ГЕДОНИЗМ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гедонизм
Син.: Гипергедония. Бесконечное стремление к развлечениям, получению удовольствия, наслаждению.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Гедонизм
Вера в то, что любое поведение мотивируется или должно мотивироваться стремлением к удовольствиям и уклонением от страданий.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Гедонизм
Система взглядов и образ жизни, рассматривающие наслаждение целью и высшим благом, к которому должно быть устремлено поведение человека.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ГЕДОНИЗМ
античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии киренаиков оно лежало в основе учения, признававшего смыслом жизни наслаждение - не только телесное, но и духовное.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

гедонизм
[hedonism] Отношение к своим наслаждениям или удовольствиям как к ценности более высокой, чем ответственность за что-либо или права других лиц; излишняя сфокусированность на активном поиске удовольствий. См. также: аскетизм.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

ГЕДОНИЗМ
1. В собственно психологии – теория о том, что поведение мотивируется стремлением к получению удовольствия и предотвращению боли. 2. В этике – доктрина о том, что целью человеческого поведения должно быть стремление к удовольствию и предотвращению боли. Первое употребление описательное, а второе предписывающее.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

гедонизм

(от греч. hedone – наслаждение) – этико-психологическое учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности ее поведения, основным ее мотивом. В новое время г. характерен для утилитаризма.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Гедонизм
Gedonismus - наслаждение, удовольствие. греч. - учение, широко распространенное среди господствовавших классов в древней Греции. Согласно г., человек стремится к наслаждениям и избегает неприятных ощущений, страданий. Поэтому целью жизни, якобы, является максимальное удовлетворение низших инстинктов, влечений, в частности - полового чувства.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Гедонизм
Словообразование. Происходит от греч. hendone - наслаждение.
Категория. Понятие античной культуры.
Специфика. В древнегреческой этике обозначало веселье и удовольствие как принцип жизни. В философии киренаиков оно было положено в основу всего мироздания. При этом смыслом жизни признавалось не только телесное, но и духовное наслаждение.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГЕДОНИЗМ
греч. hedone - удовольствие, наслаждение). 1. Этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни удовольствие. В житейских ситуациях гедонистом называют человека, умеющего в любых обстоятельствах отыскать лучшую сторону и путем ограничения своих желаний с помощью рассудительности и самообладания обеспечить себе спокойствие, нередко довольствуясь малым. 2. См. Гипергедонизм.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ГЕДОНИЗМ
учение, широко распространенное среди господствовавших классов в Древней Греции, согласно которому человек всегда стремится к наслаждениям и избегает неприятных ощущений. Согласно этому учению, целью жизни является максимальное удовлетворение врожденных инстинктов и влечений, в частности половых. Однако в реальной жизни на передний план часто выходит удовлетворение социальных и духовных потребностей.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

ГЕДОНИЗМ
от греч. hedone – наслаждение) – 1. Разновидность теоретического обоснования морали, выводящего добро из наслаждения. 2. Система взглядов, образ жизни, в основе которого лежит принцип наслаждения. Как показатель исполненности желания и важный фактор жизненного благополучия человека наслаждение является положительной ценностью. Г. сам по себе явно конфликтогенен, поскольку человек практически не может проводить жизнь в наслаждениях, не делая этого за счет др., не нанося ущерба окружающим. Поэтому в интересах предупреждения социальных и внутриличностных конфликтов необходимо бороться с идеями и практикой Г. Гораздо более конструктивен с т. зр. конфликтогенности, интересов личности и общества аскетизм – система взглядов и образ жизни, противоположные Г.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Гедонизм
от греч. hedone «удовольствие») – чрезмерная любовь к удовольствиям и соответствующее мировоззрение. Сочетается с любовью к вину, с пьянством, со сладострастием, часто – с гурманством, со стремлением поменьше и полегче работать, к прожиганию жизни. Типичная реакция на гедонизм – осуждение или, наоборот, сочувствие.
Давайте пить, воспоем Вакха… Прошлого уже нет, настоящее ускользает от нас, а будущего еще нет. Единственный прекрасный момент жизни – это тот, когда наслаждаются. Предадимся безумию, отдадим наше время удовольствию, презрим богатство и напрасное величие; любовь, вино и красота – вот счастье жизни, будем любить, будем пить, воспоем Вакха (Вакхический гимн древних греков).
…Он хорошо осведомлен о нраве Манон. Он узнал, не ведаю откуда, что она любит роскошь и удовольствия… (А. Прево, Манон Леско)
Ср. песню «Оделась туманом Гренада» из оперы А. Даргомыжского «Каменный гость». Ср. эпикуреизм.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Гедонизм
(от греч. hedone — «удовольствие, наслаждение») — в этике, принцип жизни, заключающийся в стремлении к удовольствиям, наслаждениям, веселью. Все это наряду с желанием избежать боли рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его по
ведение. В философии киренаиков смыслом жизни объявлены не только телесные, но и духовные радости. Только мудрый, проницательный умеет правильно наслаждаться, он не следует за каждой возникающей прихотью и, если наслаждается, не отдается полностью наслаждению, но может стоять над ним.
Гедонистические эмоции возникают при удовлетворении потребности в душевном и телесном комфорте. Проявляются в приятных физических ощущениях, чувстве беззаботности, безмятежности, неги. Интенсивность переживаний может быть разной: от небольшого удовольствия до переживания сладострастия.
Литература
Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. М., 1992.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Гедонизм
греч. hedone - удовольствие, наслаждение) - 1. в философии - аксиологическое учение, рассматривающее наслаждение как основную жизненную ценность человека (греч. axios – ценность); 2. в психологии – известная с античного времени концепция, согласно которой поведение человека мотивируется, в основном, стремлением к удовольствию и предотвращению боли. В развитых странах такая философия жизни распространена ныне особенно широко, причем в немалой степени это связано с влиянием классического психоанализа с его культом секса и культурной политикой, согласно которой человек в погоне за сиюминутными наслаждениями утратит способность замечать существующих проблем или такая способность не получит должного развития. Возражая принципу гедонизма, А.Шопенгауэр писал, что на самом деле главной заботой человека является не удовольствия и развлечения, это влечет ложную, чреватую разочарованием и внутренней пустотой жизненную ориентацию, а стремление по возможности меньше страдать, преодолевая неизбежные трудности; 2. в психопатологии - болезненная страсть к развлечениям, удовольствиям, наслаждениям (см. Гипергедонизм).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ГЕДОНИЗМ
философско-психологическая доктрина, утверждающая, что поведение человека в основном управляется двумя базисными потребностями (стремлениями): получением удовольствия и избеганием неудовольствия. Эта доктрина возникла в древности и неоднократно подвергалась критике. Основное критическое замечание, высказываемое в адрес Г., заключалось в следующем. Указанные выше противоположно направленные потребности (стремления) действительно присущи человеку, однако сводить к ним все виды мотивов поведения человека неправильно. Есть такие потребности и мотивы человека, для которых получение удовольствия и избежание неудовольствия вовсе не является главным. В настоящее время отношение ученых к доктрине Г. двойственное и зависит от того, какой смысл вкладывается в понятия удовольствие и неудовольствие. Если поведение человека связывается только с удовлетворением органических потребностей, тогда эта доктрина признается ошибочной; а если имеется в виду удовлетворение, получаемое не только от органических, но и от высших, в частности, духовных потребностей человека, то данная теория в общем рассматривается как правильная. См. потребности, потребности духовные, потребности органические.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ГЕДОНИЗМ
ГЕДАНІЗМ / HEDONISM в широком смысле– аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, т. е. средствами достижения удовольствия). В узком смысле Г.– стремление к получению чувственных удовольствий. Изначально Г. развивался как философско-этическое учение, согласно которому высшей целью и наибольшим благом человеческой жизни является удовлетворение своих потребностей, достижение блага. Яркий последователь идей Г. древнегреческий философ Эпикур (342–271 гг. до н. э.) отмечал: «Я со своей стороны не знаю, что разуметь мне под благом, если исключить удовольствия, получаемые посредством вкуса, посредством любовных наслаждений, посредством слуха и посредством восприятия красивой формы». Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели– получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Добро– это то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а злом считается то, что влечет за собой страдание. Г. Свиджвик ввел различие между этическим и психологическим Г. Психологический Г. является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости, физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. На сегодняшний день психологические и философские задачи Г. группируются вокруг проблемы поиска нейрофизиологических детерминант Г. Если такие детерминанты будут найдены, то это значит, что психологический Г. верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит одна и та же детерминанта. В качестве такой детерминанты К. Фристон предложил идею стремления к минимизации информационной свободной энергии. Согласно В. Б. Швыркову, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определенными метаболитами. С. Е. Мурик в качестве непосредственного нейрокоррелята удовольствия видит уровень поляризации мембран отдельных нейронов. Явление, обратное Г.,– ангедония. Ангедония / Ангеданія / Anhedonia– понятие ввел Т. Рибо для обозначения нарушенной способности испытывать удовольствие у больных с серьезными соматическими заболеваниями. Позже было установлено, что неспособность испытывать удовольствие от жизни является ключевым дефицитом при шизофрении. С. Радо полагал ангедонию следствием накопленного больными опыта переживания отрицательных эмоций, источником которых являются социальные и психосоциальные факторы. Ангедонию также обнаружили при депрессивных расстройствах, но она была временным состоянием, ангедония при шизофрении– явление постоянное. Социальная же ангедония трактовалась как вторичная, как следствие неус пешно го опыта, неудовлетворительного социального взаимодействия. Дж. П. Чапман, Л. Дж. Чапман и М. Экблад разработали шкалы для измерения уровня ангедонии. В зарубежных работах последних лет чаще предлагается трактовка ангедонии как сложного феномена, с выделением первичной гипогедонии– предиспозиции, основанной на генетическом факторе, и вторичной гипогедонии– устойчивой черты или установки, отражающей опыт взаимоотношений личности с жизнью в целом и более непосредственно причастной к развитию шизофрении. На сегодняшний день в психологии по отношению к Г. существуют самые различные позиции– от довольно отимистических, которые рассматривают его как личностный и терапевтический ресурс, до весьма негативных, когда Г. выступает как деструктивная для социума и человека ценность, насаждаемая в техногенной цивилизации. Существуют психодиагностические методики для диагностики Г. и ангедонии: методика Ш. Шварца (ценностный опросник (ЦО)– содержит шкалу «Гедонизм»; шкалу для оценки социальной ангедонии (Revised Social Anhedonia Scale– RSAS) , которая была адаптирована российскими учеными О. В. Рычковой и А. Б. Холмогоровой. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
194.27 кб

Аскетизм и гедонизм массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В статье анализируется феномен «массовая культура» и характер ее влияния на субъекта. Современной массовой культуре присущи одновременно как гедонизм, так и аскетизм, которые не всегда являются противоположными понятиями.
Читать PDF
500.01 кб

Постмодерн, гедонизм и мученичество (цивилизационные детерминанты и этические аспекты религиозного э

Чудинов С. И.
В статье представлены результаты философского исследования некоторых важнейших цивилизационных детерминант и этических аспектов религиозного экстремизма в современной мусульманской культуре на примере его наиболее специфичной форм
Читать PDF
102.56 кб

СЕМЬЯ: ПРОКРЕАЦИЯ, ГЕДОНИЗМ, ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

Голод Сергей Исаевич
В статье речь идет об эволюции семьи. Мы указали на три семейных типа: «традиционный», «детоцентристский» и «супружеский». Первый просуществовал с римских веков до XVII в., а именно, до таких философов, как Дж.
Читать PDF
592.15 кб

Верификация инструментов дискурса об удовольствии: о происхождении и значении термина «Гедонизм»

Дробович Антон Эдуардович
В статье осуществлена попытка уточнения значения и исследования происхождения одного из элементов дискурса об удовольствии – термина «гедонизм».
Читать PDF
252.67 кб

Гедонизация игровой культуры молодежи: что может противопоставить этому современное образование?

Репринцева Е. А.
Reprintseva Y.A. Hedonization of the youth's game culture: is there anything the modern education can oppose to it?
Читать PDF
252.67 кб

Гедонизация игровой культуры молодежи: что может противопоставить этому современное образование?

Репринцева Е. А.
Reprintseva Y.A. Hedonization of the youth's game culture: is there anything the modern education can oppose to it?
Читать PDF
172.16 кб

Критика Вл. Соловьёвым гедонизма и духовный кризис нашего времени

Гусакова Т. Ф.
Читать PDF
265.13 кб

Критика Вл. Соловьёвым гедонизма и духовный кризис нашего времени

Гусакова Т. Ф.
Читать PDF
326.90 кб

Идеалы эскапизма и гедонизма в XXI веке: возрождение этики удовольствия

Касьянова Екатерина Викторовна
Статья рассказывает об этической системе, укоренившейся в массовой культуре, контуркультуре, молодежных субкультурах, и отмечает такие черты этой системы, как эскапизм, гедонизм.
Читать PDF
275.36 кб

Творческие практики как форма социального гедонизма

Бородина С. Д., Еманова Ю. Г., Яо М. К.
В статье рассматривается потребность человека в творчестве рассматривается как стремление к новизне, преобразованию и наилучшему решению возложенной на человека задачи.
Читать PDF
240.71 кб

К вопросу об истоках и развитии современного гедонизма

Неганов Владимир Владимирович, Стрелкова Нина Владимировна, Щёлоков Константин Станиславович
Анализируются истоки и логика развития современной гедонистической культуры. Об актуальности темы свидетельствуют многочисленные факты проявления кризиса постмодернистской западной цивилизации находящейся во власти гедонизма.
Читать PDF
147.53 кб

Роль гедонизма в построении модели «Homo economicus»

Ковшов Е. М.
В статье кратко представлена эволюция понятия: «homo economicus» с XVIII века по настоящее время. Показано, как в постиндустриальном обществе XX—XXI вв.
Читать PDF
26.31 мб

Два аргумента против гедонизма в платоновском «Горгии»

Серёгин Андрей Владимирович
В статье рассматриваются некоторые логические и концептуальные проблемы, связанные с двумя формальными аргументами против гедо-низма, которые платоновский Сократ выдвигает в беседе с Калликлом в диалоге «Горгий».