Гербарт Иоганн Фридрих

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гербарт Иоганн Фридрих | Herbart, Johann Friedrich (1776- 1841)
Гербарт считал, что разумная душа (mind) представляет собой соединение более мелких элементов. Он ввел в психологию идею количественного анализа души и оказал влияние на Вундта и Фрейда через свою книгу "Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике", содержащей понятие сил противодействия (между представлениями).

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих
1776-1841) Немецкий философ, педагог, психолог. Основные педагогические труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике». По Гербарту, педагогика теснее всего связана с философией, которая предписывает ей цели воспитания, и с психологией, указывающей пути достижения этих целей. Считается теоретиком авторитарной педагогики. Цель воспитания, считал он, заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Выделял основные пути воспитательного воздействия на воспитанников: обучение, управление и нравственное воспитание. Ввел в оборот понятия ассоциация, апперцепция, воспитывающее обучение. Во многом опередил раз-витие западной педагогики XIX в.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих
(4.05.1776, Ольденбург - 14.08.1841, Геттинген) - немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии.
Биография. Профессор Геттингенского (с 1805 и с 1833 г.), Кенигсбергского (с 1809 по 1833 г.) университетов.
Исследования. В качестве элементов сознания Гербарт рассматривал представления. Для объяснения их статики и динамики, в частности их силы, ясности, говорил о необходимости применения математики. Согласно ему, в сознании можно выделить три области: ясного сознания, "просто" сознания и бессознательного, между которыми существуют переходы ("пороги"). Так, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также - обратный переход представления в область бессознательного, получивший название "вытеснения". В области эстетики считал основой эстетического чувства удовольствие, которое вызывается самой формой и соотношением форм (пропорцией).
Сочинения. Samtliche Werke. Bd. 1-19, Lpz., 1887-1912;
Психология. СПб., 1875;
Избранные педагогические сочинения. Т. 1, М., 1940;
Идеи эстетического воспитания. Т. 2, М., 1973

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих

(1776—1841) — немецкий философ, психолог, педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Профессор Геттингенского (1805—1833) и Ке-нигсбергского (1809—1833) ун-тов. В его теории соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии — идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Говоря об ассоциации представлений, Г. приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. Психологические взгляды Г. изложены им в книгах Психология по-новому, основанная на метафизике, опыте и математике (1816) и Учебник психологии (1834). Развивая теорию Г.В. Лейбница о структуре души, Г. писал, что в душе можно выделить три слоя — апперцепцию, перцепцию и бессознательное. Огромное значение для развития объективной психологии и для проникновения в нее математических способов обработки полученных данных имела идея Г. о динамике представлений. Он исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом. С точки зрения Г., каждое представление стремится попасть в центральную область души — область сознания. Однако объем этой области, также как и области апперцепции, не безграничен и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей интенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания. Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Г. делает вывод о том, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения. Однако существуют, подчеркивал он, и сходные представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно. В том случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление, новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно не вытесняет, а сливается со старым и таким образом попадает в сознание. Более того, если в области смутного сознания или бессознательного расположены некоторые представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь они могут получить достаточную интенсивность для перехода из бессознательной части души в сознание. Эта концепция Г., которую он назвал теорией статики и динамики представлений , сыграла большую роль и в теории обучения. Теория Г., в которой появились новые и актульные для психологии идеи о динамике представлений, о связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в прошлом веке. Она сыграла важную роль в дальнейшем развитии этой науки, оказав большое влияние на многих известных психологов. Г. также автор трудов: Основные моменты метафизики и логики, 1807; Общая метафизика с началами философского учения о природе, 1828—1829. В рус пер.: Психология, СПб., 1875; Избранные педагогические сочинения, Т.1.М., 1940. Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005