ГРУППИРОВКА
ГРУППИРОВКА
1. Вообще – процесс классификации. 2. В статистике – организация данных в классы или группы.
Группировка
операционально-алгебраическая структура логики, одно из основных понятий операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже; производив от понятия группы (в алгебре). Понятие Г. введено Пиаже в психологию в 1937 г. (18, с. 78).
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
ГРУППИРОВКА
спорт. положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти рук захватывают голени. Г. - необходимое условие для выполнения многих физкультурных упражнений: перекатов, кувырков, прыжков, переворотов, сальто (противоп. разгруппировка)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ГРУППИРОВКА
Тенденция группировать объекты, слова, изображения или идеи в кластеры, связанные каким-то субъективным образом. Наиболее ярко этот эффект проявляется в экспериментах на свободное воспроизведение Длинных списков слов, в которых субъекты воспроизводят похожие слова, сгрпированны вместе.
ГРУППИРОВКА
взаимодействие двух или более разнородных центров политической деятельности, на основе соглашений демонстративно общего характера; взаимодействие на основе тайного сговора, тщательно скрываемого от общественности, не носящего характера формального соглашения или союза; согласованные или совместные акции на основе временного (или кажущегося) совпадения их интересов; наличие общих интересов, на основе которых возможна совместная деятельность, является решающим фактором образования группировки. Виды группировок: демонстративные, тайные, временные. (Ольшанский, с.447)
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
Группировка
Автор. Ж.Пиаже (1937 г.).
Категория. Структура логики, выступающая основой операциональной концепции интеллекта Пиаже.
Специфика. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами.
Исходная модель. В формально-логическом плане группировка - это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям:
- комбинативность: A + В = С;
- обратимость: С - В = А;
- ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С);
- общая операция идентичности: А - А = 0;
- тавтология, или специальная идентичность: A+ А = А.
Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия.
Исследования. В психологическом плане группировка - это состояние "равновесия мысли". Весь процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций. Ж.Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком этого уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций.
Категория. Структура логики, выступающая основой операциональной концепции интеллекта Пиаже.
Специфика. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами.
Исходная модель. В формально-логическом плане группировка - это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям:
- комбинативность: A + В = С;
- обратимость: С - В = А;
- ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С);
- общая операция идентичности: А - А = 0;
- тавтология, или специальная идентичность: A+ А = А.
Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия.
Исследования. В психологическом плане группировка - это состояние "равновесия мысли". Весь процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций. Ж.Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком этого уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций.
ГРУППИРОВКА
англ. groupment, (p ment) - операционально-алгебраическая структура логики, одно из основных понятий операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже; производно от понятия группы (в алгебре). Понятие Г. введено в психологию Пиаже (1937). В концепции Пиаже это структура логики, которая, являясь связующим звеном между логическими и психологическими структурами, позволяет использовать данные современной логики как средство объяснения в психологии. С формальной т. зр., Г. - это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся 5 формальным критериям: 1) комбинативность: А + В - С; 2) обратимость: С - В = А; 3) ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); 4) общая операция идентичности: А - А = 0; 5) тавтология, или специальная идентичность: А + А = А, т. е. Г. получается, если к 4 условиям группы добавить 5-е - наличие тавтологии.
В формальном выражении Г. - логическая, аксиоматическая модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов. В психологическом выражении Г. - это состояние "равновесия мысли", финальная стадия генетического развития, форма равновесия, к которой развитие стремится. Такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия и т. п. представляют собой Г.
Согласно Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать как последовательность Г., вытекающих одна из др. При этом процесс развития психики можно одновременно изучать эмпирически и теоретически с помощью аксиоматических моделей. В процессе развития Г. возникают не сразу, а в ходе последовательной децентрации, освобождения понимания объектов и связей между ними от восприятия и собственного действия (см. Центра-ция). Ни на перцептивном уровне, ни на уровнях, предшествующих ему, Г. нет.
Истинная Г. появляется на уровне конкретных операций. Пиаже установил 8 элементарных Г. логики классов и отношений, сформированность которых в индивидуальном развитии свидетельствует о том, что ребенок достиг этого уровня. Классификация, сериация, замещение, установление симметрии - это Г. аддитивного порядка. Им соответствуют 4 Г., основанные на мультипликативных отношениях, т. е. имеющие дело с более чем одной системой классов или отношений одновременно. Элементарные Г. отличаются от Г. более высокого порядка, составляющих систему цропозициональных операций, тем, что в основании последних лежит комбинаторная система. Элементарные же Г. еще не имеют полностью комбинаторного характера.
На уровне формальных операций ребенок может выполнять 16 видов Г. на высказываниях и гипотезах независимо от их содержания.
Не являясь только логической структурой, Г. в равной мере имеет и логико-психологическую и социальную природу. Она выступает в качестве формы равновесия действий, как межиндивидуальных, так и индивидуальных. Др. словами, Г. представляет собой некоторую структуру, которая содержится и в индивидуально-психологической и социальной деятельности, оказываясь связующим звеном, которое обеспечивает единство объекта и субъекта, субъекта-индивида и общества. (Е. В. Филиппова.)
В формальном выражении Г. - логическая, аксиоматическая модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов. В психологическом выражении Г. - это состояние "равновесия мысли", финальная стадия генетического развития, форма равновесия, к которой развитие стремится. Такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия и т. п. представляют собой Г.
Согласно Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать как последовательность Г., вытекающих одна из др. При этом процесс развития психики можно одновременно изучать эмпирически и теоретически с помощью аксиоматических моделей. В процессе развития Г. возникают не сразу, а в ходе последовательной децентрации, освобождения понимания объектов и связей между ними от восприятия и собственного действия (см. Центра-ция). Ни на перцептивном уровне, ни на уровнях, предшествующих ему, Г. нет.
Истинная Г. появляется на уровне конкретных операций. Пиаже установил 8 элементарных Г. логики классов и отношений, сформированность которых в индивидуальном развитии свидетельствует о том, что ребенок достиг этого уровня. Классификация, сериация, замещение, установление симметрии - это Г. аддитивного порядка. Им соответствуют 4 Г., основанные на мультипликативных отношениях, т. е. имеющие дело с более чем одной системой классов или отношений одновременно. Элементарные Г. отличаются от Г. более высокого порядка, составляющих систему цропозициональных операций, тем, что в основании последних лежит комбинаторная система. Элементарные же Г. еще не имеют полностью комбинаторного характера.
На уровне формальных операций ребенок может выполнять 16 видов Г. на высказываниях и гипотезах независимо от их содержания.
Не являясь только логической структурой, Г. в равной мере имеет и логико-психологическую и социальную природу. Она выступает в качестве формы равновесия действий, как межиндивидуальных, так и индивидуальных. Др. словами, Г. представляет собой некоторую структуру, которая содержится и в индивидуально-психологической и социальной деятельности, оказываясь связующим звеном, которое обеспечивает единство объекта и субъекта, субъекта-индивида и общества. (Е. В. Филиппова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004