Гештальтпсихологическая концепция ощущений ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Найдено 9 определений термина ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Гештальтпсихология

(от нем. Gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Гештальтпсихология

от нем. gestalt - форма, образ, структура) одна из основных школ научной психологии 1-й половины ХХ в; подчеркивала целостный, структурный характер психических явлений. Сложившись первоначально на основе исследования зрительного восприятия, распространила принцип структурности на изучение мышления, памяти, личности и социальной группы. Основные представители: М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

гештальтпсихология

(от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половины ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам (см.: инсайт). Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

нем. Gestalt - образ, целостная форма, греч. psyche - душа, logos - учение, наука). Идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX - первой трети XX вв. [v. Ehrenfels Ch., 1890; Wertheimer E., 1912]. Термин был предложен Ch.v. Ehrenfels. Г. изучала психику с точки зрения целостных структур (гештальтов). В отличие от структурной психологии, выделявшей в психике, сознании отдельные элементы и синтезировавшей из них более сложные психические феномены, Г. выдвигала принцип внутренней системной организации психики, определявшей и особенности ее составных частей. Гештальт не является простой суммой, составленной из отдельных элементов, это целостное переживание, данное первично, изначально присущая душе человека психическая форма, структура [Koffka К.]. Гештальт не является ощущением, чувственным образом отдельных свойств предметов и явлений. Развитие Г. способствовало обогащению знаний о психических процессах, хотя ее методология препятствовала каузальному их анализу. Тем не менее Г. была шагом вперед по сравнению с механистической структурной психологией, она внесла новое в изучение восприятия и мышления в эксперименте и теории, стимулировала развитие социальной психологии, патопсихологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь психиатрических терминов

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

от нем Gestalt — образ, структура, целостная форма) — одно из направлений в психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип целостности. Г. считает первичными и основными элементами психики не ощущения, а целостные образы — гештальты. Принципы их образования таковы: они возникают будто бы вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать «хорошие», т. е. простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры. Последние обладают константностью, устойчивостью, определенной степенью расчлененности. Г. выдвинула на передний план качественно своеобразный, целостный характер восприятия, для анализа которого введен ряд новых понятий — фигура, фон и др. Однако целостный характер восприятия она объясняет не целостностью предметов, с которыми имеет дело человек, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию. Г. принадлежат фундаментальные исследования в области восприятия, мышления и личности, однако в целом ей свойственны черты ограниченности: внеисторичность понимания психики, абсолютизация некоторых положений, не исследуется и не принимается во внимание роль практики в формировании восприятия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Гештальтпсихология

(нем. Geschtalt + греч. psyche - душа, logos - слово, учение, наука) - психологическая школа в Германии (1910-е гг.), главная идея исследований которой состоит в том, что психологические явления следует рассматривать как первично данное и организованное структурное целое (гештальты), а не как механическую сумму перцептивных элементов. Возникла в противовес структурализму (атомистической психологии) и набиравшему в те годы силу бихевиоризму. Многие открытия гештальтпсихологии. вошли в структуру современных знаний, особенно в области восприятия и когнитивной психологии. Основные представители: М. Вергеймер, К. Коффка, В.Келер, К.Левин. Идеи гештальтпсихологии существенно важны и для понимания природы психопатологических феноменов, таких, в частности, как навязчивости, бред, галлюцинации. Последние представляют собой не разрозненные и существующие как бы сами по себе анормальные ощущения, мысли, эмоции или побуждения, как это обычно представляют в учебниках и руководствах по психиатрии, а чаще всего или как правило являются элементами некоей патологической целостной структуры, которая существует и развивается в полной или относительной автономии от остальной части личности пациента и находится вне сферы контроля последней. С позиций принципов гештальтпсихологии механистическое сравнение или статистический анализ каких-то элементов целостных структур (например, отдельных симптомов болезненного состояния) не имеет большого смысла, так как любой такой элемент в контексте определенной системы имеет уникальное, несопоставимое с его идентичными гомологами в других системах значение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Гештальтпсихология

Словообразование. Происходит от нем. Gestalt - форма, структура + греч. psyche - душа + logos - учение.

Авторы. Была основана М.Вертгеймером, В.Келером, К.Коффкой.

Категория. Психологическое направление.

Специфика. Возникла в противоположность экспериментальной психологии начала XX века. Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Приход нацистов к власти в Германии вынудил большинство из ее представителей эмигрировать в США. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи "критического реализма" и положения, развивавшиеся Э.Герингом, Э.Махом, Э.Гуссерлем, И.Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Основой этого понятия выступало положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух" - и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М.Вертгеймер, К.Дункер). При этом возникновение того или иного решения в "продуктивном мышлении" животных и человека трактовалось как результат образования "хороших гештальтов" в психологическом поле. Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу "New Look".

Синоним. Берлинская школа.

Литература. Koffka K. Principles of Gestalt Psychology. B.-N.Y., 1971

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Психологическая школа, основанная в Германии в 1910-х гг. Первоначально, выступая против структурализма, гешталь-тисты утверждали, что психологические явления могут быть поняты только, если рассматривать их как организованное, структурное целое (или гешталь-ты). Структуралистской позиции, согласно которой эти явления могут быть интроспективно разложены на простейшие перцептивные элементы, была противопоставлена гештальтистская точка зрения, что такой анализ не учитывает понятие целого, единой "сущности" явлений (например, является ли яблоко действительно определенной комбинацией простейших элементов, таких как краснота, форма, очертания, твердость и т.д., или этот анализ пропускает некоторую основную "яблочность", которая поддается восприятию только, когда целое рассматривается в целом?).

Ранние гештальтисты были мастерами изящных контрпримеров и представляли достаточно убедительные аргументы, наносившие серьезный ущерб ортодоксальной точке зрения структуралистов. Например, определенная мелодия легко распознается даже тогда, когда ее составляющие части значительно изменены: она может быть спета (в любом голосовом диапазоне), проиграна (любой комбинацией музыкальных инструментов), представлена во множестве вариаций и т.д., но при этом не разрушается ее распознаваемый геш-тапьт. Более того, каждая из нот в любой конкретной мелодии имеет различное феноменологическое значение в зависимости от того, проиграна ли она отдельно или включена в новую мелодию. Во всех случаях, утверждали они, целое доминирует над ощущением, и оно воспринимается не так, как просто сумма отдельных частей.

Научение рассматривалось гештальтистами не как связь между стимулами и реакциями (как утверждали бихевиористы), но как перестройка или реорганизация всей ситуации, часто с участием инсайта как важнейшей характеристики. Физиология мозга рассматривалась ими в той же манере. Не соглашаясь с общепринятой в то время точкой зрения, что кора головного мозга является статической, хорошо дифференцированной системой, они приводили доводы в пользу координированной физиологии, в которой кора головного мозга понималась как место, где входящие стимулы взаимодействуют в силовых полях. См. здесь изоморфизм (2). В социальной психологии их работа привела к созданию теории поля, а в образовании основное внимание уделялось продуктивному мышлению и творчеству.

Вообще, гештальтпсихология является антитезой атомистической психологии во всех ее вариациях (см. атомизм, элементаризм), и в равной степени враждебно это направление выступало против бихевиоризма и структурализма. Хотя вряд ли можно сказать, что гештальтпсихология существует сегодня как отдельная теория, многие из ее открытий вошли в структуру современных знаний, особенно в области восприятия. Основные представители этой школы: Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер, и приверженцем их философии был Курт Левин.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Гештальтпсихология

нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация). Данное направление психологической науки возникло в первой половине XX в. и получило развитие, прежде всего, в трудах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и др. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого. Такие конфигурации и получили название «гештальтов». На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.

Первый из них — принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

Второй принцип, часто называемый законом прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».

Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии.

Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой — от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт и разрешение.

На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного ощущения, часто беспокойства, тем самым, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания). Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта.

Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер «заряженной энергией озабоченности». В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально «приближается» к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия.

На этой стадии индивид переходит от собственно восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации последней к физическому, либо психологическому «присвоению» или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее «пережевывание», что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить.

В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности.

Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение.

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание — гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов.

На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с настоящим подходом применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они также нашли широкое применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Азбука социального психолога-практика

Найдено схем по теме ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено книг по теме ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — 0

Вы можете заказать написание реферата: