Гендерное неравенство

Найдено 2 определения термина Гендерное неравенство

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Гендерное неравенство

привилегированное положение одного пола и лишение привилегий другого пола; наблюдается в обществе в целом или в конкретной организации (предоставление рабочих мест, информации, назначение на должности по признаку пола).

Оцените определение:

Источник: Т. Бендас. Гендерная психология: словарь по книге

Гендерное неравенство

характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Феминизация образования в контексте проблемы гендерного неравенства

Серова Анна Евгеньевна
В статье прослеживается взаимосвязь между наличием женского большинства среди работников дошкольного, начального и среднего образования и низким уровнем заработной платы.
Читать PDF

Феминизация образования в контексте проблемы гендерного неравенства

Серова Анна Евгеньевна
В статье прослеживается взаимосвязь между наличием женского большинства среди работников дошкольного, начального и среднего образования и низким уровнем заработной платы.
Читать PDF

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности

Степанов Игорь Сергеевич
В статье рассматривается эмоциональный интеллект как сложный личностный конструкт, изучены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и лидерством.
Читать PDF

Динамика формирования полоролевой идентичности и гендерной социализации у школьников, проживающих в

Кравченко Е.Г.
По выражению А.Н. Леонтьева (1972), «личность рождается дважды»: первый раз внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй как самостоятельный субъект.
Читать PDF

К построению системной модели гендерной индивидуальности

Хоч Надежда Семеновна
Представлены краткий очерк наиболее значимых направлений исследований гендера и гендерных различий в психологии и результаты изучения внутренних (общеконституциональных) факторов формирования индивиду
Читать PDF

Проблемы и перспективы гендерного обучения в современной системе образования

Каримулаева Эльмира Магомедовна, Дамаданова Халун Дамадановна
В порядке эксперимента во многих регионах Российской Федерации в школах создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах.
Читать PDF

Специфика гендерной дифференциации личности в спорте

Дамадаева Анжела Сергеевна
Статья посвящена изучению проблемы гендерной дифференциации личности спортсменов.
Читать PDF

Экспериментальный анализ гендерной дифференциации легкоатлетов различной квалификации и специализаци

Артамонова Т.В.
Читать PDF

Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа

This article is devoted to the study of age-and gender-specific motives of student achievement and its relationship to achievement in schools.
Читать PDF

Трансформация гендерной идентичности: социально-психологический аспект

Шишлова Екатерина Эдуардовна
В статье анализируется проблема гендерной идентичности, раскрываются ее содержание и актуальность с позиций традиционализма и постмодернизма.
Читать PDF

Профессиональная востребованность личности: гендерно-возрастные аспекты

Харитонова Евгения Владимировна
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей развития профессиональной востребованности в онтои профессиогенезе личности.
Читать PDF

Учет гендерной и возрастной специфики в процессе формирования социальной успешности взрослеющей личн

Пятунина Вера Михайловна
В статье приводятся и обсуждаются результаты исследования гендерной и возрастной специфики в процессе формирования социальной успешности.

Найдено книг по теме — 14

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!