ГЛУХОНЕМОТА
Глухонемота
Surdomutiomuo лат. - одновременное отсутствие речи и слуха. При врожденной г. имеется недоразвитие кортиева органа, речевой аппарат, как правило, не изменен. Поэтому кашель у больных звучный, речь же невозможна в виду отсутствия представления о ней.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
ГЛУХОНЕМОТА
лат. surdomutismus). Одновременное отсутствие речи и слуха. Может быть врожденной (вследствие недоразвития кортиева органа) или приобретенной - при органических поражениях головного мозга, истерическая, психогенно обусловленная (при этом косвенным путем удается обнаружить сохранность слуха, часты нарушения кожной чувствительности в области ушных раковин, наружного слухового прохода). Последняя снимается внушением в гипнозе, а также в стадии возбуждения при кратковременном наркозе.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Глухонемота
лат. surdomutismus) - одновременное отсутствие слуха и речи. Врожденная глухонемота связана с недоразвитием кортиева органа (структуры в улитке внутреннего органа, преобразующей звуковые волны в потенциал акустического рецептора). Приобретенная глухонемота на некоторое время возникает при органическом повреждении мозга (обычно это воздушная контузия головного мозга). Истерическая глухонемота обусловлена, как полагают, нежеланием пациентов слышать и говорить по мотивам вторичной выгоды. См. Выгода от болезни.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Глухонемота
(Surdomutitas). Недостаток, появившийся в результате врожденной или приобретенной в раннем детстве потери слуха, вследствие чего не могла развиться речь. Причины: наследственная глухота, кретинизм, травмы при родах, сифилис, воспалительные менингиальные процессы, инфекционные заболевания и пр. Глухонемой может научиться по специальному методу разговаривать, но его говор монотонен, груб, трудно понятен, ему не хватает звучности, ритма, мелодичности. Подразделяют глухонемоту на три группы: 1. Врожденная, или конгенитальная; 2. Приобретенная в связи с травмой во время родов; 3. Приобретенная после родов. Этиология глухонемоты разнообразна. Большую роль играет также наследственность. Г. определенно отражается на психическом развитии, тем более если не заботиться о специальном обучении.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ГЛУХОНЕМОТА
– сочетание тяжелого слухового дефекта и связанного с ним отсутствия речи. В исключительно редких случаях Г. обусловлена сочетанием отсутствия (или тяжелого нарушения) слуха и поражения речедвигательного аппарата. В подавляющем же большинстве случаев Г. возникает в связи с врожденным или рано приобретенным слуховым дефектом, когда без специального обучения (даже при сохранности речедвигательного аппарата) ребенок оказывается неспособным к освоению устной речи (не слыша речи окружающих, он не может подражать ей).
Если с глухими или слабослышащими детьми не проводятся специальные педагогические мероприятия с использованием сурдотехнических средств, если их обучение и воспитание осуществляется только с привлечением дактильной и мимикожестовой речи, то такие дети впоследствии оказываются глухонемыми. Рациональное использование остаточного слуха (а тотально глухих детей – меньшинство), специальные педагогические мероприятия с использованием сурдотехнических средств позволяют глухим и слабослышащим овладеть навыками устной речи. Это обеспечивает им возможность полноценно общаться со слышащими за счет продуцирования собственных высказываний в устной форме и восприятия чужой устной речи посредством чтения с лица. В связи с этим понятие «Г.» переносится в разряд устаревших; лиц, ранее называвшихся глухонемыми, в настоящее время определяют как глухих.
Если с глухими или слабослышащими детьми не проводятся специальные педагогические мероприятия с использованием сурдотехнических средств, если их обучение и воспитание осуществляется только с привлечением дактильной и мимикожестовой речи, то такие дети впоследствии оказываются глухонемыми. Рациональное использование остаточного слуха (а тотально глухих детей – меньшинство), специальные педагогические мероприятия с использованием сурдотехнических средств позволяют глухим и слабослышащим овладеть навыками устной речи. Это обеспечивает им возможность полноценно общаться со слышащими за счет продуцирования собственных высказываний в устной форме и восприятия чужой устной речи посредством чтения с лица. В связи с этим понятие «Г.» переносится в разряд устаревших; лиц, ранее называвшихся глухонемыми, в настоящее время определяют как глухих.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005