ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
Геронтопсихология
отрасль психологии, изучающая психологию пожилых людей.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Геронтопсихология
Наука об изменениях психологического статуса стареющего человека.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
психология пожилого возраста и старости (=> психология возрастная).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Геронтопсихология
(Gerontopsychologia) (от греч. geron, psyche и logos - наука, учение). Раздел психологии, изучающий изменения психики человека в процессе старения.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
(греч. gerontos — старец) — отрасль психологии, изучающая психологию старческого возраста. На дереве психологической науки расположена на ветви возрастной психологии.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
(от греч. gerontos – старый человек, старик) – наука, изучающая процессы и явления, связанные со старением организма, а также изучающая психологические аспекты старости.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
геронтопсихология
(от греч. gerontos – старик) – отрасль возрастной психологии, изучающая закономерности функционирования и развития психики лиц пожилого возраста.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
часть геронтологии, изучающая психологию пожилого человека (как правило, старше 60 лет): психологические процессы, характерные для людей пожилого возраста, их личностные особенности и межличностные отношения, образ жизни и поведение. См. геронтология.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
психология пожилого возраста и старости - отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития, поведения и личностных изменений людей пожилого и старческого возраста. Старость - заключительный период в жизни человека. Хронологическое определение начала старости затруднительно из-за индивидуальных различий. Признаками старости являются: постепенное снижение функциональных возможностей человеческого организма, прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Однако старость можно рассматривать не только с позиций регресса, но и как прогресс: достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, высшего уровня личностной интеграции (в случае позитивного прохождения предыдущих стадий развития). Г. связана с геронтологией (наукой о старении), гериатрией (наукой о лечении и предупреждении болезней у стариков) и многими поведенческими, биологическими и социальными науками. Основной принцип Г. - принцип индивидуализации. Каждого пожилого человека нужно оценивать и описывать отдельно. Вызываемые старостью психологические изменения весьма многообразны. Экспериментальные исследования старения стали предметом особого внимания лишь в последние 50 лет. Г. занимается такими проблемами, как: страх одиночества в старости; переживания стариков по поводу возможных болезней; переживания стариков по поводу помещения в приют; обеспокоенность финансовым положением; утрата душевного равновесия в связи с тем, что одно поколение посягает на жизнь другого; признаки и симптомы течения болезней стариков; сексуальность пожилого человека. Задача Г. - способствовать пониманию интеллектуальных и эмоциональных проблем людей старческого возраста, поскольку накопленные физические заболевания и дефекты вместе с общим ухудшением телесных функций еще более отягощают любую эмоциональную травму, которая могла образоваться у человека раньше.
Геронтопсихология
область психологии развития, изучающая психологические аспекты старения. Г. возникла как самостоятельная наука сравнительно недавно. Возросший интерес к психологии старения обусловлен двумя основными факторами. Во-первых, изменился взгляд на геронтогенез как обратное развитие, инволюцию. Возникло представление о сложном, противоречивом, нелинейном процессе, имеющем фазовый характер. Геронтологи пришли к выводу, что в старости наряду с инволюционными силами существуют и другие, противостоящие им.
В. В. Фролькисом была разработана адаптационно-регуляторная теория старения, согласно которой в позднем возрасте наряду с сокращением адаптивных возможностей организма существуют процессы, направленные на поддержание его высокой работоспособности, увеличение продолжительности жизни, названные витауктом (vita — «жизнь»; auctum — «увеличивать»). Старость стала рассматриваться как возраст развития, формирования новых адаптационных механизмов.
Во-вторых, сказались и социально-экономические причины, связанные со старением населения планеты, особенно в высокоразвитых странах. В этих условиях особенно важными становятся разработка подходов к решению проблем пожилых людей, их психологического и социального самочувствия, определение возрастных пределов трудоспособности, социальной и психологической помощи пожилым людям. Вместе с тем старость — это взаимодействие многих биологических, социальных, психологических процессов. Для того чтобы решить проблемы пожилого возраста, необходим синтез наук — биологических, медицинских, социальных, психологических.
Г. в настоящее время развивается как основная составляющая часть социальной геронтологии и изучает закономерности развития и изменения таких явлений, как психические процессы, когнитивные функции, эмоциональные свойства, изменения личности, ее отношения, Я-концепция, межличностное взаимодействие, потребности и мотивы поведения, параметры трудоспособности, статусно-ролевые позиции — в общем, основных характеристик человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности в период старения и старости.
Практической задачей Г. служит оказание психологической помощи пожилым и старым людям, их семьям. В практической работе могут использоваться психокоррекционные занятия, направленные на восстановление и поддержку речевых, психомоторных функций, улучшение памяти, интеллектуальных возможностей, обучение способам самообслуживания, психологическое консультирование и психотерапия, направленные на формирование отношений, поиски смыслов жизни, соответствующих новым социальным условиям. Важно помочь пожилому человеку пережить утраты, которые неизбежны в этом возрасте, помочь справиться с негативными эмоциональными переживаниями и депрессией.
Литература
Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.
Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997.
Ермолаева М. В. Практическая психология старости. М., 2002.
В. В. Фролькисом была разработана адаптационно-регуляторная теория старения, согласно которой в позднем возрасте наряду с сокращением адаптивных возможностей организма существуют процессы, направленные на поддержание его высокой работоспособности, увеличение продолжительности жизни, названные витауктом (vita — «жизнь»; auctum — «увеличивать»). Старость стала рассматриваться как возраст развития, формирования новых адаптационных механизмов.
Во-вторых, сказались и социально-экономические причины, связанные со старением населения планеты, особенно в высокоразвитых странах. В этих условиях особенно важными становятся разработка подходов к решению проблем пожилых людей, их психологического и социального самочувствия, определение возрастных пределов трудоспособности, социальной и психологической помощи пожилым людям. Вместе с тем старость — это взаимодействие многих биологических, социальных, психологических процессов. Для того чтобы решить проблемы пожилого возраста, необходим синтез наук — биологических, медицинских, социальных, психологических.
Г. в настоящее время развивается как основная составляющая часть социальной геронтологии и изучает закономерности развития и изменения таких явлений, как психические процессы, когнитивные функции, эмоциональные свойства, изменения личности, ее отношения, Я-концепция, межличностное взаимодействие, потребности и мотивы поведения, параметры трудоспособности, статусно-ролевые позиции — в общем, основных характеристик человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности в период старения и старости.
Практической задачей Г. служит оказание психологической помощи пожилым и старым людям, их семьям. В практической работе могут использоваться психокоррекционные занятия, направленные на восстановление и поддержку речевых, психомоторных функций, улучшение памяти, интеллектуальных возможностей, обучение способам самообслуживания, психологическое консультирование и психотерапия, направленные на формирование отношений, поиски смыслов жизни, соответствующих новым социальным условиям. Важно помочь пожилому человеку пережить утраты, которые неизбежны в этом возрасте, помочь справиться с негативными эмоциональными переживаниями и депрессией.
Литература
Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.
Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997.
Ермолаева М. В. Практическая психология старости. М., 2002.
Геронтопсихология
греч. geron (gerontos) — старец, старик] — раздел возрастной психологии, изучающий особенности психических процессов, поведения и динамику личностных изменений у лиц пожилого и старческого возраста. В литературе последнего десятилетия в качестве синонимов Г. употребляются также термины «психогеронтология» и «психология позднего периода жизни». Г. тесно связана с общей и социальной психологией, а также с геронтологией, изучающей медико-биологические и социологические аспекты старения человека. Основоположником Г. считается американский ученый Стенли Холл (1846 — 1924), опубликовавший в 1922 г. первый специальный труд, посвященный психологическому анализу процесса старения («Старость»). В качестве особого раздела возрастной психологии Г. оформилась в середине XX в. В это же время в западной психологии произошло резкое увеличение числа публикаций по психологическим аспектам старения и старости. Рост значения Г. был тесно связан с заметным увеличением лиц пожилого возраста в общей структуре населения — так называемым феноменом «постарения населения», при котором доля пенсионеров среди жителей в отдельных странах достигает 15%. Другой важный фактор, вызвавший в индустриально развитых странах значительное обострение проблем жизненного устройства пожилых и старых людей, связан с резким сокращением численности семей многопоколенного типа и, как следствие этого, с проживанием состарившихся родителей отдельно от своих детей и внуков, что приводит к росту числа одиноких, нуждающихся в социально-психологической помощи престарелых людей. В своих исследованиях Г. широко использует методы возрастной, общей и социальной психологии.В последнее десятилетие растет значение исследований, выполненных на основе лонгитюдного метода прослеживания возрастных изменений. Выделение специфических психологических особенностей старости затруднено наличием ряда неизбежно сопутствующих ей факторов: общим ослаблением здоровья, влиянием болезней, изменениями физического и социального статуса и др. Однако комплексные исследования, учитывающие многофакторный характер возрастных изменений, позволили установить особенности динамики некоторых важных сторон психического развития в поздних периодах онтогенеза. Особое внимание современная Г. уделяет изучению в ходе старения изменений характера деятельности и работоспособности, ценностных ориентации и смысловых образований личности. Актуальной задачей Г. является разработка средств и методов психологической помощи стареющим и престарелым людям в связи с такими изменениями в их жизни, как уход на пенсию и появление избытка свободного времени, вынужденный отказ от прежних интересов и привычек, необходимая перестройка взаимоотношений с близкими (в том числе собственными детьми), смерть супруга и других членов семьи, утрата друзей и близких, рост зависимости от окружающих из-за ослабления физических сил, одиночество, помещение в учреждения социального обеспечения и др. Исследования показали, например, что пожилые люди нуждаются в такой обстановке, которая одновременно была бы и оберегающей и стимулирующей, т.е. способствовала бы сохранению мотивации посильных человеку форм самостоятельного поведения. Актуальное практическое значение имеет профилактика и психотерапия депрессий старческого возраста. Стратегическими задачами Г. является поиск условий и средств продления полноценной активной жизни человека, предотвращение раннего старения, установление психологических факторов долголетия. Г. В. Бурменская
ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ
ГЕРАНТАПСІХАЛОГІЯ / GERONTOPSYCHOLOGY– раздел возрастной психологии, изучающий психическое развитие пожилых людей. Это достаточно длительный возрастной период. Не следует рассматривать всех его представителей как однородную возрастную группу. При изучении данного периода необходим дифференцированный подход, предполагающий выделение внутри него дополнительных возрастных категорий. Такой подход позволит составить адекватное представление о когнитивной сфере, характерных особенностях личности и межличностного взаимодействия людей каждой возрастной группы.
В отечественной психологии период старения подразделяется на следующие возрастные отрезки:
– пожилой возраст– 60–75 лет;
– старческий возраст– 75–90 лет;
– долгожители– 90 лет и старше.
В зарубежной психологи период старения называют поздней взрослостью и выделяют в нем четыре десятилетия:
– предстарческий период– 60–69 лет;
– старческий период– 70–79 лет;
– позднестарческий период– 80–89 лет;
– дряхлость– 90–99 лет.
Не существует единой теории, которая объясняла бы процесс старения человека. Чаще всего, говоря об этом вопросе, ссылаются на схоластические теории и теории генетически запрограммированного старения. Однако полного объяснения процесса старения и его механизмов пока не дает ни одна группа теорий. Одно из главных изменений в когнитивной сфере в период поздней взрослости– снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Однако, по данным Сиэтлского лонгитюдного исследования, когнитивные тренировки и обучение, проведенные с его участниками, позволяют сделать вывод, что наблюдаемое снижение умственных способностей у многих пожилых людей возникает в результате их недостаточного использования. Когнитивным свойством, характеризующим сферу познания в поздней взрослости, является мудрость (Л. И. Анцыферова, П. Балтес ). У части людей данного возрастного периода наблюается когнитивный спад, причинами которого могут быть как поражения мозга (инсульт, болезнь Альцгеймера), так и интеллектуальная бездеятельность, психологические ожидания человека относительно старости. В рамках всевозрастного подхода в психологии развития П. Балтес постулирует следующие положения: процессы взросления и старения индивидуальны; различается нормальное, оптимальное и патологическое старение; любой возраст располагает неисчерпаемыми потенциальными возможностями, однако в старости неизбежно возрастное снижение когнитивных возможностей; существуют обусловленные возрастом компенсаторные механизмы развития и функционирования интеллекта. Многие люди в поздней взрослости успешно справляются с возрастными изменениями в когнитивной сфере за счет выработки и применения определенных компенсаторных стратегий. Одну из подобных стратегий П. Балтес назвал селективной оптимизацией с компенсацией. Ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и выживание его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительности. В литературе наиболее полно описан второй вариант старения, при котором возрастные изменения проявляются в качественно своеобразной перестройке организма с сохранением приспособительных функций на фоне их общего спада. Эта стратегия предполагает обеспечение сохранности индивида, поддержания или увеличения продолжительности жизни. Н. Ю. Клышевич
В отечественной психологии период старения подразделяется на следующие возрастные отрезки:
– пожилой возраст– 60–75 лет;
– старческий возраст– 75–90 лет;
– долгожители– 90 лет и старше.
В зарубежной психологи период старения называют поздней взрослостью и выделяют в нем четыре десятилетия:
– предстарческий период– 60–69 лет;
– старческий период– 70–79 лет;
– позднестарческий период– 80–89 лет;
– дряхлость– 90–99 лет.
Не существует единой теории, которая объясняла бы процесс старения человека. Чаще всего, говоря об этом вопросе, ссылаются на схоластические теории и теории генетически запрограммированного старения. Однако полного объяснения процесса старения и его механизмов пока не дает ни одна группа теорий. Одно из главных изменений в когнитивной сфере в период поздней взрослости– снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Однако, по данным Сиэтлского лонгитюдного исследования, когнитивные тренировки и обучение, проведенные с его участниками, позволяют сделать вывод, что наблюдаемое снижение умственных способностей у многих пожилых людей возникает в результате их недостаточного использования. Когнитивным свойством, характеризующим сферу познания в поздней взрослости, является мудрость (Л. И. Анцыферова, П. Балтес ). У части людей данного возрастного периода наблюается когнитивный спад, причинами которого могут быть как поражения мозга (инсульт, болезнь Альцгеймера), так и интеллектуальная бездеятельность, психологические ожидания человека относительно старости. В рамках всевозрастного подхода в психологии развития П. Балтес постулирует следующие положения: процессы взросления и старения индивидуальны; различается нормальное, оптимальное и патологическое старение; любой возраст располагает неисчерпаемыми потенциальными возможностями, однако в старости неизбежно возрастное снижение когнитивных возможностей; существуют обусловленные возрастом компенсаторные механизмы развития и функционирования интеллекта. Многие люди в поздней взрослости успешно справляются с возрастными изменениями в когнитивной сфере за счет выработки и применения определенных компенсаторных стратегий. Одну из подобных стратегий П. Балтес назвал селективной оптимизацией с компенсацией. Ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и выживание его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительности. В литературе наиболее полно описан второй вариант старения, при котором возрастные изменения проявляются в качественно своеобразной перестройке организма с сохранением приспособительных функций на фоне их общего спада. Эта стратегия предполагает обеспечение сохранности индивида, поддержания или увеличения продолжительности жизни. Н. Ю. Клышевич