ГИПЕРОПЕКА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

гиперопека
[overprotection] Характеристика определенного типа взаимоотношений между ребенком и тем, кто осуществляет за ним уход, в котором опекун (обычно им является мать) защищает ребенка и мешает любой попытке с его стороны осуществлять независимую деятельность.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Гиперопека
синоним: гипопротекция) (греч. hypo — внизу, снизу, под) — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы. Г. приводит к серьезным нарушениям в развитии личности ребенка, являясь одной из частых причин, порождающих впоследствии девиантное поведение, трудности в построении собственной семьи, правонарушения и т.п. А.Л. Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Гиперопека
синоним: гиперпротекция) [греч. hyper— над, сверх] — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности. Воспитание в условиях Г. может приводить к повышенному уровню эгоцентризма и к необратимым нарушениям в виде личностного инфантилизма, отсутствия ответственности, снижения социальной адаптации. А. Л. Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ГИПЕРОПЕКА
Термин, обычно используемый для характеристики родительского поведения, которое является снисходительным, балующим, заботливым, инкапсулирующим, покровительствующим и способствующим формированию чрезмерной зависимости. Проблема с этим способом употребления заключается в слове чрезмерный. Обычно клиницисты считают, что, если ребенок не способен развивать нормальную независимость, значит, родители являются гиперопекающими. Следовательно, этот срок функционирует полностью в post hoc режиме.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Гиперопека
греч. hyper + рус. опека - забота) - тип родительского поведения (сверхзаботливый, балующий, изнеживающий, покровительствующий, инкапсулирующий и т.п.), способствующий формированию чрезмерной зависимости детей от родителей, а затем и зависимого поведения в социальной среде, если в подростковом возрасте индивид оказался неспособным освободиться от такой зависимости. Выявляется обычно в post hoc-режиме, задним числом, так что факт гиперопеки устанавливается с помощью дедукции, а не серьезного исследования текущих фактов гиперопеки. Большей частью сами родители утверждают, что их отношение к ребенку было адекватным, вызванным необходимостью. Вообще говоря, некомпетентность, если не сказать невежество в плане воспитания детей весьма распространена во мнигих странах мира. Обычно принято считать, что за гиперопеку ответственны исключительно родители или заменяющие их люди. В действительности многие из них, вполне подготовленные для родительской роли в психологическом плане, вынуждены уделять ребенку так много внимания ребенку потому, что они догадываются или что-то знают о его анормальности, чувствуют, что его развитие тем или иным образом искажено или замедлено, но чаще всего они не имеют представления ни о том, какие нарушения развития существуют вообще и какие имеются у данного конкретного ребенка, ни о том, как именно следует воспитытывать таких детей, какие воспитательные стратегии наиболее эффективны. Многие родители, неспособные принять факт психического отклонения у своего ребенка, воспринимают как личное оскорбление, когда им советуют обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру. В некоторых источниках к гиперопеке относят также авторитарный, «казарменный» стиль воспитания, что едва ли можно считать справедливым.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ГИПЕРОПЕКА
чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При Г. ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность – условнорефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.
Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервнопсихических дефектов. Вне действия этих факторов Г. более свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом контактов. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми. Более выражена, чем у отцов, связь между типом темперамента матери и характером заботы: Г. чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. В большей степени Г. свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм «обязывания» детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом. К тому же нередко эти матери пытаются образовать с дочерьми изолированную пару общения в семье, чрезмерно опекая их и не допуская участия отца в воспитании. Если дочь похожа на отца и испытывает потребность эмоционального контакта с ним, подобная конфликтная структура семейных отношений может неблагоприятно сказаться на формировании характера девочки и ее последующих отношений в браке.
Особая разновидность Г. встречается у матерей с истерическими чертами характера, претенциозных, добивающихся признания любой ценой. Средством этого является ребенок, достижения которого всячески подчеркиваются, выделяются; вокруг ребенка создается ореол исключительности и нередко культ вседозволенности.
Лежащее в основе Г. стремление матери «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего страх одиночества, или более широко – страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке. Неблагополучие семейных отношений, когда расстраивается эмоциональная сплоченность супругов (родителей), также может выливаться в избыточное внимание хотя бы одного из них к детям – как форма компенсации утраченной близости.
Другой распространенный мотив Г. – существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие. Им кажется, что с детьми обязательно чтото может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство их которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей. Г., обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка.
В известной мере родительское беспокойство может быть оправданным изза неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств у детей, особенно при их физической и нервной ослабленности. Однако это порождает у ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.
Еще одна причина Г. – инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому. Такое отношение обычно имеет место в тех случаях, когда превосходство над маленьким, неопытным, беззащитным ребенком, возможность его опекать и наставлять выступает главной, если не единственной возможностью личностного самоутверждения самих родителей. Понятно, что взросление ребенка, обретение им все большей независимости пугает родителей, так как лишает их важного источника самоутверждения. Не имея иных возможностей поддержать свой высокий статус, они бессознательно стремятся удержать растущего ребенка в положении малого дитя, в сравнении с которым и во взаимоотношениях с которым только и возможно проявить свои достоинства. Поэтому любые проявления личностного роста ребенка такие родители рассматривают как вызов и стремятся дать им отпор. Эта проблема приобретает особое значение в подростковом возрасте, когда несоответствие родительского отношения возросшим возможностям ребенка может привести к острым конфликтам. Положение усугубляется тем, что с малолетства опекаемый ребенок плохо ориентируется во всем многообразии жизненных ситуаций, нечетко представляет себе конструктивные способы собственного самоутверждения, что может вылиться в принятие им извращенных, деструктивных способов, а это полноценной самореализации как родителей, так и их подросшего ребенка.
Главная неблагоприятная роль Г. – передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
566.97 кб

Использование экзистенциального критерия для оценки личности гиперопекающих и сверхтребовательных ро

Капустин Сергей Александрович
В статье приводятся результаты апробации экзистенциального критерия нормальной и аномальной личности для оценки личности гиперопекающих и сверхтребовательных родителей в 176 семьях клиентов психологической консультации.
Читать PDF
737.30 кб

Влияние гиперопеки (сверхтребовательности) на возникновение супружеских проблем

Сергей Александрович Капустин
В одной из наших публикаций было показано, что в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам основными стилями родительского воспитания были гиперопека и сверхтребовательность.