ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Генетика поведения
(behaviorgenetics) — влияние генетических факторов на основы индивидуального поведения.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Генетика поведения
behavior genetics). Исследование взаимосвязей между поведением и генетической структурой индивида.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Генетика поведения
Область исследования, связанная с генетическими основами поведения. Главный тезис этого подхода заключается в том, что генетические различия во многом объясняют разницу между людьми и их реакцией на окружающую обстановку.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

генетика поведения

отрасль науки о поведении, изучающая в какой степени поведение детерминировано генетическими факторами. Данные исследования имеют существенное значение для развития психологии индивидуальных различиях (дифференциальной психологии) и выяснения роли врожденных и индивидуально приобретенных особенностей поведения, соотношения влияния на человека наследственности и среды.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Генетика поведения
греч. gengtikos — относящийся к рождению, происхождению] — область знания, исследующая генетические и средовые детерминанты в изменчивости поведения животных и психологических особенностей человека (в последнем случае иногда употребляется термин human behavioral genetics). В русском языке, применительно к изучению человека, целесообразнее использовать термин психогенетика, поскольку поведение понимается как совокупность внешних действий и поступков человека, и в объем этого понятия не входят, например, сенсорные пороги, психофизиологические особенности, формальные характеристики когнитивных процессов и т. д. И.В.Равич-Щербо

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ
раздел генетики, кот. изучает закономерности детерминационно-наследственных структурных и функциональных особенностей моделей нервной системы; методы Г.п. помогают лучше понимать модальность Наследственной передачи поведенческих особенностей индивида, а также раскрыть в онтогенезе этапы-фазы процессов, ведущих от генов к самим признакам, вычленить влияние социосреды. континуума на формирование поведения в пределах тех возможностей, кот. и заданы самим генотипом; при помощи модусов генетико-селекционного порядка, сами свойства нервной системы и особенности поведения индивида могут быть интенционально трансформированы, а, к примеру, эмпирически-экспериментально доказано, что формостереотипы поведения животных имеют генетико-наследственную детерминацию; врожденные инстинкты самих животных кардинально почти не трансформируются на протяжении всей жизни у насекомых, птиц, рыб, пресмыкающихся, но само поведение животных может ремоделироваться-интерпретироваться за счет генерации-выработки определенных временных связей, учитывая этот фактор, само поведение — это не простая единица результата эволюционных трансформаций, а она выполняет роль в активации-эволюции, поведенческих адаптаций животных к окружающей среде.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ
раздел генетики, посвященный исследованию закономерностей наследственной обусловленности функциональных проявлений деятельности системы нервной. Основной задачей ставит описание механизмов реализации генов в поведенческих признаках и выделение влияния среды на этот процесс. Наряду с прочими исследовательскими методами здесь применяется генетико-селекционный метод, благодаря чему свойства системы нервной и особенности поведения можно целенаправленно изменять. Каждый наследуемый признак поведения обычно имеет сложный полигенный характер. Для животных с более низких ступеней эволюционной лестницы (насекомые, рыбы, птицы) характерна малая изменчивость врожденных, инстинктивных действий, обусловленных генотипом. По мере эволюционного развития все большее значение обретает процесс образования рефлексов условных, и генотип все менее обусловливает фенотипическую изменчивость. Информация, важная для адаптации, не только приобретается в собственном опыте, но может передаваться от родителей к потомкам путем непосредственных контактов, за счет, подражательных рефлексов условных. Данные, полученные в генетике поведения, имеют особенное значение для изучения нервной деятельности человека при патологиях: нередко отсталость умственная и заболевания психические обусловлены наследственно и связаны с генетическими нарушениями.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Генетика поведения
Словообразование. Происходит от греч. genоs - происхождение.
Категория. Раздел генетики.
Специфика. Посвящена исследованию закономерностей наследственной обусловленности функциональных проявлений деятельности нервной системы. Основная ее задача описать механизмы реализации генов в поведенческих признаках и выделить влияние среды на этот процесс. Каждый наследуемый признак поведения имеет, как правило, сложный полигенный характер. Для животных, находящихся на более низких ступенях эволюционной лестницы (насекомые, рыбы, птицы), характерна малая изменчивость врожденных, инстинктивных актов, обусловленных генотипом. При приобретении процессом образования условных рефлексов все большего значения в эволюционном развитии генотип все менее обусловливает фенотипическую изменчивость. Информация, важная для адаптации, может не только приобретаться в собственном опыте, но передаваться от родителей к потомкам на основе непосредственных контактов, за счет подражательных условных рефлексов. Данные, полученные в генетике поведения, имеют особенное значение для изучения нервной деятельности человека при патологии: часто умственная отсталость и психические заболевания имеют наследственную обусловленность и связаны с генетическими нарушениями обмена веществ, изменением числа и структуры хромосом.
Методы. Наряду с прочими исследовательскими методами здесь используется генетико-селекционный метод, благодаря которому свойства нервной системы и особенности поведения могут быть целенаправленно изменены.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ
англ. behavioral genetics) - раздел генетики, изучающий закономерности наследственной детерминации структурных и функциональных особенностей н. с. Г. п. позволяет понять характер наследственной передачи поведенческих особенностей; раскрыть развертывающуюся в онтогенезе цепь процессов, ведущих от генов к признакам; вычленить влияние среды на формирование поведения в пределах потенциальных возможностей, заданных генотипом.
С помощью генетико-селекционного метода свойства н. с. и особенности поведения м. б. направленно изменены. Наследование различий по признакам поведения носит, как правило, сложный полигенный характер.
Экспериментально показано, что видовой стереотип поведения животных имеет весьма жесткую наследственную обусловленность. Малая изменчивость врожденных, инстинктивных актов особенно характерна для животных, стоящих на более низких ступенях эволюционной лестницы, - насекомых, рыб, птиц, однако даже у насекомых поведение м. б. модифицировано за счет выработки временных связей. При этом поведение не есть простой результат эволюционных изменений; оно выполняет активную роль в эволюции, т. к. через поведенческие адаптации проявляется действие отбора в популяции животных и обеспечивается регулирование ее структуры и численности. Наследственная информация от родителей к потомкам может передаваться на основе непосредственных контактов, за счет выработки подражательных условных рефлексов и иных способов восприятия и преобразования информации (т. н. сигнальная наследственность).
Особое значение для Г. п. имеет изучение нервной деятельности человека - в норме и патологии. Часто умственная отсталость и психические заболевания имеют наследственную этиологию, связанную с генетическими нарушениями обмена веществ, изменением в числе и структуре хромосом и проч. нарушениями генетического аппарата. См. Психогенетика. (И. В. Равич-Щербо.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Генетика поведения
behavioral genetics) Г. п. есть не что иное, как приложение генетических принципов и законов к изучению поведенческих переменных. Интеллект, личность и психол. аномалии составляют три осн. области исслед. в психологии, где нашли широкое применение методы Г. п. По существу, Г. п. - это подраздел биометрической генетики, к-рая изучает приложение законов Менделя к полигенной наследственности. Долгое время ошибочно считалось, что эти законы можно применять лишь к моногенно наследуемым признакам; однако биометрическая генетика распространила их действие и на те признаки, экспрессия к-рых детерминируется двумя и более генами. Одиночный ген дает начало, но сути дела, одному из двух фенотипических проявлений контролируемого им признака - напр., высокий/низкий стебель, красные/белые цветки, крупные/мелкие семена. Если же признак детерминирован более чем одним геном, множество его фенотипических проявлений образует континуум, все более приближающийся к нормальному распределению по мере увеличения количества генов, участвующих в контроле данного признака. "Многофакторная гипотеза" характеризуется двумя принципиальными положениями: а) определяющие факторы (или гены) наследуются в соответствии с менделевской моделью; б) воздействия этих факторов на наблюдаемый признак примерно одинаковы по силе, добавляются одно к другому и достаточно слабы по сравнению с ненаследуемой - или, по крайней мере, общей - изменчивостью (дисперсией), так что их дискретность становится неразличимой в фенотипическом распределении. Т. о., за плавной, непрерывной фенотипической изменчивостью может стоять прерывистая, скачкообразная изменчивость генотипа. Безусловно, постулирование этих многофакторных, или полигенных, систем таит в себе определенную опасность. Гены-конституэнты, постулируемые при полигенном расщеплении, по своим эффектам настолько сходны между собой и настолько трудноотличимы от ненаследуемых факторов, что крайне сложно идентифицировать каждый из них в рамках установленных систем. Соответственно чрезвычайно трудно, а может быть и невозможно, отследить такие гены с помощью простого менделевского метода, к-рый не дает ответа на вопрос об их отношении к определенным хромосомам и поэтому ограничивается менделирующей наследственностью. Бытует мнение, что осн. целью Г. п. является установление наследуемости определенных черт. Однако это не так. Генетики, работающие в этой области, считают свой метод ключом к разгадке генотип-средовой структуры поведения и проявляют не меньший интерес к средовым факторам и их вкладу в построение поведения, чем к факторам наследственности. Кроме того, они раскладывают генетическую изменчивость (дисперсию) на такие отдельные компоненты, как аддитивная генетическая дисперсия, эффекты доминантности, эффекты, обусловленные ассортативным скрещиванием, и эффекты, обусловленные эпистазом. Слишком хорошо известно, что доминантно рецессивная природа наследственности нуждается в тщательном и всестороннем исслед. Ассортативное скрещивание попросту означает, что система скрещиваний не носит характера панмиксии (случайного подбора пар): образование пар осуществляется либо по типу подбора подобного к подобному (позитивное ассортативное скрещивание), либо по типу подбора неподобных друг другу (негативное ассортативное скрещивание). У людей практически все модели образования пар можно отнести либо к ассортативным, либо к панмиктическим; негативные ассортативные браки встречаются крайне редко. Что касается эпистаза, то его можно охарактеризовать как неаддитивную генетическую дисперсию, обусловленную взаимодействием разных локусов гена. Обычно генетики рассматривают тж взаимодействие наследственности и среды, тщательно разграничивая два типа такого взаимодействия. Первый тип можно назвать статистическим взаимодействием, суть к-рого в том, что различные генотипы могут давать различные фенотипические проявления при одинаковом средовом воздействии. Если, к примеру, какое-то отдельное изменение среды повышает IQ каждого генотипа на равное количество пунктов, говорят об аддитивном средовом эффекте. Если же одни генотипы прибавляют по 20 или 10 пунктов, а другие не прибавляют совсем ничего, мы говорим о взаимодействии средовых изменений с генотипами, вызывающем различные фенотипические эффекты у разных генотипов. Второй тип взаимодействия - это т. н. ковариация генотипов и сред, к-рая появляется в тех случаях, когда характеристики генотипа и среды коррелируют друг с другом в популяции. На сегодняшний день мы можем определить наследуемость как отношение генетической дисперсии к общей, или фенотипической, дисперсии: h2 = VG / VP Генетическая дисперсия, VG, раскладывается на четыре компоненты: аддитивную генетическую дисперсию; неаддитивную генетическую дисперсию, обусловленную доминантностью по одинаковым локусам гена; неаддитивную генетическую дисперсию, обусловленную взаимодействием между различными локусами гена (эпистазом), и генетическую дисперсию, обусловленную ассортативностью скрещиваний. Т. о., VG = VA + VD + VEp + VAM Фенотипическая дисперсия VP (наблюдаемая вариативность по конкретному признаку) состоит из следующих компонент: VP = VG + VE + VGE + Cov GE + Ve где VG, как и в предыдущей формуле, - генетическая дисперсия; VE - аддитивная средовая дисперсия, независимая от генотипа; VGE - дисперсия, обусловленная взаимодействием (или неаддитивные эффекты) генотипов и сред; Cov GE - ковариация генотипов и сред, a Ve - ошибка дисперсии, обусловленная ненадежностью измерений. В учебниках иногда пишут, что невозможно оценить относительную значимость наследственности и среды, так же как невозможно сказать, что важнее при определении площади земельного участка - длина или ширина. Это говорит о том, что мн. люди недостаточно хорошо понимают суть проблем и методов Г. п. Мы постоянно имеем дело с разделением дисперсии на компоненты; очевидно, что одиночный земельный участок не имеет дисперсии, и потому вышепоставленный вопрос по отношению к нему лишен всякого смысла. Но если мы возьмем тысячу участков, варьирующих по площади (длине и ширине), то простая процедура дисперсионного анализа могла бы показать нам, какой фактор - длина или ширина - играет более важную роль в определении различий их площади, а тж оценить относительные веса этих факторов. Ничто не мешает нам применять этот подход и к генетическому анализу. То, что нам все время приходится иметь дело с дисперсиями, автоматически превращает получаемые нами результаты в оценки параметров популяции. Это означает, что наши данные относятся к конкретной, четко выраженной, популяции, и потому мы не имеем права распространять их на др. группы. Строго говоря, все наши обобщения не должны выходить за пределы изучаемой популяции. Отсюда становится ясно, что и понятие наследуемости применяется к группам, а не к индивидам. Базисная модель, лежащая в основе всех вышеперечисленных формул, строится на том простом факте, что фенотипические проявления каждого признака обычно детерминируются как генетической конституцией индивида, так и средой его обитания. В его базисной форме фенотип (Р) выражается в виде простой суммы генетических (G) и средовых (Е) эффектов: Р = G + Е. У лабораторных животных мы без труда можем измерить величины G и Е, выращивая, к примеру, принадлежащих к различным линиям мышей в варьирующих (в заданном диапазоне) средах и наблюдая за усредненными характеристиками результативности их поведения. Оценить эффекты G и Е у людей гораздо сложнее, т. к. мы можем лишь в ограниченной степени контролировать генетическую конституцию человека и условия его жизни. Однако наше положение ничуть не сложнее, чем в др. областях соц. наук, где полный контроль эксперим. ситуации невозможен. В действительности оно даже лучше, поскольку биолог. механизмы менделирующей наследственности обеспечивают значительную степень рандомизации генетических и средовых влияний. Логика близнецовых исслед. крайне проста. Все близнецы делятся на монозиготных и дизиготных на основании сходства (МЗ) или различия (ДЗ) очевидных физ. характеристик, про к-рые известно, что они в значительной степени детерминированы генетически. Такими характеристиками могут быть, напр., отпечатки пальцев или множество факторов групп крови. Затем у них измеряют выраженность черты, интересующей исследователей, и то, насколько больше сходства по этой черте обнаруживают МЗ близнецы по сравнению с ДЗ, воспринимается как свидетельство относительной значимости генетических влияний. Дисперсионный анализ близнецовых пар разделяет общую изменчивость IQ на два источника: между парами (ВР) и внутри пар (W). От степени сходства между парами зависит то, насколько средний квадрат между (В) будет больше среднего квадрата внутри (W), и потому отношение (В - W) (В + W) используется в качестве меры сходства, известной как внутриклассовая корреляция. Именно благодаря средним квадратам или получаемым из них корреляциям мы имеем возможность составлять уравнения для средовых и генетических компонентов - VG и VE. Средовую составляющую (Е) следует разложить на две компоненты. Одна из них отражает воздействия общего (из одной семьи) происхождения и одинаковых (или одинаково переживаемых) жизненных событий, тогда как вторая отражает воздействия той части жизненного опыта, к-рый существенно различается у сиблингов, даже если они воспитываются вместе. Межсемейную средовую дисперсию принято связывать с влиянием общей среды (CE), а внутрисемейную, соответственно, с влиянием специфической среды (SE). Это приводит к следующему уравнению фенотипической дисперсии: V(P) = V(G) + V(CE) + V(SE). Дисперсионный анализ близнецовых данных позволяет нам раздельно оценить эти его компоненты. Ненадежность оценки дисперсии (равную единице минус коэффициент надежности) можно скорректировать простым вычитанием ее из V(SE), а затем заново пересчитать общую дисперсию и выразить V(G) в виде доли от этой дисперсии. В дополнение к близнецовому методу в сфере изучения интеллекта, личности, аттитюдов и анормального поведения использовалось множество др. подходов, в числе которых - изучение разлученных МЗ близнецов, сравнение усыновленных детей с их приемными и биолог. родителями, изучение генетической регресии "родители - потомство", корреляций между родственниками и т. д. Главные результаты, полученные в этих областях, к сожалению, невозможно даже кратко рассмотреть в рамках этой статьи. Однако есть все основания утверждать, что генетические факторы оказывают мощное влияние на челов. способности, личность, темперамент, соц. установки и анормальное поведение в целом. Разработанные нами методы и эксперим. планы постоянно совершенствуются, а допустимый предел ошибки статистических оценок становится все более строгим. Г. п. - очень мощный инструмент для исслед. челов. поведения; вызывает сожаление лишь то, что не расширяется ее преподавание студентам, изучающим психологию. См. также Наследуемость, Закон регрессии потомков, Генетическая доминантность и рецессивность Г. Ю. Айзенк

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
2.18 мб

ОТ ГЕНОМА ДО ПОВЕДЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ГЕНЕТИКИ

Ларцева Алина
В последние годы резко возросло число исследований на тему генетики.
Читать PDF
224.41 кб

ГЕНЕТИКА И МОРАЛЬ: К ВОПРОСУ О ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Абрамова Анастасия Владимировна
Учение о том, что мораль имеет биологические истоки является достаточно популярной среди современных философов-моралистов, поскольку удачно вписывается в теорию глобального эволюционизма.
Читать PDF
2.27 мб

Развитие близнецовых исследований личностных черт «Большой Пятерки» в зарубежной генетике поведения

Леньков Сергей Леонидович, Низамова Елена Сергеевна
Статья посвящена осмыслению зарубежной традиции близнецовых поведенческо-генетических исследований.