Г. п. существуют специфические этические проблемы. Члены группы не связаны теми же самыми этическими ограничениями, что и профессионалы. Поэтому групп. психотерапевты должны, в частности, стремиться к установлению четких стандартов конфиденциальности во взаимодействии членов группы между собой. См. также Групповое консультирование, Человеческий потенциал, Механизмы групповой психотерапии Т. С. Беннетт

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Групповая психотерапия

это метод, который применяется как в лечебных целях, так и для оказания психологической помощи. Ведущим механизмом развития группового процесса в коллективной психотерапии являлось объединение членов группы в коллектив с общими целями и задачами, направленными на взаимное влияние, поддержку, обмен информацией для улучшения процессов осознания механизмов развития болезни и изменения стереотипов восприятия мира и поведения. В значительной степени коллективная психотерапия была также дидактической. Перед больными ставились вполне ясные задачи, и роль врача была центральной. Врач играл активную роль в выбираемом процессе обсуждения, запускал процесс, ставил вопросы, побуждал к обсуждению, корректировал тему, разъяснял, исправлял ошибки суждений путем специальных технических приемов (техника «психотерапевтического зеркала», техника «анонимного обсуждения»).

Групповая психотерапия же использует в лечебных целях механизм групповой динамики, т. е. процесс, который развивается во времени и является результатом взаимоотношений и взаимодействий в группе, иногда без четкой программы обсуждений, предмета обсуждений, особенно на первых этапах развития группового процесса, и целиком является актом творческого развития группы и каждого ее члена в отдельности. В процессе такого взаимодействия каждый член группы является источником своих собственных изменений. Роль врача в групповой психотерапии состоит в том, чтобы обеспечивать в техническом плане взаимодействие в группе.

История вопроса

История вопроса уходит в первоначальный опыт группового воздействия, связанный с именем Франца Антона Месмера (1734–1815). Как известно, тогда международная комиссия во главе с Бенджамином Франклином обвинила его в том, что пациенты излечивались не в результате «животного магнетизма», а силой внушения и взаимной индукции.

Всетаки настоящая история возникновения психокоррекционных групп относится к Америке в начале XX столетия. Джозеф Претт впервые ввел термин «репрессивновдохновляющей» групповой терапии. Это был бостонский врач, лечивший больных туберкулезом, которые проходили амбулаторный курс. Он первоначально исходил из экономических соображений и затрат времени, собирая больных в группы. Постепенно он убедился в эффективности процесса группового сплочения и взаимной поддержки, в эффективности влияния одного человека на другого в группе и группы в целом. На Претта оказали влияние работы французского врача Жозефа Жюля Дежерина, который использовал метод убеждения и переучивания при лечении больных неврозом.

Следующий этап в развитии групповой психотерапии связан с именем Зигмунда Фрейда. З. Фрейд интересовался группами, но с позиций изучения психологии масс и тенденциями участников группы следовать за сильными лидерами. «Психологией масс движет деструктивная направленность к саморазрушению» – такой вывод сделал З. Фрейд.

Во время Второй мировой войны в Америке обнаружился недостаток в опытных психотерапевтах, так как возникла острая необходимость в социальнопсихологической помощи большому числу инвалидов, что явилось толчком к развитию групповой психотерапии. Среди тех, кто в это время развивал психоаналитически ориентированную групповую психотерапию, есть еще несколько известных имен: Самьюэль Славсон, Александр Вольф. Первый ввел в групповой процесс проигрывание конфликтов, второй – интерпретацию сновидений, метод свободных ассоциаций.

Психокоррекционные группы – наиболее адекватное обозначение групп, участвующих в групповой психотерапии. Их много в зависимости от целей и задач, ими реализуемых: Тгруппы (группы тренинга); группы встреч, гештальтгруппы, психодрама; группы телесной терапии; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством (арттерапии). Тгруппы созданы только для здорового населения, остальные могут быть ориентированы поразному в зависимости от клиентуры.

Сторонники групповой динамики признают еще один главный приоритет в развитии теории психокоррекционных групп – Курт Левин. Его «теория поля» – сердцевина социальной психологии группы. Он говорил (50е годы): «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». В связи с этим целесообразно изложить теорию межличностного общения или «Теорию поля», так называемое «Окно Джогарри». Авторы последнего – исследователи Джозеф Лафт и Гарри Инграм. Люди взаимодействуют между собой различными полями.

1. Арена – область, где один человек не защищается от другого. Это область взаимного согласия.

2. Фасад – каждый взаимодействующий имеет подспудные зоны, где один человек скрыт от другого.

3. «Слепое пятно» – область, где человек неадекватно видит себя или вообще не видит. В эту область попадают глубинные мотивы, неосознаваемые потребности и мотивации, установки, ценности, ориентации, конфликты. Это область, где действуют защитные психологические механизмы – вытеснение, рационализация и т. п. Для преодоления этой зоны человек должен получить «обратную связь».

4. Область скрытых потенций – это область, где следует раскрыть творческий потенциал личности.

Уменьшению области фасада препятствуют тревога, страх, социальные оценки. Для того, чтобы ее уменьшить, инициатива должна исходить от самого человека, следует его побудить идти по пути эксперимента с действительностью, на преодоление реакции избегания. Для этого нужны определенные условия, которые не подкрепляли бы прежние реакции. Следует создать встречный процесс «эмоциональной поддержки». Человек имеет право не быть осужденным.

Работа со «слепым пятном». Это попадание в неловкие ситуации, где включаются защитные психологические механизмы, касающиеся, прежде всего, функции самооценки. Это механизм фрустрации, где человек может увидеть себя через отражение в другом.

Что испытывает человек, который получает «обратную связь» от другого? Прежде всего, срабатывает механизм неприятия. Поскольку часто обратная связь дается не к месту и не с теми эмоциями, возникает конфликт, напряжение, перепалка, где рациональное исчезает. Использование этого фактора в групповой психотерапии очень эффективно.

Групповая психотерапия – это система зеркал, дающая объемное представление о себе, которая расширяет диапазон выбора и те проблемы, которые ранее не решались, сейчас могут быть решенными.

Для того, чтобы обратная связь осуществлялась должным образом и не вызывала сопротивление пациентов, в групповом процессе их следует обучить тому, чтобы высказывания носили описательный характер.

Не давать оценок, а давать описание чувств, ощущений, переживаний, мыслей.

1. Давать обратную связь с раскрытием собственного эмоционального состояния (путем присоединения или отмежевания).

2. Описывать не только свое эмоциональное состояние, но и второго участника взаимодействия.

4. Описать предположительные мотивы поведения второго человека, который находится в центре внимания («Я беру на себя ответственность знать мир другого человека больше, чем он»).

5. Обратная связь должна больше исходить из потребности того человека, кому она предоставляется.

6. Обратная связь исходит из фактов «сейчас».

7. Применение приема «стопкадр» снижает сопротивление (это функция руководителя группы).

Преимущества групповой формы.

1. Удовлетворяется потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. В нашем обществе все в большей мере продуцируется принцип одиночества.

2. Опыт, приобретаемый в группе, оказывает противодействие отчуждению, помогает решению проблем при межличностном взаимодействии.

3. Возможность получения обратной связи.

4. Возможность идентификации себя с другими участниками группы и использование эмоциональной связи при оценке собственных чувств, поведения, установок и формирования Яконцепции личности, более адекватной реальности.

5. Группа облегчает процесс самоисследования и интроспекции.

6. Гибкость групповой психотерапии делает ее пригодной для большого контингента.

7. Экономические выгоды. Обходится менее дорого и терапевту, и участнику, чем контакты один на один.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Полный справочник психотерапевта

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в лечебных целях.

Принципиально Г. п. не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт. Наряду с другими психотерапевтическими методами Г. п. (точно так же, как и индивидуальная форма) применяется в рамках различных теоретических ориентаций, которые и определяют ее своеобразие и специфику: конкретные цели и задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику психотерапевта, психотерапевтические мишени, выбор методических приемов и пр. Все эти переменные во многом объясняются также нозологической принадлежностью контингента больных, принимающих участие в психотерапевтической группе. В качестве самостоятельного направления в психотерапии Г. п. выступает лишь в том смысле, что рассматривает пациента в социально-психологическом плане, в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы психотерапевтического процесса и фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной проблематике, но и на индивиде в совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Г. п. отличают от групповой терапии, психотерапии в группе, коллективной психотерапии. Последние предполагают по сути дела использование любого психотерапевтического метода в группе пациентов (гипноз, аутогенная тренировка, убеждение, переубеждение и пр.). В этом случае психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациентов одновременно, однако не использует систематически в лечебных целях ситуации, взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между пациентами. История развития Г. п. есть движение от групповой терапии к Г. п., т. е. к пониманию и использованию в психотерапевтических целях групповых эффектов. С начала существования медицины для оказания помощи больным целители применяли методы психологического воздействия, широко пользуясь в этих целях группой. Проявляющиеся в группах ожидания, ориентации, эмоции, чувства надежды, вера в компетентность целителя и эффективность применяемых процедур увеличивали состояние аффективного напряжения, возрастающего по мере "эмоционального заражения" участников, и способствовали податливости пациентов к его воздействию и влиянию. Воздействие заключалось прежде всего во внушении, которое обращено к эмоциональной сфере больного и, минуя его рациональное, критическое мышление, оказывало полезное влияние на его самочувствие и психофизиологическое состояние и, как следствие, на социальное функционирование. Примером оказания группой положительного влияния на психическое здоровье могут служить опыты австрийского психиатра Месмера (Mesmer F. А.), которого иногда называют "творцом теории и практики психотерапии, в том числе и групповой". В дальнейшем многие выдающиеся ученые и врачи использовали различные психотерапевтические методы в группе больных, обосновывая целесообразность и эффективность такого подхода. Первым, кто обратил внимание на терапевтические возможности применения группового взаимодействия, был американский врач Пратт (Pratt J.), который в 1905 г. впервые организовал психотерапевтические группы для больных туберкулезом. Первоначально Пратт рассматривал группу как экономически более удобный способ информирования пациентов о здоровье и болезни, об образе жизни и отношениях, способствующих выздоровлению, и не вычленял ее собственно терапевтических возможностей. В дальнейшем он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, воздействие которой заключается в эффективном влиянии одного человека на другого, в возникающих в группе взаимном понимании и солидарности, способствующих преодолению пессимизма и ощущения изоляции.

Практически все психотерапевтические направления XX в. так или иначе использовали групповые формы и внесли определенный вклад в развитие Г. п. Особое место в этом ряду принадлежит психоаналитическому и гуманистическому направлениям. Так, Адлер (Adler А.) обратил внимание на значение социального окружения в проявлении нарушений у пациентов. Он считал, что группа представляет собой соответствующий контекст для выявления эмоциональных нарушений и их коррекции. Полагая, что источник конфликтов и трудностей пациентов в неправильной системе их ценностей и жизненных целей, он утверждал, что группа не только может формировать взгляды и суждения, но и помогает их модифицировать. Работая с группой пациентов, Адлер стремился добиться понимания пациентами генеза их нарушений, а также трансформировать их позиции. Развитию психоаналитически-ориентированной Г. п. способствовали своими работами Славсон (Slavson S. R.), Шильдер (Schilder P.), Вольф (Wolf А.) и др. Существенный вклад в развитие Г. п. внес основатель психодрамы Морено (Moreno J.L.), которому приписывают и введение самого термина Г. п. Среди представителей гуманистического направления особое место занимает Роджерс (Rogers С. R.). Выделяя в качестве основных переменных психотерапевтического процесса эмпатию, безусловное положительное принятие и аутентичность, Роджерс придавал большое значение групповым формам, считая, что психотерапевт в них является моделью для участников, способствуя тем самым устранению тревоги и развитию самораскрытия, что отношения, складывающиеся между участниками группы, могут создавать оптимальные условия для терапевтических изменений. Большое влияние на развитие Г. п. оказали работы Левина (Lewin K.) в области групповой динамики, который полагал, что большинство эффективных изменений происходят в групповом, а не в индивидуальном контексте. Левин и его последователи рассматривали личностные расстройства как результат и проявление нарушенных отношений с другими людьми, социальным окружением. Они видели в группе инструмент коррекции нарушенных взаимодействий, поскольку такая коррекция происходит в процессе социального обучения. Этот процесс облегчается и ускоряется, в частности, благодаря раннему выявлению в групповом контексте типичного для отдельных участников неадаптивного межличностного поведения. Главным содержанием работы групп становится анализ типовых образцов взаимодействия, сопоставление поведения в актуальной ситуации "здесь и теперь" с его характером и последствиями в прошлом. Благодаря тактичному участию психотерапевта, который поощряет и направляет дискуссию, способствуя появлению атмосферы доброжелательности и сотрудничества, такая аналитическая работа облегчает переживание коррективного эмоционального опыта, неизбежного для протекания процесса обучения. Необходимо также указать таких видных теоретиков и практиков в области Г. п., как Хек (Hock K.), Ледер (Leder S.), Кратохвил (Kratochvil S.), которые, работая в Восточной Европе, оказали большое влияние на развитие Г. п. в России.

Цели и задачи Г. п. как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает позиции. В самом общем виде цели Г. п. определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), более конкретные задачи групповой психотерапии можно сформулировать следующим образом:

1. Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание). Г. п. должна способствовать тому, чтобы пациент осознал: 1) связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением своего заболевания; 2) какие ситуации в группе и реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптоматики; 3) связь между негативными эмоциями и появлением, фиксацией и усилением симптоматики; 4) особенности своего поведения и эмоционального реагирования; 5) как он выглядит со стороны, как воспринимается его поведение другими, как оценивают окружающие те или иные особенности поведения и эмоционального реагирования, как откликаются на них, какие последствия это поведение имеет; 6) существующее рассогласование между собственным образом "Я" и восприятием себя другими; 7) собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения и эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности; 8) характерные защитные механизмы; 9) внутренние психологические проблемы и конфликты; 10) особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины; 11) более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений; 12) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем. В целом задачи интеллектуального осознания сводятся к трем следующим аспектам: осознание связей "личность-ситуация-болезнь", осознание интерперсонального контекста собственной личности и осознание генетического (исторического) плана.

2. Эмоциональная сфера. Г. п. должна помочь пациенту: 1) получить эмоциональную поддержку со стороны группы и психотерапевта, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности; 2) пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться; 3) пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций; 4) научиться искренности в отношении к себе и другим людям; 5) стать более свободным в выражении собственных негативных и позитивных чувств; 6) научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства; 7) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными); 8) модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими; 9) произвести эмоциональную коррекцию своих отношений. В целом задачи в эмоциональной сфере охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе, непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.

3. Поведенческая сфера. Г. п. должна помочь пациенту: 1) увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы; 2) приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения; 3) преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций; 4) развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью; 5) закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни; 6) вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах. В общем виде задачи Г. п. в поведенческой сфере могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции.

Таким образом, задачи Г. п. фокусируются на трех составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель Г. п. как расширение сферы самосознания пациента. В принципе задачи любой психотерапевтической системы, ориентированной на личностные изменения, могут быть сформулированы таким образом. Однако в Г. п. основным инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем пациента за счет межличностного взаимодействия, групповой динамики. Групповая динамика есть совокупность групповых действий и интеракций, возникающая в результате взаимоотношений и взаимодействия членов группы, их деятельности и влияния внешнего окружения, и представляет собой развитие, или движение, группы во времени. В общем виде групповую динамику определяют цели, задачи и нормы группы, ее структура, структура лидерства в ней, групповые роли, сплоченность группы, групповое напряжение, актуализация прежнего эмоционального опыта, формирование подгрупп, главные виды вербальной коммуникации в группе. Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенностей поведения и др., и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.

Опора на групповую динамику и межличностное взаимодействие, представляющая собой фокусировку работы группы на процессе "здесь и теперь", иногда формирует точку зрения, согласно которой Г. п. направлена на переработку конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, в то время как индивидуальная - на раскрытие и переработку глубинного, внутриличностного конфликта. Однако Г. п. в рамках конкретного психотерапевтического направления решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью своих средств. Если психотерапия имеет своей целью раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию неадекватных, нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость его, то эта цель является общей и для индивидуальной психотерапии, и для Г. п. Трудности в сфере межличностного взаимодействия, межличностные конфликты в значительной степени являются следствием глубинных коллизий и нарушенных отношений личности. В межличностных конфликтах "высвечиваются" скрытые и неосознаваемые психологические проблемы. Воздействие только на межличностном уровне представляет собой скорее поведенческий тренинг, поскольку задачи психотерапии сложнее и глубже. Отличие индивидуальной психотерапии и Г. п., при наличии общих задач, заключается в том, что Г. п. в большей степени акцентирует внимание на межличностном аспекте, а индивидуальная - на историческом. Однако лишь в большей степени, а не исключительно. В Г. п. внутренний психологический конфликт и нарушенные отношения личности раскрываются через их непосредственное отражение в реальном поведении пациента в группе. В то же время Г. п., несмотря на доминирующую интеракционную направленность, не ограничивается актуальной ситуацией "здесь и теперь". Адекватная коррекция нарушенных отношений личности может быть осуществлена пациентом лишь в том случае, если весь комплекс психологических особенностей, проявляющийся в процессе группового взаимодействия, соотносится с его реальной ситуацией и проблемами вне группы, позволяет реконструировать особенности взаимоотношений в ситуациях "там и тогда". Закономерная повторяемость, стереотипность конфликтных ситуаций, особенностей поведения и эмоционального реагирования в группе и вне ее, в настоящем и прошлом делают для пациента более наглядным и убедительным содержание обратной связи, получаемой в группе. Это способствует созданию устойчивой мотивации к самоисследованию и коррекции своих отношений, позволяет вычленить то, что стоит за поведением в различных ситуациях. Следствием представления, что процесс Г. п. должен ограничиваться ситуацией "здесь и теперь", может быть лишь уменьшение эффективности психотерапевтического воздействия. Один из важнейших механизмов лечебного действия групповой психотерапии - возникновение и переживание пациентом в группе тех эмоциональных ситуаций, которые были у него в реальной жизни в прошлом и являлись субъективно неразрешимыми и неотреагированными, - предполагает переработку прошлого негативного опыта, проявляющегося в актуальной эмоциональной ситуации в группе, без которой невозможно добиться позитивных, достаточно глубинных личностных изменений. Адекватное самопонимание также не может быть достигнуто вне общего контекста формирования и развития личности пациента. Как Г. п. не ограничивается межличностным уровнем, так и индивидуальная психотерапия не сводится только к осознанию с помощью исторического анализа. В индивидуальной психотерапии, так же как и в групповой, и реальное эмоциональное взаимодействие (в группе или психотерапевтической диаде), и рассказ пациента о себе, своей жизни, своем прошлом в определенной степени отвечают принципу "здесь и теперь". Во-первых, вербальная активность (или неактивность) пациента обусловлена его актуальным взаимодействием с психотерапевтом (группой): доверием или недоверием, ощущением угрозы или безопасности, желанием вызвать сочувствие, найти понимание, контакт, сотрудничать или перенести всю ответственность за лечение на психотерапевта. Во-вторых, рассказ о своем прошлом, воспоминания зачастую также вызывают сильные эмоции, сопоставимые с теми, которые возникали в реальной ситуации. Однако рассказ о прошлом может не только спровоцировать сильные актуальные переживания, но и способствовать адекватной и точной их вербализации и осознанию. Поэтому ограничение психотерапевтического процесса в индивидуальной психотерапии только историческим планом, а в групповой - только межличностным, так же как и чрезвычайно узкое понимание термина "здесь и теперь", представляется необоснованным.

Большинство исследователей процесса Г. п., а также практики в этой области описывают определенные закономерности развития психотерапевтического процесса в группе и наличие достаточно четко очерченных фаз его. Этот процесс начинается со стадии зависимого и поискового поведения, проходит через период возникновения, обострения и разрешения внутригрупповых конфликтов и продвигается к формированию групповой сплоченности и эффективному решению проблем. Наличие различных схем определяется как разными теоретическими ориентациями, так и разными параметрами, изучение которых послужило основанием для выделения определенных фаз группового психотерапевтического процесса (см. Фазы развития психотерапевтической группы). Однако на описательном уровне здесь обнаруживается гораздо больше сходства, чем различий. Первая фаза групповой психотерапии характеризуется пассивностью пациентов и высоким уровнем напряжения, обусловленного преимущественно несовпадением ожиданий с реальной групповой ситуацией и позицией психотерапевта.

Для второй фазы также свойствен высокий уровень напряжения (специфика которого заключается, как правило, в наличии негативных эмоций по отношению к психотерапевту) в сочетании с более высокой активностью пациентов. Конструктивным разрешением этой кризисной стадии можно считать открытое выражение пациентами своих чувств и обсуждение в группе проблем, связанных с авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью и ответственностью, неуверенностью. Третья фаза характеризуется процессом структурирования группы, развитием групповой культуры, выработкой групповых норм, целей, ценностей, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки. Четвертая фаза является "рабочей" - фазой активно и целенаправленно работающей психотерапевтической группы. Возникшие в предыдущей фазе сплоченность, искренность, спонтанность, заинтересованность, чувство безопасности создают необходимые условия для собственно психотерапевтического процесса в группе.

При рассмотрении лечебного эффекта Г. п. выделяют разнообразные механизмы, или факторы, лечебного действия, которые располагаются в 3 основных плоскостях: эмоциональное переживание, самопонимание и регуляция поведения. В зависимости от теоретической ориентации представители различных направлений придают большее или меньшее значение каждому из них, подчеркивая при этом и определенную роль двух других. В качестве основных механизмов лечебного действия Г. п. могут рассматриваться коррективный эмоциональный опыт, конфронтация и научение.

Важную роль в Г. п. играет поведение группового психотерапевта, которое в значительной степени определяется теоретической ориентацией, но в целом его позиция может быть охарактеризована как недирективная. Основные задачи группового психотерапевта можно сформулировать следующим образом: 1) побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также к разбору предложенных тем; 2) создание в группе условий для полного раскрытия пациентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты; 3) разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия. Средства воздействия, используемые групповым психотерапевтом, можно условно разделить на 2 вида: вербальные и невербальные. К вербальным относятся структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психотерапевта), сбор информации, интерпретация (отражение эмоций, кларификация, конфронтация, собственно интерпретация), убеждение и переубеждение, предоставление информации, постановка заданий. В данном случае речь идет не столько об активности психотерапевта, сколько о стимуляции членов группы к определенному виду активности. К невербальным средствам относятся мимика, жестикуляция, интонация. Предпочтительным в плане руководства психотерапевтической группой является наличие в ней двух психотерапевтов, что позволяет каждому из них получать обратную связь относительно своего поведения в группе. В этом случае психотерапевты профессионально контролируют друг друга и могут обратить внимание на собственные искажения в понимании группового процесса и возможный контрперенос. Котерапевтом часто выступает менее опытный, начинающий групповой психотерапевт, который, участвуя в работе, приобретает опыт в области Г. п. Ведение групп психотерапевтами, находящимися на одинаковом профессиональном уровне, также распространенное явление. Наиболее предпочтительным представляется вариант работы в психотерапевтической группе 2 психотерапевтов: врача и психолога, мужчины и женщины.

Методы Г. п. условно подразделяются на основные и вспомогательные. Основным является групповая дискуссия, имеющая 3 главные ориентации - интеракционную, биографическую и тематическую. К вспомогательным методам относятся психодрама (разыгрывание ролевых ситуаций), психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие), музыкотерапия (в активной и рецептивной формах), проективный рисунок (рисование на определенную тему). Каждый из указанных методов может использоваться и как вспомогательный прием, но в данном случае речь идет о комплексе, применяемом в работе с одной психотерапевтической группой. Опорной формой Г. п. является групповая дискуссия, а вспомогательные методы можно использовать как дополнительный прием в ходе дискуссии и как отдельное занятие. Сочетание групповой дискуссии с различными вербальными и невербальными вспомогательными приемами определяется конкретной групповой ситуацией и фазой развития группы. В зависимости от этого может изменяться удельный вес разных вербальных и невербальных методов, а также содержание и структура занятий. Например, в начальной фазе Г. п., когда существует выраженная дистанция между пациентами и страх перед ее преодолением, когда поведение пациентов характеризуется напряженностью и неуверенностью, полезно увеличить объем невербальных приемов, в частности психогимнастики. Иногда в начале работы группы применяются преимущественно психодраматические техники (разговор со значимым человеком, "социальный атом" и др.). Вспомогательные вербальные и невербальные методы часто используются в группе для разрешения трудных ситуаций. Их применение в ходе групповой дискуссии позволяет обратить внимание группы и отдельных пациентов на характерные особенности и способы поведения, вскрыть существующие взаимоотношения и сделать их более наглядными, оживить процесс взаимодействия, дать дополнительный материал для анализа проблем группы в целом и каждого пациента в отдельности.

Продолжительность курса Г. п. зависит от теоретической ориентации, нозологической принадлежности и типа лечебного учреждения. В среднем это 40 сеансов по 1,5 часа каждый. Психотерапевтическая группа состоит из 8-12 человек и, как правило, гомогенна по нозологическому признаку и гетерогенна в отношении других характеристик (пол, возраст, образование, психологические особенности, специфика психологического конфликта и др.).

Г. п. используется в комплексном лечении самых разнообразных контингентов больных (неврозы, алкоголизм и наркомании, психозы, психосоматические расстройства, хронические соматические заболевания и др.). Применение Г. п. определяется прежде всего ролью психогенных факторов в этиопатогенезе заболевания и его психологическими и социально-психологическими последствиями. Эти сведения приведены в соответствующих статьях, посвященных психотерапии в различных областях медицины.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е издание

Найдено схем по теме ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — 0

Найдено книг по теме ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — 0

Вы можете заказать написание реферата: