ГАРБУЗОВ Николай Александрович

Найдено 1 определение
ГАРБУЗОВ Николай Александрович (1880— 1955)

Николай Александрович (1880— 1955) — специалист в области музыкальной психоакустики, д-р искусствоведения (1940). Создатель оригинальной концепции зонной природы музыкального слуха. В 1906 г. окончил Горный ин-т в Петербурге, в 1916— Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. В 1921 — 1931 гг. вел исследовательскую работу в созданном при его непосредственном участии Государственном институте музыкальной науки (ГИМН), был его директором. С 1932 работал в НИИ при Московской консерватории, с 1934 по 1937 г. — его директор. С 1923 по 1951 г. — профессор по классу акустики, в 1933 — 1948 г. руководитель акустической лаборатории Московской консерватории. Г. принимал активное участие в организации Института истории искусства АН СССР (1944) и возглавлял его музыкальный сектор. Основное направление исследовательской деятельности Г. — проблемы слухового восприятия. Наиболее значительное достижение в этой области — обоснование зонной природы музыкального слуха. На основе анализа экспериментальных данных выдвинул положение о том, что музыкальное восприятие имеет не точечный, а зонный характер, что в пределах зоны (например, в пределах одного определенного ступеневого качества) музыканты различают множество оттенков звука, каждый из которых может быть использован в высокохудожественном исполнении музыки как средство музыкальной выразительности. Выдвинул идею зависимости выбираемой интонации от музыкальных отношений между звуками и от образно-эмоционального содержания произведения. В отношении звуковысотной организации музыки пришел к выводу, что математические строи существуют только отвлеченно теоретически, что реально музыка исполняется в зонном строе, который заключает в себе бесчисленное множество интонационных вариантов, а каждое исполнение музыкального произведения представляет собой неповторимый вариант этого строя. На основании своих экспериментов Г. уточнил типологию музыкального слуха и показал, что внутризон-ный интонационный слух при помощи специальных упражнений может быть активно развит. В результате трудов Г. и его последователей музыкальная акустика обрела новое (после трудов Г. Гельмголь-ца, К. Штумпфа, Г. Фехнера и др.) качество: превратилась в инструмент познания сложнейших в психологическом плане творческих процессов. Основные труды Г.: Теория многоосновности ладов и созвучий . 1-2. М., 1928—1932; Музыкальная акустика (в соавт.), М.-Л., 1940, 1954; Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; Зонная природа динамического слуха, М., 1955; Зонная природа тембрового слуха, М., 1956. Ю. Н. Рагс

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005